Проблема человека и философская антропология

Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Дата добавления: 2014-12-25; просмотров: 113; лекция была полезна: 0 студентам у ; не полезна: 0 студентам у ; Читайте также: Вопрос о сущности человека является предметом специальной отрасли знания - философской антропологии. В ней исследуется родовая сущность "человека вообще". Человек представляет собой наиболее сложный объект исследования. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Сущность человека едина, и ее образует совокупность надприродных социетальных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определенность. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Основные черты человека: сознание, способность мышления, труд, Культура и Социальность. Мы подходим к человеку с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека. Но ни одно измерение в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу. Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Она свободна там, где не только служит средством для осуществления общественных целей, но и выступает самоцелью для общества. Понятие индивида указывает на отдельную особь как представителя высшего биологического вида человечества и социума. Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная ролевая характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. Более глубокая интерпретация раскрывает ее в сущностном плане: она здесь — сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий в рамках социума и внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, Своего места в мире. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер — психологический стержень человека, стабилизирующий его активность. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности формируют социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я — индивидуальное существо. Индивидуальность не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она — это самая устойчивая основа. Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по google: studopedia. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения использования!

См. также