Стихи про звуки для детей

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ? Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно. Сигматизмы искаженное произношение свистящих и парасигматизмы замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т. Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии нарушение звукопроизношенияно и к дислексии нарушение чтения и дисграфии нарушение письма. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине. У некоторых детей особенно у тех, кто крепко дружил с соской! А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка — и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» упражнение «Горочка». Хорошо, если удастся, а нет — придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте. Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается. Итак, нижние зубы — уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем. Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы! Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы при межзубном сигматизменаучите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» Артикуляционное упражнение «Ручеёк». Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка без серной головки и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык — внизу ротовой полости и не высовывается! Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду! Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи! Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка — Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях « Горочка», « Альпинист», « Ручеёк»прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает. И так — несколько. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами. Эти четыре упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка» необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма. И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки. Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»что при борьбе с межзубным сигматизмом см. Наконец, все в порядке. Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка. Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч. Самое главное — укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка. Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» Упражнение « Накажем непослушный язык». Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы «упражнение «Забьём гол в ворота». Чем больше голов, тем. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться. А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что: Футбольный мяч. Во дворе футбольный мяч Целый день носился вскачь. Вместе с нами он играл, Но сучка не увидал. Нам жалко так его! Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным не съезжать вбок! Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка. По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений «Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота». Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме третий раздел этой статьи. Слышишь, как поет она? Эту песенку водички Капли, дружные сестрички, Напевают в тишине Ветру, рыбкам и луне. АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо. СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы. Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса. Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу. АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час. ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс. УС-УС-УС: Это нитка бус. От осы — укус. ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс. СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка СЁ: сёмга, Сёма, весёлый СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Севу в гости пригласи. СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе. СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все! СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё. СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сорок сорок съели сыра кусок. В саду у Дуси утки и гуси. Саня и Костя идут к Соне в гости. Саня с невестой месят тесто. Саня сено косит, а Соня сено носит. Сеня во сне сидит на сосне. У соседа — домоседа есть сосед — непоседа. В миске у киски вкусные сосиски. Испугали Люсю бабусины гуси. У Фроси на подносе ананас и абрикосы. Соня и Стас съели ананас. Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал. У соседа домоседа есть сосед непоседа. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Благоухает третий день В саду персидская … СИРЕНЬ. Любит сало эта птица Желтогрудая … СИНИЦА. К стрижу приполз усатый жук, Просил скроить ему … СЮРТУК. Приглашает всех ребят Урожай отведать … САД. Налетело много ос, Береги, малыш, свой … НОС. Не боится он жары. Он — любимец детворы, Добродушен и умен Лопоухий этот … СЛОН. По ночам она не спит, Очень зорко вдаль глядит. Словно тыква голова Это — хищная … СОВА. Работать над ними надо аналогично. Если ребёнок оглушает эти звуки произносит их без голосанадо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло своё или взрослого и слушает история. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. За-за-за, за-за-за, За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы, Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе, Сено мы дадим козе. У Зои и Зины бузина в корзине. У зайка Бубы разболелись зубы. Звала Зося зайку в гости. Идет Назар на базар, купит козу Назар. Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка. В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны. У Зои мимозы, а Зины розы. Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок. Роза мёрзнет от мороза. Зина в магазине забыла корзину. В магазине купили Зине корзину. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения! Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» цветы«чиплёнок» цыплёнок«сэлый» целый плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров — большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц? Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: « У цыплёнка Цыпа цепь». Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа — сэпь». Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Ставим звук Ц сами! Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ они приоткрыты в улыбке. Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой. Поиграем в жмурки со звуком Ц! У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа — тепь». А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА — ЦУ — ОС — СЫ — ЦЫ — СЕ — АЦ — СО — ЦЕ - … и т. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку — убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет орешков на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки? Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов с внутренней стороны. Повторите этот приём несколько. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме. И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов палец следует класть горизонтально. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется. Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку видны верхние и нижние зубки. Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги : ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Закрепляем звук Ц в речи. Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии ДЦПалалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Для каждого малыша этот процесс индивидуален. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги: Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т. Цо: цок-цок, цокот, цокотуха. Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т. Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок. Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т. Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы: -Где лежит сахар хлеб, конфеты, сухари, фрукты? Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он — волк, а она - …? » Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи? Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т. » Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь. Например, как мы назовем девушку девочку? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т. Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т. »: печенье — печеньице, варенье — вареньице одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т. Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок. От подбора слов переходите к чистоговоркам работа с предложениямикоторые можно придумать и самим: Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце. Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу. Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца! Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца. Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец! Продолжайте в том же духе! Потешки и прибаутки - отличные помощники! В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки: Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы! Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки. Возле кадки блюдца: Все они напьются! Цок, цок, цок, цок! Я лошадка — серый бок! Я копытцем постучу, Если хочешь — прокачу! Посмотри, как я красива, Хороши и хвост, и грива. Цок, цок, цок, цок! Я лошадка — серый бок! Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной маменьке — платок. Братьям-соколам — По козловым сапогам, Сестрицам-лебедицам — По белым рукавицам. Пошла утица по водицу, Повстречала девицу. У девицы косица И сарафанец из ситца. Целится стрелец в цель, Да сбит на ружьеце прицел. Целый день Стрелец чинит прицел. Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек. Автор статьи: Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории. Появляются они позже остальных. Мы ещё не пробовали различать на. При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт обязательна.

Карта сайта

53 54 55 56 57 58 59 60 61

См. также