Коловрат – это древний славянский амулет. Его изображение можно было встретить на стенах жилищ и святых мест. Это один из самых популярных символов как у древних славян, так и в современном обществе. Кроме того, его использовали и продолжают активно использовать и другие народы.

В данной статье мы расскажем, что означает коловрат и кому можно носить такой оберег.

Коловрат – это свастика, которая изначально имела четыре луча. Со временем их стало шесть, а теперь можно встретить и восьмилучевой оберег. Коловрат активно использовался нацистами в своей идеологии. На самом деле никакого отношения к фашизму она не имеет. Коловрат - это свастика, означающая движение Солнца, которое никогда не останавливается, а также взаимодействие всех богов, почитаемых на Руси.

Помимо этого, коловрат внешне напоминает схематическое изображение нашей галактики. До сих пор нет единого мнения ученых в том, как древние славяне узнали о ней.

Некоторые думают, что это лишь совпадение, другие полагают, что наши предки обладали тайными знаниями. Суждений по этому поводу великое множество. Тем не менее, факт остается фактом – коловрат похожа на схему Галактики.

Слово коловрат состоит из двух слов: «коло», что означает колесо, а также круг и «врат», т.е. вращать. Именно такое сочетание определяет значение оберега, которое заключается в переходе от плохого к хорошему, от недуга к здоровью и т.д. Другими словами, колесо вращается, делает полный круг, и жизнь меняется в лучшую сторону.

Помимо этого, знак Коловрат означает Солнце, Священный огонь. Именно он борется с тьмой. Славянский коловрат символизирует таких богов, как Сварог, Дажьбог и Хорс. Это светлые божества, которые покровительствую людям. Они дают им энергию Солнца. Она помогает человеку не заблудиться во тьме и согревает его. Славянский оберег коловрат, поскольку олицетворяет солнце, вносит в жизнь людей свет и тепло. Он отгоняет злые силы и наставляет на путь истинный.

Существует множество вариантов выполнения данного оберега. Например, коловрат, заключенный в солнце, рунный круг. В данном случае оформление не имеет принципиального значения. Внимание следует обращать только на количество лучей амулета, поскольку в каждом случае смысл будет различным:

  • Коловрат с четырьмя лучами – такой амулет олицетворяет энергию Огня.
  • Шестилучевой коловрат – данный оберег даст человеку покровительство бога, имя которому Перун.
  • Восьмилучевой коловрат – такой оберег обозначает свет Солнца, а также небесный Огонь.

Символ коловрат можно носить и мужчинам, и женщинам.

Выбирая амулет, следует смотреть на направленность лучей. Так, мужской оберег – это правосторонний коловрат, т.е. все его лучи должны быть направлены по часовой стрелке.

Данный талисман дает защиту от злых сил, помогает приобрести уверенность в себе и дает мужественность. Помимо этого, он может сохранить жизнь и здоровье в том случае, если мужчине предстоит защищать родную землю от врагов с оружием в руках.

Оберег помогает принять верное решение в сложных ситуациях. Что касается женского варианта оберега, то в данном случае следует выбирать левосторонний коловрат, т.е. амулет, лучи которого направлены по противочасовой стрелке. Благодаря ему представительницы прекрасного пола обретали счастье и любовь. Помимо этого, оберег давал женщине защиту от злых сил. Каждый славянин знал, что такой талисман должна носить будущая мама во время беременности. Он помогал произвести на свет здорового ребенка и облегчал роды.

Особенности использования и изготовления оберега

Символ коловрат славяне обычно вышивали на одежде. Для этого использовались только натуральные ткани и нитки. На вышивке при этом не должно получиться ни одного узла. Если в процессе работы нитки спутывались, то изображение распускалось, и работа начиналась сначала.

Помимо этого, изображение коловрата можно наносить на стены жилья. В данном случае оберег защищал дом от недобрых людей и несчастий.

Славянский символ коловрат нельзя делать самому себе. Самостоятельно изготавливать его могут только кровные родственники по доброй воле. Амулет можно приобрести в готовом виде. Главное – знать, из какого материала нужно выбирать оберег:

  • Золото – такой металл подарит владельцу заряд жизненных сил. Помимо этого, он даст уверенность в себе и избавит от проблем с сердечно-сосудистой системой.
  • Серебро – данный металл высоко ценился славянами. В этом нет ничего удивительного, поскольку он обладает мощной энергетикой. Благодаря этому серебро отражает негатив, который направлен на владельца талисмана. Оно обостряет интуицию и обладает лечебными свойствами, которые помогают справиться с различными недугами.
  • Дерево. Для женщин рекомендуется выполнять оберег из березы. Такая древесина помогает девушке открыть в себе женское начало. Благодаря березе девочка вырастала хорошей, заботливой женой и любящей матерью. Данное дерево оберегает от недугов, злых сил, помогает найти свою любовь и придает уверенности в себе. Лучшее дерево для изготовления мужского оберега – это дуб. Он защитит от злых сил, а также дарует мальчику мужественность, силу и мудрость.
  • Из чего бы ни был изготовлен амулет для личного ношения, перед его использованием нужно провести особую процедуру, речь о которой пойдет далее.

    Процедура очищения оберега коловрат

    Перед тем как надеть талисман на себя, нужно выполнить специальную процедуру очищения. Для этого амулет надо немного подержать в проточной воде. Можно даже использовать воду из крана. Если же оберег изготовлен из дерева, нарисован на стене и т.д., то можно просто окропить его. Также амулет можно очистить огнем. Если он изготовлен из металла, то его нужно три раза пронести через пламя свечи. В остальных случаях коловрат можно оставить на солнце на несколько минут.

    Оберег эффективно очищает от негативной энергии поваренная соль. Для этого нужно амулет положить в нее на 12 часов. Можно оставить его на всю ночь. После процедуры очищения можно оберег надевать на себя. Если речь идет о подвеске, то вдевать ее следует в цепочку или того же металла, что и талисман или вешать его на натуральную нить. Первые три дня с ним вообще не рекомендуется расставаться. Тогда он «запомнит» энергетику владельца и сольется с ней.

    Коловрат – это оберег, знакомый каждому славянину на Руси. Его мощная магическая сила защищала от темных сил, бед и недугов. Кроме того, амулет даровал счастье, любовь и благополучие. Однако носить его можно только добрым людям. Злого человека амулет может покарать и разрушить его ауру, что приведет к гибели. Поэтому перед тем как использовать, следует очистить свои мысли от негатива и освободить сердце от злобы.

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение - «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали».

Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении - абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками?

Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени - Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых - не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении.

Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

  • Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
  • Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT ), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловр ат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
  • Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк-фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

9 февраля 2014 года молодой человек по имени зашел в церковь города Южно-Сахалинска и расстрелял из ружья находящихся там прихожан. Этот молодой человек увлекался неоязычеством .

«…и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крѣпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству». – Повесть о стоянии на Угре // Полное собрание русских летописей. Т. 24: Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921.

В 90-е годы ХХ века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в Христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002) приводит следующую информацию: «Крест “гамматический” (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивались на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

«Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный) . В Западной Европе назывался арбалетом». – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пг.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909.

Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

Сalendae (календы) – названия первого дня каждого месяца в Древнем Риме. См.: Рубан Ю.И. Что такое календарь? // Библия в русском переводе. М., 1999. Также стоит отметить тот факт, что в нашем языке, в отличие от некоторых европейских, никаких языческих отголосков не осталось даже в названиях дней недели, что бесспорно подтверждает присутствие таких явных христианских наименований, как «суббота» и «воскресенье».

Введение

Если в наших предыдущих статьях мы рассказывали о символах, значение многих из которых известно лишь тем, кто осознаёт себя частью многотысячелетней славянской культуры, то темой сегодняшнего дня станет символ, о котором слышали почти все. Это священный символ славянских народов – Коловрат .

О Коловрате, что, к слову, бывает очень редко по отношению к древним славянским символам, есть достаточно хорошая статья на Википедии. Но, конечно, суть данного символа сложно передать энциклопедическими терминами, да что говорить, и художественным языком описать его трудно. Ведь Коловрат для настоящего славянина – это некий столп Родной Веры. Скажем даже больше, Коловрат освещает жизненный путь, ведущий по стезе Прави, завещанной нам нашими Великими Богами и Предками.

Значение символа

Значение символа «Коловрат» должен знать каждый. Но описать его коротко, как мы делали с другими славянскими символами, совсем непросто. Сухо можно сказать, как в той же Википедии – знак Солнца, круговорота всего сущего, постоянства движения бытия и так далее. Но смысл Коловрата гораздо глубже.

Попробуем объяснить аналогией. Слышали про птицу-Феникса? Она возрождается снова и снова. Как и Солнце, которое нельзя так просто взять и погасить. Так вот, Коловрат означает постоянное возрождение исконной Веры наших предков. Какие бы гонения на неё не происходили, какие бы козни не строили враги, Родная Вера вновь поднимает голову и реинкарнирует в том или ином виде. Фактически, вместе с ней также просыпается и исконно славянская ментальность, которая отличает наш народ от других. Получается, Коловрат – это знак силы славян , сопротивляемости их внешним угрозам, невозможности их морального и физического уничтожения. Поэтому на него так остро и реагируют древние враги славяно-ариев. Если показать символ Коловрат какому-либо человеку, то, по его реакции, можно все о нем узнать: ведь ненавидеть Коловрат способно только существо из мира тьмы.

Да, символ Коловрат всегда сопутствовал нашим Древним Предкам в их славных делах. Он окроплен кровью о полит потом наших ушедших поколений, которые отстояли Святую Русь в ратных подвигах и честных трудах. Коловрат (Сварожье Колесо) символизирует вечное вращение Вселенной, но его основное предназначение – всегда напоминать нам о Солнце и Свете, поскольку он несет в мир созидание и жизнь. Ещё Коловрат – это смена космических эпох; годовые циклы; смена ночи и дня.

Этимология

Русское слово «Коловрат» состоит из двух частей: Колом в древней Руси называлось Солнце, а Вратами – Ворота, Вращение или Возвращение. Следовательно, Коловрат – это Ворота Солнца или Возвращение Солнца. А значит родноверов можно смело называть – Возвращающими Солнце!

Область применения


Современные славяне-родноверы знают обо всём этом и поэтому используют Коловрат на своих знаменах , флагах и гербах. Более того, Коловрат – это основа основ всей веры наших предков. Они были умны и знали, что мир находится в движении, и всё меняется, меняться не должна лишь суть человека, его моральные принципы, сила духа.

Коловрат бывает шестилучевым и восьмилучевым . Восьмилучевой Коловрат к прочему является ещё и знаком бога Сварога – созидателя и творца Вселенной, бога, подарившего людям не только жизнь, но и огонь, металл, орудия труда. Символ Сварога означает высшую мудрость и справедливость, символизируя саму Правь.

Даже цвета, в которые может быть окрашен символ Коловрат, также имеют чрезвычайно важное и большое значение: черный цвет символизирует перемену, изменение; небесный цвет – обновление; цвет огненный является символом возрождения; белый - и так всем понятен. Чаще всего солнечный символ Коловрат можно увидеть ярко-желтого цвета, изображенным на красно-чёрном фоне.

Ношение атрибутов (