До 1790 года она называлась "Преображение Господне, что на Б.Ордынке". Несмотря на то, что престол Преображения находится в центральной части основного храма, церковь с конца 18 века более известна под именем "Скорбященской". Впервые церковь Преображения на Б. Ордынке упоминается в книгах патриаршего Приказа 1625 года. Первоначально она состояла из главного предела Преображения Господня и придела во имя преподобного Варлаама Хутынского. В писцовых книгах 1657 года церковь упоминается как деревянная. По сообщению церковных ведомостей в 1685 году на средства замоскворецкой жительницы Евдокии Акинфовой вместо бревенчатой церкви была построена каменная.
Со второй половины 17 века церковь на Б.Ордынке получает новое название в честь чудотворной иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", который находился в Преображенском храме, был прославлен силой чудотворений в 1688 году, исцелив родную сестру патриарха Иоакима - рабу божию Евфимию. Она страдала от тяжелой болезни и готовилась к смерти.Будучи глубоко верующей, она со слезами молилась и взывала о помощи к Божией Матери. И по наитию свыше, Евфимия услышала голос, советующий ейпригласить в дом священника из храма на Ордынке с образом Богоматери и совершить молебен с водосвятием. Болящая так и сделала. По окончании молебна, испив воды и получив окропление, Евфимия исцелилась.


С этого времени храм Преображения на Ордынке стал известен всей верующей Москве под именем "Скорбященского" и в честь Матери Божией в 1713 году был устроен небольшой придел.Позднее на средства прихожанки Любовниковой в 1777 году к церкви был основательно пристроен придел во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". И уже во всех указах Московской духовной Консистории с 1801 года храм на Ордынке стал называться по чудотворному образу Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
С устройством нового придела завершился первы период в истории Скорбященской церкви. второй строительный период связан с именем русского зодчего второй половины 18 века Василия ивановича Боженова. Строительство началось по инициативе московских купцов братьев Долговых, которые предложили построить на месте прежней новую Скорбященскую церковь. Средства на эту постройку были собраны в результате " подаяния к Образу Божией Матери", но более всего от пожертвования московского первой гильдии купца Афанасия Долгова- прихожанина церкви. В качестве архитектора приглашается муж племянницы луки Долгова - В.И. Баженов.
Строительство начинается в 1783 году. По проекту В.И. Баженова была построена трапезная с двумя приделами: Скорбященским и Варлаамским, а также колокольня. В строительстве храма В.И. Баженов сохраняет принцип ярусной высотной композиции, характерный для древне-русского зодчества, с богато декорированнымит четвериками, восьмериками колоколни, вводит круглые пластичные объемы.
Первый по значимости придел в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" был освящен в день её праздника, то есть 24 октября (6 ноября н.с.)1790 года митрополитом московским Платоном левшиным.
Второй придел в честь Варлаама Хутынвкого Чудотворца был освящен 26 января 1791 года епископом Дмитровским Серапионом, викарием московской епархии. Придел преподобного Варлаама хутынского был сооружен не случайно. Его постройка находится в связи сособым отношением московских великих князей и царей к Хутынскому монастырю в Великом Новгороде. Хутынский монастырь был основан в 12 веке Преподобным Варлаамом. в 1462 году, когда великий князь Иван Васильевич III был в Хутынском монастыре и пожелал видеть открытые мощи преподобного, из его гроба выпвалось пламя, чудесно поразившее князя, но не причинившее ему никакого вреда. Именнно тогда и начинается почитание преподобного Варлаама московскими князьями. Сын Иоанна III, Василий III, глубоко чтил преподобного, предсказавшего ему победу над Литвою и крымским ханом.
По убеждению царя Иоанна Васильевича Грозного своей победой над Казанским ханством он был обязан заступничеству и молитвам преподобного Варлаама. заступничество преподобного Варлаама в борьбе московских князей с Ордой и послужило причиной постройки в 17 веке церкви Преображения с приделом Варлаама Хутынского на большой Ордынке.
Третий период период строительства храма начался в 1831 году и связан с именем известного зодчего Осипа Ивановича Бове.20 сентября 1836 года церковь во имя Преображения Господня была освящена митрополитом московским Филаретом (Дроздовым).

В ХРАМЕ

Киоты с чудотворной иконой "Всех Скорбящих Радость" и чтимой иконой преподобного Варлаама Хутынского чудотворца помещены на значительной высоте и для подхода к ним молящихся сделаны возвышения, к которым с двух сторон ведут полукруглые лестницы. Центральную часть композиции занимают сами чтимые иконы, каждую из которых как бы держат скульптурные изображения двух ангелов, выполненных из белого мрамор.Увенчаны иконы также двумя фигурами сидящих ангелов. над изображением Девы Марии они держат корону, как бы увенчивая ею Царицу неба и земли, а над изображением преподобного Варлаама Хутынского - скрижали с десятью заповедямиМоисеевыми. Под каждой из икон помещены написанные на бронзовых досках тексты молитв. Оба иконостаса обоих приделов совершенно одинаковы, они различны только помещенными в них иконами. Справа и слева помещены иконы Спасителя и Божией Матери в нижнем ряду и по две круглых иконы праздников выше. В центре между колоннами помещаются резные ажурные царские врата с овальными иконами Благовещения и круглыми Святых евангелистов. над аркой царских врат помещены иконы Тайной Вечери. Иконостас придела в честь иконы "Всех Скорбящих Радость" увенчивает икона коронования Девы Марии, а придела преподобного Варлаама Хутынского - Вознесения. По бокам этих икон помещены овальные иконы страстей Христовых. В храме находятся особо чтимые иконы: мч.Лонгина Сотника,Казанской Божией Матери, Светителя Николая и др.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
В начале 1930-х гг. храм был закрыт, с колокольни сбросили колокола. Здание было передано под запасник Третьяковской галереи, и во многом благодаря ее сотрудникам удалось сохранить многое из уникальных интерьеров даже во время Великой Отечественной войны. В 1948г. храм был заново освящен, и в 1950г. там уже регулярно стали проводиться службы.
При храме сохранились также дом причта и чугунная ограда, поставленные на государственную охрану. Об этом храме не раз упоминала Анна Ахматова, которая, останавливаясь в Москве в квартире Ардовых на Ордынке, посещала в нем службы.
При храме открыты воскресная школа, библиотека, центр реабилитации для жертв нетрадиционных религий.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: “Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?” - “Где же мне найти такую исцелительницу?” - спросила больная. “Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ”.
Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени”. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление.
Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, “иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ “Всех скорбящих Радость”.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Вел. кн.Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711, с переведением царской резиденции из Москвы в Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование имп. Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" по адресу Шпалерная, д.35-а. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, имп.Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др. Сейчас чудотворный образ находится в Троицком храме ("Кулич и Пасха") проспект Обуховской обороны 235.
Эта икона впервые прославилась 23 июня 1888 г. во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляла собой копию с иконы, привезенной из Москвы кн.Наталией, простого письма. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы "Скорбящих Радости", которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими к иконе.
Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6 декабря 1890 был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2 на 3 декабря, во время сна, он услышал голос: "Николай!" - и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: "Николай, поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори". Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен.
Иконография
Божья Матерь стоит на возвышении в окружении ангелов и людей. В верхней части иконы изображение Cпасителя, чуть пониже надписи. Различается икона с прорисоваными грошиками. Их должно быть двенадцать. Известны разные варианты иконы. Внизу на другой иконе много надписей и вверху изображена Пресвятая Троица, а Богоматерь держит Младенца.

Источник: www.days.ru

МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЮ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ":


"О пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дарзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими,всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков."

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.

Иначе называется по главному престолу - Преображенская церковь на Б.Ордынке (или "в Ордынцах").

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.



Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде). Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой. Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний - полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола - пилястрами композитного ордера. По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.



Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history



Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан. Говоря о "баженовских элементах", следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами. Этой "округлости" трапезной соответствует и колокольня - "совершенная по форме", как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников "своего" - московского - ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном - охристо-белом - одеянии. Между тем такая разновидность колера - не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя "только красными" храмами - свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, - бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви. Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже "скудновато". Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана - фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами. Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

"Круглый главный храм орнаментирован великолепно, - сообщал путеводитель "Прогулки по Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, - двери его (со двора) совсем "светские" по характеру украшения... Внутри храма необычайное богатство... Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", по одному из которых ныне зовётся весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину - изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII - начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок".

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма "галерейным". Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются. Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют "великим регентом ХХ столетия"). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял "Литургию Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде - ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали "убрать колокольный звон". Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

В Москве в храмы не всегда приходят за душевным спокойствием, сюда несут ноги и тех, кто зачитывался мыслями гениальных поэтов или заслушивался сочинениями именитых композиторов. С храмом Иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (по простому, храмом Радость Всех Скорбящих) навсегда сплелись истории Третьяковки, Анны Ахматовой, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Это если не считать архитекторов, так и не сумевших закончить его оформление..

Контакты. Как добираться

Добираться от станции метро «Третьяковская» совсем недалеко.

Посещение

Собираясь навестить это религиозное место, предстоит себе напомнить, что здесь находятся православные святыни.

  1. Поэтому тщательно подобранная скромная одежда очень кстати, как и отсутствие косметики у женщин.
  2. Разговоры, телефон, фотосъемка исключаются, желательно только молчаливое наблюдение за проводящимися службами.
  3. Так как храм действующий, чтобы не задевать чьи-то чувства, лучше приходить к началу богослужений или между ними, если хочется послушать рассказ экскурсовода.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых , среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.
    икона мученика Вонифатия
  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Фото храма иконы «Всех Скорбящих Радость»

Желтизна небольшой однокупольной церкви с лепниной выделяет ее из ряда новостроев.

Трёхъярусная звонница вновь зазвучала, дождавшись своих голосистых колоколов.

Интерьер Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Уникальный подсвечник в приделе Варлаама Хутынского церкви Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Завершение окна барабана церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве.

Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.

Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

Скорбященская церковь на Ордынке , вот уже на протяжении нескольких столетий она привлекает многие тысячи людей иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

История Скорбященской церкви на Ордынке начинается в темной, почти не проницаемой глубине веков. В церковных ведомостях построение храма относится к 1685 году; но это надлежит понимать о церкви каменной, потому что деревянная церковь Преображения с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского упоминается в писцовых книгах в 1657 году.

Деревянный Скорбященский храм был очень бедный. В первоначальном своем виде он просуществовал до 1685 года, когда некая вдова Евдокия Васильевна Акинфова заменила деревянную постройку каменной — но тоже очень скромной.

Миновало, однако, всего три года, и ничем не примечательный замоскворецкий храм прославился: в 1688 году произошло первое чудотворение от пребывающей в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» .

С течением времени чудотворения не иссякали, ордынская Скорбященская церковь приобретала все более известности и храм решили перестроить более основательно. Согласно проекту, храм получал трапезную с двумя приделами — прп. Варлаама и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — и трехъярусную колокольню. К концу 1780-х годов перестройка завершилась, была окончена и внутренняя отделка, и 24 октября 1790 года, в самый день, когда чествуется икона Божей Матери «Всех скорбящих Радость», совершил освящение церкви.

Недолго, однако, ордынская Скорбященская церковь радовала жителей Замоскворечья своей новозданной красотой. В 1812 году она пострадала настолько сильно, что легче оказалось построить новый основной храм, что и было осуществлено в 1820—1830-е годы. Проект составил незабвенный в истории послепожарной Москвы Осип Иванович Бове.

Постройка нового Скорбященского храма продолжалась почти пятнадцать лет. Его освящение в 1836 году стало достопамятным событием в жизни .


Саша Митрахович 26.09.2017 07:47


В своей истории Скорбященская церковь на Большой Ордынке знавала разное. Но была любима москвичами всегда. Для скольких прихожан храм стал родным домом, сколькие получили утешение здесь — теперь и не счесть...

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм XVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О. И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошелся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.

Говоря о «баженовских элементах», следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объем со скругленными углами. Этой «округлости» трапезной соответствует и колокольня — «совершенная по форме», как аттестует ее сабашниковский путеводитель. Она составлена из трех последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довел до логического завершения заданную Баженовым скругленность очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников «своего» — московского — ампира.

Скорбященский храм на Ордынке привыкли видеть в классическом ампирном — охристо-белом — одеянии. Между тем такая разновидность колера — не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя «только красными» храмами — свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, — бледно-розовую окраску решено было не применять.


Саша Митрахович 26.09.2017 16:08


Сабашниковский путеводитель так описывает интерьер Скорбященской церкви на Ордынке:

«Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева вышеупомянутые приделы, по одному из которых ныне зовется весь храм.
По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину — изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение.
Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца XVIII — начала XIX веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок».

Добавим, что прежде холодный и теплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застекленной же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма «галерейным». Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Следует отметить, что в целом музейные работники бережно отнеслись к тому, что не изъяли большевики. Нетронутыми остались восточная часть храма (собственно ротонда с великолепным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами и . Росписи во время ремонтных работ 1947—1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств.