Он родился в 1961 году в Пермской области, закончил школу, а затем Уральский электромеханический институт.

После окончания института Сергей работал в городе Тобольске по специальности, в 1986 году переехал в Екатеринбург, где сделал неплохую карьеру: от начальника электроцеха до замдиректора по торговле на комбинате рыбной гастрономии.

Послушничество и писательство

В 1994 году Масленников открыл для себя труды святого Игнатия Брянчанинова, и увлекся изучением православия. Также он скрупулезно изучал толкования Священного писания святыми отцами церкви. Сергей Михайлович понял, что нашел дело своей жизни – изучение трудов святых отцов и донесение их наследия до людей.

В 1999 году Сергей Масленников стал послушником монастыря близ Екатеринбурга, и вскоре возглавил Отдел сбыта в Екатеринбургской епархии. А немного позже начал проводить «Уроки нравственности» для детей.

Вместе с этим Масленников шел по карьерной лестнице – он алтарником и чтецом в приходе. И через какое-то время получил более важное задание – вести воскресную школу для взрослых.

Однако самым любимым детищем Масленникова стала «Школа покаяния», которую создали в одном из приходов Екатеринбурга. Эти занятия он вел на протяжении 5 лет, причем сам разрабатывал программу и учил преподавателей.

В это же время читал лекции «Аскетика для мирян», проводил семинары, посвященные покаянию и искуплению грехов, хотя специального богословского образования не получил.

В 2010 году началась писательская карьера Сергея Масленникова: он начал писать книгу под названием «Христианские добродетели», а через несколько лет выпустил цикл «Страсти – болезни души». Всего из-под его пера вышло 8 книг, тираж которых составил 300 000 экземпляров. Книга «Примирение со Христом» принесла ему почетную награду - он был награжден медалью Александра Невского и получил Всероссийскую литературную премию.

Начало противоречий

Все книги, посвященные православным постулатам, проходят рецензирование, и по его итогам им предоставляется церковный гриф, если они соответствуют церковным догматам.

Первые книги Сергея Масленникова имели такой гриф, однако в 2015 году он был отозван издательским советом РПЦ. Вслед за этим поступил запрет на продажу этих книг через церковные магазины. По словам одного из рецензентов, Олега Васильевича Костишака, Масленникову делали замечания по содержанию нескольких книг, однако он не отреагировал на них. Поэтому книги признали непригодными для изучения христианами.

Дело в том, что, по мнению богословов, учение Православной церкви Масленников описывал через личные переживания, что недопустимо. По словам священника Георгия Шинкаренко, это приводит к «искажению понимания пути спасения» и уход от спасения как от главной цели каждого христианина. Священник уверен, что у Масленникова не просто неточности в понимании догматов церкви, но он в целом неверно понимает смысл жизни христианина.

В своих книгах Сергей Михайлович дает много ссылок на слова святых, однако трактует их по-своему, это и приводит к ошибкам, главным образом – к механическому и формальному сопоставлению высказываний святых отцов.

Один из примеров – пособие «Дневник кающегося», который Масленников советовал заполнять прихожанам. В «Дневнике» составлена классификация всех грехов, и каждый должен отмечать, какой из грехов он допустил сегодня, и каяться в нем. Один из священников допускает, что такой подход может привести к сектантству и религиозному фанатизму.

Поздние труды Сергея Масленникова, по мнению многих насельников авторитетных монастырей, имеют шаблонный подход. А требование показывать «Дневник кающегося» человеку, который даже не является священником, похоже на попытку контроля над состоянием души человека. Но никто не может решать за человека, как он живет - Церковь только учит.

Поэтому подход Масленникова к православию никоим образом не согласуется с учением Православной Церкви.

Источники:

  • Сергей Масленников: биография

Совет 2: Олег Масленников: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Олег Масленников-Войтов - российский актер, получивший широкую известность после выхода на телевизионные экраны сериала «Маргоша». Помимо съемок в многочисленных мелодрамах, актеру также довелось поработать в детективном триллере и военной драме.

Биография

Олег Масленников-Войтов родился в семье военных 18 октября 1977 года. До старших классов школы мальчик жил вместе с родителями в Душанбе. Детство было вполне обычным. Олег увлекался спортом, занимался водным поло, тхэквондо, айкидо, а также играл в волейбол и баскетбол.

В 10-11 классе сменила место проживания на Москву, где подростка отправили учиться в средний общеобразовательный лицей с театральным уклоном при дворце культуры им. Горбунова. Несмотря на то что любовь к искусству будущему актеру прививали известные педагоги из МХАТа и Щукинского училища, Олег решил не нарушать семейных традиций и стать военным. После окончания лицея Масленников-Войтов поступил в танково-инженерное училище в Омске.

Артистические способности не заставили себя долго ждать, Олег Масленников стал инициатором создания вокально-инструментального ансамбля, который успешно выступал в различных военных гарнизонах. Для того, чтобы понять, что карьера военного всё же не для него, Масленникову-Войтову понадобилось почти полтора года учебы в училище. Олег вернулся в столицу и решил попробовать свои силы в школе-студии МХАТ.

Первая попытка оказалась неудачной и год до повторного поступления Олег Масленников посвятил занятиям с ведущим педагогом курса Олега Табакова - Михаилом Лобановым. 1996 год стал отправной точкой для актерской карьеры Масленникова, именно в этот период Олег был зачислен в театральный институт, который успешно окончил в 2000 году. Педагоги курса - Евгений Лазарев и Дмитрий Брусникин.

Работа и карьера

Год после окончания театрального вуза Олег Масленников-Войтов прослужил в театре «На Покровке» под руководством Сергея Арцибашева, где успел сыграть несколько ролей, в том числе в «Ревизоре», «Гамлете», «Маленьком принце» и главную - в постановке «Мой бедный Марат».

Начиная с 2001 года Олега Масленникова можно увидеть в спектаклях театра «Модернъ». В числе его работ - роль призрака Распутина в спектакле «Петля», Лис («Путешествие маленького принца»), роль Ментикова («Катерина Ивановна»), француза («Ищет встречи!»).

2016 год ознаменовался режиссерской работой Масленникова в антрепризе «По ту сторону полуночи». Премьера спектакля по мотивам произведений Сергея Довлатова, по пьесе Владимира Дьяченко состоялась 4 июля. В антрепризе Олег Масленников-Войтов также сыграл одну из главных ролей.

В Государственном театре наций актера можно увидеть в спектакле «Аудиенция» по одноимённой пьесе Питера Моргана.

Первые киноработы Олега Масленникова-Войтова малоизвестны. В 2000 году актер принял участие в съемках кинофильма «Зойкина квартира» и «Поздний ужин с..». На большой экран обе картины не вышли.

Большая часть работ актера - мелодрамы. В 2005 году Олег Масленников получил роль начальника медпункта в сериале «Аэропорт». В 2007-м актер сыграл главного героя в криминальном сериале «Трюкачи». Следующими стали «Я – сыщик», «Три дня в Одессе», «Цыганки», «Александровский сад -2» и некоторые другие.

По-настоящему всенародную популярность актер приобрел в 2009 году, когда зритель увидел сериал «Маргоша», в котором Олег Масленников-Войтов сыграл художественного редактора журнала Андрея Кулагина. Его партнершей по работе стала Мария Берсенева (Маргоша).

2011 год принес актеру сразу три главные роли: в мелодрамах «Только ты» и «Девичья охота», а также комедии «Приказано: женить». Годом позже прибавились еще четыре киноработы, в числе которых: «Два газетчика» и «Легальный допинг».

В 2015 году череду мелодрам разбавил детективный триллер «Опасное заблуждение». Год спустя Олег Масленников-Войтов принял участие в съемках военной драмы «Осенью 41-го» и кинофильма «40+, или Геометрия любви» (Украина).

На 2019 год в производстве находятся 4 картины: «Соломенный жених», «Приставы», «Петербургский роман», «Зеленый фургон. Совсем другая история».

Звания и награды

За «Талантливое исполнение мужской роли в театре» (речь о роли Распутина в спектакле «Петля») Олег Масленников-Войтов удостоен специальной премии «Признание» московского Международного телевизионно-театрального фестиваля «Молодость века». Диплом актеру вручен в 2002 году.

Личная жизнь

Олег Масленников-Войтов женат. Его избранницей стала продюсер Алина Бородина. С будущей супругой Олег познакомился на съемочной площадке фильма «Цыганки», на пробы которого его и пригласила Алина.

Пара зарегистрировала официальный брак в Кутузовском отделе ЗАГС города Москвы 2 июля 2016 года, в семилетнюю годовщину с начала их совместной жизни. Свидетелями на бракосочетании стали близкие друзья молодоженов: режиссер и продюсер Сергей Гинзбург и звезда столичного МХТ Кристина Бабушкина. На торжество также были приглашены Гурам Баблишвили, Ольга Орлова, Катерина Шпица, Екатерина Архарова, Екатерина Волкова, Максим Коновалов, Григорий Сиятвинда, Владимир Зайцев, Галина Бокашевская, Максим Лагашкин, Оксана Михеева и другие знаменитости.

Общих детей у Олега и Алины нет. Пара воспитывает ребенка Алины от прошлого брака - Никиту. Так же как и Олег, Никита увлечен экстремальными видами спорта. Семья старается проводить вместе все свободное от съемок и работы время.

Совет 3: Игорь Масленников: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Благодаря экранизациям режиссера Игоря Масленникова зритель познакомился с замечательными артистами в захватывающем фильме "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Мастер очень ярко передал атмосферу благородной сырости Ленинграда в "Зимней вишни". Сотрудничество режиссера с великолепными актерами, операторами и композиторами подарило нам всем массу впечатлений от его кинофильмов.

Масленников Игорь Федорович родился 26 октября 1931 года в районном центре Сормово недалеко от города Горький. Отец Игоря Федор Павлович Масленников всю жизнь трудился инженером на строительном предприятии, а мать Екатерина Васильевна занималась домашним хозяйством. Семья матери режиссера имела дворянские корни.

Молодые годы биографии

В общеобразовательную школу мальчик пошел в Ленинграде, куда в 1938 году переехал вместе с семьей. Спустя год с начала учебы Игорь заболел и перенес сложную операцию. По этой причине он был вынужден перейти на домашнее обучение. В юности Игорь Федорович Масленников очень любил рисовать. Окончив школу, молодой человек решил поступать в художественную академию. Однако ему не удалось пройти вступительные испытания. Зато юноша поступает в Ленинградский филологический институт на факультет журналистики. Получив специальное образование Игорь становится сценаристом молодежной газеты «Молодой Ленинград», одновременно подрабатывая в театральной студии.

В 1964 году Игоря Федоровича приглашают работать на знаменитую ленинградскую киностудию. Однако после съемок скандальной киноленты «Я – шофер такси», которая так и не вышла в прокат, Масленников как главный редактор картины получает партийное взыскание. Формулировка выговора была такова – «за принижение героической роли ленинградцев». Затем последовало исключение из коммунистической партии. После неприятного инцидента Игорь Федорович Масленников решает сменить род деятельности.

Творчество и успех

В 1967 году он получает дополнительное образование и становится режиссером. После нескольких удачных фильмов режиссерская карьера Масленникова поползла вверх. Особую известность режиссер получил после выхода в свет его знаменитого сериала о приключениях легендарного сыщика Шерлока Холмса.

В качестве режиссера Игорь Масленников участвовал в создании около 30 фильмов и в большинстве из них как художник и сценарист. В 1979 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств. За большие заслуги и личный вклад в развитие культуры и искусства ленинградский режиссер награжден орденами и государственными премиями. С 1990 года Игорь Федорович ведет режиссерские курсы в собственной мастерской.

Личная жизнь

Семейная жизнь знаменитого режиссера началась еще со студенческой поры. Будучи студентом второго курса он женился на однокурснице Инне Лепик. Спустя два года супружества жена подарила ему сына Никиту. Семейный союз продлился более 30 лет.

Однако пара рассталась, и Игорь Федорович женился во второй раз. Его избранницей стала Наталья Андреева. В 1992 году у пары родилась дочь Екатерина. Сегодня Масленников со своей семьей счастливо проживает в обычной городской квартире Санкт-Петербурга.

Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак.

— Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

— Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

— Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит?

— Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

— В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

— В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

— Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

— С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь — дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», а как и какими словами это будет сделано — дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: «А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?» Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает — выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание — даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

— Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

— Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде — это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния — в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает — не может не воспитать — верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

— В Интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова — его не стоит смотреть и слушать?

— Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции — не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей — показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

— Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

— Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

— Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?

— Решение об отзыве грифов с трудов С.М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей — это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.

На необъятных просторах интернета нет такого уголка, где бы Татьяна Щедрина не оставила свои «творческие следы». В течении 1,5 лет она разносит ложь и клевету, оскорбляет всех, кто причастен к Школе Покаяния: автора бесед Школы Покаяния С.М.Масленникова, настоятеля храма отца Андрея Канева, преподавателей, учеников, сторонников Школы. Писала письма в Москву тем, кто может содействовать запрету Школы, втянула в этот процесс профессора Осипова.
… Где она, бедная, только не махала этим «распоряжением без основания», куда только его не выставляла, готова была даже на заборах расклеить, лишь бы закрыли Школу Покаяния. Чем то, видимо, её зацепила крепко Школа, что не даёт и по сей день ей покоя?
С «творческими следами» Татьяны Щедриной можно ознакомиться на сайтах правтора и ру трекер на 2 ветках, где и сейчас она "плодотворно трудится" под ником Татьяны_730.

Распоряжения о запрещении творческой деятельности С.М.Масленникова нельзя назвать решением Церкви. Это личное решение, личное мнение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, которое основано на личном мнении митрополита Климента, председателя Издательского совета, - но никак не решение богословской комиссии по рецензированию работ, которая присваивала грифы на все 28 работ Масленникова, и членом комиссии был сам митрополит Климент, который тоже голосовал за присвоение этих самых грифов. Поскольку ни тот, ни другой причины никакой не указывают, то и эти решения не только нельзя назвать решением Церкви, но они остаются личным необоснованным решением двух митрополитов. Это они предлагают на 8-ю ступень: 8 заповедь блаженств – блаженны изгнанные за правду.
Речь здесь не идёт о всей Церкви Христовой. Речь идёт о представителях земной Церкви, которые бывает ошибаются, а бывает, иногда и правы. Вот здесь и надо смотреть, кто сейчас ошибается? Те, кто хулят, и гонят, и клевещут, или те, кто награждает? А как сравнить, как определить кто из них ошибается, а кто не ошибается? Вот там, где есть соответствие Истине - те и правы. Если же другие даже не указывают причины гонений, то это явно обычная человеческая зависть, зависть Каина...
Но, как видим есть и здоровые духовные силы, по достоинству оценившие творчество православного писателя Сергея Михайловича Масленникова, посвященное спасению людей, изложенное в простой и доступной форме. Название номинации «Богословие для народа» справедливо отражает и вполне соответствует творческой деятельности автора.
Противоречий учению Святых Отцов в трудах С.М. Масленникова не выявлено. Поэтому каждый имеет полное право ссылаться на его труды.
Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает многолетнее и плодотворное сотрудничество с православным автором.

Священник Георгий Шинкаренко

Священник Георгий Шинкаренко, клирик собора Рождества Христова г. Александрова, руководитель информационного отдела Александровской епархии Владимирской митрополии, отвечает на вопросы о дисках и книгах Сергея Масленникова.

Надо ли радоваться жизни

- Отец Георгий! Как-то по телеканалу «Союз» я увидела выступление Сергея Масленникова, которого назвали катехизатором одного из храмов Екатеринбурга. Передача называлась привлекательно - «Аскетика для мирян». Но то, что довелось услышать, повергло в шок. Сергей Масленников рассказывал, как он обличил тщеславие одного знакомого мальчика. «Тебе бывает приятно, когда ты помоешь посуду!» - спросил он у него. «Да, конечно», - ответил мальчик. «Так вот - это оно самое тщеславие и есть!!!» - заключил катехизатор. Очевидно, надо учить ребенка мыть посуду не с радостью, а с отвращением или даже с ненавистью? Что вы скажете о таких установках?

- Во-первых, надо сказать, что со всех аудиодисков и книг С.М. Масленникова был отозван гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви. Архив его выступлений был убран и с телеканала «Союз». То есть теперь эти работы не могут распространяться в храмах и церковных лавках, слушание и чтение их неполезно для христианина. К мотивам такого решения мы еще вернемся.

Но поскольку ко мне, как к священнику, обращаются с вопросами люди, успевшие погрузиться в лекции этого человека, хочу прокомментировать некоторые его заблуждения.

Пришлось вникать в«Дневник кающегося», который обязаны были вести все занимающиеся в «Школе покаяния», возглавляемой Масленниковым. С первых строк возникает ощущение неумелого либо грамотно спланированного, сектантского пересказа труда святителя Игнатия (Брянчанинова). Такую речь неопытные миссионеры употребляют в разговоре с людьми абсолютно нецерковными. А порой это бывает игра в псевдопростоту, чтобы завоевать доверие, сойти за «своего, простого парня». Меня просто резанула такая вольная трактовкастатьи свт. Игнатия «Приготовление к Таинству Исповеди»:

«…Первые люди Адам и Ева нарушили Божью заповедь, тем самым потеряли Вечную Жизнь - Бога - и впустили в себя смерть, продав и себя, и всех своих потомков (то есть нас с вами) в рабство дьяволу », «мы пребываем в постоянных скорбях, страданиях и болезнях, служа своими грехами дьяволу, находясь во вражде со своим Творцом …» Как можно говорить о душе, что «она была убита грехом, была непригодна к общению с Богом, к Раю, к Вечной Жизни», что бессмертная «душа умерла » , называть всех нас «добровольными жертвами ада»?

Далее следует перечисление грехов, разбитых на группы и категории по тяжести. Думается мне, что эта условность очень притянута «за уши». Прежде всего, мы должны помнить, что «Бог есть любовь» , а если так, то, как говорят святые, нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.

От всех слушателей «Школы покаяния» требовалось, заполняя «Дневник», следовать такому правилу:

«Разбор страстей с примерами их проявления за всю прошедшую жизнь (8-10 занятий) по “Дневнику кающегося”».

«Разбор повторяющихся на сегодняшний день грехов - корректировка образа жизни ».
«Определение частоты повторения грехов».

«Встреча с преподавателем перед каждым Причастием для разбора грехов и проверки качества молитвы ».

Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух? Тотальный контроль над состоянием души со стороны человека, который к тому же не является священником, ничем хорошим закончиться не может! Как священник скажу, что даже подробное перечисление подобных грехов является огромным соблазном и для священника, и для того, кто исповедуется. Да и где грань того, что можно, а чего нельзя в близости семейных людей и вообще в жизни? Почему мы берем на себя власть Бога говорить: «Бог накажет или осудит» (чего не может быть в принципе, исходя из учения о свойствах Бога) за сорванное в заброшенном саду яблоко или собранное с поля после уборки ведро моркови, брошенной там замерзать? Исповедуя грехи таким искаженным образом, человек загоняет себя в жесткие рамки: что ни шаг - то грех. Как жить? Как спастись? Православие становится не религией любви, а религией страха и наказания. Каждый грешник в работах Масленникова назван врагом Божьим, человеку внушается, что он дружит с сатаной. И этому предлагается учить детей?!

В ложном образе Бога-надсмотрщика, Бога-карателя, который навязывается при таком подходе, нет ни грамма любви и милости, хотя бездна вырванных из контекста цитат.

Ужас перед грехом, иногда еще не совершенным, может довести человека до уныния, депрессии и подчас самоубийства или сумасшествия. И это подтверждают многочисленные отзывы в интернете. Одна из пострадавших - Елена, слушавшая аудиобеседы, - написала так: «Меня удивило, что все вроде правильно говорится, но … Тупик какой-то впереди... Я начала понимать, что спастись мне не удастся, так как, что я ни буду делать, грехов все равно останется бесконечно много. Многие от этого отчаиваются».

Разве такими должны быть плоды покаяния?!

Фанатизм и религиозная экзальтация Масленникова, фривольное толкование святых отцов может быть очень опасным для многих еще не зрелых в духовной жизни людей. Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле происходит подлог: учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат - искажение понимания пути спасения.

Очень важная оценка дана на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского в заключении Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) «Деятельность “Школы покаяния” С.М. Масленникова запрещена Екатеринбургской епархией», опубликованном 13 января 2015 года [ :

«В наш Центр часто обращаются люди по поводу "Школы покаяния" С.М. Масленникова. Как нам сообщают, группа почитателей этого самозваного учителя действует в нескольких в храмах Екатеринбурга. Книги и диски Масленникова широко продавались в церковных лавках храмов епархии. Масленников и его последователи преподавали в Воскресных школах. В настоящее время митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл отреагировал на многочисленные жалобы верующих уральской столицы относительно деятельности Масленникова. Безусловно, группа Масленникова, ее методы и отличительные особенности, равно как и его тесная связь с некоторыми священнослужителями епархии, требуют серьезного изучения. Тем не менее по материалам лекций Масленникова, его книге "Дневник кающегося", а также рассказам людей, столкнувшихся с деятельностью этого псевдоправославного гуру, можно выявить следующие деструктивные признаки в его организации и распространяемой литературе:

- Группа Масленникова делит людей на "истинных" христиан ("правильно кающихся", - фактически, последователей Масленникова) и “неистинных", которые, по мысли Масленникова, не спасутся.

- Не имея священного сана, Масленников самолично отлучает людей от Причастия.

- Масленников считает, что в нем пребывает дух свт. Игнатия (Брянчанинова), и видит себя, фактически, единственным правильным интерпретатором его учения. Последователи и поклонники Масленникова идут еще дальше и видят своего учителя новым Игнатием Брянчаниновым. Некоторые из них даже видят в Масленникове физическое сходство со святителем Игнатием и открыто говорят об особом духовном преемстве екатеринбургского проповедника от святого.

- "Школа покаяния" Масленникова в большинстве вопросов занимает жестко фундаменталистскую позицию, отрицая какую-либо икономию и воспринимая мир в черно-белом спектре: например, утверждается, что в записках о здравии можно записывать лишь воцерковленных православных христиан. Практика большинства приходов, учитывающая последствия десятилетий атеистических гонений и снисходящая к людским немощам, позволяет подавать записки о "заблудших" членах семей, т.е. невоцерковленных, но крещеных людях, не занимающих сознательно антицерковную позицию. Такое "идеологически обоснованное" отвержение общецерковной практики, разумеется, "подтверждаемое" заранее подобранными цитатами, для подобных групп играет чрезвычайно важную роль в противопоставлении себя всей церковной полноте, "не выдерживающей экзамен" на звание истинных христиан и верных последователей святых отцов.

- Весьма схожей с сектантской практикой является и то, что преподаватели "Школы покаяния", не имея ни священного сана, ни благословения священноначалия, считая себя опытными в духовной жизни руководителями, просматривают особый "дневник кающегося" (как они говорят, "подготавливая к исповеди с целью разгрузить священников"), зачастую диктуя человеку, в чем именно ему необходимо покаяться. Поскольку каждого "новоначального" принуждают вести дневник, не гарантируя при этом тайны исповеди, возникает опасность того, что свободный доступ руководителей организации к личной информации подчиненных им членов “Школы покаяния” может привести к злоупотреблениям, давлению, шантажу. К сожалению, на данный момент уже есть обращения пострадавших, свидетельствующие о наличии подобных нарушений в общине.

С радостью отмечаем, что Екатеринбургской епархией были пресечены эти и другие грубые злоупотребления и деятельность организации Масленникова, а также распространение его литературы запрещены».

О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова

На сайте Патриархии опубликовано интервью с и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета О.В. Костишака «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова» . Там много важных моментов. Думаю, читателям полезно познакомиться с этим интервью.

Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

- Что за личность - Сергей Масленников? Где он служит?

Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович - мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял Таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии - в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

- В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, нездорова и в итоге может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий (Брянчанинов), активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство - это не свод правил, а Библия и книги отцов - это не цитатники. Христос - это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) - это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

- Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся, в первую очередь, к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь - дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», - а как и какими словами это будет сделано - дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «"Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия!" Вопрос слушателя: "А если в молитве встречается: "…смиренную, грешную и недостойную рабу…"?" Ответ С.М. Масленникова: "Опустите это слово! Если вас оно смущает - выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным"». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание - даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла, в первую очередь, о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, - говорится в одном из отзывов, - что для него [автора] ответ на Страшном Суде - это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация "уровней" одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация "Дневник кающегося" имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния - в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает - не может не воспитать - верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

- В интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова - его не стоит смотреть и слушать?

Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции - не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей - показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

- Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

«Народный богослов»

- Отец Георгий! Опыт показывает, что вряд ли эти книги и диски так быстро исчезнут с церковных прилавков. Я видела наборы дисков во многих храмах и монастырях. Вы уже говорили о том, что деятельность «Школы покаяния» запрещена. Приведу несколько строк из распоряжения по Екатеринбургской епархии № р-37 от 07 июля 2014 г. за подписью митрополита Кирилла: «С.М. Масленникова не допускать к проведению никаких лекций и встреч в рамках катехизаторской работы Екатеринбургской епархии». Невзирая на это, Сергей Михайлович рвется учительствовать и устраивает «гастроли» во многие города России. Он сам и его поклонники настроены очень решительно, резко критикуют решение Издательского Совета, отслеживают критические отзывы о его лекциях и книгах на просторах интернета и начинают гневно воевать с несогласными. Уже одно выражение: «Издательский отдел и сайт Патриархии не является голосом всей Церкви», - говорит о том, что таким людям чуждо понятие послушания Церкви. Чего стоит одно это утверждение: «Масленников Сергей Михайлович - поистине выдающийся "народный богослов", открытый нам Господом в последние времена»? Встретила я у них и дерзкое сравнение их «учителя» с Христом: «В лице Масленникова, проповедующего учение Христово, в очередной раз гонится Сам Христос…» В чем причины такого явления?

Приведенное Вами высказывание означает только то, что эти православные (если они такими являются на деле) впали в тягчайший грех идолопоклонства, сотворили себе из Масленникова кумира, некоего «гуру», неподвластного никакой критике. А причины - в нашем невежестве, в нежелании постоянно и всерьез работать над собой. Я тоже видел такой аргумент: дескать, в «Дневнике кающегося» и в аудиолекциях все просто и понятно. Но бывает «простота» хуже воровства, если она является попыткой (и очень кривой!) насильно втиснуть жизнь современного семейного человека в монашеские аскетические подвиги первых веков христианства. И вместо того чтобы просвещаться чтением святых отцов, бороться с грехами внутри себя - они ищут того, кто «простенько» им изложит сложнейшие вещи, и хватаются за это «учение» как за соломинку!

Думаю, не все понимают, что же именно С.М. Масленников пропагандирует на самом деле. Небесполезно будет познакомиться с мнением авторитетных священников и богословов.

Вот что ответил на вопрос о «Школе покаяния» протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства:

«Всем на один год запрет на исповедь и Причастие? Это дурь с целью получить влияние над людьми, над их душой. Это не школа покаяния, а школа замордовывания людей!»

А именно так и происходило. Человека лишали не только благодатной силы Причастия, но целый год не допускали даже до исповеди. По какому праву?

Профессор Московской Духовной академии А.И. Осипов резко критикует эту практику, когда от человека не только оглашаемого, но уже крещеного требуют генеральной исповеди и не дают исповедоваться и причащаться в течение года: «Целый год человек должен раскрывать свою душу мирянину - преподавателю из "Школы покаяния"! И если он не готов открыть свою душу полностью этому мирянину, со всеми своими прегрешениями по каждой из греховных страстей, то считается не прошедшим урок. И пока у него не будет такой готовности раскрыться перед преподавателем… он считается не окончившим "Школу покаяния", не допускается к исповеди у священника и Причастию… Здесь просто деспотизм настоящий… Готовиться год, да еще называть это "Школой покаяния"?! Боже мой! Вы что делаете?.. Человека вообще отвращаете от Церкви. Лишаете его причащения…» [

Православный врач-психотерапевт Вячеслав Боровских, более 14 лет возглавляющий Православный реабилитационный центр «Подвижник», на вопрос о «Школе покаяния» на его сайте ответил:

«Прихожан (крещеных людей) отлучают от исповеди (!) в виде епитимьи до тех пор, пока они не пройдут полный курс промывания мозгов». «Там вынуждают людей искусственно вызывать у себя покаянное чувство с помощью многократного повторения определенных словесных формул». «Курс этот представляет собой классическое нейро-лингвистическое программирование…» «Прихожане обязаны посещать эту школу, иначе они не будут допущены к церковным таинствам». «Отказ от школы или переход в другой храм трактуется как тяжкий грех со страшными последствиями». «В результате у людей подавляется воля, они проявляют полное повиновение Масленникову…» ]

После этого и после решения Издательского Совета трудно что-то добавить.

- Но С.М. Масленников отличается тем, что крайне болезненно реагирует на малейшую критику. В ответ даже на небольшую реплику он разражается гневными тирадами и обвинениями оппонентов.

Те, кто считают, что аудиолекции и книги необразованного человека строго следуют святым отцам, пусть задумаются, почему в книге, составленной С.М. Масленниковым,«Гордость. Избранные места из творений святых отцов», «толкования» составителя занимают практически половину книги (с 223 по 397 стр.), почему акцент сделан на личном мнении, а не на святоотеческом наследии, почему вольно и предвзято толкуются святые отцы применительно к жизни современного православного мирянина?

Изумление вызывает, что после разумных предостережений опытного психолога Масленников пишет гневную статью «Психическая атака психотерапевта В.В. Боровских на "Школу покаяния"», обвиняя психотерапевта в организации травли на него.

Увы, сам Масленников, будучи уверенным, что окружающие настроены против него, борются с истиной, которую он представляет, позволяет себе так отзываться о критикующих его методы:

«Чтобы впредь желающим клевать или кидаться грязью из-за угла было неповадно…» «И вот этим клеветникам верят сотрудники ФСБ… Им достаточно мнения тех, которые по своей злобности и неисправимости оставили приход или были отстранены от занятий за свою неисправимость » . [

«Если он [человек] не может принять понятие о грехах, вот такое, которое предложено в дневнике , он никогда не примет и понятия веры, догматы веры, заповеди никогда не примет, Евангелие никогда не примет» .

Покаяние же людей, не прошедших его школу, он называет «уродливым и кривым, бессмысленным, бесполезным покаянием , которое не может спасти человека».

Он, судя по всему, считает себя настолько преуспевшим, что не стесняется публично «богословствовать». Чего стоит одно название его статьи «Опровержение оправданий профессора А.И. Осипова»!

Такое губительное самомнение очень опасно и заразно для окружающих. Вот высказывания одного из горячих сторонников Масленникова, прошедших «Школу покаяния»: «Сановитые оппоненты», «"православные" праздношатаи» (так уничижительно характеризуют своих же прихожан!), «наймиты против Масленникова», «Служители лжи», «послушные лицемеры», «суемудрые», «супостаты» . Неужели можно всерьез принять эти ярлыки за высказывания православного человека в духе святых отцов?

Думается, более яркую самохарактеристику «плодам» масленниковской «школы» придумать трудно.

На одном из форумов в Екатеринбурге рассказали про женщину, как она «каялась, причащалась, но вот вдруг осознала, что в семье настал мир, и в душе мир, и так стало ей хорошо... Ха! Оказывается, это ужасное состояние, когда хорошо , - должно быть плохо. Ей надо было звонить во все колокола, просить о помощи - ведь она перестала плакать о грехах!! И вот через две недели… у нее что-то случилось, она поняла свое страшное заблуждение и снова стала "плакать" о грехах!»

Таких «плодов» мы хотим? Дай Бог всем, кто попал в эту мясорубку, духовно прозреть и избавиться от сектантского духа в вере. А тем, кто может столкнуться с чем-нибудь подобным, как священник говорю: будьте предельно трезвомысленны, чтобы кто не прельстил вас.

Цикл огласительных бесед С.М. Масленникова, преподавателя воскресной школы храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург). Беседы будут полезны как начинающим, так и воцерковлённым христианам.

«Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Оглашение или научение православной христианской вере является основанием для правильной христианской жизни после Крещения. Невозможно построить дом без фундамента, так же невозможно строить дома своей души и своего спасения не имея правильных понятий и представлений о Православной вере. Без знания догматов и основ христианской нравственности, которые зиждутся на Евангельских заповедях, человеку невозможно устоять перед грехом, миром и его соблазнами. Такой человек, даже если и крещен, не сможет обрести спасения.
Поэтому в каком бы звании и положении человек не находился, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, он должен пройти оглашение, иначе он не может иметь надежды на спасение.
Многие из нас были Крещены, но не научены вере и христианской жизни. Благодаря этим беседам есть возможность восполнить этот пробел, который мешает нам встать на путь спасения, а не только формально прибывать в церковной ограде.

Часть 1. Зачем и кого нужно оглашать
Лекция 1. Зачем и кого нужно оглашать

Часть 2. О Творце и о творении
Лекция 2. Что нам необходимо знать о Боге
Лекция 3. Сотворение ангелов, мира и человека
Лекция 4.Древо познания добра и зла. Заповедь. Предназначение жены. Семья

Часть 3. Грехопадение.
Лекция 5. Грехопадение ангелов и человека
Лекция 6. Смысл и значение грехопадения для человека с точки зрения аскетики
Лекция 7. Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения
Лекция 8. Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения
Лекция 9. Кожаные ризы. Изгнание из рая

Часть 4. Доказательства присутствия вечной смерти в каждом человеке.
Лекция 10. Нужно знать не только теорию Веры, но и практику христианской жизни. Страсти – смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие
Лекция 11. Страсти – смертельные болезни души. Гнев. Печаль. Уныние
Лекция 12. Тщеславие
Лекция 13. Гордость


Лекция 14: Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия.
Лекция 15: Обожение человеческого естества Сына Божия при воплощении. Непорочные страсти
Лекция 16: Добровольно или вынуждено страдал Христос
Лекция 17: Тайна непорочного зачатия и рождения Сына Божия от Девы Марии. О Пресвятой Богородице.
Лекция 18: Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа

Преподобный Симеон Новый Богослов о приговоре вечной смерти и его отмене
Лекция 20: Распятие, смерть и воскресение

Часть 1. Зачем и кого нужно оглашать?

Аннотация
Человек не может жить по Вере, если не изучил основные понятия Веры, - так же как нельзя водить машину, не изучив правила дорожного движения и не имея практический навык управления автомобилем. Если мы понимаем, что любое, даже житейское дело желательно исполнять основательно и с подготовкой, то почему же к делу своего спасения мы относимся так небрежно и безразлично?
Дар Крещения, полученный без правильной теоретической и практической подготовки, невозможно сохранить неповреждённым, и происходит с нами тоже, что с ярким блистающим солнцем, когда оно покрывается мрачными чёрными тучами и становится совсем не видно. Так и Крещенская благодать, хотя и неуничтожима, но закрывается в человеке скверной смертных грехов и страстей. Как же отчитаемся пред Богом за великий дар, которым так и не воспользовались? Что услышим от Судии Праведного?
Тем, кто ещё не проходил Оглашение, хотя и крещён много лет тому назад, полезно послушать о его необходимости, чтобы избежать справедливого приговора: «Я никогда не знал Вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ().
Знать это необходимо для того, чтобы не считать по наивности, что таинство Крещения является гарантированным пропуском в рай. Нужна ещё и правильная Вера, о которой нужно услышать, и дела Веры, которым нужно научиться.

Лекция 1: Зачем и кого нужно оглашать (видео)

Часть 2. О Творце и о творении.

Аннотация
Что нам необходимо знать о Боге? Ограниченный человеческий ум не может полностью постичь бесконечного Творца, но то, что Бог Сам о Себе открывает для нас, знать необходимо. Необходимость правильных знаний определяется тем, что любые произвольные понятия будут хулой на Бога, то есть оскорблением Бога. Как же мы можем получить от Господа милость, если оскорбляем Его? Как будут прощены нам наши многие грехи, если имеем в себе грех богохульства и не беспокоимся об этом? Ведь и в обществе человеческом всем известно, что прежде чем получить помощь от кого-то, нужно сначала прекратить оскорблять его. И пророк Давид говорит: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (). Если же будем иметь о Боге произвольные однобокие понятия, то станем исполнять Его заповеди не ради прощения своих грехов, а как будто Он нуждается в наших услугах, что повлечёт за собой не покаяние, а самодовольство и самомнение или станем радоваться Ему так, как радуемся чему-то земному и преходящему, без трепета и благочестивого страха Божия, не понимая, что Господь есть Всемогущий Творец, Спаситель и Праведный Судия.

Лекция 2: Что нам необходимо знать о Боге (видео)

Аннотация
Некоторые современные христиане признают бытие Бога, но никак не могут согласиться с тем, что Он есть Творец. Иногда соглашаются с тем, что Бог сотворил мир, но не могут принять того, что Бог сотворил и человека. Почему же возникает такое противление Истине? Почему бывает так трудно признать себя творением? Это самость, таящаяся внутри сердца, не желает признать себя «тварью», никак не хочет отказаться от мнимой самосущности. Из такого противления хорошо видно, насколько мы привыкли к исполнению своей греховной воли, насколько нам не хочется помнить о том, что придётся давать отчёт Творцу за то, как мы прожили на земле, что ждёт нас всех Суд Божий, что есть не только рай, но и ад.
Нам очень важно иметь правильные понятия о творениях Божиих: об ангелах, о мире и о человеке, потому что они являются фундаментом для всех последующих знаний о спасении человека.

Лекция 3. Сотворение ангелов, мира и человека (видео).

Аннотация
Зачем же Господь насадил в раю древо познания добра и зла? Неужели для повреждения людей? Конечно, нет! Такого не может быть, потому что Бог не творит зла! Бог есть чистое и совершенное Добро! Тогда для чего? И этот вопрос иногда является преткновением в вере некоторых людей. Заповедь, данная Богом первым людям в раю, связана именно с этим древом. Каков духовный смысл этой заповеди? Зачем требовалось проявление свободной воли человека? Это необходимо знать, чтобы глубоко понять трагедию грехопадения.
Поскольку Священное Писание сообщает важные подробности сотворения жены и определяет её предназначение, то в курсе Оглашения кратко рассмотрены те условия, при которых семья может быть крепкой и благополучной, что в значительной степени зависит от исполнения женой своего предназначения, установленного Богом.

Лекция 4: Древо познания добра и зла. Заповедь.
Предназначение жены. Семья (видео)

Часть 3. Грехопадение.

Аннотация
Нередко спрашивают: если Бог есть совершенное добро и не творил зла, то откуда оно взялось в мире? Причина появления зла - в неправильном использовании дара свободы. Денница - один из высших архангелов решил, что ему более не нужен Творец, что он теперь сам по себе может быть равным Богу. Этим отречением от Создателя он лишился Божественной благодати и стал сатаной - противником Богу, стал носителем и источником зла. Распаляемый ненавистью к Творцу, но не имея возможности ничем Ему навредить, сатана соблазнил первых людей на нарушение заповеди Божией. О том, как случилась эта трагедия, подробно рассказывается в очередных уроках.

Лекция 5: Грехопадение ангелов и человека (видео)

Аннотация
Краткость повествования Библии о нарушении первыми людьми заповеди Божией, запрещающей вкушение плодов с древа познания добра и зла, склоняет многих современных христиан относиться к этому, как к чему-то сказочному и не реальному. Следовательно, и последствия грехопадения первых людей не воспринимаются как великая трагедия, повлекшая за собой не только гибель Адама и Евы, но и всех их потомков, то есть всего рода человеческого. Но в правильном понимании смысла первородного греха ясно обнаруживается добровольный отказ человека от вечной блаженной жизни, дарованной Творцом, и вступление в состояние вечной смерти, привнесённой в человека диаволом. С момента грехопадения всё человечество приобретает себе подобие сатане, и результатом краткой земной жизни, проведённой в скорбях, страданиях, болезнях и трудах, является ад. Подробно о признаках вечной жизни и вечной смерти смотрите в лекции «Смысл и значение грехопадения для человека

Лекция 6: Смысл и значение грехопадения для человека с точки зрения аскетики (видео)

Аннотация
Почему столь многие современные христиане беспечны? Почему не беспокоятся о своей будущей вечной участи? Почему проводят свою краткую земную жизнь так, как будто не собираются умирать и отвечать пред Богом?
Причина этого отчасти заключается в непонимании трагедии первородного греха, вследствие которого кардинально изменилось состояние человека. Сравним, каким был человек до грехопадения и каким стал после. Добровольное отречение первых людей от послушания Богу навлекло на всё человечество проклятие вечной смерти: закон «смертию умрёшь» вошёл в естество человека и стал законом вечным. Лишившись Бога, люди потеряли и все дарования Его: блаженство, благость, возможность обожения, свободу, бессмертие, безопасность, отсутствие страданий и тяжкого труда. Вступив в противоречие с Богом, приобрели себе: отчаяние и страх, страсти - болезни души, рабство сатане и подобие ему, болезни и смерть, различные опасности и страдания, в том числе и необходимость изнурительного труда.
Увидев глубочайшую разницу, вспомним, что все мы рождаемся в состоянии первородного повреждения. Только при осознании этой своей личной трагедии мы можем начать искать выход из неё.

Лекция 7: Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения (видео)

Аннотация
Священное Писание подробно раскрывает духовный смысл грехопадения и точно описывает новое состояние первых людей. По тем поступкам, которые совершили Адам и Ева после совершения греха, ясно видно их глубочайшее повреждение. Бог предлагает им раскаяться, но помрачившийся ум уклоняется в оправдание себя и в обвинение Бога. Приговор «смертью умрёшь» вступает в силу. Каждый соучастник этой трагедии получает своё наказание: сначала диавол, потом жена и затем Адам. Почему жена получает особые скорби? Наказание, назначенное первым людям, свойственно и всем нам - их потомкам. Духовная смерть - это главное последствие, которое увлекает души на вечную муку в ад - так происходит вплоть до Искупительной Жертвы Христа. Каков есть ад? Конечны ли адские муки?

Лекция 8: Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения (видео).

Аннотация
Что нужно понимать под кожаными ризами? Каков их духовный смысл? Как кожаные ризы защищают нас от злых духов? Почему в состоянии грехопадения невозможно общение со святыми ангелами? Какая опасность ждёт человека, если он будет стремиться к проникновению в мир духов? Каков смысл слов Господа: «Адам стал как один из Нас»? Невозможность для первых людей дальнейшего пребывания в раю после грехопадения. О связи внутреннего рая (блаженного состояния человека) с внешним благолепием. При изгнании первых людей у врат рая поставлен огненный херувим с мечом обращающимся. Где теперь находится рай? И кто теперь этот херувим, препятствующий нам вернуться в духовный рай?

Лекция 9: Кожаные ризы. Изгнание из рая (видео)

Часть 4. Доказательства присутствия вечной смерти в каждом человеке

Аннотация
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями - смертельными болезнями души - может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 4-х лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти - это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.

Лекция 10: Нужно знать не только теорию Веры, но и практику христианской жизни.
Страсти – смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие (видео)
Лекция 11: Страсти – смертельные болезни души. Гнев. Печаль. Уныние (видео)
Лекция 12: Тщеславие (видео)
Лекция 13: Гордость (видео)
Краткий итог предыдущих частей.

Часть 5. Спасение человеческого рода.

Лекция 14: Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия. (видео)
Лекция 15: Обожение человеческого естества Сына Божия при воплощении. Непорочные страсти (видео)
Лекция 16: Добровольно или вынуждено страдал Христос (видео)
Лекция 17: Тайна непорочного зачатия и рождения Сына Божия от Девы Марии. О Пресвятой Богородице. (видео)
Лекция 18: Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа (видео)
Лекция 19: Жертва Христа отменяет действие закона вечной смерти.
Преподобный Симеон Новый Богослов о приговоре вечной смерти и его отмене (видео)
Лекция 20: Распятие, смерть и воскресение (видео)
Лекция 21: Значение и духовный смысл таинства Крещения
Какие блага даёт Крещение? Простой пример, поясняющий смысл Крещения (видео)

Автор — Масленников Сергей Михайлович, автор циклов бесед «Школа покаяния. О пути ко спасению», «Аскетика для мирян», автор серии книг «Страсти — болезни души», «Христианские добродетели». Лауреат Всероссийской премии в честь святого благоверного Александра Невского, учреждённой Александро-Невской Лаврой в номинации «Богословие для народа», за книгу «Примирение со Христом», 2015 год.
Личная страница автора: www.уралзвон.сайт
Заказать данный видеоцикл Огласительных бесед можно на сайте: