В миропонимании славян - это три мира, где живут люди, духи и Боги.

В общих словах:

Явь — наш видимый мир, в котором мы пребываем в физическом теле, который также называют плотным;

Навь - загробный мир, где живут духи, души людей после смерти и другие существа;

Правь - мир, где живут высшие, светлые Боги, кроме того, Правь - это законы мироздания и законы человеческие, данные нам нашими Богами.

Мир Прави - состоит из пространств и реальностей, находящихся ближе всего к Изначальному Источнику Света. Это мир светлых богов, мир законов, сверхсознания и высшей мудрости, мир Сварги - небесного царства и Ирия - славянского рая. Это золотая середина между Явью и Навью, высший мир, который только возможен, место обиталища наших светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан.

В Правь можно попасть из нашего через Навь, а сразу в Правь из Яви - через священные горы, вроде Алатыря.

Мир Яви - это четырехмерный Мир людей и живых существ.

Явь находится в полном управлении Прави, потому говорят - «во Боге мы живём», а также говорят «Всё есть Бог», - то есть Бог есть во всём, что нас окружает в нашем Мире, это его проявление, это он и есть.

Души, облачаясь в одежду из плоти, перестают напрямую контактировать с Навью и Правью и выполняют свои функции в этом воплощении.

Явь нередко посещают существа и духи из Нави. Это может осуществляться с различными целями. Темные духи толкают человека к грехам, уничтожают его духовно и направляют прямиком в Пекло. Духи из светлой Нави, зачастую являются душами наших предков или душами тех, кто хочет нам помочь в той или иной ситуации. Их помощь люди ощущают каждый день во всех жизненных перипетиях.

Явь - это мужское начало, материальный мир, явленное, то, что мы видим вокруг.

Мир Нави включает в себя более многомерные пространства и Реальности, нежели Явный Мир. Изначально Навь была единая, но вследствие постоянного противостояния Сил Света и Тьмы - все Тёмные Миры Нави были отделены от Светлых Миров и совлечены ниже Мира Яви.

Навь - потусторонний мир, мир мёртвых, где живут наши предки после смерти. Иногда Навь может перекликаться с Явью, т.е. с нашим миром, путём связи ушедших предков с живыми различными способами.

Навь являет собой женское начало, духовный, волшебный мир, "тот свет", мир духов, предков, также мир снов. В тёмной Нави находится Пекло (ад). Это наисветлейшее место, уступающее по “блеску” разве только Прави, где обитают Боги.

Хозяевами Нави являются Кощей, Морана (Мара).

У Яви и Нави есть свои светлые и тёмные стороны. сВЯЗывает же миры Яви, Нави и Прави древо Сварога - Вяз.

Разделяет Явь и Навь - огненная река Смородина, некоторые древние герои перепрыгивали через неё. А Явь и Правь разделяет небесная Ра-река.

Все три мира зависят друг от друга и то, что происходит в Яви обязательно отразиться на Нави, так что если мы делаем что то плохо в этом мире, то это вызовет свои последствия в Нави, а Навь в свою очередь повлияет на Правь и наоборот.

Все предания славянских народов о сотворении мира, говорят о том, что видимая нами материя (Явь) была сотворена последней.

Сначала создавались миры Прави (миры Богов), потом обустраивались Миры Нави, а затем уже наши физические миры. И если Мир Людей четырехмерен (три меры пространства и одна мера времени), то Миры, расположенные по Золотому Пути, имеют следующее число измерений: Мир Легов- 16, Мир Арлегов -256, Миры Аранов- 65536, а далее идут ещё более многомерные миры- Миры Сияний, Мир Нирваны и так до Миров Прави.

До образования миров Яви, существовали только миры Прави и Небесные миры Нави (Светлая Навь называется Славь, а ещё её называют Голубая страна и Сварга Небесная, а темная Навь—Пекло), ныне для нас миры Нави являются только «Страной снов». Они остаются доступными для восприятия некоторыми людьми и сейчас, но только не все обладают для этого необходимой душевной чистотой.

Изредка во время особого, посылаемого им сна, спящие видят в сновидении этот Мир освещенный голубым светом (Славь) и если б не притяжение земли, душа бы не вернулась из этого священного путешествия. Некоторые видят во сне только вход в «Голубую страну» в виде уходящего туннеля. Такие люди при пробуждении вспоминают особый неизвестно откуда идущий свет, но источник света им не понятен.

И только немногие души людей, живущих на земле, могут сознательно участвовать в жизни Миров Слави, унося от туда смутные воспоминания. Однако в беспамятстве или в состоянии глубокого сна, о котором при пробуждении мы ничего не помним, люди бывают там чаше, чем они думают.

Оригинал записи и комментарии на

Наши предки, славянский народ, верили в три стороны бытия, три силы, управляющие мирозданием. Для их системы верований требовались пространственные ориентиры. Ими и стали миры Явь, Правь и Навь. Иногда к этой троице добавляют мир Слави. Эти пространства были базой для формирования мировоззрения славянского язычника. Миры Явь, Правь и Навь связаны древом Сварога – вязом, как издревле было принято в языческих традициях.

Явь

Мир Яви мы знаем лучше других, и он известен нам всем, ведь мы с самого рождения настроены на него. Примечателен он тем, что собрал в себе больше всего и, в некотором роде, упаковал ее. Из трех миров Явь – самый плотный и самый грубый. Явь – это мир материальный, олицетворяющий мужское начало. Мир Яви дает нашим телам возможность получения огромных сил и при этом подпитать душу и . Каждый из нас следит за своим физическим телом, однако именно оно в некоторых действиях нас ограничивает, запирает, в отличие от миров более тонких.

Навь

Навь олицетворяет женское начало – духовный мир, мир предков. Навь богата – в ее круг обязанностей входит несколько миров. Современный народ дал им названия: эфирный, астральный и ментальный. Это наиболее подходящие слова-описания, хотя и не совсем точные. Говорят, что эфирный мир лучше было назвать зеркальным, поскольку Явь как в воде отражается в нем. Он похож на Явь. Его населяют существа, подобные человеку. Весь юмор в том, что в отличие от нас, они могут видеть то, что здесь происходит. В этом мире также развиты и другие формы жизни, как растения и животные, однако выживание одного вида за счет поедания другого там не происходит. Есть поверье, что некоторые земные цивилизации пересекли границу миров и до сих пор обитают в эфирном мире.

В астральном мире души живут так, как никогда не смогли бы жить в мире плотном. Обитают в нем, как и в мире Яви, различные сущности. Этот мир, как живой плод воображения, он из всех перечисленных самый управляемый. Мы попадаем в него из снов. И хотя существа, его населяющие, против нас формально бессильны – сценарием "кино" управляем мы – хотя некоторые могут дать нам толику своей силы, а некоторые и забрать. Астральный мир дает возможность прожить несколько жизней, он – мир сказок и сновидений.

Ментальный мир Нави – как матрешка – три в одном. Это – океан, в котором живут разумные существа, питающиеся звезд. Они обладают большей свободой, чем человек, но не сильнее его. Из этого мира, напитавшись , существа могут спускаться в миры нижние. По поверьям, Навь – подземный мир. А вера предков в круговой жизненный путь обуславливала воспроизведение прошлого в ритуалах и его почет.

Славь

Славь – пространство между мирами, соприкасающееся с Навью и Правью. В чистилище Слави попадают души, которые не могут продолжить пути, не очистившись от «мусора», прилепившегося во время странствий. , прошедший фейс-контроль Слави, отправляется к себе домой в Правь, получив там огромную силу. Это возвращение будет означать, что предназначение его в мире выполнено.

Что такое Явь - Правь - Навь-Славь-Пекло? Для определения космологической системы славянских верований крайне необходимы пространственно - временные ориентиры. Не всегда они находятся в источниках и тогда происходят фальсификации.Нас интересуют в этой статье пространственные ориентиры. Так родноверческой среде на сегодня, принята трактовка терминов: явь, правь и навь. Иногда они добавляют «Славь» и «Пекло». Это основные составляющие мироустройства, без которых сложно представить мировоззрение славянина язычника. Но тут всё не так просто как кажется и есть подводные камни.

Издревле в языческих традициях, мировое древо символизирует связь миров. У нас таким деревом был дуб. В быту славяне ставили обтесанное бревно посредине жилища, что символизировало центр мироздания. В двоеверие эта традиция заменилась православным крестом. Таким образом наши предки связывали границы миров.Спорен и по сей день вопрос, сколько было уровней в мироздании Славян? На этот вопрос сложно ответить и сегодня. Но попробуем разобраться в этом вопросе.

Неоязычество прочно закрепило за философским учением явь - правь - навь. Если разбираться в корнях данного феномена, то мы найдём их в работах фальсификатора Миролюбова: «… Нам удалось только после долгих усилий установить, что «Явь» была реальностью, «Правь» — истина, законы, управляющие реальностью, и наконец, «Навь» была потусторонним миром, где была «Явь», не связанная с «Правью», а потому бестелесная.». Естественно А.Асов, вторя Миролюбову, дал пищу для пытливых умов язычников своим переводом ВК: «Ибо что положено Дажьбогом в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдем - будет смерть. Явь - это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же - после нее, и до нее есть Навь. А в Прави есть Явь». Вот с этих «трудов» и вошла в обиход эта триада.

Касалось бы вот и надо заканчивать эту статью, но эта проблема не так уж однозначна. То, что фальсификаторы, выдав эту триаду, положили начало феерическим бредням Инглингов это одно, но то, что некоторые из этих терминов всё же встречаются в источниках и фольклоре, говорит нам о том, что эту проблему нужно изучить, значительно глубже, что бы понять, что ест вымысел, а что есть правда.

Пространство в мифе разделено на четыре отрезка - это упомянутые Явь, Правь, Навь. Тройственность этого разделения присутствует в преобладающем количестве мифов. Рассмотрим сущность этих понятий. Мир Явный это мир человека. Это средний мир, мир между богами Ясуней и Дасуней. Это смертный мир.

По словарю Ожегова: «Явь - Реальная действительность (в Anti сновидению, бреду, мечте), то, что существует наяву».

Лексема «Явь», использовалась в договоре Олега с Византийцами. Цитируется по Ипатьевскому списку: «Да елико Яве будет показаний явленными».

Люди в явном мире это отображение, мира Прави. Но разница только в том, что в Прави Боги и умершие предки, и там мироустройство сводиться к термину Космос. В Явном же мире нужно ещё защищаться от ворога, и прочих несчастий присутствуют реалии жизни.

Мир явный, это мир людей, мир, в котором человек лишь гость.Навь - «Темная Сила», управляющая Миром, одновременно - загробный мир, «тот свет». Так же - философское понятие, олицетворяющее (приоритетно) Силы изменения, совокупность сил, изменяющих мир. Противостоит понятию явь, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то, что Явно, то, что уже есть). Ближайшим семантическим аналогом термина Навь, является Христианское Чистилище.Также, Навь (от славянского «navь», вид погребального обряда) в славянской мифологии - воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевропейское *naHu-), на которой плывут в царство мертвых.

Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший. Там же упоминается Навий день, то есть день общего поминовения покойников. В южной Руси понедельник, в средней и северной вторник на Фоминой.

Рыбаков Б. А. в «Язычестве древних славян» пишет «Навьи - мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, „с дерева падших“, убитых молнией и т. п.).

Общеславянским является также представление о «навьей косточке», которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся тpyпе: старочешское «kost navna», чешское «navni kost», литовское «navi-kaulis», латышское «naves celins», «роковой знак на лице ребенка», - свидетельства балтославянских истоков этого представления).

Родственное Нави имя самостоятельного божества - Nya в списке польских богов y Я. Длyгоша (15 век), отождествляемый с римским Плyтоном. У других славянских народов к представлениям о Нави восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: yкpаинские навки, мавки, болгаpские нави - злые дyхи, двенадцать колдyний, которые сосут кровь y родильниц. В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны».

У восточных Славян существовал особый Навий день, день поминовения yмеpших, позднее пpиypоченный к последнему четвеpгy великого поста (yкpаинское Hавский велик-день, Мавський велик-день, Меpтвецький велик-день). Соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень. [литература: Есkert R., Zum Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistik», 1972. Bd 17, H. 5.]

В соответствии с гипотезой Д.В. Калюжного «возникновение и развитие мифов связано с развитием мышления людей. Сны людей явились источником формирования элементарных представлений о Нави: в Нави живут своей жизнью умершие родственники Субъекта; контакты с ними происходят во сне; после смерти Субъекта, он продолжит свою жизнь в Нави; население Нави способно оказывать влияние на Явь. На основе этих представлений сформировались передаваемые устно первичные мифы. Со временем появились и обряды, «обслуживающие» мифы. Однажды возникнув, мифы начали жить и развиваться. Вернее их развивали сами люди, логическим путем домысливая то, что население Нави должно включать и духов природных объектов и явлений, а также иметь свою иерархию и, конечно же, верховного правителя. При появлении письменности выделилась особая каста людей, которые сознательно трансформировали мифы в соответствии со своими целями или (и) представлениями о Нави. В определенный период произошло «смешение» Яви и Нави. Обитатели Нави стали жить как бы в Яви. Через некоторое время люди забыли о сновидческих корнях первичных мифов. Дальнейшее развитие мышления людей привело к очередной метаморфозе - замене всех видов влияния Нави на Явь на законы природы. Хронологически последнее событие датируется эпохой Возрождения. На основе этой гипотезы Д.В. Калюжный сформулировал важную хронологическую задачу: необходимость и возможность датирования события «период «смешения» Яви и Нави».

Мир Прави это мир равного сожительства умерших людей и Богов, таково мнение неоязычников. Здесь следует пояснить, что по преданиям «Дажьбоговы внуки»,- Славяне, произошли от сына Дажьбога. То есть в сознание древних утвердилось понимание, что они потомки богов. Некоторые язычники отождествляют Правь с Правдой, что не правомерно и этому нет ни каких свидетельств. Вот мнение волхва Иггельда: «Термин Правь - выдуман, введён, такого слова первоисточники не знают, хотя это вовсе не значит, что у русов и славян не существовало комплекса понятий о том, что мы теперь называем правью». Я тоже склонен считать, что славяне как-то обозначали мир богов, просто, пока нам это не известно. Но если верить неоязычникам то «В Прави мир упорядочен и окрашен в светлые тона. Он строиться по зеркальному отражению мира Явного. Существует и нечто напоминающее греческий Олимп. Это Сварга. Производная от Сварог. Верховным управителем и основным демиургом, считается Бог Сварог. Соответственно, Сварга тогда обиталище Сварога и его Сварожичей. Место на небе для Богов».

Всё было бы логично, и мы бы смело эту триаду охарактеризовали как триединство мира. Но, существуют ещё два пространственных ориентира, которые претендуют на роль в космологической языческой системе древних славян.

Существует достаточно мощный пространственный ориентир - «Пекло». Пекельное царство, это нижний мир. Там царствует тёмные Боги и их воинство. Это царство мёртвых. Но нужно это понимать в том ключе, что в царство мёртвых редко попадали герои. И то с целью освободить любимого. Человек же после смерти редко попадал в Пекельный мир.

Пекло - в славянской мифологии ад, преисподняя (от глагола «печь», «пеку» и равно означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Славяне полагают пекло под землею, куда надо спускаться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колодцу. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. В народных сказках герои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пекла». - «Как же, кум? - прервал Черевик. - как же могло это статься, чтобы черта выгнали из пекла?» - « …Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли» (Н.В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»).

По В. В. Иванов, В. Н. Топоров «Пекло (церковнослав. пькъл, «смола», возможно, из лат. picula, «смола», или pix, «смола, деготь»), в славянской мифологии ад, преисподняя. Представления о Пекле, по-видимому, сложились под влиянием христианского учения об аде. Предполагаемые связи Пекла с вост.-слав, обозначением пекельного (адского) змея и словацк. pikulnik («мужичок-с-ноготок», домовой, одетый в красное и приносящий деньги хозяину и здоровье его лошадям), вероятно, установились позднее в силу народной этимологии». Возможно, Пекло более архаично, но представляется всё же что это восточнославянский синоним христианскому аду.

Есть ещё один ориентир, который используют неоязычники, это термин «Славь». Представляется, что этот термин ввели Инглиисты, для оправдания своей лигвотрансформации: ПравьСлавить. По их значению «Славь» - это всё что создано богами. Термин не имеет историчности, и грубо сфабрикован.

Космологическая система славян, очищенная от фальсификаций, больше склонна к триединству мира. Из 5 рассмотренных терминов, 2 сфабриковано, 1 - не имеет отношения к славянскому язычеству, а два оставшихся характеризуют мир людей и мир духов. Из этих предпосылок допустимо сделать вывод, что, скорее всего, у славян было какое-то определение для «Мира Богов», которое для нас пока не ясно или просто нет источников по этому вопросу. Что и побуждает многих придумывать названия для этого явления.

Явь,Навь, Правь

Правь белого цвета, Явь — красного, Навь — синего.

Учение о Яви, Нави, Прави - база славянской Ведической веры.

"Явь есть текущее, созданное в Прави, а Навь есть до Яви и после нее - Навь. В Прави же есть Явь". - так гласит Книга Велеса, безценный истоический и религиозный документ славян времен дохристианской Руси.

Явь - мир плотных, материальных форм, которые мы видим и чувствуем. Это и мир наших состояний: радости, страха, гнева, счастья… всего того, что можно как-либо обозначить и о чём легко рассказать, потому что это знакомо почти всем. Это мир уже известного для нас, понятого, запланированного.

Мир Яви со всех сторон окружён Навью.

Навь это то, что предшествует миру Яви, и то, что остаётся после него как след былого. Это и не замечаемый нами мир возможностей, которые создают саму нашу способность понимать, делать неизвестное известным. Видимой всеми становится лишь верхушка скрытой под водой скалы в виде пришедшего осмысления, понимания, возникшего плана действий. Иными словами, Навь, это ещё и мир неоткрытого себя.

Навь - непредсказуемый мир, в нём нельзя что-то с уверенностью спланировать заранее. Это мир, в который шли герои сказок, когда перед ними вставали, казалось бы, непреодолимые препятствия. Они шли туда не просто из любопытства, они знали, что в Нави легко пропасть - однако там можно найти то, что только готовится воплотиться в Яви. Там можно столкнуться как с нашим будущим Совершенством, так и с нашим возможным угасанием и распадом. Там можно найти и потерянную память о Прошлом. А что из океана Нави воплотится в реальность, зависит от наших действий в мире Яви.

Для большинства людей Навь смутно проявляется как мир сновидений, посмертный мир, мир неотчётливых ощущений, интуиции, предчувствий и еле слышимых воспоминаний.

Правь - мир, стоящий над Явью и Навью. Это связующая сила, стерегущая порядок и гармонию между мирами. Это источник, включающий Явь и Навь как свои части. Это мир Истины, мир, в который мы рано или поздно можем прийти. У достигших мира Прави абсолютное восприятие Истины.

Если мы хотим узнать новые грани жизни, изменить её в сторону гармонии и совершенства, нам трудно обойтись без шага в Навь. Именно Навь даёт возможность выйти из бега по кругу, увидеть новое в, казалось бы, хорошо знакомых и привычных вещах. Например, в явьем восприятии страх - это состояние, с которым ты ничего толком не можешь сделать. Тебе страшно, и все. Ты можешь только убежать, спрятаться или постараться думать о другом. Ты схвачен страхом, ты - его пленник. Если у человека, застрявшего в явьем восприятии, спросить: «Слушай, а как ты боишься?» - он, вероятнее всего, покрутит пальцем у виска: «Ты что, дурак? Чего тут неясного: мне страшно!!!». Внимание такого человека приковано к телесным симптомам, чувству бессилия и создаваемой им самим картинке из будущего - креслу стоматолога, сцене публичного провала, краха надежд, каких-либо других неприятностей. Может показаться странным, но этот мир предположений и фантазий является миром Яви, в нём нет ничего неизвестного.

Навье восприятие страха совсем другое. Страх предстает как текущий через тебя поток жизненности, ты чувствуешь все его оттенки, а потому можешь направить его в любое русло, выразить как угодно и использовать его энергию по своему усмотрению. Ты управляешь им, как послушным конём. И этот конь вовсе не мешает, наоборот, он тебя везёт! Навье восприятие позволяет «оседлать» процессы их создания и разрушения. А сочетая Явь и Навь, мы получаем возможность направлять эти процессы и трансформировать в Силу, Любовь и Знание то, что прежде мешало. В глубинной своей основе любое чувство представляет собой текущую жизненную энергию и ничего более.

Итак, Явь - это набор доступных нам состояний любого рода, Навь содержит средства изменения этих состояний. Сочетая Явь и Навь, мы встаем на Путь Прави - путь раскрытия себя, выхода из противоречий, соединения прежде несоединимого, путь гармоничного слияния в себе всех сторон бытия.

Помните, куда шли герои русских волшебных сказок, когда встречались с трудностями или необходимостью помочь другим? Обычно повстречавшийся мудрец (в сказках - «старый старичок») давал герою клубочек, и говорил: «куда он покатится - иди за ним смело». А клубочек рано или поздно приводил к избушке бабушки , которая всегда находилась на границе миров - опушке тёмного леса, берегу моря, или у края болота. Языком сказки, одна курья ножка ее избушки была в Яви, а вторая - в Нави. Именно , владеющая силой обоих миров, и давала тому, кто выдержит испытание, посвящение в Навь. После чего герой удивительным образом справлялся со всеми трудностями и опасностями.

Перво-наперво бабушка спрашивает о причинах, почему и зачем герой сказки пришёл к ней. Если выясняется, что он хочет чего-то исключительно для себя, испытание не пройдено, баба Яга такого выгонит или в печку засунет. А вот если он идёт помогать другим… совсем другой разговор. Накормит, напоит, волшебного коня даст, меч - кладенец подарит… А далее следует второе испытание, оно вроде простое: угоститься Навью по своей воле, не струсить. Не хочешь сам? Все равно в Нави окажешься, никуда тебе от нее не деться!

Угощение Навью не всем легко дается. Пока ты не овладел энергиями Нави, она кажется враждебной и противостоящей твоему явьему миру, в котором нам всем есть что терять. Ведь Навь его и создает, и разрушает, и ты ничего не можешь с этим поделать. Неизвестность пугает. Именно поэтому лучше идти в нее самому, а не дожидаться прихода старухи с косой и в белом. Войдя в Навь, рано или поздно увидишь, что боялся зря! Навь разрушает мир только так, чтобы он становился краше. И после шага в Навь в тебе может вспыхнуть огонь Знания.

Однако недаром вокруг избушки бабушки Яги стоит частокол из человеческих костей: кто не готов идти в Навь, пусть испугается и повернет обратно. Ему пока рано.

Дорога к светлой Нави идёт сквозь Навь тёмную, и эту часть пути тому, кто боится или желает получить что-то лично для себя, не пройти. А когда ради свершений забываешь о себе, ты легко проходишь к светлой Нави, где тебя может ждать встреча с Предками или невероятно продвинутым существом, один взгляд которого способен многое изменить в тебе и твоей жизни. А может, подарком Бабы Яги станет вещий сон или видение, показывающее устройство мира; меч - кладенец, ковёр-самолёт или конь-огонь, которых ты обнаруживаешь внутри самого себя. У бабушки Яги несметное количество подарков для достойных!

Кстати, на санскрите (а в древности наш язык и санскрит были очень близки) «Я» означает творческое начало в человеке, а «га» - частица, выражающая движение или означающая путь (но-га, доро-га, бродя-га, теле-га). То есть я-га означает развитие в человеке его творческого начала. А Баба Яга открывала путь к этому через посвящение человека в Навь и указывала дальнейшую дорогу к «смерти Кощеевой» - смерти нашей бессознательности и ограниченности. Кощей — это символ нашей отделенности от мира и самих себя. Это те части нас, которые мы отбросили, это те границы и линии фронта, которые мы вокруг себя поставили. Это все то, что мы собой не считаем, все, что не видим, все, что боимся почувствовать и испытать, всё, что перешло в царство Нави. Кощей в сказках никогда никого не преследовал: герой сам совершал какой-либо проступок по неведению, от страсти или в помрачении сознания, и в результате самое ценное, что было в его жизни, оказывалось в царстве Кощея. Герой шел искать смерти Кощеевой, а находил себя.

Кощея трудно одолеть, пока мы не поймём, кто внутри нас может это сделать. Реализованный Человек подобен всаднику, сидящему на коне.
Всадник - это высшее Я человека, называемое в древности Азом. «Я - последнее слово в азбуке (ответ: да аз первое)» - одна из древних русских приговорок про него. Когда мы говорим «ас», подразумевая человека, достигшего в каком-то деле совершенства, это тоже про Аз. Если низшему я (эго) человека присущ ум, Азу присущ Разум.
Поводья, которые держит в руках всадник - Воля.
Конь - это инстинкты. Подобно тому, как всадник направляет поводьями лошадь в нужную сторону, разум посредством воли направляет инстинкты.

В отличие от животного, человек сознаёт раздельность и самостоятельность ума, воли и побудок (инстинкта, побуждений), - это и является одним из начальных проявлений Разума. Осознавать раздельность можно, только находясь вне её, там и находится Аз. Именно он способен объединить ум, волю и побудки в целое, в котором Разум создаёт намерение, Воля представляет собой внутреннее усилие, а побудки двигают нас, давая силу, энергию, жажду жизни. Помогая друг другу раскрыться, ум, воля и побудки в конце концов сливаются в знающее свои части Целое, и каждая из частей приобретает качества, которых у неё изначально не было. Представь, что произойдёт, когда Разум, Побудки и Воля сольются воедино… Это уровень, к которому должен стремиться каждый. Именно про его достижение повествует такой сюжет русских волшебных сказок, как битва на калиновом мосту. Однако и он не станет финалом, впереди ещё будет путь к Золотому и Изумрудному царствам. А что будет дальше, мы не знаем. По крайней мере, я не знаю. Те, кто туда прошли, не возвращаются в наш мир. Они уходят в недосягаемое Совершенство.

Наши предки были мудры и сумели спрятать свое послание так, чтобы оно, несмотря ни на что, дошло до нас во всей своей подлинности. И любой миф, любое древнее сказание может быть понято лишь тогда, когда мы увидим, что главное, о чем оно повествует, это самопознание и его этапы. И тогда станет ясно, что все сказки мира написаны только о тебе.

Современные искусствоведы иногда ругаются так: «Икона XVI века. Автор жив». В случае с древними славянскими мифами и понятиями еще интереснее. Можно сказать, что вот это славянский миф V века. Автор жив и порадует нас мифами и V века, и еще более ранних времен. То есть огромный объем литературы по славянским мифам является производством конца XX века.

История «Велесовой книги»

А по части терминологии следует разобраться, что можно считать древними славянскими названиями, что они означают и что создано уже в XX веке, но приписывается глубокой древности. В чем же здесь мистификация?

В газетных публикациях в середине пятидесятых годов в Америке регулярно стали появляться статьи, говорящие, что вот-вот откроют древний славянский памятник. Публика уже подготовлена, и совершается «открытие»: текст, который записан на дощечках, так называемая «Велесова книга». Правда, надо заметить, что этих дощечек никто никогда и не видел. На них изложена древняя история славян, которая успешно прогремела за океаном. Профессионалу-филологу сразу видно, что это подделка. Человек, который свободно читает на древнеславянском языке, легко понимает этот текст. А он предположительно написан в VIII веке. То есть живым древним разговорным языком. Это должен быть очень специфический материал. Например, новгородские грамоты XII века - живой язык, который очень сильно отличался от церковнославянского, которому учат в любом филологическом вузе. Его филологи легко читают. Язык новгородских грамот, более позднейшего времени по сравнению с «Велесовой книгой», филолог без специального образования не прочитает, даже со словарем. То есть раз «Велесова книга» легко читается, то это подделка, как и измышления, в ней созданные: навь, явь, правь.

Новые и старые понятия

Этот конфликт между учеными и публицистами принял острые формы. Российские филологи были вынуждены произвести полный анализ «Велесовой книги», который доказал, что это подделка, которую написал в наши дни Миролюбов Юрий Петрович.

Неоязыческую культуру «Велесова книга» обогатила троицей понятий: навь, явь, правь. Это грубейшая ошибка, как считают профессионалы в области древнеславянской мифологии. Миролюбов делает такое противопоставление:

Явь - некий людской мир.

Правь - мир, видимо, божественный. Нужно уточнить, что слово «правь» в древних текстах встречалась только как наречие.

Навь - это действительно древний термин, связанный с миром неупокоенных мертвецов.

Неприятие официальной наукой всего, что связано с мифологией, привело к созданию огромного количества псевдонаучных работ. И научные, и ненаучные, они пошли в ход. Но весь ряд «навь», «явь», «правь» - это та самая древняя мудрость, измышленная уже в середине XX века.

Что сейчас предлагают принимать под этими понятиями

Все три понятия связаны неразрывно, являясь ликом Бога. И все они управляют миром живых и мертвых, эти навь, явь, правь.

Явь, как уже сказано, мир материальный, светлый, по аналогии с ян в Китае.

Навь, как верили пращуры, мир загробный. По новейшим веяниям она противостоит яви, чего не было в архаичных культах.

Правь - закон, который установил Дажьбог и по которому развиваются первые два понятия. Этот справедливый закон поддерживает гармонию светлого и темного. Красиво, конечно, но только все это сказки, придуманные в наше время. И нет никаких навь, явь, правь в таком сочетании.

Почему появилось «славь»

Вдобавок в поддержку Закона Божьего было введено «славь». Чтобы доказать, что у славян было православие чуть ли не до Рождества Христова, составлено хитрое «праве-славь» (православие). Снова красивая игра слов, чтобы подтвердить выдумку. Явь, навь, правь, славь в таком сочетании никогда у славян не появлялись. Были только языческие верования, присущие всем народам в их архаичном развитии, не более. Это доказывают большие археологические работы академика Б.А. Рыбакова. И тот, кто пытается манипулировать сочетаниями явь, навь, правь, славь, или сам заблуждается, или сознательно хочет ввести в заблуждение массы людей.

Символика

Изначально поддельная работа «Велесова книга» Ю.П. Миролюбова со временем обросла фантастическими комментариями, предположительно для того, чтобы сказать: да, у всех народов сохранились письменные источники, с которыми работают историки. Почему же у нас ничего нет. А так хочется! Кроме того, за нее ухватились многочисленные маги, колдуны и ведуны, которые безмерно расплодились в наше смутное время. У нас слишком мало устойчивого и надежного в бытии, и потому человек готов цепляться за соломинку. Тремя понятиями «потомственные» маги манипулируют, чтобы показать три стороны бытия. Славянские правь, явь, навьпредставляют таким образом.