Построен в 1762-85 в урочище «Три Горы», за Трехгорной заставой, в слободе Новое Ваганьково на месте одноименного деревянного храма (1695). Сюда в 1678 переселили царских псарей и скоморохов, первоначально находившихся в слободе Старое Ваганьково (ок. Кремля). Существует несколько версий происхождения слова «ваганьково»: от «ваганить» - потешать, шутить; «ваганец» - место сбора денежного налога; от «ваган» («важан») - жителей Вяжской области, переселенных в Москву. В 1860 coopужены новые трапезная и колокольня. Около 1892 приделы свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского вынесены из трапезной вперед в линию с главным престолом. В 1900-1902 на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковых к старому храму был пристроен новый с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (архитектор Г.А.Кайзер). Расписан внутри в 1908.

В 1922 из храма власти изъяли св. 12 пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Закрыт в 1929. Сильно перестроен Разрушены главы храма и колокольня до первого яруса, в трапезной пробит второй ряд окон.

До 1990 в здании размещался Дом культуры, затем оно находилось в запустении. В 1992 возвращен РПЦ. Начались реставрационно-восстановительные работы. Богослужения возобновились в декабре 2000.



Эта церковь впервые упоминается в 1683 г. в слободе Новое Ваганьково на Трех Горах, куда, согласно московскому преданию, были переселены скоморохи, первоначально жившие в слободе Старое Ваганьково, напротив Кремля за Неглинной. В 1695 г. выстроили новый деревянный храм восточнее, ближе к Москве-реке. После возведения Камер-Коллежского вала храм оказался в черте Москвы, у Трехгорной заставы. Каменный трехпрестольный храм с трапезной и колокольней возвели в 1762-1785 гг. Главный престол - иконы Божией Матери «Живоносный Источник», приделы в трапезной - святителей Николая и Димитрия Ростовского. По старой московской традиции храм продолжали называть Никольским даже в официальных документах. Построенный в стиле классицизма, он был завершен ротондальным куполом, боковые фасады имели классические портики.

В 1860 г. выстроили новые трапезную и колокольню. Около 1892 г. приделы вынесли из трапезной на восток, в линию с алтарем главного храма. В 1900-1902 гг. был выстроен новый главный храм, средства на строительство которого пожертвовали Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковы. Проект здания и его внутреннего убранства создал архитектор Г.А. Кайзер. Освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» произошло 1 декабря 1902 г. Был устроен великолепный пятиярусный иконостас, иконы написаны по золотому фону, сделана новая утварь и новые ризы на иконах. В 1908 г. храм внутри расписали.

Храм закрыли в январе 1930 г. Долгое время здание занимал детский клуб имени Павлика Морозова. Главы храма и колокольню до первого яруса сломали. В трапезной сделали второй этаж и пробили второй ряд окон. В 1990 г. детский клуб Павлика Морозова выехал из здания, бросив внутри разбитую статую пионера; крыша частично обвалилась. В середине 1991 г. Никольский храм вернули общине верующих. Капитальная реконструкция продолжалась почти десять лет. В результате храму был возвращен вид, который он имел после последней предреволюционной перестройки начала 1900-х годов. Богослужения возобновились в 2001 г. Святыни храма: частица мощей святителя Николая, чтимая икона Спаса Нерукотворного образа XVI века, принесенная из храма апостола Андрея Первозванного, куда его передала Мария Миронова после смерти ее сына, артиста Андрея Миронова.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни

Храм в XVII веке

История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.

Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом Ваганькове

Рознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозвали ваганами , а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.

Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.

Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.

XVIII – начало ХХ века

В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.

Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.

Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.

Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.

После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.

Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии. Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.

Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.

Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.

Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.

События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА




Приход храма святителя Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех Горах известен с 1683 года.

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1902 году. Архитектор Г.А. Кайзер.

Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Приделы в честь святителей Николая и Димитрия Ростовского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1992 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. С 2009 года при храме находится Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.

СВЯТЫНИ ХРАМА


Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях. Ковчежец с мощами святителя Димитрия Ростовского; икона Спас Нерукотворный; икона святителя Николая с мощами.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В среду, пятницу и субботу начало богослужения (утреня, часы, литургия) в 8.00.
В воскресенье и великие праздники начало Божественной литургии в 9.00, накануне всенощное бдение - в 17.00.
По средам в 18.00 акафист святителю Николаю (кроме дней с богослужением накануне великих праздников и дней поминовения усопших).
По воскресеньям молебен с водоосвящением в 8.00.

ДУХОВЕНСТВО


протоиерей Дмитрий Михайлович РОЩИН, настоятель. 11 февраля 2016 года назначен настоятелем храма

Протоиерей Андрей Вадимович ЛОРГУС.
Родился 25 марта 1956 года.
Образование: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Московская духовная семинария.
26 июня 1988 года рукоположен в сан диакона.
6 декабря 1993 года - в сан пресвитера.

Протоиерей Димитрий Станиславович ЛИН.
Родился 5 сентября 1961 года.
Образование: Московский энергетический институт. Кандидат технических наук. Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
14 мая 1998 года рукоположен в сан диакона.
24 сентября 2002 года - в сан пресвитера.

Священник Даниил Валерьевич ЗУБОВ.
Родился 29 июня 1976 года.
Образование: Образование: Российская академия физической культуры и спорта. Сретенская духовная семинария.
8 августа 2004 года рукоположен в сан диакона.
13 мая 2008 года - в сан пресвитера.

Диакон Вадим Михайлович САМОХВАЛОВ.
Родился 20 ноября 1977 года.
Образование: Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Коломенская духовная семинария.
26 февраля 2012 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Андрей Николаевич ТИТУШКИН

СХЕМА ПРОЕЗДА

Ближайшими станции метро - «Улица 1905 года» (Таганско-Краснопресненская линия) и «Краснопресненская» (Кольцевая линия).

От метро «Улица 1905 года» : последний вагон из центра, по наземному пешеходному переходу перейти на противоположную сторону улицы Пресненский вал, далее – на улицу Красная Пресня. По улице Красная Пресня пройти около 200 метров до наземного пешеходного перехода, повернуть направо, продолжать движение прямо до перекрестка Большого Трехгорного переулка с Большим Предтеченским переулком. Перейти Большой Предтеченский переулок и повернуть налево. Следовать по Большому Предтеченскому переулку до его пересечения со Средним Трехгорным переулком. Повернуть направо в Средний Трехгорный переулок и по нему дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

От метро «Краснопресненская» : повернуть направо и следовать по улице Красная Пресня в направлении от центра города. Пройти около 250 метров и свернуть налево в Пресненский переулок. Пройти до улицы Заморенова, перейти ее и повернуть направо, следовать до Прокудинского переулка, по Прокудинскому переулку дойти до Б. Предтеченского переулка, повернуть направо и идти до Среднего Трехгорного переулка. Повернуть налево и по Среднему Трехгорному переулку дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

В приходе храма действует воскресная школа для детей и взрослых, Организация российских юных разведчиков (56 отряд свт. Николая), библейский колледж «Наследие», клуб исторической реконструкции им. св. Димитрия Солунского, клуб «Арт’эриа», работают группы анонимных алкоголиков, наркоманов и созависимых.

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница - церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название "храм Николы на курьей ножке".

Храм святителя Николая на Трех Горах

В 1695 году Псарный двор был расположен в урочище Три Горы, за заставой, названной Трехгорной. Изначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был отстроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный - в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предела - в честь и святителя Со временем его пределы постепенно расширялись, и в 1860 году были отстроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась больше чем в два раза.

Храм святителя Николая на Трех Горах - архитектурный памятник XIX века и объект культурного наследия. Известен очень любопытный факт, связанный с этим сооружением. Оказывается, в 20-х ХХ столетия годах здесь служил регентом А.В. Александров, который стал автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, однако встречались и достаточно состоятельные люди, в их числе фабриканты Прохоровы, которые владели Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали гармоничный архитектурный ансамбль, поэтому было решено перестроить полностью и саму церковь по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых торговцев Копейкиных-Серебряковых, которые жили в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм освятили. Однако окончательно все строительные и отделочные работы закончились только к 1908 году.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2016 года.

Расписание богослужений

Утреня литургия - начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В великие праздники и по воскресениям - начало в 9.00. Накануне в 17.00 - вечерня. В 18.00 по средам читается акафист св. Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям - молебен и освящается вода.

Поминание святого Николая проходят по настоящему времени: 11 сентября - рождество святителя, 22 мая - день перенесения его честных мощей, 19 декабря - праздник чествования святого Николая.

В храме также есть свои святыни. с мощами святителя Николая (для поклонения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также св. Николая с мощами и ковчежец с мощами св. Димитрия Ростовского.

Церковь Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех горах

Нововаганьковский, позже Б. Никольский, затем пер. Павлика Морозова, с 1992 г. вновь Нововаганьковский пер., 9, угол Ср. Трехгорного пер., 4 и М. Трехгорного пер.

"В XIV в. вся местность от Никитских ворот до реки Ходынки на западе принадлежала герою Куликовской битвы - серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, внуку Калиты".

"Переулки названы в XIX в. Трехгорными по урочищу "Три горы", известному в этом месте с 1410 г.".

"Ваганиться", согласно словарю Даля, значить "баловать, шалить, играть, шутить" (вероятно, связано с западноевропейским "ваганты"). Старое Ваганьково находилось в самом центре города близ Кремля - там в XV-XVI вв. проживали дворцовые скоморохи. Позже они были переселены за Никитские ворота, и новое место жительства их стало именоваться Новое Ваганьково.

"Нынешний храм выстроен на месте древнего", "известного с 1628 г.".

"Первоначальное Ваганьково располагалось на Моховой. Затем его переселили к церкви Софии в Ваганькове близ Кудринской площади. Около 1637 г. жителей вновь переселили за Пресню, в нынешний Волков переулок, где под этим годом значится деревянная церковь "Николы во Псарех". В 1678 г. псарей уже в четвертый раз перевели к современному Ваганьковскому кладбищу, куда перевезли и старый храм; но в 1681 г. на его место перенесли церковь Николы на Курьей Ножке. В 1695 г. думный дьяк Гаврила Деревнин выстроил новый деревянный храм уже на пятом, современном месте за Трехгорной заставой.

В 1762 г. получили разрешение выстроить каменный трехпрестольный храм, оконченный лишь в 1785 г. Главный престол иконы Богоматери "Живоносный источник", приделы св. Николая и Димитрия Ростовского. В 1860 г. выстроены новая трапезная и колокольня. Около 1892 г. приделы вынесены из трапезной вперед в линию с главным храмом. В 1900-1902 гг. на средства Серебряковых архитектор Г. А. Кайзер выстроил новый главный храм; в 1908 г. он был внутри расписан. Предметов старины внутри не оставалось".

"Главный храм построен заново в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Г. А. Кайзера на средства Серебряковых. Вновь освящен 1.12.1902 г.".

"Освящен новый храм при церкви Николая Чудотворца, что на Новом Ваганькове, вновь построенный в честь иконы Богоматери, именуемой "Живоносный источник". Сооружен он Г. Ф. и Н. Ф. Серебряковыми согласно воле скончавшегося 2 года назад их дяди Ф. И. Серебрякова. Сооружение храма с приделами обошлось около 140 000 рублей. Великолепный 5-ярусный иконостас вызолочен, иконы написаны по золотому фону, сделана новая утварь и новые ризы на иконах".

"2 апреля 1922 г. из храма изъяли 12 пудов 4 фунта золотых и серебряных изделий и 4 других драгоценных предмета".

В начале XX в. при церкви существовал попечительный совет о бедных, содержащий: 1) церковноприходскую двухклассную женскую школу имени императора Александра III; 2) приходскую женскую богадельню.

"Храм закрыт в 1929 г.". Долгое время был занят детским Домом культуры им. Павлика Морозова. Главы храма и колокольня до I яруса сломаны. В трапезной пробит второй ряд окон. Кругом новая чугунная ограда. Здание на государственной охране не стоит.

В 1990 г. здание было брошено: дом "культуры Павлика Морозова" выехал, бросив внутри разбитую статую пионера; крыша частично обвалилась. С юга начали было новую пристройку и вскоре оставили.

"В 1992 г. храм вернули верующим; настоятелем назначен о. Валентин Парамонов. Но соседняя фабрика "Трехгорка" требует завести в нем дом детского творчества".