Церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влахерне - таково полное название храма.
  Почему во Влахерне?
  Влахерны в старые времена императора Юстиниана являлись пригородом Константинополя. Здесь находилась церковь Богородицы, где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим.В память этого события православной церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 474 положены были в эту же церковь ризы Богородицы, принесенные из Палестины. Впоследствии этот район вошел в территорию Константинополя.
  Теперь о самой церкви. Она была построена на месте деревянной владельцем усадьбы Леоново князем Василием Петровичем Хованским. Причем, если верить источникам, история ее возведения была весьма трагикомична.
  В начале XVIII в. селом Леоново владел молодой князь Василий Петрович Хованский , человек богатый веселый и хлебосольный. Как-то устроил у себя шумную вечеринку для такой же как он "светской" молодежи. По обычаю того времени, вечеринка представляла собой неумеренную пьянку. Перепились все, а больше всех гостеприимный хозяин - т.е. до полного бесчуствия.
  Гости решили "пошутить" и отнесли Хованского в тогда еще деревянную, церковь, положили его в гроб и начали отпевать, словно покойника. Под утро все разъехались. Князь Хованский продолжал мирно спать в гробу.
  Далее начинаются разночтения: По одним данным местный священник доложил о случившемся в высшие церковные инстанции, а оттуда дело дошло до Петра I. По другим, Петр узнал о "шалости" от канцлера Шафирова.
  Так или иначе, все виновники "торжества" были приговорены Петром к смертной казни, которая затем была заменена обыкновенной поркой, которую осуществили в его присутствии.
  Эта история была описана неким Берхгольцем , камерюнкером герцога Голштинского, жившего одно лето на даче в Свиблове рядом с Леоновом и надо сказать довольно подозрительна по вранью.
  Во-первых, откуда Петр узнал? Сомнительно, чтобы местный священник, полностью зависящий от могущественного князя решился на донос.
  Во-вторых, в чем Хованский-то виноват? Только в том что напился до бесчуствия? И Государь Император, который по пьянству и богохульству давал сто очков любому тогдашнему шалопаю, приговаривает представителя одной из знатнейших фамилий к смерти?
  Ну, и в третьих, Петр в то время был озабочен строительством новой столицы и затяжной войной со Швецией (1700-1721), в Москве почти не появлялся и сомнительно чтобы у него было время заниматься таким мелким делом. Хотя, тут надо оговориться что Петр довольно часто занимался мелкими делами и впадал в состояние крайнего гнева, иногда беспричинного.
  Так что история эта могла происходить не совсем так, или совсем не так как ее описал "некий камерюнкер". Или вообще не происходить.Тем более, что в те времена летописцы и не такого калибра, не гнушались подправлять историю по своему вкусу и в меру таланта. Да, и ето из нас, рассказывая забавную "гишторию" не удержится от того чтобы не приврать для большего впечатления.
  Тем не менее, во искуплении греха (по легенде) князь Василий Хованский решил построить вместо деревянной каменную церковь. Однако сразу осуществить это благое деяние ему не удалось. дело в том, что незадолго до этих событий, в 1714 году, Петром был издан специальный указ, запрещающий вести каменное строительство везде, кроме новой столицы – Петербурга.
  Разрешение на строительство было получено в Священном Синоде только в 1719 году и в 1722-м церковь была построена. Ее освятили в день православного праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы . С тех пор она носит именно это название.

Ризоположения в Леонове

Первые упоминания о пустоши Леонова датированы 1573-1574 годами. В первой половине XVII ст. земля была пожалована князю Хованскому Ивану Никитичу, который и построил там деревянную . Точная дата неизвестна, но из документов следует, что в 1633 году Ризоположения в Леонове уже существовал. На то время поселение было небольшим, и прихода практически не было.

В 1716 г. Леоново унаследовал Василий Петрович Хованский. Именно на его средства был возведён каменный Ризоположенский . Правда, как говорит история, этим действом Хованский пытался загладить свою вину и перед царём, и перед Богом. Что и как произошло на самом деле доподлинно не известно, но основная версия такова.

Князь Василий Петрович был известен своим буйным нравом. Однажды, пьянствуя с друзьями, он здорово перебрал, а те решили позабавиться - нарядили его, как мертвеца, положили в настоящий гроб, отнесли в и начали отпевать, то есть совершили над ним все необходимые в таком случае обряды. Утром покойник «воскрес», а церковные власти донесли о безобразии в Петербург. Государь велел казнить всех участников кутежа, но позже смилостивился, и те отделались телесным наказанием.

Каменный храм Ризоположения в Леонове начали строить в 1719 г., а в 1722-м, в праздник Положения Ризы Богородицы он был освящен.

В 1767 году имение купил статский советник П. Г. Демидов. Надо сказать, Леоново стало для него любимым местом пребывания. Здесь были и красивый парк, и прекрасные оранжереи, и пруды. К несчастью, хозяин имения в старости заболел нервным расстройством, которое, помимо прочего, выражалось в непереносимости колокольного звона, а потому настоял на закрытии церкви.

С 1800 по 1859 гг. святая обитель простояла закрытой. За это время произошло много нехорошего. Наполеоновские солдаты превратили храм в конюшню, новый владелец имения (их сменилось несколько человек) вырубил напрочь лес и почти весь парк.

Ризоположенскую в 1859 г. отстроил меценат и фабрикант Е. В. Молчанов, который на то время арендовал Леоново. Незадолго до этого он построил ситценабивную фабрику в Ростокине, и храм отремонтировал для своих рабочих, понимая их духовные нужды.

В 1918 г. святую обитель безвозмездно передали прихожанам. В 1922 г. из неё насильно были изъяты золото серебро и другие ценности. В Ризоположенском храме в 30-е годы служил священномученик Павел Фелицын. В 1937 он был арестован, а через 4 года скончался в исправительно-трудовом лагере.

При протоиерее Иоанне Маркове (1942-1955 гг.) в церкви провели электричество, заменили печное отопление на водяное, приобрели паникадило (большая красивая люстра со свечами), отреставрировали иконы. В годы ВОВ храм жертвовал крупные суммы на нужды Красной Армии.

Архитектурный стиль обители характеризуют как Петровское барокко. Здание являет собой приземистый восьмерик на четверике с прямоугольной апсидой, трапезной (с приделами святителя Николая и иконы Богоматери «Неопалимая Купина») и колокольней. Из декора – угловые пилястры, ступенчатые карнизы, штукатурные наличники с «ушами» и, конечно, наружная настенная живопись (XVIII век).

Сегодня при Ризоположенской церкви действуют воскресная школа, библиотека, а также гранитная мастерская, где изготавливают надгробия.

Интересный факт: в 2012 г. в храм Ризоположения в Леонове приезжали «Бурановские бабушки», где отец Михаил благословил коллектив на выступление в финале Евровидения.

Все культурно-познавательные мероприятия обязательно включают изучение памятников древней архитектуры. Это важно для усвоения родной культуры и привития духовных ценностей. Но церковно-храмовые комплексы - это совершенно уникальные строения. Их можно рассматривать как архитектурное наследие, подвиг русских мастеров, как историю духовенства и, конечно, как священную обитель. Сегодня мы поговорим про храм Ризоположения в Леонове и на Донской. Их истории несколько схожи, но в любом случае, они оба появились, чтобы чтить память великого события.

История

Его существование насчитывает не первый век. Известен храм Ризоположения в Леонове с первой половины XVII века. Первые заметки о нем относятся к еще более раннему периоду, 1635 году, тогда на этом месте была деревянная церковь. Построение каменного храма, который сохранился и работает по сегодняшний день, произошло во времена правления князя Хованского.

Это было его жестом раскаяния за пристрастие к спиртному и нарушение церковных правил. После смерти князя храм Ризоположения в Леонове был закрыт и долгое время не работал (с 1800 по 1859). Произошло это по причине того, что новому князю мешал колокольный звон. Перед открытием он был отреставрирован на средства фабриканта Молчанова. Советские времена он пережил относительно спокойно, лишь 12 лет (с 1930 по 1942) был закрыт, все остальное время действовал. С 1859 года храм не подвергался реконструкции и перестройке, таким он дошел до наших времен.

Архитектурный стиль

Храм Ризоположения в Леонове построен в стиле барокко, который в это время получил большую популярность. На смену простым геометрическим формам деревянного храма пришли вычурные, многоугольные фасады и пышная внутренняя отделка. Даже сегодня храм выглядит очень красивым и интересным. Вход на территорию святыни представляет собой белокаменную арку с решетчатыми створками. Внутри расположен уютный скверик, который особенно красив осенью. На внутренних стенах храма можно увидеть росписи Положения ризы Богоматери во Влахерне. Вся территория утопает в зелени деревьев, поэтому непросто сфотографировать храм Ризоположения в Леонове. Фото получаются хорошими, то есть полностью демонстрирующими красоту церкви, только глубокой осенью, когда листва облетела. Зимой белоснежные стены сливаются с фоном, что несколько портит впечатление.

Почитаемые реликвии и святыни

Для верующих людей именно иконы являются предметом почитания и поклонения. Здесь есть несколько старинных полотен, которые вызывают особое восхищение. Именно они прославляют Леоновский храм Ризоположения. В главном приделе храма, справа у Алтаря находится почитаемая храмовая икона Положения ризы Пресвятой Богородицы с частицей Ризы Божией Матери. Справа расположена икона преподобного Сергия Радонежского, святителя Дмитрия Ростовского, икона Божией Матери Казанская.

Слева у Алтаря есть Чтимая икона Смоленской Божией Матери, которая датируется XVI веком. Всего в храме насчитывается более 50 икон. Ежедневно сюда приходят сотни верующих, чтобы вознести свои молитвы к Господу.

Святыни

Храм Ризоположения Богородицы в Леоново обладает особой ценностью. Это мощевик, в котором располагаются частички множества святых. Это главная гордость церкви и предмет поклонения верующих. Расположен он в правом углу центрального придела, все прихожане имеют возможность приложиться к мощам. Об их чудодейственной силе ходят легенды, но вы можете сами убедиться в том, что это правда.

Храм Ризоположения на Донской

Его история очень похожа с той, которую прожил его собрат. Судьбы храмов на Руси часто перекликаются. В 1625 году персидский шах передал русскому царю и одну из четырех частей ризы Христова. По легенде, именно в этом одеянии Христос шел к месту казни. Ее передали Кремлевскому Успенскому Собору, но на месте великой встречи была построена деревянная церковь. Строительство закончилось в 1690 году. Но уже в 1713 году появился проект строительства каменной церкви, и на месте старой постройки воздвигли храм Ризоположения на Донской. Руководил строительством московский архитектор Я. Бухвостов.

В чем уникален этот храм

Сложнее сказать, в чем он похож на другие. Само его рождение уже было чудом. В те времена каменное зодчество было под запретом, поскольку этот материал требовался для строительства (а точнее, перестройки) Петербурга. Но тем не менее в 1716 году на донской улице в Москве появился великолепнейший храм, выполненный в стиле московского барокко. Его выделяет из всех остальных современников пять глав, пропорциональный четверик, завершенный аттиком. Центральный крест увенчан короной, точной версии этой задумки нет. Этот храм не закрывался ни разу с момента открытия. По сей день там идут службы.

Перестройка и реконструкция

Храм Ризоположения на Шаболовке впервые решили дополнить в 1880 году. К нему со стороны трапезной был пристроен придел который освятили в 1889 году. Проект составил и руководил строительством московский архитектор А. С. Каминский. Под его руководством была создана ограда с воротами и пристроен северный придел.

Первая реконструкция потребовалась в 1923 году. Сильная буря повалила две церковные главы, но храм и сейчас не прекратил своей работы. Их моментально отреставрировали, полностью восстановив изначальную задумку архитектора. Уже больше 300 лет здесь без перерыва совершается богослужение, не останавливалось оно и в советский период, разве что проходили службы более закрыто, да и в храме не было многолюдно. Храм Ризоположения в Москве имеет еще одну свою особенность. После того как торжественно передал Ризу, в церковном календаре появился новый праздник в честь «Положения Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве». Этот праздник отмечает только Русская Что касается этого храма, то он является главным в торжестве.

Основные ценности храма

Помимо частицы Ризы Господней, которая является основообразующей святыней храма, здесь хранится очень ценная икона. Речь идет об Она была преподнесена в дар храму братьями из монастыря Чернигова. Это уникальный образ, который датируется 1696 годом. Рядом с ликом Богородицы на нем изображен двуглавый орел с одной стороны, а поэтическое посвящение Петру I - с другой. Эти строки говорят о победе над турками и взятии Азова. Аналогов такого изображения Божией Матери, как на этом полотне, нет более нигде в мире.

Кроме того, именно здесь верующие могут помолиться около уникальной святыни, аланойской иконы «Положение Ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей Ризы. Тем, кому требуется помощь и исцеление, следует обратиться к образу-складеню с частицей мощей апостола Иакова Алфеева, а также многих других святых. Этот образ считается очень сильным, и если вы пришли с чистым сердцем, то обязательно получите необходимую помощь. Часто сюда приносят маленьких детей, чтобы исцелить или защитить от болезней.

Еще одна святая икона, которую необходимо отдельно отметить - это икона Божией Матери «Взыскание погибших». В этом особенном мире, который явственно ощущается, когда вы перешагиваете порог храма, время замедляется, суета уходит и наступает понимание, ради чего мы проходим наш путь на земле. Возможно, именно ради этого стоит приходить в столь древние храмы, здесь настолько намоленная, умиротворяющая атмосфера, что каждый посетитель уйдет, ощущая некоторые перемены в себе.

Два потрясающих храма, а суть одна - хвала Господу за то, что он передал на русскую землю часть одеяния Христова, в котором он шел на Голгофу. Это величайшая святыня христианского мира. Сегодня в стенах обителей собираются сотни верующих, как и сотни лет назад они общаются с Господом.