Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

УДОВЛЕТВОРЯТЬ, несов. (сов. удовлетворить), кого что чем. Устар. Офиц. Обеспечивать (обеспечить), снабжать (снабдить) кого, что л. чем л. в достаточном количестве .… … Большой толковый словарь русских глаголов

ПОТРЕБНОСТИ - внутр. состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности. В первичных биол. формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чём то, находящемся вне его и необходимом … Российская педагогическая энциклопедия

Удовлетворять - I несов. перех. и неперех. 1. перех. Исполнять, осуществлять чьи либо требования, желания, потребности. 2. перех. Предоставлять в достаточном количестве что либо желаемое, требуемое, необходимое. отт. Снабжать чем либо. 3. неперех. Оказываться… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

- ▲ удовлетворять потребности полностью утолить, ся. насытиться. пресытиться. пресыщенный. накуриться. нагуляться. наиграться. накататься. наваляться. вдоволь. вволю. всласть. вдосталь (прост). сколько душе [душеньке] угодно. сколько душа хочет… …

- ▲ удовлетворять потребности добровольный, чужой (индивид) забота внимание к чьим л. потребностям; добровольное удовлетворение чьих л. потребностей. заботиться о ком чем. позаботиться. брать на себя заботу о ком чем. окружить заботой.… … Идеографический словарь русского языка

качество - 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Маркетинг - (Marketing) Определение маркетинга, эры в истории маркетинга Информация об определении маркетинга, эры в истории маркетинга Содержание Содержание 1. Определения 1. Цель и обязаности маркетолога 2. Четыре эры в истории Эра производства Эра Эра… … Энциклопедия инвестора

Exxon Mobil - (Эксон Мобил) Компания Exxon Mobil самая крупная частная нефтяная компания в мире Деятельность и продукция компании Эксон Мобил, масла и антифризы компании, а так же нефтепродукты, официальный сайт компании Exxon Mobil Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА 80-е гг. - FEDERAL RESERVE COMMUNICATIONS SYSTEM FOR THE EIGHTIES FRCS 80Система передачи данных общего назначения, объединяющая функции раздробленных ранее информационных сетей в рамках единой системы, способной удовлетворять как нынешние, так и будущие… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Товар - (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства … Энциклопедия инвестора

Книги

  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Васильева И.В., Мясникова Е.Н., Безряднова А.С.. В учебнике изложены теоретические основы технологии производства продукции на предприятиях общественного питания (технологический процесс приготовления кулинарной продукции, нормативная… Купить за 1309 руб
  • Руководство для программиста на Java. 75 рекомендаций по написанию надежных и защищенных программ , Лонг Фрэд, Мохиндра Дхрув, Сикорд Роберт С.. Это справочное руководство составлено из 75 рекомендаций по надежному, безопасному и корректному написанию кода на Java. Каждая рекомендация составлена авторами по одному и тому же…

Изложенные схематически представления о назначении психи­ческих процессов в обслуживании потребностей человека, в значительной мере предположительные, тем не менее подводят к весьма обязывающим выводам. Выводы эти противоречивы.

Реально существующих, в том числе осознаваемых, по­требностей у человека может быть бесчисленное множество, к тому же они находятся в постоянной трансформации, изменя­ясь в зависимости от времени и места их функционирования.

Действительно, какими только мотивами и потребностями ни руководствуются люди в своих поступках, и в каких толь­ко формах, в зависимости от обстоятельств, ни выступают даже, казалось бы, самые элементарные и всеобщие человечес­кие потребности.

Но, с другой стороны, если потребности первичны в жи­вом организме, если они растут и развиваются вместе с орга­низмом и в сущности своей от него не отделимы, то создать отсутствующую потребность у живого существа категорически невозможно, а ликвидировать существующую можно, только физически изменив строение его организма.

Так, кастрация ликвидирует половые потребности; систе­матическое отравление алкоголем ведет к органическим изме­нениям, а вместе с тем и к перестройке потребностей. Но ни убеждением, ни дрессировкой, ни угрозами ни создать, ни ликвидировать потребность невозможно. В сущности, это под­тверждается и фактами повседневной жизни; всякого рода муки: ревности, зависти, безответной любви, честолюбия -были бы легко устранимы, если бы можно было уничтожить вызвавшие их потребности и заменить их другими. Но, как говорит восточная пословица, сколько ни кричи «халва, хал­ва», сладко не будет...

Впрочем, наркомания - в частности, алкоголизм - вероят­но, как раз и есть проявление потребности заглушить, унич­тожить какую-то сильную потребность, удовлетворить кото­рую субъект на находит средств, или средство погасить стол­кновение противонаправленных потребностей. Может быть, наркотик выводит из строя какие-то из упомянутых выше четырех структур и тем самым приносит облегчение - какие-то потребности приглушаются, а на первый план выходят другие - те, которые удовлетворяются легче, проще. Правда, при этом происходит постепенное общее отравление, а значит - притупление, а затем и угасание всех потребностей, то есть умирание. (Это показал М. Булгаков в рассказе «Морфий»).

Умиранием было бы и практически невозможное полное удовлетворение всех потребностей человека. Удовлетворенная потребность не существует, а без потребности не может быть жизни. Как только одна удовлетворена -- действует другая; когда удовлетворена эта - выступает новая или опять первая, и так - пока число и разнообразие потребностей множится в периоды роста или сокращается в болезнях и в старости - до полного угасания или полного удовлетворения (что, в сущнос­ти, равнозначно) всех потребностей.


Но если стремление к удовлетворению есть сущность каж­дой потребности, то и стремление к полному удовлетворению всех потребностей есть сущность их сосуществования в каж­дом живом человеке. Это стремление свойственно всем людям, отдают они себе в том отчет или нет. Его называют стремле­нием к счастью.

Представление о нем лишено конкретных очертаний, все­гда сугубо субъективно и всегда включает в себя непремен­ным условием избыток положительных эмоций; охарактеризо­вано оно может быть легче всего негативно - как отсутствие неудовлетворенностей, недостатков, бед, болезней, несчастий. Субъективные особенности этих представлений заключены в составе тех неудовлетворенных желаний, которых не допускает счастье. Значит, оно - необходимо существующая, но неосуще­ствимая мечта.

Существующее не может быть беспочвенным, лишенным естественных, природных оснований. Есть они и у представле­ний о счастье. Полное удовлетворение всех потребностей есть экстраполяция представление о стабильности, полноте и прочности того, что практически дано на короткие мгновения. Это те секунды или минуты, когда одна из существеннейших потребностей данного человека получила полное (избыточное) удовлетворение и ни одна другая потребность еще не успела занять ее место и заявить о себе - ее выход заторможен по­ложительной эмоцией. Она и запомнилась как полнота счас­тья.

Функция «счастья» в обслуживании потребностей заключа­ется, следовательно, в их подхлестывании, максимализации, увязывании их всех в единую целостную структуру. Стремле­ние к счастью близко к погоне за наслаждением, но с суще­ственным различием между тем и другим. В погоне за на­слаждением подразумевается трансформация потребностей в сторону их удовлетворения наиболее простыми, доступными и освоенными средствами. В стремлении к счастью, наоборот, подразумевается трансформация в сторону все больших обоб­щений, к объединению многих потребностей в одну, их по­глощающую. Теперь не средства превращаются в цель, а цели все более отдаленные и трудно достижимые осваиваются и рассматриваются как средства удовлетворения единой всеобъ­емлющей потребности, всякое наименование которой кажется недостаточно полным и точным.

Когда удовлетворение потребностей человека идет успеш­но, «счастье» выполняет свою функцию наиболее отчетливо; оно не позволяет довольствоваться достигнутой степенью их удовлетворения, оно побуждает стремиться дальше - к недо­стижимой цели, как если бы она была реально достижима.

Область человеческих потребностей, по-видимому, вообще богата иллюзиями. Здесь происходит примерно то же, что с вращением земли вокруг солнца: кажется одно, а в действи­тельности происходит другое. Человеку кажется, что он может управлять своими потребностями, между тем они управляют им, потому что сам он есть ни что иное как их индивидуаль­ный набор. «О наших ощущениях, влечениях, интересах мы, правда, не говорим, что они нам служат, но они считаются самостоятельными силами и властями, так что мы сами есть это», - подчеркнул В.И.Ленин слова Гегеля (148, т.38, стр.78). Н. Винер утверждает: <«...> мы представляем собой не веще­ство, которое сохраняется, а форму строения, которая увеко­вечивает себя» (50, стр.104).

Человеку кажется, что хорошо бы удовлетворить все свои потребности, между тем это было бы равносильно смерти, и хорошо, что это невозможно; человеку кажется, что его по­требности свойственны всем людям, и ему так же трудно представить себе отсутствующую у него потребность, как представить у другого отсутствие существующей у него. «Ког­да человек счастлив, ему кажется, что и все вокруг него счастливы», - заметил Стефан Цвейг (302, стр.161). Из подобных иллюзий вытекают множество других, которые ведут к разно­образным недоразумениям, конфликтам и противоречиям по­вседневного обихода.

Поэтому целесообразно различать объективную природу и содержание потребности, с одной стороны, и те формы, какие она принимает, какое впечатление производит и как осознает­ся субъектом и наблюдающими его - с другой.

Культурные сорта растений и породы животных не созда­ются синтезом в лабораториях; они терпеливо выращиваются от поколения к поколению путем отбора и скрещивания. То же, я полагаю, в принципе, происходит и с потребностями человека, но, вероятно, процесс этот много сложнее; происхо­дит он в значительной степени стихийно, и вмешательство в него часто бывает случайным и плохо обоснованным.

Но стихийность эта относительна. Воспитание в человеческом обществе существует в течение всей его истории; в нем участвуют как сознание, так и интуиция, и оно приносит иногда бесспорные положительные результаты, регистрируемые статистикой. И все же едва ли подлежит сомнению недоста­точность существующей практики и теории воспитания - ведь слишком часто затраты воспитательных усилий, даже самые добросовестные и настойчивые, оказываются недостаточно плодотворными.

Дело, вероятно, в том, что под словом «воспитание» в разных случаях подразумевается разное содержание, а оно может быть продуктивно только как обоснованное знанием, умелое воспитание имеющихся у воспитуемого потребностей, как сознательное воздействие на процесс их трансформаций согласно закономерностям, по которым их трансформация может происходить и так или иначе всегда происходит.

Закономерности эти должны быть изучены, и это, надо полагать, дело будущего. Пока ясно, что они весьма сложны и основная черта их - противоречивость . Черта эта так вы­ражена Вл. Солоухиным: «Жизнь принимает характер борьбы, она протекает отныне между поползновением и порывом. Береза стремится кверху, а ветви ее свисают вниз. Налившийся ржаной колос сгибает в лебединую шею прямой, как стрела, целеустремленный стебель. Созревшие яблоки не только сги­бают, но и ломают сучья.

Возьмем уже упомянутый хмель. Вся жизнь его является примером титанической, непрерывной борьбы между пресмы­канием и полетом» (262, стр.104).

Противоречие, отмеченное Вл. Солоухиным, можно толко­вать как столкновение необходимости подчиняться окружаю­щей среде со стремлением покорить ее. Не в этом ли сущ­ность жизни как специфической силы?., своеобразной энер­гии?..

Для уяснения содержания процесса трансформации потреб­ностей, а значит и их состава, необходимо прежде всего уста­новить начало этого процесса и его первые звенья - то есть отправную точку, первый толчок и главные направления. С непосредственно наблюдаемым поведением человека эти нача­ла связаны длиннейшей цепью, которая ведет от совершенно общечеловеческого к совершенно индивидуальному. Первые звенья трансформации относятся преимущественно к общече­ловеческому. Поэтому они обычно не осознаются, но именно они скрываются за мотивами поведения, которое каждый из нас видит вокруг себя, с которым каждый непосредственно соприкасается каждый день.


Одни машины нужны для гонок, другие для покорения бездорожья, третьи - шоу-кары для рекламы, живущие на этом свете несколько недель после сборки. А еще есть машины для всей семьи. Такие машины нужны всегда и везде. В этом обзоре лучшее, что можно раздобыть на отечественных просторах.

1. Nissan Note 1.6 Luxury


Далеко не самая новая модель, но и не самая плохая. Впрочем, именно Nissan Note претендует на звание одного из лучших семейных автомобилей за все времена. И хотя здесь есть некоторые вопросы к уровню комфорта и изоляции шума, достоинств у машины более, чем предостаточно. К ним относится приличный двигатель, добротная коробка передач, удобный второй ряд кресел, наличие штатной навигационной системы. Но самое главное достоинство Nissan Note – цена.

2. Honda Jazz 1.4 Comfort


Одна из самых дорогих машин в сегменте семейных автомобилей. Главное достоинство этого автомобиля даже не в пресловутом «японском качестве», а практически в идеальном соотношении всех характеристик. Безусловно, здесь есть и богатый функционал, однако его ведь не дарят. Платим за все чудеса техники из своего кармана. Машина не лишена недостатков: по некоторым показателям в плане удобства она проиграет более доступным моделям. Однако бегает Jazz действительно хорошо.

3. Citroen C3 Picasso 1.4 Confort


Данный автомобиль следует брать, если нужны действительно широкие возможности по трансформации. Одни лишь задние кресла в Picasso регулируются по двум направлениям! Машина часто отпугивает водителей своим салоном, но неизменно радует качеством сборки, шумоизоляцией и плавностью хода. Действительно серьезный минус – отсутствие модели с автоматической коробкой передач.

4. Opel Meriva 1.4 Enjoy


Действительно крупный по своим габаритам автомобиль (для данного сегмента). Благодаря этому у машины также широкие возможности по трансформации салона. Автомобиль готов похвастаться приятной плавностью хода и отличной управляемостью. Машина была бы просто идеальной для любого современного человека, если бы ни одно «но» – высокая цена. Отважиться на покупку такого чуда сможет не каждый, однако жалеть о покупке Opel Meriva не будешь ни дня.

5. Skoda Roomster 1.6 Active

Просторный, удобный, вместительный. Вот те слова, которые лучшего всего подходят к этому автомобилю. И хотя эта модель выглядит как «каблук», это полноценное легковое авто. Главное достоинство Roomster в его непревзойдённой управляемости. Кроме того, среди перечисленных авто, эта машина самая большая в вопросе багажного отделения.

Потребление - использование благ, вещей, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Производственное потребление - расходование ресурсов в процессе воспроизводства. Непроизводственное потребление - потребление благ населением в целях удовлетворения своих жизненных нужд. Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного цикла.

Потребности - одна из фундаментальных категорий теоретического и прикладного маркетинга. Это - виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди и которые они стремятся иметь и потреблять. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, что крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные. Последние обусловлены общественной природой человека. Кроме того, различают потребности насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенных границ (например, потребности в знаниях).

Потребности людей можно разделить на три группы:

  • 1. Продукты питания, одежда, обувь, белье, предметы санитарии и гигиены, лекарства, мебель, посуда, товары культурного назначения и прочие товары;
  • 2. Жилище, транспорт, связь;
  • 3. Образование, медицинское обслуживание, культурно- просветительные мероприятия, отдых.
  • 4. Существует и другая классификация потребностей:
  • 1. Идеальные (рациональные) потребности, представляющие теоретически желаемый их уровень, определенный на основе научных исследований. Этот уровень потребностей по многим видам материальных благ определяется физиологическими особенностями людей. Представления об этих потребностях всегда будут ограничены уровнем развития производства и знаний.
  • 2 .Достигнутые (фактически сложившиеся) потребности, которые различны для отдельных социальных групп из-за проводимой политики распределения. Достигнутые потребности не совпадают с рациональными, поскольку последние определяются в результате научных исследований и разработок, а фактические складываются под влиянием комплекса объективных и субъективных факторов.
  • 3. Реальные (платежеспособные) потребности - та часть фактически сложившихся потребностей, которая может быть удовлетворена при оптимальном использовании достигнутых возможностей производства. Удовлетворение их осуществляется путем оплаты по труду, выплат из общественных фондов (пенсии, стипендии и т. д.). Они принимают форму покупательного спроса.

Потребление представляет собой конечную стадию движения произведенного общественного продукта, заключающуюся в его использовании для удовлетворения определенных потребностей. Характер удовлетворения потребностей формирует производственное и непроизводственное потребление. В свою очередь, непроизводственное потребление включает в себя общественное и личное потребление. Вся совокупность потребляемых благ и услуг на непроизводственные нужды образует фонд потребления, составляющий основную часть национального дохода страны.

Производственное потребление - использование средств производства в процессе производства продукции. Структура потребленных средств производства представлена средствами труда, которые переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа (здания, сооружения, оборудования), и предметами труда, стоимость которых переносится целиком на производимые продукты (сырье, материалы, топливо, энергия). Стоимость средств производства в процессе производственного потребления переносится на готовую продукцию. Кроме того, характерно непроизводственное потребление, при котором материальные блага и услуги используются в процессе общественного потребления, т. е. учреждениями и организациями непроизводственной сферы; образования, здравоохранения, культуры и т. п. в интересах всего общества. Связанные с общественным потреблением расходы покрываются за счет национального дохода. Конечной целью общественного потребления является удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества.

Удовлетворение этих потребностей способствует увеличению реальных доходов населения. В непроизводственном потреблении выделяют удовлетворение потребностей в материальных благах и услугах науки, управления, обороны, которые создают предпосылки существования и развития экономики в целом. Механизм потребления может быть представлен схемой (См. схему 1)

Особое место в непроизводственном потреблении занимают различного рода блага и услуги, используемые для удовлетворения личных потребностей населения (личное потребление). В структуре данного потребления выделяется потребление материальных благ, оцениваемое расходами на продукты питания и непродовольственные товары, а также потребление платных и бесплатных благ и услуг.

Потребляемые материальные блага представляют собой предметы различного вида и назначения. В целом их называют предметами потребления. Они используются в сфере непроизводственного потребления для личных и общественных нужд населения. В зависимости от того, на какие нужды используются предметы потребления, различают общественное и личное потребление граждан. Совокупность предметов потребления образует фонд потребления, являющийся важнейшим элементом в структуре национального дохода.

Схема 1. Механизм потребления.

Личное потребление - то, что характеризует различные явления и процессы потребления населением материальных благ и услуг. Это - часть национального дохода, используемая на такого рода цели потребления (материальные блага и услуги, поступающие в личное потребление отдельного человека или семьи). Потребление населением различных благ не ограничивается сферой личного потребления. Люди удовлетворяют свои потребности за счет различных источников. Важнейшим являются доходы от разных видов рыночной деятельности. Значительная часть потребностей удовлетворяется организациями культуры, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального хозяйства и т. д.

Уровень обеспеченности людей товарами, услугами, социальными благами определяется развитием производительных сил и производственных отношений, общественным строем, господствующими в нем законами распределения. Поэтому отношение к проблеме потребления и сама суть проблемы носят исторический характер. Изучение процесса развития личного потребления в различных исторических условиях позволяет глубже понять состояние и шире взглянуть на перспективу развития личного потребления трудящимися товаров, услуг, различных социальных благ.

Для успешной торговли, более полного и качественного удовлетворения спроса, предъявляемого населением, важное значение приобретает изучение массовых процессов и явлений в области товарного обращения в неразрывном единстве их количественной и качественной сторон.

Потребности людей в рыночном обществе - очень широкая и многогранная категория. Основной движущей силой развития общества является деятельность людей, направленная на удовлетворение своих потребностей. Независимые от сознания человека и в то же время (выступая объективным фактором жизни) осознаваемые им потребности, с одной стороны, обусловливаются историческим, экономическим, социальным, духовным развитием общества, а с другой - воздействуют на него. Понятие «общественные потребности» современного общества в широком смысле слова включает потребности его слоев, групп, семей, человека в материальных и духовных благах, в развитии и расширении производства. Из этого понятия выделяются личные потребности.

Общественная потребность в производстве является одновременно и личной потребностью каждого члена общества. Без производства невозможно удовлетворение личных потребностей. С другой стороны, личная потребность, например, семьи в пище является и общественной потребностью, так как обществу небезразлично, готова ли семья к участию в процессе производства и т. и. Потребности, удовлетворяемые путем потребления материальных благ и услуг обществом в целом, отдельными его слоями, группами, людьми в процессе производства, можно называть общественными, а удовлетворяемые путем потребления благ отдельным человеком, семьей, для поддержания жизнеспособности и развития личности - личными потребностями. Потребности людей - категория, затрагивающая как экономические, так и широкий круг общественных отношений. Различают потребности физические, интеллектуальные, социальные, в их числе экономические и неэкономические и т. д.

Важен вопрос о происхождении потребностей. Их появление объясняется действием закона возвышения потребностей. Ощущая потребности в различных благах, обеспечивающих жизненные условия и создающие возможности для развития, люди доступными им способами налаживают их производство. Дальнейшее развитие производительных сил позволяет создавать вещи, удовлетворяющие те же потребности на более высоком уровне. Потребности в более широком смысле, несомненно, долговечнее потребностей в конкретных вещах. Их прогресс связан с развитием производительных сил и производственных отношений, с прогрессом науки, техники и интеллектуальным уровнем членов общества. Существуют потребности, которые никогда не исчезнут, например потребность в пище, и которые исчезают, например потребность в лошадях как в транспортном средстве. Распространение существующих и появление новых потребностей - сложный процесс. Возникшие под непосредственным влиянием производства потребности оказывают на него обратное воздействие и в конечном итоге подчиняют его. Велика роль торговли в данном процессе. Предлагая товары, торговые организации, как внутренние, так и внешние, знакомят с ними потребителя, приучают к ним. Необходимо отметить, что в процессе использования товара (вещи) человек также знакомится с его потребительскими и функциональными свойствами, тем самым расширяя круг своих потребностей и повышая их уровень.

Фактором рождения и формирования новых потребностей является наука. Она открывает законы природы и свойства веществ, разрабатывает новые принципы, методы, процессы, на базе которых осуществляется выпуск новых материалов, приборов, машин, а в конечном итоге и предметов личного потребления. Таким образом, прогресс науки тесно связан с прогрессом производства, которое является базой ее развития. Например, потребность в защите от холода существовала с того времени, как появился человек. Если первобытный человек укрывался от холода шкурами, то для современного человека эту же функцию выполняют предметы одежды, изготовленные на уровне, определяющемся материальными, экономическими, эстетическими и другими факторами общественного производства.

Не все граждане способны удовлетворять свои потребности, порой даже самые минимальные. Общество обязано всячески поддерживать таких людей. Наряду с огромной ролью государства в организации социальной работы в ней активно участвуют общественные, религиозные организации, региональные органы, предприятия.

Основной ячейкой социальной деятельности является семья. Здесь решаются такие проблемы, как уровень жизни семьи, потребительский бюджет средней семьи, помощь малообеспеченным семьям, живущим ниже черты бедности, многодетным и молодым семьям. Решаются различные социально-бытовые проблемы современной семьи: жилищная проблема; домашний труд и его распределение между членами семьи; отношения между поколениями в семье, между молодоженами и их родителями, а также проблемы межсемейных отношений.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам рождаемости и планирования семьи, в частности, таким, как состояние и динамика рождаемости, различные аспекты рождаемости, тенденция ее снижения, факторы, влияющие на рождаемость, планирование семьи. Большое значение имеют социально-психологические проблемы современной семьи. Проблемы знакомства и выбора брачного партнера, брачно-семейной адаптации, согласования семейных и внесемейных ролей, личностной автономии и самоутверждения, супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как группы, насилия в семье.

Возрастает значение семейного воспитания, позиции родителей по отношению к детям, места ребенка в семье, эффективности семейного воспитания. Помимо семейных вопросов, обостряется решение проблем: трудоспособных пенсионеров, инвалидов, социальной работы с больными людьми, социальной работы с осужденными к лишению свободы, социальной работы с бывшими заключенными, борьбы с бродяжничеством, решение проблем беженцев, нормализации межэтнических отношений, социальной работы с безработными, с пожилыми людьми, борьба с одиночеством, проблем защиты материнства, детства, проблем несовершеннолетних, молодежи, женщин.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Какова определяющая роль производства?
  • 2. Как взаимодействуют потребности и производство?
  • 3. Что Вы знаете о законе взаимосвязи производства и потребностей общества?
  • 4. Охарактеризуйте возвышение потребностей как идеальный мотив производства.
  • 5. Удовлетворение потребностей как процесс потребления.