Древних монастырей в России существует немало. Одним из самых известных является Лужецкий, находящийся неподалеку от Можайска на берегу Москвы-реки. Этот интереснейший православный комплекс ежегодно привлекает сотни туристов и верующих, большинство из которых считает его одним из немногих мест в России, сохранивших дух старых дореволюционных православных обителей.

Когда и кем был основан?

О том, как развивался Лужецкий монастырь в Можайске (фото его представлены на странице) повествует немало старинных летописей. Первые камни этого интереснейшего комплекса были заложены в 1408 году. Основателем обители стал ученик Сергия Радонежского Ферапонт Белозерский.

Ко времени строительства Лужецкого монастыря старцу исполнилось уже 70 лет. Основана эта обитель была по желанию князя Андрея Можайского.

Краткая биография отца Ферапонта

На свет этот православный святой появился неподалеку от Волоколамска в 1337 году. Родители его были боярского рода. В миру будущего основателя Лужецкого монастыря звали Федором Поскочиным. Иноком святой решил стать уже в зрелом возрасте. Постриг он принял в Московском Симоновом монастыре. Благословил его тогдашний отец Федор, приходившийся племянником Сергию Радонежскому. Предположительно постриг святым был принят в 1385 году.

В Симоновом монастыре св. Ферапонт сдружился с другим праведным преподобным — отцом Кириллом. Вместе они основали обитель на берегу Белоозера. Согласно легенде, место строительства нового монастыря отцу Кириллу указала сама Богородица. Основан Белозерский монастырь преподобными был в 1398 году. Именно в этой обители отец Ферапонт провел следующие десять лет своей жизни, пока не был приглашен князем Андреем для основания нового монастыря.

Возведение обители

Приехав в Можайск, отец Ферапонт благословил то место, где было намечено строительство монастыря. Возводился комплекс на деньги князя Андрея. Многие монастыри на территории Руси строились из дерева. Для возведения религиозных построек Лужецкого монастыря изначально был выбран камень. Первым построили собор Рождества Божьей Матери. Одновременно возводились кельи для будущей братии.

Первым архимандритом новой обители был назначен сам отец Ферапонт Белозерский. Оставался местом жительства святого Лужецкий Богородицкий монастырь в течение 18 лет. Скончался старец Ферапонт в 1426 году в возрасте 95 лет. К лику Ферапонта причислили 1547 году. Похоронен старец был у северной стены Собора Рождества Богородицы. Позже над его могилой построили храм. В настоящее время от этого сооружения остался только фундамент.

Краткая биография князя Андрея

Русский правитель, по указу которого был возведен Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь, был третьим сыном Дмитрия Донского. Князем Можайским он стал в 1389 году. Эти земли были завещаны ему в семилетнем возрасте умирающим отцом. Помимо Можайска, в его владения вошли такие города, как Калуга, Искона, Галичичи и Белоозеро, в котором долгое время жил отец Ферапонт.

Идея строительства монастыря пришла князю Андрею по очень простой причине. Дело в том, что в окрестностях главного города его земель не было больших обителей, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы. После возведения монастыря этот правитель всячески помогал ее архимандриту. Скончался князь Андрей Можайский через шесть лет после смерти отца Ферапонта — в 1432 году.

Создание нового ансамбля

Сегодня комплекс «Лужецкий монастырь» (Можайск) включает в себя, конечно же, гораздо больше построек, чем их было при отце Ферапонте. Создаваться нынешний ансамбль обители начал в 1523 г. по инициативе тогдашнего архимандрита отца Макария Московского. По желанию этого священника простоявший около ста лет храм Богородицы был снесен. На его месте построили большой пятиглавый Собор с галереей. Расписывался храм специально приглашенными для этого мастерами школы Дионисия. К сожалению, до нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты тех фресок.

В 1692 году при поддержке патриарха Иоакима на территории монастыря была выстроена трехъярусная колокольня. Основными жертвователями обители в то время являлись представители рода Савельевых. Позднее они были похоронены на первом ярусе этого сооружения. Надгробия их, как и фрески в Соборе, к сожалению, не сохранились.

Из каких именно построек состоял Лужецкий монастырь (фото современного комплекса, представленные на странице, его масштабность демонстрируют наглядно) в прошлом доподлинно неизвестно. Но существует грамота, согласно которой между 1569 и 1574 годами в обитель было прислано четверо царских детей. А это означает, что на территории монастыря действовало не менее 4-ех церквей.

Храм преподобного Ферапонта

Эта церковь была выстроена непосредственно над мощами основателя Лужецкой обители. Когда именно состоялась ее закладка, также неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что стоять храм мог на территории монастыря еще при жизни святого. Другие считают, что построили его в начале XVI века. Точные же упоминания о существовании этой обители имеются в лишь в документах конца XVI в.

Лужецкий монастырь в Смутное время

В период литовского нашествия 1605-1619 гг. обитель серьезно пострадала. Все церкви были полностью разорены. Бедствие случилось настолько серьезное, что еще 7 лет после этого службы совершались только в Соборе. Из этого самого большого храма комплекса, как и изо всех остальных, литовцами было вывезено огромное количество окладов икон, священных сосудов и прочей ценной церковной утвари. К счастью, гроб отца Ферапонта тогда остался в сохранности. Восстанавливалась обитель в последующие годы в основном на пожертвования.

Обитель при французах

Еще одно бедствие Лужецкий монастырь перенес во времена войны с Наполеоном. Захватившие Можайск французы разместили в обители вестфальский корпус генерала Жюно. В результате монастырь был превращен в некое подобия столярни.

Как и литовцы, французы похитили из церквей и Собора множество дорогих предметов церковной утвари. Однако, к счастью, на этот раз особого ущерба обители захватчики не нанесли. К примеру, церковь св. Ферапонта была полностью готова к освящению уже через месяц после возвращения в монастырь братии.

Икона Главы Предтечевой

В 1871 г. в новом приделе церкви св. Ферапонта были устроены иконостас и святой престол. Главной храмовой была выбрана икона Главы Предтечевой чудесным образом сохранившаяся с лицевой стороны в 1812 году (задняя ее сторона была сильно изрублена). Освящен придел был именно в честь этой иконы в сентябре 1871 года.

Как и все другие обители страны, в годы правления коммунистов Лужецкий монастырь переживал далеко не лучшие времена. В 1929 г. он был закрыт. Часть братии разогнали, другую часть — репрессировали. До ВОВ в монастыре действовал цех по производству медицинского оборудования. Над некрополем власти устроили гаражи и склады со смотровыми ямами. Затем долгое время монастырь стоял абсолютно бесхозным.

Восстановление обители

Передан церкви Лужецкий был в 1994 году. Первое архиерейское богослужение во вновь открытом храме Рождества состоялось 23 октября. В 1999 году в мае по инициативе митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия прошло обретение мощей преподобного св. Ферапонта. Ныне они перенесены в Собор Рождества Богородицы.

В апреле 2015 года на колокольню обители был поднят новый колокол, вес которого составляет 2.5 тонны. Открытие этого культового сооружения состоялось 9 августа 2015 г. До этого 10 месяцев длилась реконструкция колокольни.

Особенности современного комплекса

К настоящему времени Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь включает в себя следующие постройки:

  • кельи с настоятельским корпусом;
  • колокольня с усыпальницей рода Савеловых (1673-1692 г.);
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1524-1547 г.);
  • фундамент, оставшийся от дома казначея (конец XIX века);
  • церковь введения Пресвятой Богородицы с трапезными (XVI в.);
  • северные и южные корпуса в восточной части (конец XIX начало XX в.);
  • надвратная церковь Преображения (1603 г.);
  • фундамент храма св. Ферапонта;
  • некрополь.

Надвратная церковь Преображения, помимо всего прочего, знаменита тем, что при ее освящении в 1603 г. присутствовал сам Борис Годунов.

Кроме перечисленных выше сооружений на территории монастыря сохранились и въездные восточные ворота, возведенные в 1780 г. Обнесен Лужецкий монастырь оградой с башнями 1681-1684 годов. На территории комплекса имеются также хозяйственные ворота, возведенные в 90-х годах XIX в. Некрополь включает в себя несколько старинных надгробий с вилообразным крестом и языческими символами.

От стен монастыря открывается великолепный вид на Москва-реку. Рядом с обителью, у самых ее стен, выстроена плотина.

Родник

Еще одной достопримечательностью монастыря является колодец со святой водой. Находится он не на территории обители, а в расположенной неподалеку деревне Исавицы. Считается, что этот колодец был выкопан самим старцем Ферапонтом.

Территория вокруг родника благоустроена — имеются скамейки и купальни. Установлен здесь и памятник отцу Ферапонту. Также в деревне есть часовня и церковная лавка. Чтобы попасть к колодцу, нужно выстоять очередь. Желающих набрать святой воды в роднике Ферапонта много.

Некрополь обители

Некоторые туристы находят кладбище монахов, расположенное на территории монастыря, довольно-таки необычным. Создается впечатление, что надгробья могилам вовсе не принадлежат. Дело в том, что на многих из них выбиты совсем не христианские символы: свастики и коловраты. Такие же камни лежат и на заднем дворе. Когда-то они использовались в качестве материала для строительства обители.

Возможно, в давние времена на этом месте располагалось языческое кладбище. И чтобы далеко не ходить, первостроители просто использовали крепкие надгробья для возведения культовых построек новой официальной религии. Конечно же, это не более чем предположение. Однако из ниоткуда языческие символы (а на некоторых камнях и надписи на древнеславянском языке) взяться, разумеется, не могли.

Можайский Лужецкий как добраться?

На общественном транспорте из Москвы до обители можно доехать с Белорусского вокзала. Для этого нужно сесть на электричку, идущую до станции «Можайск», а далее автобусом проехать до остановки «Река Москва».

На личном транспорте следует двигаться по до Можайска. Затем нужно свернуть к реке по указателям. В общей сложности дорога от Москвы до монастыря занимает не более двух часов.

Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1408г. преподобным Ферапонтом Белозерским по просьбе удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского (младшего сына Дмитрия Донского) на высоком правом берегу Москвы-реки. Первым храмом обители была деревянная церковь Рождества Богородицы. Основатель монастыря, Ферапонт, в миру носил имя Федора Поскочина и дворянское звание, и родом был из Волоколамска. В 1370-х гг., когда ему было уже 40 лет, он принял постриг в Москве, в Симоновом монастыре. Вместе со своим другом, Кириллом они основали Белозерский монастырь, но в 1398г. Ферапонт по благословению друга ушел оттуда и стал жить отшельником. Спустя десять лет в местности Лужки под Можайском он основал новый монастырь, в котором провел настоятелем еще 18 лет. Умер Ферапонт Белозерский в возрасте 90 лет и погребен в монастыре. В 1514 г. были обретены его мощи, а канонизация произошла в 1547г.; вплотную к главному собору над его гробом в конце XVI века поставили церковь Иоанна Лествичника, не сохранившуюся до наших дней.


С первой половины XVI века монастырь начал застраиваться каменными зданиями. Немало тому поспособствовал богатый вклад новгородского архиепископа Макария (будущего митрополита московского), бывшего архимандритом в Лужецком монастыре. К 1542г. была окончена постройка собора Рождества Богородицы, а к 1547г. была построена трапезная с Введенской церковью, первоначально шатровой, затем сильно перестроенной. В соборе был устроен придел Макария Египетского – патрона архиепископа Макария, что дополнительно подтверждает вклад последнего в монастырь.

Лужецкий монастырь. КолокольняВ конце XVI века в монастыре были построены еще два каменных здания – церковь Иоанна Лествичника над гробом Ферапонта и надвратная Преображенская церковь, перестроенная после пожара 1732г. К концу XVII века ансамбль монастыря сложился практически полностью: в 1673-1692гг. была выстроена шатровая колокольня в три яруса, в 1680-1684гг. – кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями, в 1681-1692гг. – Братский корпус. В 1648г. в монастыре появилась важная «достопримечательность» – полиелейный колокол весом в 85 пудов. В небольшом помещении под колокольней была усыпальница Савеловых.

Лужецкий монастырь. Ограда и задние воротаНа этом строительство не окончилось. В 1732г. монастырь сильно пострадал от пожара, и большинство зданий пришлось перестраивать. Так, изменился вид трапезной с храмом и надвратной церкви; достроили ограду, а в 1761-1763гг. в ней сделали еще одну башню, четырехугольную, и хозяйственные ворота. Тогда же на месте более старого здания поставили настоятельские покои.

Лужецкий монастырь. БашняВо время войны 1812 года монастырь был занят французами, которые причинили ему немало вреда: в трапезной устроили конюшню, в храме Преподобного Ферапонта – столярную мастерскую. Перед уходом подожгли старинный иконостас собора и разбросали по территории монастыря мешки с порохом. Служитель Иван Матвеев, рискуя жизнью, сумел оттащить опасные мешки от огня и спасти обитель от взрыва. Вскоре после окончания войны монастырь был восстановлен, в 1814г. построен новый Казначейский корпус.

Лужецкий монастырь. ТрапезнаяВ советское время, в 1926г. монастырская община была упразднена, и в 1928г. разрушили древний Ферапонтов храм (храм Иоанна Лествичника). До войны в стенах монастыря располагались фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Братские корпуса были перестроены под коммунальные квартиры для местных жителей, а на кладбище поставили складские помещения и гаражи.

Лужецкий монастырь. ОградаВо время Великой Отечественной войны монастырь был захвачен фашистами, которые устроили здесь лагерь для военнопленных. После того, как немцев отбили от Москвы, монастырь заняло НКВД, также под лагерь. Только в 1961г. началась реставрация разоренного памятника архитектуры и истории. Стены и башни увенчали тесовыми кровлями, разобрали позднейшие пристройки собора, открыли старинные фрески.

Лужецкий монастырь. Надвратная церковьВ 1993г. возродилась монастырская община, двор обители приведен в порядок. В 1999г. были заново обретены мощи преподобного Ферапонта, перенесенные сначала в надвратную Преображенскую церковь, а потом - в собор, и помещенные в новую дубовую резную раку. Почти полностью окончены работы по восстановлению основных зданий монастыря, снова издалека видны золотые шлемовидные купола главного собора, поднимающиеся на высоком берегу Москвы-реки. Снова тихим кажется отдаленный от дороги монастырь, переживший на своем веку немало бурных событий. Неподалеку от монастыря выстроена надкладезная часовня над источником преподобного Ферапонта, и к этому источнику непременно спускаются все приезжающие посмотреть эти красивые, насыщенные историей места.
Источник:http://hramy.ru/regions/r50/mojaisky/mojaisk/luzhecky/luzhmon.htm

Колокольня.

Некрополь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Келейный корпус (XVII-XIX вв.)

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной и собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной.

Монастырские стены и башни.

Ещё фото.

Расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп.Ферапонт.

Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства - так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV - нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.

Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Братия монастыря (5 насельников) во главе с настоятелем игум. Борисом неустанно трудится, возрождая древнюю обитель.

Расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп.Ферапонт.

Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.

Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Братия монастыря (5 насельников) во главе с настоятелем игум. Борисом неустанно трудится, возрождая древнюю обитель.

Храмы:

  1. соборный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1420, 1526-42 гг.)
  2. во имя прп. Иоанна Лествичника (кон.XVI в., с 1723 – во имя прп. Ферапонта) с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разобрана в 1960-е гг. Сохранились фундаменты.
  3. во имя Преображения Господня, над святыми вратами (1547 г.)
  4. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (1-я пол.XVI в., перестроена во 2-й пол. XVIII в.)

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от святителя Феодора, племянника преподобного Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Святейший Патриарх Алексий II.

Началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории – обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность – клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало – «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени – дело будущего.

Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, – верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и спостника преподобного Кирилла.

В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу – напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», – так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска – церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 12 января (30 декабря по старому стилю) 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвятыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

В деревне Исавицы близ монастыря был засыпан землей, завален мусором «источник прозрачной, студеной воды, замечательный по своему обилию и целебной силе». Колодезь этот, вырытый некогда, согласно монастырской летописи, руками преподобного Ферапонта, найден и приведен в порядок.

Можно утверждать, что колодец является если не первым, то одним из первых на Можайской земле. С давних пор сюда, как свидетельствует монастырская летопись, приходили «одержимые всяким недугом больные, вкушали эту воду, твердо уповая, что в ней по молитвам угодника Божия таится некая чудодейственная, врачующая всякие недуги сила». Как и в прежние времена, к колодцу преподобного идут богомольцы.

В апреле 2015 года на колокольне был установлен новый колокол весом более 2,5 тонн. На благовесте изображены иконы особо почитаемых русских святых - Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Ферапонта Можайского.

9 августа 2015 года, после 10-месячной реконструкции, состоялось открытие колокольни, под которой находится усыпальница рода Савёловых.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока.

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.