Усадьба «Ясенево» - одна из старейших усадеб города Москва. Одним из строений усадьбы является храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые исторические сведения и документы с описанием храма датируются началом XVII века. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе была сооружена деревянная церковь мученицы Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови - в 1628-1629 гг. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится "новоприбылой" (только что построенной).

В 1674 г. Алексей Михайлович приказывает построить в Ясеневе рядом со старой церковью новую большую и "дивно изукрашенную" церковь. Она состояла из двух церквей: верхней - Знамения Пресвятой Богородицы, завершенной шатром, и нижней - мученицы Софии и ее дочерей. Еще один шатер имел придел святителя Николая Чудотворца. Назвали ее церковью Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и мученицы Софии и её дочерей. Вот ее описание: "...село Ясинево на пруде, а в нем церковь Знамения Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, с папертью, да у той церкви церковь другая во имя святыя великомученицы Софьи, да по правую сторону церкви внизу придел Николая Чудотворца, на паперти лестница всходная, а под нижним рундуком верх шатровый; настоящая церковь и нижние церкви, алтарь и придел и паперть крыты тесом, а кресты обиты белым железом, строение великого государя, а строена 182 году (1674); у церкви той двери деревянные створчатые". Боярин, князь А.М. Львов на свои деньги выстроил при ней "колокольницу на столбах, на пять колоколов" и оплатил украшения к иконостасу, а также рукописную книгу "Апостол". Старая церковь Знамения в Ясеневе последний раз упоминается в 1751 году.

В 1751 году Ф.А. Лопухин получил право строительства ныне существующей церкви - очень монументальной барочной постройки. Дата завершения работ неизвестна, строительство продолжалось несколько лет. Поэтому самая старая постройка Ясенева - церковь относится примерно к первой половине 1750-х гг.
Церковь сохранилась и в Отечественную войну 1812 года. Тогда в Ясеневе побывали французские части, выступившие из Москвы по старой Калужской дороге.

В Ясеневе в церкви Петра и Павла 9 июля 1822 состоялось одно из самых примечательных событий. Тогда в присутствии семьи владельца С.И. Гагарина, а также соседних помещиков графов Толстых и князей Трубецких, венчались граф Николай Ильич Толстой (1795-1837) и княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830) (родители Л.Н.Толстого), о чем свидетельствует запись в метрической книге, хранящейся в Центральном историческом архиве г. Москвы.

С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение церковью Петра и Павла своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с восьмигранным барабаном, прорезанным восемью же окнами, и увенчанным куполом.

В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к храму.

В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Выяснилось, что "придельный храм сей, не имея сводов, не прочен, и по заметному уклонению одной стены угрожает опасностью; колокольня входом на оную внутри сильно сужена, и в постройке не пропорциональна с храмом…". Было подано прошение в Московскую духовную консисторию о разрешении заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Строительство было завершено в 1865 г.

В результате реконструкции 1860-х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, построенных в это время в России.

В окончательном виде храм имел три престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г, частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).
В 30-х годах храм закрыли и использовали под склад, затем он никак не использовался. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX века, не сохранилась.

В 1973-76 годах храм был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Башня, находящаяся на церковном участке севернее храма, сооружена в 1970-х гг. реставраторами. Напротив входа в храм стоит маловыразительное двухэтажное кирпичное здание, относящееся примерно к середине XIX века. Согласно описи Ясенева, составленной в 1901 году при страховании имения в московском отделении первого Российского страхового общества, в этом здании находились "людские комнаты конного двора", а само оно как часть конного двора соединялось заборами с его другими постройками, стоявшими по периметру, и образовывавшими замкнутое пространство. "Людские комнаты" до передачи патриархии занимала музыкальная школа. А в 1989 году храм с «людскими комнатами» возвращен Православной Церкви и передан приходу, все внутреннее убранство современное. В 1990-х гг. облик храма изменило привнесение элементов декора: дверные порталы, кресты над окнами и т.п. С 1997 года храм стал Московским подворьем Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Престолы храма: центральный - во имя св. апп. Петра и Павла; южный - в честь прп. Сергия Радонежского; северный - в честь святой вмц. Варвары. Приставной Престол - в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1751-53 гг. В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.

После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г. В 1924 г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 1930-е гг. закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась.
В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.

В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия "Старшего", Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия "Младшего", Нектария.



Ясенево - один из самых древних населенных пунктов Подмосковья. Н.М.Карамзин предполагал, что оно упоминается еще в 1206 г. в одной из летописей при описании распрей удельных князей: "сретоша и братья у Ясенева", но первым документально известным владельцем Ясенева является великий князья Московский Иван Данилович Калита. Оно упоминается около 1339 г. в одной из его духовных грамот, то есть завещании. Вплоть до конца XVI в. Ясенево принадлежало потомкам Калиты, в том числе Ивану Васильевичу Грозному.

Судя по тому, что Ясенево издавна значится селом, в нем периодически сооружали деревянные церкви, сменявшие одна другую, однако их посвящения неизвестны. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе было сооружена деревянная церковь Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови - в 1628-1629 гг. в окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится "новоприбылой", то есть только что построенной. Позже царь подарил это село некоему Ананье - младшему сыну своего духовника, протопопа Благовещенского собора Максима. Этот Ананья был одним из приближенных его жены царицы Евдокии Лукьяновны, неоднократно получал от нее дорогие подарки, возможно, Ясенево было пожаловано ему по ходатайству царицы в связи с женитьбой в 1631 г. Как владелец этого села Ананья упоминается в документе 1635-1636 гг.

Ясенево ненадолго задержалось у Ананьи, вернулось в казну, но вскоре было подарено другому удачливому придворному - боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову. При нем в переписной книге 1646 г. в селе документально упоминается "двор боярский", т.е. усадьба, конный и скотный дворы. Церковь, видимо та, что была построена при царе Михаиле Федоровиче, называется несколько по-другому, чем раньше: Знамения Богородицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Софии и её дочерей. А.М. Львов выстроил при ней "колокольницу на столбах, на пять колоколов". У А.М. Львова не оказалось наследников, Ясенево после его смерти в 1655 г., как выморочная вотчина, опять стало дворцовым, т.е. царским селом, принадлежавшем царю Алексею Михайловичу. В 1674 г. в Ясеневе была сооружено новое деревянное культовое здание, заменившее предыдущее. Оно, в свою очередь, состояло из двух церквей: верхней - Знамения Богородицы, завершенной шатром, и нижней - Софии с дочерями. Кроме того, еще один шатер имел придел Николая Чудотворца. В селе крестьянскими избами, "государева воловенника" двор, два двора садовников и "26 дворов крестьянских, людей в них тож, у них же детей и братей и племянников и внучат и зятьев и шурьев и пасынков и захребетников 62 человека", что говорит о том, что Ясенево было одним из самых больших сел Подмосковья.

Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг. Старая деревянная Знаменская церковь была разобрана за ветхостью. Вслед за новой церковью стал возводиться новый усадебный дом в стиле барокко, с великолепно развёрнутой парадной лестницей, ведшей непосредственно на бельэтаж, и широким пандусом со стороны сада. Был разбит регулярный парк с аллеями, прудами, павильонами и беседками, так что всё в целом составило регулярно спланированный дворцово-парковый ансамбль имения. Смерть Ф.А. Лопухина в 1757 г. приостановила строительство. Работы продолжались главным образом в регулярном саду с прудами.

Вдова Лопухина Вера Борисовна до конца не расставалась с Ясеневым. Село и поместье наследовал после нее ее сын, Василий Феодорович, женатый на А.П. Гагариной. После векового владения Лопухиных имение перешло к князьям Гагариным. Документы свидетельствуют, что в 1812 г. Ясеневским помещиком был Павел Гавриилович Гагарин, снарядивший на свои средства от Ясенева 23 крестьян-ополченцев, причем он наследовал во владении своему отцу Гавриилу Петровичу в 1808 г. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря (окончившей там дни своей земной жизни схимонахиней Марией и похороненной на монастырском кладбище)...

С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция, проведённая в период владения Ясеневым князя Сергея Ивановича Гагарина. В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму.

В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Так как придельный храм оказался непрочен и одна стена покосилась, колокольня внутри была сильно сужена и в постройке не пропорциональна с храмом, а также для открытия хода в холодную церковь и большего удобства вместимости прихожан, было подано прошение в Московскую духовную консисторию на имя Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского от священнослужителей Петропавловской церкви, её прихожан и владельца усадьбы о разрешении перестроить, вернее, заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Престолы в приделе (трапезной) предполагалось освятить в честь св. вмц. Варвары и преп. Сергия Радонежского - небесного покровителя самого владельца князя Сергея Ивановича. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Но строительство было завершено лишь в 1865 г.

В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. В окончательном виде храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г., частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).

В 1930-е гг. закрыли храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.

В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Настоятель - игумен Мелхиседек (Артюхин).

По материалам: http://usadba-yasenevo.ru/istoriya/artpage19.html
Коробко М.Ю. Москва Усадебная. Путеводитель.



Петра и Павла, апостолов, в Ясеневе, на подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни церковь (Новоясеневский проспект, дом № 42).

Село Ясенево, известное с XIV в., вплоть до XVII в. находилось во владении московских государей. В 1688 г. село было пожаловано тестю Петра I Федору Авраамовичу Лопухину. Лопухины владели Ясеневым вплоть до 1790 г. Первую деревянную церковь в селе Ясенево построил в 1626 г. патриарх Филарат. Ее освятили во имя мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. Сохранившееся до наших дней церковное здание выстроили в стиле барокко в 1737 г. и освятили во имя апостолов Петра и Павла, в память императора Петра II, родственника владельцев села. В 1832 г. был возведен придел мученицы Варвары, который тридцать лет спустя разобрали. В 1863 г. к храму пристроили колокольню и обширную трапезную, в которой освятили приделы преподобного Сергия Радонежского и мученицы Параскевы Пятницы.

Храм выстроен в стилистике барокко. На основном объеме четверике установлен восьмерик с луковичной главкой. Трехъярусная колокольня примыкает к трапезной, звон устроен в верхнем ярусе. Ее также венчает луковичная глава. Декоративное оформление храма (пилястры, наличники) весьма лаконично.

Церковь закрыли в 1930-е гг. В 1989 г. ее передали общине верующих. Вскоре в храме были возобновлены богослужения. Кроме главного престола в храме существует приставной престол во имя иконы Божией Матери «Знамение», а также приделы - святителя Николая Чудотворца (ранее - преподобного Сергия Раднежского, правый) и великомученицы Варварны (ранее - мученицы Параскевы Пятницы, левый). Среди святынь храма - мощи преподобных Оптинских старцев.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

На Юго-Западе Москвы тысячи верующих и просто любопытных ежедневно посещают древний храм Петра и Павла в Ясенево, относящийся к подворью Оптиной Пустыни. Адрес его - Новоясеневский проспект, 42. Это всего в трех минутах ходьбы неспешным прогулочным шагом от метро Новоясеневская. Основан он был ещё в восемнадцатом столетии и до сих пор является местом, куда приходят помолиться множество православных прихожан.

Подворье Оптиной Пустыни

С давних пор устав Русской православной церкви говорил об определении подворье монастыря. В дословном определении это звучит так: «Община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами».

Первое время подворья создавались с той целью, чтобы монастыри, находившиеся в глуши, имели пропитание, потому как в то время не каждый мог добраться до пустынной обители. Поэтому и решено было создать подворья. Обычно их создавали в крупных городах или столице . Туда каждый верующий мог принести пожертвования для монахов и разные записочки, которое в дальнейшем передавалось в церковь.

Оптинское подворье в Москве находится в районе Ясенево и имеет свой храм - храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В подворье Оптиной Пустыни в Москве расписание богослужений такое же, как и в оптинском монастыре, то есть их проводят ежедневно.

История московской святыни

Уже с 14 века Ясенево именовалось селом и в нём существовало несколько церквей. В 1626 году построили церковь из дерева. Её воздвигли в честь великомучениц Веры , Надежды, Любови и матери их Софии.

Немного позже к 1674 году рядом построили новую церковь, в которой было два этажа. Эта церковь носила название Знамения Пресвятой Богородицы.

То здание, которое существует по сей день возвели в 1751-1753 годах. Оно было очень красиво, в стиле позднего барокко, которым отделывали здания во время правления королевы Елизаветы. Освятили храм в честь святых лиц - апостолов Петра и Павла.

На тот момент владельцем стал внук боярина Лопухина Феодор Лопухин. При нём рядом с храмом построили усадьбу Ясенево. В ней разбили парк, котором были прекрасные аллеи и пруды. В этой церкви венчались родители писателя Льва Толстого.

Здание было построено из камня и в первоначальном варианте он состоял всего из одного кубовидного объёма холодного центрального придела. Был восьмигранный барабан, который был увенчан куполом. На барабане были прорезаны восемь окон.

Когда Ясенево перешло во владения князю Сергею Гагарину, в храме произошла реконструкция. Построили дополнительную пристройку - тёплый боковой придел, названный в честь великомученицы Варвары. Тогда же была построена колокольня.

К 1865 году провели ещё одну реконструкцию. Благодаря ей исправили недостатки предыдущих построек, которые выявили при использовании строения . В результате этого храм приобрёл тот облик, в котором находится до сих пор. Архитектуру постройки привели к наиболее распространённому на тот момент стилю классицизма по типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня». В храм входило три престола:

  • центральный - в честь святых апостолов Петра и Павла;
  • южный - в честь преподобного Сергия Радонежского;
  • северный - в честь великомученицы Варвары.

В 1930 годы святое здание закрыли и использовали в качестве совхозного склада. Роспись, к сожалению, была утеряна. К 1976 году была проведена внешняя реставрация и сделаны кресты на храме и на колокольне. Однако при этом территория его, которую окружал забор была в собственности авторемонтной базы её складов.

Только в 1989 году здание храма передали православной общине и тогда учредили приход, первым настоятелем которого стал протоиерей Александр Торопов.

Сейчас же настоятелем является архимандрит Мелхиседек.

Храм, как уже написано выше, действующий, богослужения в храме проводятся каждый день. Желающие побывать на них, могут ориентироваться на это расписание:

Кроме этого, обо всех изменениях в расписании богослужений можно узнать на сайте храма. Помимо этого, в храме работают ежедневно Монастырская и Церковная лавки. Время их работы с 9 утра до 7 вечера. Также работает библиотека. Во вторник время её работы с 18:00 до 20:00, в субботу с 14:30 до 16:30.

Деятельность церкви

Приход осуществляет активную деятельность в разных направлениях. При нём имеется воскресная школа. Когда проходят богослужения, посвящённые праздникам, в них участвует хор детей. При церкви открыта библиотека православной литературы. Имеется братство, которое занимается оказанием помощи заключённым.

В приходе оптинского подворья оказывается помощь всем нуждающимся, которые относятся к совершенно разным категориям:

На территории подворья действует Паломническая служба, именуемая «Назарет». Она осуществляет паломнические поездки по святым местам, поездки в Оптину Пустынь и другие монастыри и храмы. Чтобы узнать об этом подробнее, необходимо обратиться в храм. Как правило, поездки организуются каждые выходные.

Православный храм Параскево-Пятницкого благочиния Московской городской епархии. Подворье Свято-Введенской Оптиной Пу́стыни.

Храм расположен в районе Ясенево, Юго-Западного административного округа города Москвы.

Главный престол освящён в честь святых апостолов Петра и Павла; приделы в честь великомученицы Варвары, в честь преподобного Сергия Радонежского. Приставной престол освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение».

История

В бывшем здесь селе Ясенево (которое упоминается с XIV века именно как село, то есть в нём уже тогда был храм) находилось несколько православных церквей: в 1626 здесь была построена деревянная церковь во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в 1674 рядом со старой возведена новая двухэтажная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Ныне существующее здание храма было возведено в 1751-1753 годы в стиле елизаветинского (позднего) барокко и освящёно во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Владельцем села тогда был Феодор Авраамович Лопухин († 1767; внук боярина Фёдора (Иллариона) Абрамовича Лопухина, тестя царя Петра I, сын Абрама Федоровича Лопухина, казнённого 9 ноября 1718 года по делу царевича Алексея); при нём же возле храма была построена усадьба Ясенево и разбит парк с аллеями и прудами.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела, с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю окнами и увенчанным куполом.

9 июля 1822, в церкви села Ясенева состоялось венчание княжны Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого.

В период владения Ясеневым князя произошла реконструкция храма. В 1832 к нему были пристроены тёплый боковой придел в честь св. вмц. Варвары (небесной покровительницы супруги князя) и колокольня. В 1860-1865 была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. В результате храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени: архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня», наиболее распространённому среди храмов России эпохи классицизма.

Храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым) 20 октября 1861), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящён епископом Дмитровским Николаем в 1832).

В 1930-е годы храм, который к тому времени уже использовался под совхозный склад, закрыли (роспись храма не сохранилась). В 1973-1976 он был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. При этом вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и её складам.


Другие города , Public Domain

В 1989 году храм с домом причта были переданы православной общине; был учреждён приход. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов.

С февраля 1997 года храм передан московскому подворью Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. В храме продолжаются восстановительно-реставрационные работы: восстановлены два боковых придела, заканчивается установка нового резного дубового центрального иконостаса, написано большинство икон. Однако храм нуждается также в замене всего фундамента, который под действием грунтовых вод оказался полностью разрушенным.

23 ноября 2009 года в храме состоялось отпевание священника Даниила Сысоева, убитого 20 ноября. Чин отпевания возглавил архиепископ Истринский Арсений, в богослужении приняли участие благочинные города Москвы и многие представители московского духовенства. Территория вблизи храма была заполнена верующими, наблюдавшими церемонию прощания на установленном рядом с храмом большом экране. Прямая трансляция прощания осуществлялась на сайте РИА «Новости», телеканале «Спас» и на портале Патриархия.ru. По окончании отпевания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию у гроба почившего.

В настоящее время при храме действует воскресная школа, братство по оказанию помощи заключённым, патронажная служба, библиотека православной литературы, работает монастырская и церковная лавка.

Также при храме организовано систематическое отправление продовольственных и вещевых посылок заключенным.