Словарь понятий по истории России.

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός - сам + κεφαλή - голова) - самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.

Автохтон (история) - в основном, в Древней Греции - коренной обитатель данной местности, абориген.

Апокрифы (от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей. Многие из апокрифов - гностические по духу, нередко использовались в антихристианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной религиозной мысли.

Баскак - представитель монголо-татарского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татар. На Руси баскаки появились с середины XIII века. Баскачество было отменено в первой половине XIV в., когда сбор дани был передан русским князьям.

Бояре-княжата - со 2-й половины XV в. в связи с исчезновением удельной системы некоторые потомки удельных князей получают чин бояр вел. кн. (из Рюриковичей - кн. Оболенские, Ростовские, Ярославские и др., из Гедиминовичей - Патрикеевы, Булгаковы, Щенятевы и др.). Бояре-княжата не имели каких-либо служебных преимуществ перед нетитулованными боярами из старых московских родов.

Боярин - представитель высшего слоя общества на Руси в XI-XVII вв. Изначально бояре были вассалами князей, обязанными служить в их войсках, но впоследствии сделались самостоятельной политической силой в ряде русских княжеств. В XIV в. делились на бояр введенных (ближайшие советники князя) и бояр путных (возглавлявших отдельные отрасли управления). С конца XV в. звание боярина стало высшим думным чином, его носители принимали непосредственное участие в управлении государством наряду с монархом.

Бюрократия буквально - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство).

Данный термин используется в нескольких значениях.

1) Особый слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления.

2) Система государственного управления через чиновничье-административный аппарат, действующий на основании главным образом, письменного канцелярского производства через посредство назначаемых должностных лиц (чиновников).

3) Канцелярская волокита, пренебрежение к существу дела ради выполнения формальностей; бесполезная деятельность.

Варя́ги (др.-сканд. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) - группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Скандинавии - викингами и их обрусевшими потомками, с выходцами с южного побережья Балтийского моря - полабскими славянами, балтами и финно-уграми, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX-XII вв.) и Византии (XI-XIII вв.). Древнерусские летописи связывают с варягами-русь появление государства Русь («призвание варягов»). Ряд источников сближает понятие «варяги» со скандинавскими викингами, указывая на замену с XII века ранее используемой лексемы «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов), находясь на службе в Византии в XI веке.

Вервь (от "вервь" - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Вира - система денежных штрафов в пользу князя за уголовные правонарушения; откуп, «цена крови». Вира пришла на смену кровной мести.

Сборщика штрафов называли вирником.

Воевода - военачальник, правитель у славянских народов. В Русском государстве термин "воевода" обозначал начальника княжеской дружины или главу народного ополчения. Упоминается в русских летописях с X в. В конце XV - XVII вв каждый из полков русского войска имел одного или несколько воевод. Полковые воеводы были ликвидированы Петром I. С середины XVI в. появилась должность городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом и уездом. С начала XVII в. были введены во всех городах России вместо городовых приказчиков и наместников. В 1719 г. воеводы были поставлены во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

Вои - в Древней Руси народное ополчение, войска сверх дружины, собираемые на случай войны под начальством (земского не княжеского) воеводы и с одобрения вече, состоящее из лично свободных мужчин, способных носить оружие, принимали участие как в завоевательных походах, так и в оборонительных. Отправляясь в поход, рядовые воины получали право на часть будущей военной добычи.

Вотчина - комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Термин «вотчина» произошел от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Вначале появляется княжеская вотчина. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. 11 – 12 вв. датируется известие о боярской и монастырской вотчине. Вотчинник обладал достаточно широкими правами собственника. Он мог вотчину передать по наследству, обменять, продать. В 13 – 15 вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. Вотчина состояла из нескольких владений, разбросанных на большой территории и экономически слабо связанных между собой. Крупным боярам подчинялись дворяне, которым давались участки земли с крестьянами на условиях обязательной службы. Господская земля обрабатывалась холопами и зависимыми крестьянами. С середины 14 века с ростом великокняжеской власти и началом централизации государства вотчинные права стали ограничиваться.

В течение XV - XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в начале XVIII в. окончательно с поместьем.

Выход - дань, которую везли ханам русские князья, "выходя в opду" во время татарского владычества.

Гости - крупные купцы в X-XVIII вв. Вели межгородскую и зарубежную торговлю. В XVI-XVIII вв. члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства.

Торговые люди, купечество. В Древней Руси лица, приезжавшие продавать и покупать товары, из других стран, княжеств. Позднее данным термином обозначались местные купцы, торговавшие в основном за границей. В дальнейшем так стала называться высшая категория привилегированного купечества, приобретавшая с этим и определенный правовой статус.

Губной староста - в России представитель земской власти, действовал на основе губной грамоты, которой дозволялось губным старостам преследовать и судить дела о воровстве с поличным, разбоям и грабежам. Деятельность губных старост жестко контролировалась из Москвы Разбойным приказом. Постепенно в ведение губных старост, помимо розыска разбойников, переходят дела по самым разным вопросам местного управления. Выбранные из местной дворянской среды губные старосты руководствовались в своей практической деятельности интересами этого слоя. В лице губных старост дворяне получали орган, защищавший их сословные интересы. Во многих местностях институт губных старост дожил до Петра I, продолжая существовать наравне с воеводским управлением.

Двоеверие - как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Концепция «двоеверия» была разработана советской исторической школой в рамках идеологической парадигмы антирелигиозной компании, поддерживавшейся коммунистическими властями.

Дворяне - второе привилегированное сословие феодального общества. Состояло из крупной земельной аристократам, средних и мелких светских землевладельцев. Вместе с церк. землевладельцами составляло класс феодалов.

Десятина 1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в.

Детские - младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли разные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. Не участвовали в совете князя, за исключением военных советов. Д. мог стать только свободный человек.

Дружина - первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. "Дружина княжья" составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя "в полюдье", собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п. На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном.

Думные бояре - в Русском государстве в XVI-XVII веках определяется, одновременно, как чин и должность. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в отношении названия используется слово «титул». В Большой советской энциклопедии - «низший думный чин». Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты.

Ересь – 1.) У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам.

2.) Нечто ложное, вздор, чепуха.

Жидовствующие - иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV - н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.

Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество.

Закуп - категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники, которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.

Земские соборы - высшие сословно - представительные учреждения в России середины XVI - начала XVII вв. Собор 1566 г. - первый, о котором сохранились достоверные сведения. В его состав входили: освященный собор (совет церковных сановников), Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. По своей структуре Земский собор приближался к сословному представительству Западной Европы, но имел только совещательное значение. В начале XVII в., в условиях ослабления государственной власти, социальных потрясений и иностранных вторжений, значение Земских соборов сильно возросло. На Земских соборах решались первостепенные вопросы в жизни государства: выборы царей, вхождение новых территорий, объявление войны, заключение мира, финансовые вопросы. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости. По мере формирования абсолютной монархии нужда в подобном органе управления отпала, главной опорой власти выступает бюрократия и армия. После 1653 г. Земские соборы больше не собирались.

Земщина - основная часть территории Русского государства с центром вМоскве, не включенная Иваном IV Васильевичем в особый государев удел -опричнину. В З. входили пермские и вятские города, Рязань, Стародуб, Великие Луки и др.Наиболее важные и богатые города и уезды были в составе опричнины. Некоторые районы из З. переходилив опричнину (Костромской уезд, Обонежская и Бежецкая пятины, Торговая сторона Новгорода и др.), затемснова возвращались в З. В пределах одного уезда обычно была чересполосица опричных и земских земель,в Москве существовали опричные улицы, Новгород делился на земскую и опричную части. На территории З.из опричных районов принудительно выселялись землевладельцы, которых Иван IV не хотел включать всостав опричного двора. З. управлялась земской Боярской думой и старинными территориальнымиприказами, имела свои обособленные земские полки.

Избранная рада - совет близких к Ивану IV людей, сложившийся около 1549 г. Название было дано одним из людей, входивших в нее - А. Курбским. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады принимали участие представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курляев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие названия реформ середины ХVI в.

Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV - середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Исихазм (греч. - безмолвничество) - мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) - создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

Казачество - вольные люди из беглых крестьян и посадских людей, селившиеся в конце XIV – начале XVII в. на окраинах Российского и Польско-Литовского государств и объединенные с XV в. в самоуправляющиеся военные общины донских, волжских, запорожских и других казаков, несших службу в пограничных районах.

Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие, каким оно и являлось до 20-х годов ХХ века.

Казачество было неоднородно по своему имущественному и социальному положению.

В ХVI – ХVII вв беднейшей и самой многочисленной частью донского и запорожского казачества были голутвенные казаки (от украинского «голота» - голытьба). Основная масса голутвенных казаков состояла из беглых холопов и крепостных крестьян, городской бедноты и военно-служилого люда, заселявших окраинные земли Российского государства и Украины.

Голутвенные казаки подвергались правовым ограничениям и эксплуатации со стороны зажиточных казаков. На Украине их положение усугублялось национально-религиозным гнетом Польши. Голутвенные казаки сыграли определенную роль в освоении южных земель России и Украины, в борьбе с Крымским ханством и Турцией. Они активно участвовали в народных движениях, в том числе в восстании под руководством И. Болотникова, крестьянской войной под предводительством С. Разина и др.

Капище - (старослав. «капь» - изображение, идол) - культовое сооружение у восточных и прибалтийских славян во времена язычества, предназначенное для установки идолов и принесения жертв. Капище обычно представляло собой двускатный навес с украшениями, возведенный на столбах на площадке круглой формы. Зачастую капища были окружены земляными канавами. Под навесом находились идолы тех богов, которым поклонялись славяне, и алтарь, на котором приносились жертвы. Капище являлось своеобразным центром, отмечавшим место сбора людей. Главной частью культовых обрядов, совершаемых в капище, было принесение жертв. В жертву приносили не только животных, но и в важных случаях людей.

Ключник - в России слуга, ведавший продовольственными и другими запасами князя, позднее помещика. В Древней Руси несвободный, так как служба частному лицу влекла за собой автоматическое порабощение. По «Русской правде» Я. Мудрого имел то же значение, что и тиун, то есть полный холоп Первый человек в домашнем хозяйстве господина исполнявший обязанности управляющего и судьи. Был ответствен перед господином за остальных холопов, целовал за них крест, собирал подати, заботился об увеличении доходов, для чего раздавал господское серебро в рост крестьянам. Вступал в торговые сделки от имени своего господина, приобретал для него недвижимость и рабов. Имел даже собственных рабов и дьяков. Заведовал клетями - кладовыми и всеми строениями, держал ключи, был фактически домоправителем. Жене ключника обычно поручалось управление женской прислугой. В зависимости от места службы К. получали дополнительное наименование: огнищный - домоуправитель, от «огнище», очаг, конюший, ратайный - ведающий пахотными работами, от слова «ратай», пахарь, владычный - церковный и др. При дворе московских царей К. степенной заведовал столовыми припасами, напитками и прислугой, путевой - исполнявший эти обязанности во время путешествия.

Князь - глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее – дворянский титул.

Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени. В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение прежних племенных княжеств под единой княжеской властью. Княжеская власть, первоначально выборная из представителей родоплеменной знати, постепенно сосредотачивается в руках представителей одного рода (Рюриковичи на Руси). (См. схему «Династия Рюриковичей »)

Великий князь – глава феодальных монархий на Руси. Остальные князья в период феодальной раздробленности назывались удельными князьями. С образованием централизованного государства на Руси удельные князья переходили в состав великокняжеского двора. (с 1547 г. – царского). В России до 17 в. княжеское звание было только родовым. Князьями были Рюриковичи и Гедеминовичи. Княжеские титулы получали также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.) С 18 в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь – А.Д. Меншиков).

Кормление - способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI в. Сведения о "кормах" вирникам и городчикам содержит Русская Правда. В XIII-XIV вв. складывается целая система местного управления через институт кормленщиков. Великий или удельный князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников ("наместо" князя) и волостелей, а других служилых людей - тиунами и различными пошлинниками. Население было обязано содержать их ("кормить") в течение всего периода службы. Обязательный ("урочный") корм наместник, волостели и пр. представители местной княжеской администрации получали обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему "въезжий корм". Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т.д., для лошадей кормленщиков поставляли овес, сено. Кроме этого, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, "полавочное", мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились не только сами, но и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV-XV вв. С XV в. великие московские князья регламентируют доходы кормленщиков путем выдачи специальных "кормленых" и уставных грамот. В к. XV - н. XVI вв. правительство начало перевод натуральных кормов в денежные, упразднив при этом ряд статей. В результате земской реформы 1555-56 система кормления была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

Крепостной - несвободный крестьянин (в ср.-век. Европе - виллан), подчинявшийся господину, земли к-рого обрабатывал. К. принадлежали к низшему слою об-ва. Они были привязаны к земле и не могли свободно менять место жительства, жениться без разрешения хозяина, были обязаны обрабатывать земли господина, платить оброк, подчиняться правосудию и выполнять решения манориального суда, а после смерти их земли переходили господину. У господина перед К. (в отличие от рабов) были обязанности, к-рые состояли гл. об. в вооруж. защите и отправлении правосудия. В Зап. Европе крепостничество служилось в 8-9 вв. и впоследствии стало наследственным. В большинстве стран на систему крепостничества в 14 в. сильно повлияли эпидемии чумы («черная смерть») и вызванный войнами голод, унесшие жизни мн. людей. Возникла острая нехватка раб. рук, в рез-те трудовые повинности были заменены денежным оброком. Это означало, что господин становился рантье, а К. - арендатором. Во время крестьянского восстания Уота Тайлера в Англии (1381) в кач-ве гл. требования выдвигалась отмена крепостничества и замена отработки четырехпенсовой арендной платой за акр. Однако в Вост. Германии и в Московии усиление власти дворянства и развитие абсолютизма привели к ужесточению крепостнической системы. Формально крепостничество было отменено во Франции в 1789 г., в то время как в Австрии и Венгрии сохранялось до 1848 г., а в России до 1861 г.

Куна - денежная единица Древней Руси, серебряная монета. Название от шкурки куницы, использовавшейся при обмене в домонетный период. Составляла 1/25 гривны в X - XI вв., 1/50 гривны до нач. XV в. 1 куна - 2 г серебра.

Купа - в Древней Руси денежная или натуральная ссуда, выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник ("закуп") на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его хозяйстве, выполняет различные поручения и т. д. В случае неуплаты долга заимодавец имел право сделать несостоятельного должника своим холопом.

Курултай - у монгольских народов (монг. хурал, бур. хурал, калм. хурул), а в дальнейшем и у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, крымских татар, татар, тувинцев) - орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени - аналог европейских парламентов (как, например, Курултай Республики Башкортостан).

Лествиничное право - родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди – перед племянником, старшего брата – перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату, соответственно существовала и система «старшинства столов»: Киев – Новгород – Чернигов и т. д. С конца XI – начала XII в. на смену принципу княжеского родового старейшинства приходит принцип ряда с вечем.

Люди – в литературе встречается множество толкований этого термина. По мнению Н. М. Карамзина, людьми в Древней Руси «назывались, кроме бояр, собственно все граждане вольные». Согласно М. П. Погодину, люди - второе сословие, занесенное на русскую почву норманнами и вскоре исчезнувшее раз и навсегда. Для В. Дьячана слово «люди» имело более емкий смысл, подразумевая «все население, всю волость точно так, как и выражение «кияне», «полочане» и т. п.

У В. О. Ключевского, считавшего, что под именем «люди» скрывались неслужилые свободные элементы - гости, купцы, смерды, закупы-наймиты. В совокупности своей люди представляли «податное простонародье», отличавшееся «своим отношением к князю: как плательщики податей, они относились к князю не одинокими лицами, подобно служилым людям, а целыми мирами, городскими или сельскими обществами, связанными круговой порукой в уплате податей и мирской ответственностью за полицейский порядок.

общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин "В." встречается в "Русской правде" и Полицком статуте. В Русской правде В. упоминается при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В. (ст. 20 Краткой правды, ст. 3 Пространной правды), а также в связи с уплатой дикой виры, при обнаружении убийцы в В. или мертвеца, к-рого нельзя опознать, и др. (ст. 4, 5, 19, 70 Пространной правды). В. подразумевается в ст. 19 Краткой правды, предусматривающей случай, когда убийца огнищанина обнаружен и тем самым В. (названная в статье "люди") освобождается от уплаты виры. В Полицком статуте В. упоминается в статьях о разделе земли, о вервной земле, о мельницах (ст. 59, 62, 80). Термин "В." происходит от веревки, к-рой отмеривался участок земли, занимавшийся членами В. О характере В. в ист. лит-ре существуют различные мнения. Славянофил Ф. И. Леонтович, первым сличивший В. Рус. правды с В. Полинкого статута, рассматривал В. как специфич. Обществ. явление славян и первоначально считал В. большой семьей, семейной общиной (задруга юж. славян). Позже он в силу показания источников признал, что В. - не только семейная община, но и хоз. орг-ция, где семейные связи уже нарушены. Мнение Леонтовича о В. - большой семье - разделяли г. Ф. Блюменфельд, К. Н. Бестужев-Рюмин, А. Я. Ефименко, а также сов. ученый С. В. Юшков и др. Первым подверг этот взгляд серьезной критике М. P. Владимирский-Буданов. Основываясь на статьях Рус. правды, предусматривающих "гонение следа", он показал нелепость предположения, что можно "гонять след" по терр. семейной общины, занимающей один двор. Владимирский-Буданов считал, что В. - территориальная сельская община. К этому мнению присоединились В. Лешков, И. Д. Беляев, М. А. Дьяконов и А. E. Пресняков, к-рый считал, что В. Рус. правды - уже территориальный соседский, а не кровный союз. Эту точку зрения разделяют сов. историки М. Н. Тихомиров и Б. Д. Греков. Последнему также принадлежит исследование данных о В. в Полицком статуте, в результате к-рого он пришел к выводу, что упоминаемая в статуте В. - не большая семья, а терр. община, сохранившая остатки родовых отношений. В югосл историч. лит-ре имеется неск. взглядов на значение термина "В." в ср.-век. хорв. документах. В довоен. историографии одни ученые (И. Строхаль, И. Ружич) считали, что термин "В." означает "межу", "границу", другие (М. Радосавлевич) полагали, что это - обществ. орг-ция, находящаяся между задругой и племенем, третьи (В. Ягич, И. Мажуранич) понимали В. как "линию родства". Последняя точка зрения подробно обоснована совр. югосл. историком И. Божичем. В совр. югосл. историографии В. трактуется также как совокупность дальних родственников, не имеющих совместного х-ва, но еще сохраняющих нек-рые общие экономич. интересы (О. Мандич), и как наименование земли, возникшее во время ее периодич. переделов (М. Барада). Лит.: Леонтович Ф., Древнее хорвато-далматское законодательство, О., 1868; его же, О значении верви по Рус. правде и Полицкому статуту, сравнительно с задругою юго-зап. славян, "ЖМНП", 1867, апр.; Блюменфельд г. Ф., О формах землевладения в др. России, О., 1884; Владимирский-Буданов М. P., Задружная теория и др.-рус. землевладение, "Университетские изв.", 1884, No 11; Пресняков А. Е., Лекции по русской истории, т. 1 - Киевская Русь, М., 1938; Фрейденберг М. М., "Вервь" в средневековой Хорватии, Уч. зап. Великолукского гос. пед. ин-та, 1961, в. 15; Божиh И., "Врвь" у Поличном статуту, в кн.: Зборник филозофског факултета, кн. 4-1. Београд, 1957; Тихомиров М. Н., Исследов. о Рус. правде, М.-Л., 1941; Юшков С. В., Обществ.-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Рус. правды и Поличного статута, Избр. труды, т. 2, M, 1959 (обзор лит-ры на с. 564-66); Правда русская, т. 2, М.-Л., 1947, с. 261-74; Статут пољички, уредио В. Jагич "Monumenta historico-juridica slavorum meridionalium", 1890, v. 4, p. 1; Ravich v. Pfauenthal, Matic A. T., Re?etar M., Statut der Poljica, в сб.: Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Herzegowina, Bd 12, W., 1912; Mandic O., Bratstvo u ranosrednjovjekovnoj Hrvatskoj, "Historijski zbornik", god. 5, Zagreb, 1952; Barada M., Starohrvatska seoska zajednica, (Zagreb, 1957). И. У. Будовниц, Ю. В. Бромлей. Москва.

1) Вервь -

2) Вервь - -веревка, шнурок.

3) Вервь

4) Вервь - - (от " вервь " - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

5) Вервь - - на юге Киевской Руси территориальная крестьянская община. Северный эквивалент - "мир".

6) Вервь - территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного круговой порукой.

7) Вервь - - древнеславянская сельская соседская община; состояла из нескольких поселков (3-4). В каждом поселке жило несколько семей. Все владения общины делились на общественные (пашня, луга, леса, промыслы, угодья, водоемы) и личные (дом, приусадебный участок, скот, инвентарь). Пахотная земля и покосы делились между семьями.

8) Вервь - - евр. хевель. Вервь или веревка. Быт. 38:18,25 (перевязь); Суд. 16:9 (тетива); Чис. 15:38 (нить); Ис. 44:13 (линия); Ам. 7:17) (межевая вервь); в переносном смысле размежеванная земля или участок, напр., И. Нав. 17:5,14; 19:9; Втор. 32:9. Срав. Пс. 18:5, где евр. слово веревка (русск. Библия - звук) одни истолковывают, как область, другие, как струну или звук (Рим. 10:18).

9) Вервь - название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершенные в ее границах.

Вервь

Название общины в Древней Руси у южных славян.

Веревка, шнурок.

Название общины в Древней Руси у южных славян.

- (от " вервь " - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

На юге Киевской Руси территориальная крестьянская община. Северный эквивалент - "мир".

территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного круговой порукой.

Древнеславянская сельская соседская община; состояла из нескольких поселков (3-4). В каждом поселке жило несколько семей. Все владения общины делились на общественные (пашня, луга, леса, промыслы, угодья, водоемы) и личные (дом, приусадебный участок, скот, инвентарь). Пахотная земля и покосы делились между семьями.

Евр. хевель. Вервь или веревка. Быт. 38:18,25 (перевязь); Суд. 16:9 (тетива); Чис. 15:38 (нить); Ис. 44:13 (линия); Ам. 7:17) (межевая вервь); в переносном смысле размежеванная земля или участок, напр., И. Нав. 17:5,14; 19:9; Втор. 32:9. Срав. Пс. 18:5, где евр. слово веревка (русск. Библия - звук) одни истолковывают, как область, другие, как струну или звук (Рим. 10:18).

название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершенные в ее границах.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...

Что такое вервь? Что такое вервь? и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
Подробнее прочтёте, если пройдйте о гиперссылке.

Ответ от Антон Назаров [гуру]
Вервь:
* Древняя общинная организация на Руси и у хорватов.
* Старое название верёвки.
* Вервник - категория восточных славян, живших в общине вервь
инетом умеешь пользоватся?
1ая же ссылка


Ответ от CАша Чабан [новичек]
В Русской Правде вервь – это сельская община, административно-судебная единица, члены которой связаны круговой порукой. Например, если на территории верви находили тело убитого, то отвечать за это преступление должны были все члены общины.
Власти могли налагать некоторые функции на всю вервь, например, воинская повинность или что-то еще, когда члены общины сами решали, кто из них конкретно будет выполнять эту повинность.
Позднее, вервь – это уже соседская община, которая могла состоять из нескольких поселений, каждое такое поселение состояло из нескольких поселков. Каждый поселок – это несколько семей, которые могли быть кровными родственниками, а могли и не быть. Пашня, леса, луга, угодья, промыслы, водоемы – все это было общественным владением верви. Все домашние постройки, приусадебные участки, скот и сельскохозяйственный инвентарь было в личном владении у каждой семьи. Для пахоты, как и для покосов, выделялись участки в личное пользование.
Во всех административных документах, относящихся ко времени существования таких крестьянских общин, население верви именуют как люди, на севере подобные образования называли “ мир”. В землях южных славян термин “задруга” многие историки считают эквивалентным термину “ вервь”. Вот что такое вервь.


Ответ от Нина евлоева [новичек]
вервь - это соседская территориальная община.


Ответ от Кристина Сорокина [новичек]


Ответ от Dusty Live [активный]
Вервь (от "вервь" - верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой) , древняя общинная организация на Руси и у хорватов.


Ответ от Марина Сигаева [новичек]
Вервь (др. -рус. врвь, врьвь) - древняя общинная организация на Руси и у хорватов; местная община с определёнными поземельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях.


Ответ от Sergey Vinokurov [эксперт]
ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ, вестибулярный аппарат – «орган чувств у человека и позвоночных животных, воспринимающий изменение положения головы и тела в пространстве». От латинского vestibulum «преддверие» (СИС). ¦ Латинское вестибулярный от русского стебель, в котором часть бель от арабского??? ба: л «голова», родственно русскому белый в белая горячка (см.), а часть ст – арабский аффикс со значением держать для себя», так что стебель буквально значит «держащий голову, головку». Стебель растения постоянно корректирует положение головы относительно солнца. Арабский аффикс ст соответствует внутрикорневому аффиксу Х, сравните арабское??? х#абл «вервие, то, чем управляют верблюдом, веревка», откуда известное кораническое изречение: ??????? ???? ???? иътас#иму: би–х#абл иллах «держитесь за вервие Аллаха».


Ответ от Кристи [активный]
Вервь (др. -рус. врвь, врьвь) - древняя общинная организация на Руси и у хорватов; местная община с определёнными поземельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях. Упоминается в «Русской Правде» (XI в.).


Ответ от Альберт [гуру]
Вервь (от "вервь" - верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой) , древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы - небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально В. являлась организацией кровнородственного характера. Однако в дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий эволюция В. у русских и у юго-западных славян происходит неодинаково. Русская правда повествует о В. как о сельской общине, освобожденной от кровнородственных связей; в В. Полицкого статута тоже наблюдается ослабление кровнородственных связей, но всё же некоторые элементы их ещё сохраняются. Общественный строй, отражённый в Русской правде, более развит, чем полицкие общественные отношения, выраженные в Полицком статуте, хотя Русская правда в отдельных своих частях отражает общественные отношения 8-12 вв. , а Полицкий статут - 15-17 вв.
В Русской правде В. абсолютно лишена каких-либо признаков родственного коллектива. Это сельская община, занимающая значительную территорию. Члены В. родственниками не называются. Русская правда называет их "людьми". Они связаны круговой порукой, обязаны разыскивать вора на своей территории - "гнать след", отвечать за убийство на их территории, если убийца не отыскан, а тело убитого оказалось на земле В. Вервь-община выполняла и другие функции, налагавшиеся на неё властями.
Хорватская В. ещё носит слабые черты кровнородственных связей. Полицкий статут не знает никакой реальной общественной организации, которую он называл бы В. Трудно установить, является ли в нём синонимом В. и село, или же В. составляет часть села. Оба предположения вероятны.
О В. имеется большая литература, но до сих пор этот вопрос не может считаться решенным окончательно.

Вервь вервь

одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

ВЕРВЬ

ВЕРВЬ (от «вервь» - веревка, участок земли, отмеренный веревкой), название общины (см. ОБЩИНА (форма социальной организации)) у восточных и южных славян. Упоминается в Русской правде (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы - небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально вервь являлась организацией кровнородственного характера. В дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий эволюция верви у восточных и у юго-западных славян происходит неодинаково. Русская правда сообщает о верви как о сельской соседской общине. В верви Полицкого статута элементы кровнородственных связей еще сохраняются, хотя Русская правда в отдельных своих частях отражает общественные отношения 8-12 веков, а Полицкий статут - 15-17 веков.
В Русской правде вервь лишена признаков родственного коллектива. Это сельская община, занимающая значительную территорию. Члены верви родственниками не называются. Русская правда называет их «людьми». Они связаны круговой порукой, обязаны разыскивать вора на своей территории - «гнать след», отвечать за убийство на их территории, если убийца не отыскан, а тело убитого оказалось на земле верви. Хорватская вервь носит черты кровнородственных связей.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "вервь" в других словарях:

    вервь - вервь, и … Русский орфографический словарь

    Вервь: Вервь древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Вервник категория восточных славян, живших в общине вервь. Старое название верёвки … Википедия

    Древняя общинная организация на Руси и у хорватов … Юридический словарь

    Название общины в Др. Руси и у южных славян … Большой Энциклопедический словарь

    Ж. Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX XIII вв.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ВЕРВЬ, название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской Правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в её границах. Источник: Энциклопедия Отечество… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 4 вервие (3) веревка (82) община (45) … Словарь синонимов

    Вервь - в ср. век. Руси термин полисемантичный: мог обозначать веревку, свитую в неск. прядей, шнур, нить, дратву. Мог также обозначать мерную веревку, измерительный шнур и меру земли. С этими понятиями связано, видимо, и гл. значение этого термина в Др … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Вервь - в Русской правде судебно административная единица, члены которой в определенных случаях были связаны круговой порукой. Большинство российских ученых считали В. территориальной общиной, но некоторые выделяли преимущественно семейный характер В. На … Энциклопедия права