Трудно сказать что-то определенное про арабские средневековые карты, потому что, несмотря на проведенные исследования, оригиналов удалось отыскать, смехотворно мало. Потерялись карты, выполненные аль-Хуваризми (планисфера, изображенная на заказ халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хавкалом, аль-Макдизи и неизвестным автором («Пределы Вселенной»). Даже знаменитая карта аль-Идрис – не что иное, как копия, датированная XV веком.

История арабской картографии, как и всех других картографов, тесно связана с развитием географии и ее многочисленных разветвлений. Еще в античные времена арабам тоже требовались точные ориентиры, чтобы по ним согласовывать свою жизнь и работы. Установление исламской религии только оживило поиски в этом направлении. Чтобы выдерживать время молитв, поста и ритуальных паломничества, надо было уметь ориентироваться в космическом изменении времени и уметь определить местоположение Мекки.

НАСЛЕДНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ СТАРИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Но только с тех пор, как перевелись на арабский язык произведения древних авторов, в частности , скажем, произведения Клавдия Птолемея, арабская картография выходит на первое место среди естественных наук. Арабские халифы щедро оплачивали такие переводы: они осознавали вес античных знаний. Чтобы знания эти стали органической составляющей мусульманской культуры, халифы поощряли переводы на арабском языке научных сокровищ античности. Так, халиф аль-Мамун переводческий труд оплачивал золотом…

Арабы берегли как зеницу ока это наследие и в течение всего Средневековья продолжали обогащать достояния античности своими собственными наблюдениями и достижениями науки. Поэтому в период между VII и XII веками полюс географических знаний сместился. Из Европы он перешел к большим научным центрам в Багдаде, Корди и Дамаске. И мы с уверенностью можем сказать, что хотя и не было прямого обмена между арабской и европейской картографиями, возрождение математики и астрономии в течение XIII века в Риме, Оксфорде и Париже является лишь продолжением приобретенного арабами в области картографии. Именно арабы сохранили достояние Античности и сделали тот великий расцвет науки и искусств, который Запад пережил в епоху Возрождения.

Арабы не ошибались, думая, что именно в произведениях Птолемея научные знания греков и римлян достигают наивысшего взлета. Хотя нельзя сказать, что они слепо следовали учению великого греческого звездочета, математика и географа. Арабские путешественники отрицали многие его положения. Со своей стороны, арабские астрономы продолжили вычисления долготы в градусах и достигли очень точных результатов. Следовательно, они не просто сохранили научные положения Птолемея, но и развили их. Требуя углубить известные знания, они, конечно, начинали с того рубежа, до которого дошли их предшественники.

Поиски арабских астрономов достигли кульминации в X веке, благодаря трудам аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани опроверг много гипотез, выдвинутых Птолемеем. В отличие от этого последнего, который считал, что Африка соединяется с Азией у полуострова Малайзия, аль-Баттани был убежден, что Индийский океан – открытое море. Трактаты аль-Бируни о Востоке и аль-Идриса о Западе обогатили знания арабов о мире.

Целый ряд факторов способствовал значительному развитию географической и картографической наук у арабов. Ислам, став религией арабов, поощрял приумножение знаний во всем мире. Завоеваны были гигантские территории: очень нужно было оценить их ресурсы, чтобы ввести целесообразную налоговую систему. Кроме того, три из этих земель (Месопотамия, и Египет) были колыбелью цивилизации. Нельзя было править ими, не зная их.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И КАРТОГРАФЫ

Огромные пространства арабской империи требовали создания почтовой службы и дорожной сети. Почта и дороги, в свою очередь, способствовали торговому обмену, который облегчали общий язык и религия. Все больше книг описывали «пути и королевства». В конце концов, и паломничества весьма способствовали тому, что арабы все больше привлекались к путешествиям и географии. Паломник говорил тем же языком, что и другие мусульмане, которые жили в других местностях и принадлежали к разным общественным кругам. Длительные паломничества часто превращались в бесценные познавательные, исследовательские и торговые путешествия. Возвращаясь, путешественники-паломники купцы рассказывали об увиденном в отчетах, которые имели ценные географические сведения. Среди них было немало картографов, таких, как Ибн Хавкал, аль-Масуди и аль-Идрис.

Много арабских географов исповедовало учение Птолемея. Оно было отправной точкой астрономической географии и картографии.

Мухаммед Ибн Муса аль-Хуваризми заложил основы арабской географической науки. В его книге «О конфигурации Земли» (Китаб Сурат аль-Ард), написанной в первой половине IX века, переводится и исправляется учение Птолемея. Считают, что эта его работа связана со знаменитой планисферой, которую он наметил вместе с другими учеными по заказу халифа аль-Мамуна. К сожалению, большинство карт аль-Хуваризми потерялась. До нас дошли только четыре. Это древнейшие из известных нам арабских карт. В X веке выдающимся арабским картографом был Абул Хасан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и молодость провел в путешествиях, посетил Индию, Цейлон, море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. На склоне лет он отправился в Египет, где и умер в аль-Фустате. Аль-Масуди, вероятно, перечитал большинство известных тогда книг по географии. Он вспоминает много произведений, не дошедших до нас. Основная его работа «Золотые степи» (Муруджу адхдхахаб) заключает его опыт.

Перу Масуди принадлежат и многие другие произведения. Известна его планисфера мира – одна из самых точных тогдашних карт. Он верил в сферичность Земли. К известному в то время миру он добавил еще два континента, один в южном море, а второй, чтобы уравновесить его, с другой стороны известного мира.

Новый тип карт, подобный скорее к картографии, появляется с картой мира Ибн Хавкала. Он представляет экономическую таблицу, насыщенную сведениями из жизни народов. Ибн Хавкал берет за основу «атлас» аль-Истахри, дополняя его. Побережье он изображает в виде округлых и прямых линий; острова и внутренние моря, такие как Каспийское и Аральское, – кругами. Это упрощенное изображение.

ЗОЛОЛОТА ЭПОХА

В X веке (IV в. Хиджры) арабская картография, только начав развиваться еще сто лет назад, переживает действительно золотую эпоху с серией карт («Атлас мусульманского мира»), тесно связанных с многочисленными произведениями о «путях и королевствах». Методологию описания мусульманского мира, введенную выходцем из Балха (аль-Балхи), подхватил и развил персидский ученый из Ирана (аль-Истахри), на чьи работы в свою очередь опирался географ и великий путешественник, рожденный в Багдаде (Ибн Хавкал). Он просмотрел их, исправил и значительно развил.

Эти карты не имеют ничего общего с моделями Птолемея. Исламский атлас содержит в устойчивом раз и навсегда порядке 21 карту, первая из которых – сферическая карта мира. Затем идут шесть карт, изображающих Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Румейское море (Средиземное море). Последние четырнадцать карт посвященные центральной и восточной частям мусульманского мира. Изображать исключительно мусульманский мир – льстило амбициям аль-Истахри, а также Ибн Хавкалу, который написал: «… И я подробно нарисовал исламские страны, провинцию за провинцией, край за краем, уезд за уездом…»

Вся их картографическая деятельность касалась преимущественно востока арабского мира, но и западной его части не было забыто. Последний период в арабской картографии, совпадает с творчеством аль-Идрисв (XII в.), привязанный как раз к мусульманскому западу.

После обучения в Кордове аль-Идрис поселяется на Сицилии, где норманнский король Роджер II заказывает ему гигантскую планисферу с подробным толкованием. Аль-Идрис описывал земной шар в целом: по словам географа, там были представлены «территории Земли с их странами и городами, реки, земли и моря, дороги, расстояния и все, что можно увидеть». Сама карта потерялась, но толкование аль-Идриса дошло до нас в произведении под названием «Развлекательная книга для тех, кто желает путешествовать по миру» (Китаб Нузхат аль мусхтак фи хтирак алафак), более известном, как «Книга Роджера» (Китаб Руджар).

Эта работа позволила западным географам распространить круг знаний, она также помогла португальским мореплавателям исследовать в XV веке неведомые края. Землю аль-Идрис представлял «круглой, как мячик», он считал, что «вода поступает естественным путем и удерживается на ней» и «Земля и вода зависли в космосе, как желток в яйце». К этим комментариям аль-Идрис добавил атлас известного ему мира, и некоторые карты, которые были уже цветными.

Труд аль-Идриса, апогей арабской картографии, был также и предвестником ее упадка. Понятие широты и долготы в нем отсутствуют. Мы, правда, находим в атласе аль-Идриса традиционные для Птолемея «климатические зоны», но они изображены полосами одинаковой ширины, вопреки астрономическим данным. Детали отражены хуже, чем на картах аль-Хуваризми. Есть также определенные ошибки в расчетах расстояний и дуг. Но будем снисходительны к картографу: смерть короля Роджера и беспорядки после нее помешали ему внести в свой атлас необходимые изменения. Аль-Идрис был на перекрестке двух миров, христианского и мусульманского. Неудивительно, что его называли «арабским Страбоном». Его атлас, который считается самым значительным образцом арабской картографии, имел также огромный успех на Западе на протяжении всего Средневековья.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные работы, вклад арабов в развитие картографии остается очень скромным, на удивление всех, кто изучает эту дисциплину. Что же тому причина? Арабам были известны вся Европа (за исключением крайнего севера), центральная часть Азии, Северная Африка – до 10 градуса северной широты – и восточные африканские побережья. Их географические знания не ограничивались самыми исламскими странами. Они значительно превышали знания греков, которым только примерно были известны земли за Каспием и уж точно они ничего не знали о восточном побережье Азии к северу от Индокитая. А арабам был так же хорошо известен путь по суше к источникам Янцзы, как и восточное побережье Азии до Кореи. Конечно, знакомство их с Японией под вопросом, Японский архипелаг появляется уже на картах XI века, но сомнительно, чтобы арабы добирались до него морским путем. Их представления о Японии, возможно, основывается на сведениях, собранных в Центральной Азии, хорошо им известной. Что касается Африки, то именно арабы первые подробно ее описали; именно на эти сведения ссылались все вплоть до XIX века, когда ее начали исследовать европейцы.

Эти необычные путешествия, невозможные для их европейских современников, должны были стать источником бесценной информации для картографов. Но не стали. Арабская картография, которая сумела составить такой точный «Исламский атлас», не смогла создать что-то похожее, хотя бы в форме отдельных карт, для других районов мира, хотя прекрасно их знала. Она не использовала последних достижений географической науки; вместо вводить что-то новое, новейшие карты только повторяли карты предыдущие. Правда, в те времена и европейская картография не отличалась особой оригинальностью и тоже не особо «дружила» с тогдашней географией.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще история картографии столь обширная, что пожалуй можно было бы даже сделать специальную кафедру картографии в рамках исторических или географических факультетов. Пожалуй, разные передовые вузы, такие как Тюменский государственный университет , могли бы позаимствовать эту идею.

Группа народов . Арабский мир состоит из 20 стран Северной Африки и Ближнего Востока с населением около 430 миллионов человек . Язык арабский (семитская языковая группа), подавляющие вероисповедание — ислам.

Непростая арабская история

История арабского мира так многогранна и запутанна, что до сих пор историки высказывают свои версии.
Впервые об арабах упоминают древнейшие источники – ассирийские и вавилонские хроники. Немало говорится об арабском народе и в Библии. На страницах Священного Писания сообщается о появлении в Палестине племен пастухов из южных оазисов. Эти племена стали называться ибри, что означало «перешедшие через реку». Арабы считают своей родиной Аравию. Остров арабов – Джазират ал-араб – омывается Красным морем и Аденским, Персидским, Османскими заливами. Однако, если среди историков заходит спор о происхождении арабов, то указать конкретное место им все же трудно. По этой причине историю происхождения арабов представляют в виде нескольких территориальных зон:

1. Древнейшая Аравийская область,которая не совпадает с границами современного полуострова. Эта зона включает восточную Сирию и Иорданию.
2. Территория Сирии, Палестины, Ливана и Иордании.
3. Ирак, Египет, Ливия, Северный Судан.
4. Мавританская зона (Тунис, Марокко, Алжир, Мавритания, западная Сахара).

Занятия арабов

Среди арабов по типу занятости выделяют кочевников , земледельцев и горожан . Кочевники центральной и северной Аравии разводили овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Кочевые племена арабов не были в изоляции, так располагались в основном в окружении экономически развитых районов. Арабы- земледельцы неустанно трудятся на своих землях, так как хороший урожай прокормит семью и позволит сделать запас. На южных плантациях выращивают зерно, фрукты, овощи и даже хлопок. Типичный городской уклад жизни царит в Сане, Каире, Бейруте. Дубаи, Абу-Даби- роскошные города, куда стремятся попасть туристы, чтобы насладиться великолепием арабского государства. Арабы трудятся на производствах, ездят на машинах по своим делам, а дети посещают в школу. Обычные городские жители. О трагических событиях в Сирийском Алеппо известно всему миру. Здесь некогда цветущий город превращен в груду камней и руины.

Арабская культура

Наивысшего расцвета арабская культура достигла в период с 8 по 11 век. Арабы стали основоположниками математической науки, медицины, архитектуры, философии и поэзии. Ибн Аль-Хайсам свою жизнь посвятил точным наукам: математике, астрономии, физике и оптике. Он впервые осветил строение человеческого глаза. В астрономии прославился арабский ученый Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Медицинскую энциклопедию предоставил миру автор монографии «Канон медицины» знаменитый Ибн Сина (Авиценна). Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» известны на весь мир.

Обычаи и традиции арабов в современном мире

Арабы чтят свои традиции. Мужчина при встрече с женщиной всегда вступает в разговор первым. Приветствие двух мужчин проходит так: оба прикасаются щеками друг к другу, а затем хлопают поочередно по спинам. Неспешно относятся к времени не только в быту, но и на деловых встречах. Философское отношение к жизни лежит в основе такого типа поведения. Арабы не терпят суеты, спонтанности, беготни и нервотрепок. Однако, свои решения принимают обдуманно, следуя заранее намеченной системе. Спокойное, прохладное отношение к происходящему вовсе не означает, что араб таков же по темпераменту. Свободолюбивый правнук воинствующих предков, он может сиюминутно прийти в ярость и стать дерзким оппонентом. Арабская месть недаром называется кровной. Чтобы защитить свою поруганную честь или близких, арабы не побояться схватить оружие и вступить в сражение. Честь для араба – святое!

Семейный арабский уклад

В гостях в арабской семье вам будет достаточно уютно. Хозяин встретит вас радушием, усадит за стол и предложит ароматный кофе. В мусульманском мире принято уважительно относится к собеседнику, постараться сделать его пребывание в чужом доме максимально комфортным. Семья в арабском мире – первая жизненная ценность. В семью входит большое количество родственников, помимо супругов и их наследников. Власть мужчины в семье неоспорима, он защитник, кормилец, господин.

Интерес к наблюдениям за природными явлениями арабам был свойствен изначально. По звёздам они определяли пути на суше и на море, некоторые астрономические знания помогали им определять погоду, время посева и т. д. Эти знания передавались из поколения в поколение.

Большое значение арабы придавали звёздам, их появлению и исчезновению. Эти явления они называли словом «аль-Анва», то есть связывание какого-либо явления (например, дождя) с появлением той или иной звезды. Они хорошо изучили звёзды и нескольким сотням дали названия. Об этом рассказывается в книге Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Байруни, умершего в 1048 г.

Востоковед В. В. Бартольд отмечает, что развитие цивилизации мусульман началось с приведения в порядок своего государства и управления войсками. Начали они с организации работы почты, для чего мостили и ремонтировали дороги. Сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) уделял почте большое внимание. В эпоху правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) работа почты продвинулась вперёд, а при Омейядах заняла ведущее место в государственных делах. Поэтому халиф Абдель-Малик ибн Марван повелел проложить дороги из Дамаска и Иерусалима в южные города Аш-Шама для обеспечения их жизнедеятельности и сбора налогов.

Во времена Аббасидов мусульманские учёные проявили большой интерес к форме Земли и всему, что на ней находится. Поэтому халиф Абу Джафар аль-Мансур повелел перевести некоторые науки на арабский язык, особенно астрономию. А халиф аль-Мамун приказал перевести на арабский язык книгу Клавдия Птолемея «География». Великий математик и астроном аль-Хорезми ссылался на неё в своих работах. Его книга «Форма Земли» открыла новый век географических знаний. Это первое произведение арабской географии хранится в библиотеке Страсбурга.

Во II и III вв. хиджры астрономия в исламском мире получила широкое развитие. А в IV в. учёные-мусульмане заложили основу описательной географии, опирающейся на карты. Многие востоковеды пишут, что в средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Они могли точно установить протяжённость путей сообщения. Среди них географы ибн Хардазабах и Абу аль-Фарадж ибн Джафар. В школе исламской географии первой книгой считается книга «Аль-масалик валь-мамалик» («Дороги и провинции»), написанная ибн Хардазабахом. По происхождению он был персом, работал начальником почты в горной провинции Ирана Майдая. Он подробно описал морские пути, ведущие в Индию и Китай, а также в Среднюю Азию, Византию и Андалусию, рассказал о культуре, сельском хозяйстве, растительном и животном мирах разных стран, а также о торговых путях между Востоком и Европой.

Абу аль-Фарадж Кудамат ибн Джафар возглавлял канцелярию во время правления аль-Муктадира Бил-ляхи аль-Абаси (272 г. х). Он путешествовал по всем районам Аббасидского халифата, используя свои знания по истории, жизнедеятельности людей, путях сообщения. Он написал книгу «Аль-Харадж», которой постоянно пользовался халиф для понимания положения дел в Халифате и для перемещения войск в необходимое место.

Книга «Аль-Бульдан» («Города и страны») является одним из первых сочинений о географии. Её автором является историк-географ Абуль-Аббас Ахмад ибн Якуб ибн Джафар, известный как аль-Якуби. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и страны Запада.

В IV в. х. исламская география, как и другие науки, получила широкое развитие. Путешествия являются основой для описательной географии, а астрономия - основой картографии. Исламская география опиралась на карты, созданные аль-Идриси.

Выдающийся географ IV в. Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, потомок сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абдуллы ибн Масуда, посетил города древнего мира от Индии до Атлантического океана и от Красного до Каспийского морей. Он также посетил Малую Азию и Ирак, а затем поселился в Египте в 341 г. х., где и умер спустя четыре года. Из его книг наиболее известны «Марвадж аз-захаб» («Место сбыта золота») и «Мадин уль-джавхар» («Место добычи драгоценностей»), перевод которых на французский язык был осуществлен в 1861 г. востоковедом Эрнестом Ренаном.

Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. х. до сих пор изучается европейскими исследователями. Абу Исхак аль-Астарахи в книге «Дороги и провинции» разделил исламский мир на 20 географических регионов, описал границы, перечислил города и дороги, ведущие к ним, а также жизнь народов, условия торговли и сельского хозяйства. Абуль-Касым Мухаммад ибн Али ибн Хавкал был торговцем и с 336 по 340 г. х. обошёл большинство городов исламского мира, посетил Египет, Армению и Азербайджан.

А в период с 350 по 358 г. побывал в Ираке, Хорасане и Персии. Шамсуддин Абу Абдулла ибн Аби Бакрин аль-Максиди, известный как аль-Башари - самая значимая фигура классической исламской географии. Он посетил большинство исламских стран и написал книгу «Ахсан ут-такасим фи марифат иль-акалим» («Наилучший способ регионального деления с точки зрения климата»). Одним из великих знатоков географии был живший в Андалусии Абдулла ибн Аби Мусаиб аль-акри (умер в 487 г. х.). Там же жил кут аль-Хамави. Ему принадлежат произведения по истории стран Западной Азии, а также книга «Муджа-аль-бульдан» - главный справочник по географии.

Самым известным среди мусульманских учёных-географов считался Мухаммад ибн Абдельзиз аш-Шариф аль-Идриси. Он разработал теорию о семи частях света, изучил вышеупомянутый арабский перевод «Географии» греческого учёного Клавдия Птолемея. Родился аль-Идриси в 493 г. х. 1100 г.) в марокканском городе Сеута. Он учился в университете Кордовы, посетил города Андалусии, Франции, Англии, Северной Африки. Совершая паломничество, он посетил Хиджаз, Египет, Малую Азию и Грецию. Говоря об арабских путешественниках-географах, мы не можем не упомянуть имя соотечественника аль-Идриси- Мухаммада ибн Аб-дар-Рахима ибн Сулеймана ибн Ра-бига аль-Гранади по прозвищу Абу Хамид. Он родился в Гренаде в 473 г. х. Его рукопись хранится в Мадриде, в Академии исторических наук. В 500 г. х. Абу Хамид оставил Андалусию. Он посетил самые дальние города Европы, затем морским путем отправился в Африку - Тунис, Александрию. Он описал острова и вулканы Средиземного моря, а также дал детальное представление об одном из чудес света - Александрийском маяке. Он считается последним арабским путешественником, который увидел его в целостном состоянии.

Мореплавания арабов.

О мореплаваниях арабов упоминается в старинных произведениях Страбона и Птолемея. Они пишут, что морская деятельность арабов уходит в далёкие времена. Море неразрывно связано с добычей рыбы и морских животных, торговлей, а также со стремлением познать другие народы и познакомиться с их культурой. Длительные путешествия опытных мореплавателей дали арабам возможность уточнить и расширить знания в области астрономии и географии.

Арабы первыми использовали сезонные ветры в торговых путешествиях между Красным морем и Восточной Африкой и Индией. Ведущее положение арабов в торговле между Востоком и Западом существовало за счёт превосходства этики торговых отношений. Индийский океан был открыт всем желающим соперничать с арабами в торговле. При этом он был безопасным благодаря великодушию арабов.

С угасанием правления арабов в Андалусии начался наплыв авантюристов из Европы и научных делегаций для изучения восточных стран. В начале XVII в. Португалия и Испания начали проводить географические исследования. Большие прибыли, которые они получали от торговли с Востоком, заставили европейских правителей задуматься над новыми путями для ведения торговли. Так, король Португалии Генри отправил несколько морских делегаций в Индию через Западную Африку. Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш смог дойти до юга Африки и назвал южную оконечность материка Мысом Бурь. А в 1498 г. с помощью известного арабского мореплавателя Шихабуддина Ахмада ибн Маджида португальский мореплаватель Васко да Гама дошёл до Мыса Бурь и назвал его Мыс Доброй Надежды.

Выдающийся учёный Ахмад Заки Баша подтверждал, что да Гама встретился с ибн Маджидом и нашёл у него много карт и морских приспособлений. Говорил он и о том, что именно ибн Маджид указал испанцу путь в Индию и провёл его туда. Да Гама свидетельствовал о том, что морские науки у арабов очень развиты. Уверенность арабских географов в том, что Земля имеет форму шара, помогла Христофору Колумбу прибыть в Индию по морю через запад и, в конце концов, привела к открытию нового материка – Америки.

Духовно просветительский журнал «Ислам», №1 (11), 2005.

Выдающимся явлением в истории средневековой науки были достижения арабской географии. Исторической предпосылкой ее развития явилось создание громадного арабского халифата и охват Исламом - учением пророка Мухаммеда - обширных территорий Азии, Африки, а также некоторых районов Южной и Юго- Восточной Европы.

Около 610 г. Мухаммед выступил с учением о едином боге - Аллахе - и своем пророческом посланничестве.

Учение Мухаммеда было позднее изложено в Коране, подразделенном на 114 глав - сур. Коран дополняют сунны - священные предания, изложенные в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Мухаммеда. Мухаммед утверждал, что нет бога, кроме Аллаха, и он, Магомед (Мухаммед) - пророк его. Учение Мухаммеда возникло в период острого социального кризиса в Аравии, вызванного разложением в VI-VII вв. первобытнообщинного строя у скотоводов-бедуинов, опутанных мекканскими торговцами долговой кабалой, в условиях падения торговли аравийских городов с Индией через Йемен, а также стремления аравийских племен к объединению. Вначале учение Мухаммеда не встретило поддержки мекканской родовой аристократии и купечества, боявшихся потерять паломников к находящемуся в Мекке священному камню Кааба и недовольных требованием нового учения о запрещении ростовщичества. Не получив поддержки в Мекке, Мухаммед со своими сторонниками в 622 г. переселился в Медину (переселение - хиджра). Арабские племена Медины и другие племена Хиджаза, ненавидящие мекканских ростовщиков, поддержали Мухаммеда. В 630 г. мекканская знать после некоторых уступок (сохранения культа Каабы как священного камня для всех мусульман, что должно было привести к росту числа паломников, приток}" средств и развитию торговли) признала Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии. К концу 630 г. почти вся Аравия приняла Ислам и оказались под властью Мухаммеда.

После смерти Мухаммеда (632) халифом («заместителем пророка») становятся его сподвижники Абу-Бекр (632-634), Омар (634-644), затем

Осман представитель богатого мекканского рода Омейя (644-656), а в 656 г. - зять Мухаммеда Али. Еще раньше сторонники Али шииты (от «шиа» - группировка, партия), представлявшие враждебную Омейядам часть знати, стали утверждать, что законным главой мусульманской общины - духовным («имамом») и политическим («эмиром») может быть только зять пророка Али, а после него Ал иды - потомки его и Фатимы, дочери Мухаммеда (в отличие от суннитов, опирающихся формально на «согласие всей общины»; суннизм - от «сунна» - признается ортодоксальным направлением среди мусульман).

До настоящего времени особенно много шиитов в Иране, Южном Ираке, Йемене, Азербайджане, некоторых районах Таджикистана и Афганистана. В Ираке среди шиитов возникло движение «хараджитов» («ушедших», восставших), недовольных распространяющимся социальным неравенством среди мусульман и попытками Али пойти на компромисс с Омейяда- ми. В 656 г. Али был убит хараджитом и халифами снова становятся Омейя- ды.

Тем временем арабские завоевания охватили огромную территорию от Ирана и Средней Азии до Марокко и Испании. Продвигаясь на Запад, арабы завоевали всю Северную Африку. По преданию, арабский полководец, въехав на коне в Атлантический океан, заплакал оттого, что он не может больше завоевывать земли во славу Аллаха. Переправившись в 711 г. через пролив Гибралтар (искаженное от «Джабелот- Тарик», гора Тарика, по имени арабского полководца), арабы завоевали Испанию, юг Франции, и лишь битва при Пуатье, где они в 732 г. были остановлены Карлом Мартеллом, положила конец их дальнейшему продвижению в Европе. К 750 г. Арабский халифат представлял собой величайшее государство, столицу которого Муавия, соперник Али, халиф из рода Омейядов перенес в Дамаск, понимая значение богатых и занимающих удобное положение по отношению к Средиземноморью городов Сирии.

Восстание Абу-Муслима в Мерв- ском оазисе (747) привело после трехлетней борьбы к власти Аббасидов, богатых землевладельцев в Иране. Аббасиды (750-1258), захватив с помощью Абу-Муслима (второй абба- сидский халиф приказал его убить, опасаясь нового восстания) власть в халифате, перенесли столицу халифата в Багдад (762), основав эту новую столицу вблизи развалин Ктесифо- на (разрушенного арабами в 637 г.). Власть Аббасидов, первоначально распространялась на весь халифат (ее не признал лишь отпочковавшийся Кордовский эмират на юге Пиренейского полуострова). Однако, в 945 г. огромный халифат распался на ряд самостоятельных арабских государств (Египет с Сирией и Палестиной, Марокко, Тунис и Алжир, Иран, ряд государств в Средней Азии и др.) - сохранилась в большинстве стран лишь номинально признаваемая духовная власть халифа; но процесс арабизации, развития арабской культуры и производительных сил продолжался, чему, в общем, способствовал ослабление централизации. В дальнейшем Ислам распространился на новые обширные территории в Африке, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а с турецкими завоеваниями (турки-сельджуки, создавшие огромную Оттоманскую империю, приняли Ислам) - на Малую Азию и некоторые районы Балканского полуострова.

Главными историческими предпосылками развития арабской географии были огромность территории, охваченной Арабским халифатом и Исламом, необходимость поддержания многообразных связей между отдельными частями этого громадного пространства, довольно скоро осознанное понимание важности знания особенностей природы, населения, хозяйства, культуры территорий, вовлеченных в сферу распространения власти и духовного влияния халифата и Ислама.

Важное значение имело то обстоятельство, что в руки арабов попали богатейшие сокровища греческой и римской культуры, сосредоточенные в Александрии (Мусейоне) и других культурных центрах захваченных арабами стран. Поначалу отношение мусульманских ортодоксов было таким же, как и деятелей христианской религии, отрицавших всякую пользу трудов «языческих» авторов.

Халиф Омар, завоевавший Александрию, узнавший о собраниях книг в библиотеке Мусейона, полагал: «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, что написано в Коране, то они не нужны». По его приказу было сожжено много редчайших древних рукописей. Известно, что задолго до него примерно так же поступил христианский епископ Александрии Филон, по распоряжению которого было также сожжено немало книг в Александрийской библиотеке.

Тем не менее, в дальнейшем арабские ученые, как и их европейские современники, осознали значение и ценность доставшихся им античных книг. Из них были сделаны переводы на арабский язык, во многом определившие направленность и содержание трудов арабских географов.

Мухаммед бен Муса аль-Хорезми (IX в.), которого Сартон в своем исследовании называет «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства одним из величайших математиков всех времен обязан своей мировой славой выдающемуся вкладу в математику: он познакомил арабов и Запад с индийской системой нумерации, системой счисления с арабскими цифрами, ввел термин «алгебра» в его современном значении (обобщив предшествующие работы в этой области вавилонских и иранских ученых)». Он был также выдающимся географом - автором «Книга картин Земли», которую он построил в виде «Зиджа», таблиц с обозначением географического положения 537 главнейших местностей. Книга написана под сильнейшим влиянием работ Птолемея, но содержит не только данные, извлеченные из его работ, но и специально арабские географические данные, а также другие дополнения и изменения. И.Ю. Крач- ковский считает труд аль-Хорезми «первым оригинальным трактатом по математической географии у арабов, охватывающим весь известный им мир» (Крачковский И.Ю. С. 80).

Ибн Хордатбех (полное имя Абу- эль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордатбех; около 820-912/13 гг.) продолжил, наряду с рядом других авторов, адаптацию трудов Птолемея. «Я нашел, - писал он, - что Птолемей определил границы (стран) и изложил доводы при описании их на языке чуждом и переложил это с его языка на язык правильный». Вероятно, это был не только перевод или его стилистическая редакция, но и изменения и дополнения, призванные сделать работу Птолемея более понятной и полезной арабским современникам. Ибн

Хардабех был также одним из первых арабских географов, который создал цельное страноведческое описание - «Книгу путешествий и государств», включавшее подорожные описания и фрагментарные сведения о разных странах и местностях (С. 149).

Йакут (Якут) ибн Абдаллах ар- Руми аль-Хамави (около 1179-1229) арабский ученый-энциклопедист, автор географического и библиографического словарей. И.Ю. Крачковский называет географический словарь Иа- кута (начало XIII в.), переизданный в шести томах в Германии в 1866-1876 гг., «наиболее практичным справочником, которым приходится пользоваться исследователям до наших дней и выдающимся образчиком географической компилятивной литературы в лучшем смысле слова» (Крачковский И.Ю. С. 26).

Величайшим путешественником в мировой истории был Ибн Баттута (полное имя Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танжи). Он родился в Танжере в 1304 г. В 1325 г. он отправился в первое путешествие в Мекку с намерением совершить хадж (паломничество; обычное стремление в соответствии с положениями мусульманской религии). Затем он посетил Палестину, Сирию, Месопотамию, Оман, Йемен, Бахрейн, Персию, Крым, Южную Россию (до современной Казани), Константинополь, Хиву, Бухару, Харасан, Дели, Каликут, Цейлон, Китай (Кантон, Пекин). Через двадцать четыре года Ибн Баттута вернулся в родной Танжер, оттуда совершил путешествие в Сардинию через Гибралтар и Малагу в Гранаду. Затем пересек пустыню Сахару до Тимбукту.

В Фесе, одном из культурных центров тогдашнего Магриба, считавшего себя продолжателем андалусских традиций (в Испании по мере реконкисты мусульманский анклав постоянно сокращался), Ибн Баттута был принят с большим почетом при дворе Абу Инана, султана Марокко. По его поручению, Ибн Джузайя в 1355-1356 гг. в течение трех месяцев, со слов Ибн Баттуты, сделал литературную запись его впечатлений, которая стала известной книгой под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий». Любопытно предисловие Ибн Джузайи, который в характерном для многих арабских сочинений изысканном и велеречивом стиле рассказывает об обстоятельствах своей работы по поручению султана: «И среди тех, кто прибыл к его высоким вратам и перешел по лужам стран к его вздымающемуся морю был шейх... путешественник надежный, правдивый, проехавший земли, пронизавший климаты вдоль и вширь... известный как Ибн Баттута... Он обошел землю, поручаясь, и прошел по городам, испы- туя; он исследовал разделения народов и углублялся в деяния арабов и иноземцев. Затем он водрузил посох скитаний в этой высокой столице... И он продиктовал то, в чем было развлечение для умов и красота для слуха и зрения...».

Ибн Джузайя оговаривается, что он не проверял истинность впечатлений Ибн Баттуты, а записывал то, что тот ему диктовал. Позднее Ибн Халдун, один из арабских географов, лично встречавшийся с Ибн Баттутой, выражал сомнение в правдивости некоторых его рассказов, но визирь султана, по его словам, посоветовал ему: «Остерегайся отрицать подобные обстоятельства, так как ты сам их не видел». Таким образом, через пятьдесят семь лет после того, как рассказ о путешествиях Марко Поло был записан в генуэзской тюрьме, в Фесе была сделана запись рассказов другого великого путешественника, сведения которого до сих пор являются важным источником по географии огромной части тогдашнего мира.

Следует отметить, что, как свиде- тельствуютвсеисследователиарабской географии, ее успехи были особенно велики именно в области страноведения. Арабы много путешествовали. Этому способствовали и огромные размеры мусульманского мира, и стремление неоднократно совершать паломничество в Мекку и Медину и, возможно, традиции номадизма, жившие в крови арабов, некогда кочевников в аравийской пустыне .

Об обширности арабской географической литературы говорит, например, подсчет, сделанный в XVIII в. в Испании: количество путешественников на восток с научными целями, помимо купцов и паломников, определялось в 280, притом автор подсчета историк ал-Маккари оговаривался, что это - неполный список.

Успехи арабов в математической географии и, особенно r познании законов мироздания, были намного скромнее и не поднимались до уровня античных авторов.

Учитывая большой географический кругозор арабов можно было ожидать, что они сделают существенные шаги вперед в области картографии. Однако этого не произошло. В X в. создастся широко задуманный «Атлас Ислама» с круглой картой, в центре которой, в отличие от европейских карт христианских картографов, не Иерусалим, а Мекка. Карты «Атласа Ислама» характеризуются своеобразным геоме- тризмом очертаний: береговая линия состоит из отрезков прямых линий и дуг, острова и моря изображены правильными кругами, реки - прямыми линиями. К.А. Салищев объясняет эту странную особенность тем, что Ислам, запрещая изображения людей и зверей, подталкивал авторов карт к использованию геометрических начертаний. Карты лишены градусной сетки и ориентированы на юг.

В дальнейшем характер арабских карт не изменился. Лишь карты аль- Идриси (Эдриси) (1154), круговая и прямоугольная, приложенные к его «Географическим развлечениям» и составленные на основе новейших сведений, не следовали арабским канонам ; географические объекты на них показаны нс геометрически, а в натуральных очертаниях. Карты были выполнены без градусной сетки и в этом смысле были менее совершенны, чем карты Птолемея, но на них было нанесено существенно большее число объектов.

В целом картографические произведения арабов не отражали в достаточной мере их расширяющийся географический кругозор, а в методах картографии уступали работам античных географов.

4Говорит Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абу Мухаммед Абдаллах ибн Абу аль-Муним аль-Химиари:

Хвала Аллаху, который сделал землю твердыней, из расщелин ее извлек реки, устроил на ней неподвижные (горы), которые принудил ее стоять твердо и воспрепятствовали ей колебаться и рассыпаться. Он устроил в ней две части: пустыни и моря, вложил в нее дивную мудрость и многообразную пользу, которая ошеломляет (своим) возникновением и распространенностью. По краям ее он возвел солнца и луны. Сделал он ее покорной и распростер ее вширь и вдаль, сменял над нею дождь и ветер... Я восхваляю его за великие милости его, меры коих он неустанно посылает, а число (он один) считает и объемлет ими сушу и ее страны. Да благословит Аллах своего пророка благородного, перед которым собрана вся земля и он увидел ее конец, усмотрел ее предел и поведал, что царство народа его дойдет до того, что он видел, и достигнет туда, куда определил ему творец и довел».

«Я похищал для этого часы своего времени и делал это развлечением своей души, изнурял свою мысль и тело. Я дрессировал все это, пока оно не подчинилось работе и не вышло сообразно с основой. Она стала прогоняющей заботы, повергающей огорчения, свидетельствующей о мощи самосущего, избавляющей от содружества товарищей. указывающей на мудрость господа, побуждающей к размышлению, приводящей особенности областей, указывающей на следы народов и события среди них, отмечающей случаи происшествий и рассказы о них».

Упомянув, что его книга шире и полезней других, ранее написанных книг, автор продолжает: «Я сделал краткость в этой книге своей целью и стремился к сжатости но мере своих сил, так что она оказалась единственной в своем роде, изящной в своем жанре, удивительной по своей идее, восхищающей души, обладающие стремлением, удаляющей жгучие мысли, развлекающей того, кем овладело одиночество и кто не стремится к общению с людьми».

Отозвавшись без ложной скромности столь высоко о своей книге, он с нескрываемой боязнью ищет оправданий своим «светским» занятиям: «Ищу прибежища у Аллаха от науки, что не приносит пользы, прошу у него прощения и извинения. Прошу его пройти мимо оплошностей и простить занятие тем, что бесполезно для будущей жизни. О господи, прости совершение того, в чем нет для тебя удовлетворения, ведь ты над всякой вещью мощен».

Помимо велеречивости, свойственной риторическим преамбулам арабских книг, славословий в честь Аллаха и пророка его, а также суждений о достоинствах написанной им книги, обращает на себя внимание беспокойство, которое автор испытывает по поводу того, одобрит ли Аллах занятие наукой, быть может, бесполезной для жизни правоверного. Вероятно, автор все же надеется, что его труд полезен, но считает необходимым заручиться покровительством Аллаха и пророка его.

Отметим выдающихся ученых-эн- циклопедистов среднеазиатского происхождения, внесших большой вклад в мировую науку.

Ученый, философ, врач Ибн Сина, известный европейскому миру под именем Авиценна (980-1037), родился в Бухаре. Он написал около 400 сочинений на арабском языке и около двадцати на фарси. Его знаменитый труд «Канон медицинской науки», крупнейшая медицинская энциклопедия, обобщившая опыт греческих, римских, индийских, среднеазиатских врачей была в XII в. переведена на латинский язык и пользовалась большой популярностью на Западе и Востоке (всего в Европе было около тридцати переизданий книги Авиценны на латинском языке). Ряд положений этого труда (о влиянии природных условий на здоровье и др.) носят географический характер. В других работах в ряде мест он также касается географических сюжетов, например, он писал о разработке долин рек в Центральной Азии и. обобщая свои наблюдения, высказал мысль о непрерывном изменении рельефа горных стран.

Выдающийся узбекский математик и астроном IX в. аль-Хорезми (Мухаммед беи Муса) родился в Хиве. Автор арифметического трактата, который в XII в. был переведен на латинский язык. В труде «Книга о восстановлении и противопоставлений» («Китаб аль-джебр Валь-мукабала») алгебра впервые рассматривается как самостоятельная область математики. Название алгебраической операции, состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака («аль-джебр»), впоследствии стало названием целого раздела математики - алгебры. Имя аль-Хорезми (латинизированное Algorithmi), вошло в науку как общее название системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам (алгоритмам). аль-Хорезми создат ряд трудов по астрономии. С 1878 г. стала известна географическая рукопись аль-Хорезми «Изображение Земли».

Аль-Бируни, среднеазиатский ученый и энциклопедист (973-1048) родился в Хорезме, тогдашней столице Хивы. Сартон, упоминавшийся исследователь истории науки, называл всю первую половину XI в. в развитии мировой науки эпохой аль-Бируни, как ее крупнейшего представителя. Несмотря на свое бедное происхождение (он писал: «...клянусь Аллахом, не знаю я своего родословия / Ведь я нс знаю по- настоящему своего деда, да и как мне знать деда / Раз я не знаю отца / Я - Абу Лахаб, шейх без воспитания, - да! А родительница моя носит дрова») он, благодаря стремлению к знаниям, получил хорошее образование. Его учителем был арабский врач и астроном, христианин по вероисповеданию; к ранней поре относится его переписка с знаменитым впоследствии Ибн Синой (Авиценной).

Труды аль-Бируни охватили весь круг современных ему наук математических, естественно исторических, географических, гуманитарных. Ему принадлежит знаменитый труд «Индия», равного которому, по-видимому, нет во всей древней и средневековой научной литературе по этой стране. В этом труде (полное название: «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых») аль-Бируни дал критический анализ географических и космологических представлений индийцев в сравнении с представлениями арабов, древних греков, иранцев и других, обнаружив при этом блестящее знакомство с ними и сопроводив этот анализ собственными оригинальными соображениями.

Одним из самых популярных в европейской науке является его исторический труд «Хронология» («следы, оставшиеся от прошедших поколений»). В другом труде двенадцатитомном «Каноне» («Масудовских таблицах по астрономии и звездам») он, следуя Птолемею, дает свод данных по городам, с указанием климата, долгот и широт. Во «Вразумлении к начаткам искусства звсздочетства» он излагает обширные материалы по геометрии, арифметике, географии, описанию астрономических инструментов, астрологии. В «Фармакогнозии» широко рассматриваются вопросы фармакологии. Его «Минералогия» («Книга сводок для познания драгоценностей») посвящена пятидесяти минералам и металлам, преимущественно драгоценным, каждому из которых посвящена отдельная глава.

Великий ученый математик и астроном, правитель Самарканда Улугбек (1394-1449) создал, в частности, свою знаменитую обсерваторию, которая по оснащенности и результатам исследований (в том числе имеющих географическое значение), по-видимому, не имела в то время равных. Обвиненный реакционным духовенством и феодалами в отступничестве от норм Ислама,

Улугбек был предательски убит, а его обсерватория разрушена. Блестящий знаток арабской географии академик И.Ю. Крачковский дает следующую ей общую оценку: «Можно считать теперь выясненным, что основное значение арабской географической литературы - в новых фактах, сообщаемых ею, а не в теориях, которых она придерживается». Он отмечает, прежде всего, громадное расширение масштаба географических сведений сравнительно с предшественниками. Кругозор арабов обнимал гигантскую территорию, притом их интересовали не только физико- географические условия, но в такой же мере быт, хозяйство, культуру, язык, религиозные учения. Их теория отставала от практики, а новые труды часто компилировали прежние; их авторы часто не выделяли, что же привнесено ими нового и не ссылались на предшественников. Арабская географическая литература была очень разнообразна по форме: научные трактаты, в том числе связанные с астрономией и математикой, практические справочники для чиновников и путешественников, занимательное чтение, в котором факты перемешивались с художественным вымыслом (типа путешествий Синба- да), а относительно строгое изложение с живым и занимательным. По оценке И.Ю. Крачковского, эта литература - «богатая и разнообразная, то научная, то популярная, и техническая и легендарная, увлекательная и поучительная... дает такой комплекс материала, подобного которому в эту эпоху негде найти нельзя».

По мнению многих востоковедов расцвет арабской культуры приходится на VIII-IX вв. Именно в это время творили Омар Хайям, Авиценна, другие выдающиеся ученые и поэты. Возможно, в это время арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. G XII в. уровень арабской культуры по мере усиления гонений и притеснений других культур в арабо-язычных странах постепенно снижается. Однако роль Ислама, как одной из мировых религий и его установлений (Коран, сунны, шариат, ритуалы, паломничества н Мекку и др.), начало которых относится к раннему средневековью, сохраняются и оказывают большое влияние в современном мире.

  • Кочевники в домусульманские временаобладали большим запасом практическихсведений в области астрономии и географии:им приходилось по луне и звездам определять время, погоду, направления передвижений. В рифмованных анва (приметах, закрепленных в поэтической форме, а впоследствиизаписанных) они так, например, фиксировали приметы: Когда восходит Аш-Шаратан (бета Овна),уравнивается время, заселяются (постоянные) стоянки и начинают одаривать другдруга соседи. Когда восходит Альдсбаран (альфа Тельца), пылают скалы, неприятны делаютсяогни, начинают суетиться мухи и бросаютсявсюду, куда им только захочется, мальчишки. Когда восходит Аль-Джуаза, загораетсятвердая земля, забираются в логово газели,покрывается потом затылок и приятнымистановятся палатки.
  • Салищев К.А. 1982. С. 308.
  • Полное название книги «Развлекательное и полезное пособие для тех, кто желаетсовершить кругосветное путешествие». Книга была составлена по поручению короля Сицилии Роджера II, пригласившего аль-Идриси в Палермо и поэтому известна подназванием «Книга Роджера».

Для первобытнообщинного строя и рабовладельческих государств задачи географии сводились к расширению пространственного кругозора, накоплению эмпирического материала. Формировалось мироощущение человека в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В ее основе лежало понятие «места» или топоса (с греческого - место, участок земли), формирующего у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах (Преображенский, 1997).

В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т.е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства.

География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с единой географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации - картографический.

Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны - из глубины», - писал Ф.Ницше.


География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей - охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Острая наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т.е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи - горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, дошедшие до наших дней. В литературном эпосе важное место занимали путешествия. Так, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (III тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который через пустыни и горы добрался до океана.

Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Уже к 2000 г. до н.э. минойцы основали на о. Крит древнейшую морскую державу и плавали до Канарских островов, Сенегала и Индии. По мнению Геродота финикийцы по поручению фараона Нехо (610-594г. до н.э.) совершили плавание вокруг Африки, продолжавшееся три года. Карфагенянин Ганнон плавал вдоль западных берегов Африки. Индийские мореходы еще к началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом - на восток. В индийских эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата» дается представление о географических познаниях народов Индии. В первой из них приводится описание всей известной тогда части Земли. В «Махабхарате» перечислены главные горы, моря, реки; приводятся сведения о древних индийских государствах и племенах. В Китае уже в I тыс. до н.э. существовали специальные географические сочинения, в которых содержались краткие описания территории государства (например, книга «Юйгун»). Географические представления китайцев расширились с открытием «шелкового пути».

Самая древняя карта, по мнению Л.Багрова, известна с 3800 г. до н.э. На глиняной табличке была изображена северная часть Двуречья с рекой (Евфрат) и двумя горными цепями. Еще в III тыс. до н.э. шумерийцы создали мифы о сотворении мира, потопе и рае. В Вавилоне была популярна астрология, объясняющая воздействие небесных светил на судьбы людей.

Рабовладельческая культура достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме, унаследовав все лучшее своих предшественников - минойцев, египтян (геометрию, солнечный календарь), ассиро-вавилонян (астрономические знания, деление суток, черчение), финикийцев (алфавит). Развитию стран Средиземноморья способствовал географический фактор, в частности разнообразие природных ландшафтов, игравших большую роль в общественном развитии этого времени.

Древние греки обладали на редкость цельным и ясным миропониманием. Был Космос, Небо, там жили боги. На Земле жили люди. Но пропасти между ними не было. Боги были похожи на людей. Они могли и пьянствовать, и прелюбодействовать, но всегда были готовы вмешаться в судьбы людей. Представление о Земле у ранних греков было религиозно-мифологическим. Земля в виде выпуклого щита окружалась Океаном, из которого вытекали все реки. За Океаном располагалось царство теней. В восточных странах было теплее, чем в западных. Они были ближе к Солнцу.

Во время архаического этапа развития Древней Греции центром научной мысли явился Милет (ионическая колония в Малой Азии), где возникла первая натурфилософская школа. Последователи этой школы пытались объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала: воздуха у Анаксимена, воды у Фалеса, «апейрона» или абстрактной материи у Анаксимандра, огня у Гераклита. Однако истолкование природных явлений у ионийских натурфилософов было умозрительным. Землетрясения, например, они объясняли следствием трескания земли от засухи или после сильных дождей.


Раздел 5. Схоластический период развития наук о Земле (V-XV в. в Западной Европе, VII - XVII в. в других странах).

Феодальная ограниченность и разобщенность пространственного кругозора, возрастающая роль церковных постулатов - характерная черта средневековья. Переход к феодализму в Европе сопровождался упадком культуры. Библия заменила труды античных ученых. Земля из шара «превращается» в прямоугольник или диск. Однако идея единой картины мира сохранялись в религиозных догмах миропонимания.

На этапе социогенеза, становления национальных культур, возникновения и господства в идеологии и мировоззрении мировых религий, методологии сакральности (т.е. признания священного) в географии формируется концепция описательного регионального страноведения.

Основой ее была пространственность, являющаяся универсальной формой упорядочения. Понятие пространства оставалось божественным, т.е. сотворенным Богом. Реальные пространства представляли множество территорий (регионов), открытых и описанных в эпоху великих географических открытий (ВГО). Частью территории становится мифологизированное место, приобретающее свойства ментальности (хождение в Иерусалим, Мекку, за три моря за пряностями в Индию или за шелком в Китай). Трудовая деятельность людей была связана с ресурсоосвоением природных ландшафтов земледельцами и кочевниками. Их образ жизни определял и культурные ценности, где явно просматривалась зависимость человека от природных условий. Это был пик развития единой географии, где человек существовал как часть природы. Методической базой топографической географии был морфологический анализ, т.е. анализ распределения форм и объектов в пространстве. Основные успехи были связаны с генерализацией географических знаний, фиксируемых на картах. Картография стала первой прикладной наукой, «вышедшей» из нерасчлененной единой географии. Поэтому прикладными интересами географии стало создание образа определенных территорий через картографическую модель.

Распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкий уровень кораблестроения, религиозная замкнутость стран Западной Европы, суеверия и легенды о морских чудовищах препятствовали далеким путешествиям. Основным стимулом к познанию дальних стран было христианское паломничество к «священным местам» и миссионерство, а также крестовые походы.

В раннем средневековье наиболее искусными мореходами были ирландские монахи (VI-VIII вв.) и скандинавские викинги (VIII-X в.в.). Первые плавали к Гебридским и Оркнейским островам, открыли Фарерские острова и Исландию. Вторые имели связи с Византией по торговому пути «из варяг в греки», повторно открыли Исландию (860г.), затем Эрик Рыжий открыл Гренландию (983г.), а Лейф Эриксон - Северную Америку.

Феодальная Европа была изолирована от Индии, Китая и даже Африки. Лишь Византия в V-VI вв. имела торговые связи с Востоком. В середине VI в. Козьма Индикоплов побывал в Эфиопии, Аравии, Индии. Его перу принадлежит «Христианская топография» в 12 книгах, в которой сделана попытка согласовать некоторые общегеографические представления античности с Библией. Он отрицал шарообразность Земли и представлял ее в виде прямоугольника, окруженного океаном с 4 заливами - Римским, Каспийским, Аравийским и Персидским. Из океана брали начало реки: Нил, Тигр, Евфрат и Ганг.

С VII в. в развитии мировой культуры видную роль играли арабы, создавшие огромное государство. Они торговали с Китаем, северной и восточной Африкой, знали о Мадагаскаре. Языковая общность, наличие торговых связей в Арабском Халифате и хождение в Мекку (хаджи) способствовали распространению географических знаний. Уже в VIII в. география рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях». Абу Абдаллах Ибн Батута был одним из величайших путешественников средних веков. За 25 лет своих странствий он прошел по суше и по морю 130 тыс. км и посетил Египет, Аравию, Сирию, Иран, Крым и низовье Волги, плато Устюрт, долину Инда, Китай, Шри-Ланку и др. Описание путешествий известных арабских авторов становятся популярнейшим видом литературы. Ценность географических знаний арабов в том, что они, хотя и не прибавили ничего нового к теоретическим разработкам античной географии, все же сохранили их для будущих потомков и пользовались ими при накоплении новых данных об известных им землях.

Аль-Идриси (1100-1165 гг.) в своей книге «Географические развлечения» анализирует идеи Птоломея на основе новейших сведений, накопленных к этому времени путешественниками. Им были составлены две карты мира на 70-ти листах, на которых были сделаны уточнения и исправлены ошибки Птоломея. К сожалению, как и все карты арабов, они были без градусной сети.

Догматы христианства на Западе сыграли существенную роль и в упадке геологических наук в средние века. К примеру, находки ископаемых раковин и скелетов позвоночных рассматривались исключительно как свидетельства Всемирного потопа. Любые выводы могли рассчитывать на признание только лишь в случае, если согласовывались со священным писанием.

Однако, пранаука, основу которой составляли практические знания, развивалась, иначе не существовало бы прогресса общества. Этот процесс шел разными путями и темпами. Однако систематизацию знаний и попыток объяснения явлений после крушения Римской империи мы находим главным образом на Арабском Востоке, в Средней и Малой Азии, в Китае и Армении. Лишь в XIII в. на границе с ранним Возрождением появляются достойные работы европейских авторов.

В Китае в V-XII в.в. помимо сводок по минералам ряд ученых рассматривал вопросы об окаменелостях. Тао Хун-цзин, Шень-Чен правильно объясняли происхождение янтаря. Некоторые ученые верно понимали сущность остатков рыб, моллюсков, а также растений в горных породах. Наряду с этим, существовали и фантастические взгляды. Китайские источники указывают, например, что мамонты – животные, живущие в Земле и погибающие от солнца и ветра. Эти сведения проникли из Сибири.

На Ближнем Востоке естествознание носит следы влияния классической науки, в нем встречаются идеи о вечной изменяемости природы, огромной длительности ее существования. Напомним имена таджика Авиценны (Ибн Сина), узбека Абу Райхан Бируни. Они занимались географией и геологией. Авиценна указывал на образование гор действием землетрясений и размыва текущими водами, образующими долины. Он полагал, что превращение рыхлых пород в твердые происходит под влиянием свойственной природе «пластической силы».

По мнению Авиценны горные породы («камни») могут образовываться двумя путями – либо из грязи благодаря нагреву от солнечных лучей, либо из водной среды опять же вследствие нагревания и высыхания. Очень важным было высказывание о том, что ныне обитаемый мир был ранее необитаемым и погруженным под океан. Наконец, впервые высказывается мысль, что каждое отступление море оставляет после себя слой (осадков) и мы видим, что некоторые горы кажутся нагромождениями слоя за слоем. При этом последовательность слоев отражает последовательность времени их отложения.

По мнению некоторых исследователей, приложение к 4-ой книге Аристотеля «Метеорология» на самом деле принадлежит Авиценне. В нем он пишет о силе, способствующей окаменению растений и животных.

Бируни был разносторонним ученым-эмпириком, не отрицавшим важность обобщений. Критерием же истины он считал опыт. Бируни (Минералогический трактат) первый использовал метод определения удельного веса минералов, к которому вернулись только в XVIII в. Он установил плотность воды. Указал на водное происхождение кристаллов и минералов вообще, основываясь на изучении включений в некоторые из них пузырьков жидкости. В «трактате» были описаны около 100 известных минералов и горных пород. В качестве диагностических признаков выступали цвет, прозрачность и удельный вес. Он занимался вопросами совместного нахождения пород с полезными минералами и рудами, объяснил причину действия артезианских источников. Ученый изучал образование дельты Ганга, положение древнего русла Амударьи и образование Аральского моря. Ему была ясна закономерность изменения гранулометрического состава аллювия от верховьев к устью реки.

К X в. принадлежит сочинение Омара Аалема «Отступление моря», в котором он, сравнивая географические карты разных эпох по изменению контуров Каспийского моря, пришел к заключению о постепенном увеличении площади, занимаемой сушей. Этот метод существует и сейчас, но с использованием аэрофотоснимков.

Одним из крупнейших ученых средневековья был Альберт Великий (Больштедт). Он полагал, что горы могут возникать двумя способами – действием «подземных ветров» (землетрясением) или разрушением морскими водами. Альберт первым прибег к модельному эксперименту. Он вдувал в огонь пар, вследствие чего уголь и зола разбрасывались. Он был из тех, кто высказывал сомнение по поводу всеобщего затопления суши во время Всемирного потопа. К такому же выводу пришел ректор Парижского университета Жан Буридан.

Под влиянием Аристотеля и арабов написана книга Ристоро д"Ареццо «Образование мира» (середина XIII в.). Основной причиной горообразования он считал космическую (влияние звезд), а второстепенными – действие текучей воды и аккумуляцию морскими волнами. Д’Ареццо описывал последовательность свит пород, копал шурфы, обнаруживая гальку и органические остатки, на основании чего и делал вывод.

Близкими к взглядам д"Ареццо являются представления Данте Алигьери (1320 г. н.э.) в трактате «Вода и Земля». Он отрицает распространенное мнение о том, что уровень океана ранее был выше суши. Считая бога «первотолчком» он ищет реальную силу, которая выполнила приказ бога «да будет суша». Эта сила, по его мнению, в космосе.

Причины образования металлов и руд в средние века трактовались химией того времени – алхимией. Существовало мнение о возникновении их под воздействием планет, вообще космических влияний и лучей Солнца в частности. Таких идей, восходящих к Аристотелю, придерживались Фома Аквинский, Р. Бэкон.

Средние века и ранее Возрождение для геологии по характеру знаний, соотношение фактов и обобщений являются продолжением античности. Однако можно говорить об известном относительном суждении предмета исследования в условной «геологии». С зарождением идей христианства исследования приняли узко практический характер. Развивалось горное дело, накапливался опыт. Классическая древность оставила геологии немало наблюдений и большой круг идей, роль которых оценивалась по-разному.

Наука в рассматриваемый этап была крайне слабо дифференцирована. В цикле наук о Земле начала зарождаться лишь география, включающая конгломерат разных, иногда фантастических явлений. Рано зародилась также условные «минералогия» и динамическая геология, включающая и «сейсмологию». Основой знания были наблюдения, однако эта база была явно недостаточной. Общие выводы часто являлись примитивным приложением единичных наблюдений к широкой области явлений. Человек наблюдал факты, иногда несовершенно и поверхностно, и не только «делал», сколько «видел» выводы их этих фактов. Поэтому классическую древность можно условно считать в целом эпохой «живого созерцания».

Сказанное о характере наблюдений древних не противоречит тому, что они часто были точны и лежали в основе идей, иногда лишь кажущихся оторванными от фактов. Долгое время, например, считалось басней утверждение Аристотеля о зимней спячке птиц. Лишь недавно это редкое явление было установлено. Таким образом, основа пранауки - опыт. Геологии как таковой еще не было. Если идея изменчивости и широко прилагалась к геологическим знаниям, то представления о «геологическом прошлом», не существовало.

Итак, в рассматриваемый период уже были разграничены области эндогенных и экзогенных явлений, значительное развитие получила минералогия, тесно связанная с практикой. Однако, в геологии еще нет методологии.


Раздел 6. Период Возрождения (XV - XVII до середины XVIII в.).

Эпоху Возрождения можно назвать эпохой зарождения современных наук и искусств. С ней связаны великие географические открытия, столь важные для наук о Земле. В области геологии в первую очередь развивались минералогия и учение о полезных ископаемых – в составе горного дела.

Наибольший расцвет Возрождения падает на конец 15- начало 16 века. В эту эпоху жил Леонардо да Винчи . Его научное наследие сохранилось не полностью. Рукописи, касающиеся геологии, были опубликованы лишь в 19 веке. Он вел большие инженерные работы, и его интересы в области геологии в известной мере определялись работами по гидротехнике. Поэтому характеристика деятельности вод в его записях преобладает. Леонардо дает правильное объяснение окаменелостям, но отвергает идею всемирного потопа. Движения суши Леонардо приписывает перемещениям воды из одного полушария в другое с изменением центра тяжести Земли – мысль, которая встречается в науке вплоть до 19 века. Рельеф поверхности Земли по Леонардо, – результат размывания морской водой, стекающей с поднимающейся суши. Интересно его мнение о том, что соленость моря происходит от приноса водой растворимых солей. Соль возвращается земле при высыхании морской воды и поднятии суши.

Бернард Палисси «О водах и источниках» (первый гидрогеологический труд) в котором утверждал, что источники в конечном счете питаются дождевыми водами, просачивающимися в почву. В сочинении, посвященном ископаемым органическим останкам Палисси высказывает мысль об их органическом происхождении, но и указывает, что среди ископаемых организмов встречаются остатки исчезнувших видов, в т.ч. похожих на тропические.

Крупнейшей фигурой в геологии 16 в. был Георг Бауэр(Агрикола.) Его интересовали горное дело, металлургия и минералогия , которую для той эпохи следует определить как учение о земном неживом веществе. Агриколе принадлежит классификация веществ. Ее достоинствами являются детальность и деление «минеральных тел» на «горные породы» и «подземные неживые тела» (минералы). Среди последних, правда, он недостаточно четко выделял простые, а также составные и смешанные. Среди минералов выделяются соли, драгоценные камни и металлы. Горные породы разделяются по цвету, твердости и другим физическим свойствам. Эта дифференциация объекта исследования была существенным методологическим шагом вперед. Вода и воздух последовательно относились Агриколой к минеральным телам. Идеи Агриколы , касающиеся генезиса геологических образований, которые он принимает или выдвигает, полностью связаны с наблюдением над современными явлениями. Горы образуются деятельностью воды, ветра, землетрясений и вулканических извержений. Перове место он отводит эрозии, образующей, в частности, долины. Горы разрушают те же факторы, а также огонь. Подземный огонь и вулканизм – результат горения битума и серы. Воду Агрикола различал атмосферную и глубинную (горячие источники), «чистую» и минерализованную. В его работах хорошо видно рождение теории из горной практики.

В 1577 г. П. Мартином было выдвинуто представление о «золотом дереве» якобы растущем из центра Земли. Его ветви – жилы с золотом. Возникла мысль и о семенах металлов металлических минералов, растущих из Земли.

К 1600 г. относится сводка У. Гильберта по земному магнетизму; в ней ядро Земли впервые рассматривается как огромный магнит, которым является ядро, окруженное корой. В этом труде появляется зародыш учения о геомагнетизме и представлении об оболочечном строении Земли .

Таким образом, среди ученых Эпохи Возрождения можно выделить Леонардо да Винчи и Агриколу. Их идеи отражают науку эпохи и связаны с зародившимся давно методом актуализма. В этот этап возникла минералогия как наука о земном веществе. Термин «минералогия» появился у Цезия из Модены в 1636 году.

В XIII в. происходит революция в мореходном искусстве: создаются парусные суда (каравеллы), используется компас, создаются морские карты (портоланы или компасные карты, где градусную сетку заменили компасные румбы). Центром торговли между Западом и Востоком становятся города-республики Венеция и Генуя. Законы Монгольской империи позволяли европейским купцам проникать в Центральную и Восточную Азию. Так, венецианский купец Марко Поло с 1271 по 1295 гг. совершил путешествие по Китаю и посетил Индию, Цейлон, Бирму, Аравию. Он написал книгу «О разнообразии мира» или как ее обычно называют «Книга Марко Поло», которая вошла в золотой фонд мировой литературы и была одной из первых печатных книг Европы.

Картографы, создавая карты, наносили на них все названия, которые они где-нибудь слышали. При этом нередко искажались названия одного и того же объекта (например, Мадагаскара). Путешественники, торговцы, дипломаты и миссионеры мало внимания уделяли географическим фактам. Их больше интересовали нравы и обычаи народов. Популярностью пользовались описания вымышленные, полные легенд и рассказов о чудесах. Интересны были русские «азбуковники» (энциклопедические справочники), в которых содержались обширные сведения о разных странах и городах. В общем XIII и XIV вв. дали очень мало нового в географии. Не было и новых идей.

История XV в. характеризуется появлением торгово-промышленной буржуазии и формированием крупных централизованных государств. Следствием развития товарно-денежных отношений был большой интерес к золоту, которое непрерывно утекало из Европы на Восток для покупки пряностей и щелка. Торговля шла через посредников - арабов. Однако с усилением Османской империи эти торговые пути оказались прерваны, что послужило основным толчком для поиска новых путей к стране пряностей - Индии.

Великим географическим открытиям предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и распространением страноведческих описаний, в которых содержались сведения о странах Востока, богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Они формировали мощный социальный мотив к поиску богатств, удовлетворяя любопытство и становясь руководством для многих путешественников, авантюристов и мечтателей. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий.

Центром географической мысли этого времени была Венеция. Она стала «высшей школой географических и исторических наук» (Риттер, 1864, с.185). В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. На латинский язык переводились труды античных географов. Составлялись сборники путешествий и лоций. Все это способствовало возрождению географических концепций античности и освобождению научной мысли от церковных догм.

Попытку достичь Индии «своим путем» предпринимают испанцы в конце XV в. Это было первое плавание Христофора Колумба (1492г.), когда он открывает острова Карибского моря (Багамские, Кубу, Эспаньолу) и ошибочно называет их Вест-Индией. Плавание Колумба считается началом ВГО. Во время третьего (1498г.) и четвертого (1502-1504г.г.) плаваний Колумб открывает северное побережье Ю.Америки от о.Тринидад и устья Ориноко до Дарьенского залива. П.Кабрал достигает берегов Бразилии, которую называет о.Санта-Крус.

Морской путь в Индию был открыт португальцами, когда Васко да Гама обогнул м.Доброй Надежды и в 1498г. достиг желанной цели. Вся торговля пряностями оказалась в руках португальцев. Французы и англичане (например, Д. Кабот) пытались попасть в Индию северо-западным проходом, но достигли только берегов С.Америки в районе Лабрадора.

Для поиска новых путей в Индию в 1519 г. была направлена испанская эскадра из 5 Кораблей Фернана Магеллана. Через пролив, носящий ныне его имя, он обогнул Ю.Америку и вышел в Тихий океан. После четырехмесячного плавания Магеллан достиг Филиппинских островов, где и погиб в стычке с местными жителями. Первое кругосветное плавание было завершено в 1522г.

В эпоху ВГО появляется хорошее картографическое обеспечение. Были созданы специальные картографические учреждения и их продукция пользовалась большим спросом. Во второй половине XVI в. центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А.Ортелия и Г.Меркатора. Первый прославился изданием собрания карт, включивших 70 наименований и получивших название «Театрум». Второй разработал математические основы картографии. Меркатором была создана карта мира в двойной сердцевидной проекции, где название материка Америка было распространено на оба материка Нового Света. До этого Америкой чаще всего называли район Бразилии. В 1569г. он создает карту мира на 18 листах в цилиндрической проекции, а в 1570г. - свой «Атлас», который был издан в 1595г. его сыном под названием «Атлас, или Картографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного».

ВГО продолжались в конце XVI и начале XVII вв. Френсис Дрейк совершает второе после Магеллана кругосветное плавание (1577-1580 г.г.). Абель Тасман в 1642-1643гг. обошел с юга Австралию и открыл Тасманию и Новую Зеландию. К этому же времени относятся и первые топографические съемки. Так, Ф.Апиан провел съемку Баварии, а Секстон - Англии и Уэльса. При составлении карт пользовались большим числом картографических проекций, в том числе знаменитой цилиндрической проекцией Меркатора. На его картах можно было уже различить современные контуры материков.

Крупные открытия были сделаны русскими землепроходцами на востоке Азии. После разгрома Ермаком хана Кучума началось быстрое продвижение казаков к рекам Лене и Вилюю. Иван Москвитин вышел к берегам Тихого океана. Василий Поярков по Амуру спустился до его устья. Федот Попов и Семен Дежнев в 1648г. обогнули Чукотку и открыли пролив, отделяющий Азию и Америку.

Обобщающих географических работ, объясняющих многие природные явления (пояса штилей, пассатов, муссонов, морские течения), которые уже стали известны путешественникам, не было. Никто не пытался свести в единую систему вновь полученные сведения. Правильному истолкованию явлений мешали религиозные догмы. Так, Х.Колумб, открыв устье Ориноко, полагал, что эта дорога в «земной рай». Лишь Б.Кеккерман в своей книге «География», изданной в Ганновере в 1617г. возрождает идеи Аристотеля о земноводном шаре, включая в его состав землю и воду. Он заменяет триаду Птоломея (география - количество, топография - карта, хорография - описание) на «общую» и «специальную» географию

В то же время ВГО расширили границы известной европейцам части нашей планеты. Они способствовали:

Развитию картографии, формированию современной карты мира, где были показаны материки и океаны, издательству карт, которое стало возможно благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. К сожалению большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий. Мартин Бехайм из Нюрнберга изготовил первый дошедший до нас глобус, а Г.Меркатор подготовил свой «Атлас»;

Освещению в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х.Колумба, А.Веспуччи, Пигафетты (участника первого кругосветного плавания) и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. В 1507г. лотарингский географ М. Вальдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый свет Америкой. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений (Дж. Рамусио, Р.Хаклюйт);

Появлению первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гвиччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города;

Развитию идей математической географии, что было связано с сильным влиянием античной географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географическим описаниям. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировались знания по астрономии, физике и географии;

Появлению учебных заведений, называемых добровольными «академиями» (Флоренция, Болонья, Неаполь), где читались лекции по математике, механике, астрономии;