АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ- формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920. Участвовала в боевых действиях в период советско-китайского конфликта 1929, в Маньчжурской операции 1945 во время советско-японской войны.

Флотилия была создана как временное формирование для защиты форпостов России на Дальнем Востоке. В ее состав входили вооруженные коммерческие пароходы, которые осуществляли воинские перевозки, так как до постройки КВЖД р. Амур была единственным путем сообщения. Б 4904 флотилия была усилена вооруженными пароходами и миноносцами. Во время русско-японской войны 1904-05 суда флотилии перебрасывали войска и грузы в Маньчжурию.

В июле 1906 было принято постановление об учреждении Амурской военной флотилии для обороны пограничной линии амурского бассейна и обеспечения сообщений по р. Амур и постройке для нее специальных военных судов. 10.5 1907 первые канонерские лодки вошли в состав флотилии. В 1910 она насчитывала 8 башенных мореходных канонерских лодок (мониторов), 10 канонерских лодок с малой осадкой, 10 посыльных и несколько вспомогательных судов. Главной базой был Хабаровск.

В декабре 1917 была создана советская Амурская военная флотилия. В ее состав вошли корабли и суда, чьи экипажи перешли на сторону Советской власти. Флотилия принимала активное участие в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами, в установлении Советской власти в Хабаровске и Благовещенске. В марте 1918 канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика», а также отряд моряков флотилии успешно действовали против банд Гамова в Благовещенске. В апреле сводный отряд (около 1000 человек) моряков Сибирской и Амурской флотилий вел бои против отрядов атамана Семенова в Читинской обл. 2 монитора и 5 канонерских лодок флотилии несли сторожевую службу на реках Амур и Уссури и оказывали содействие войскам Красной Армии. В конце июня 1918, когда части мятежного чехословацкого корпуса заняли Владивосток, на Уссурийский фронт прибыли отряд моряков-амурцев и два бронепоезда. Корабли флотилии оказали существенную помощь войскам при отражении наступления врага.

После захвата японскими интервентами 7.9 1918 базы флотилии в Осиповском затоне (у Хабаровска) часть кораблей была затоплена экипажами. Канлодка «Орочанин» в составе Благовещенского отряда вела упорные бои с интервентами до конца сентября, затем отошла вверх по р. Зея, где была приведена в Негодность, а ее экипаж перешел к партизанским действиям. В октябре 1920 японцы увели на о. Сахалин лучшие корабли флотилии — монитор «Шквал», канлодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», 2 парохода и несколько барж с грузами на сумму более 13 млн рублей золотом.

8.5 1920 в Благовещенске началось воссоздание Амурской флотилии. С 19.4 1921 она была подчинена штабу Морских сил ДВР и в мае перебазировалась в Хабаровск. К лету 1921 вошли в строй мониторы «Шторм» и «Ураган», канлодки «Сибиряк», «Вогул» и «Калмык», 4 вооруженных парохода, 2 плавучие батареи. В октябре в связи с угрозой захвата города белогвардейскими и японскими войсками корабля перешли в Благовещенск. Амурская флотилия участвовала в разгроме белогвардейцев в Приморье. 10.9 1922 в Николаевске с двух канлодок был высажен десант, принявший участие в освобождении Нижнего Амура от белогвардейцев и интервентов. 30.9 отряд кораблей флотилии нанес поражение белогвардейским кораблям на оз. Ханка. Существенную роль сыграли моряки флотилии в ликвидации последних очагов контрреволюции на Дальнем Востоке. С 9.1 1922 флотилия входила в Народно-революционный флот ДВР, с ноября 1922 по сентябрь 1926 — в состав Морских сил Дальнего Востока, затем, в апреле 1927, была переименована в Дальневосточную военную флотилию (главная база Хабаровск) и подчинена Управлению ВМС РККА. В 1929, накануне конфликта на КВЖД, флотилия имела в составе 3 дивизиона кораблей (4 МН, 4 КЛ, 3 БКА, 1 ЗМ), группу тральщиков, десантный батальон, отряд гидроавиации (14 гидросамолетов). В ходе боевых действий во время советско-китайского конфликта флотилия успешно высадила ряд тактических десантов, огнем кораблей взламывала оборону противника, уничтожила Сунгарийскую военно-речную флотилию. 23.4 1930 она была награждена орденом Красного Знамени. В 30-х годах флотилия была оснащена новыми кораблями. 27.6 1931 переименована в Амурскую Краснознаменную флотилию.


Во время Великой Отечественной войны сформированные на флотилии батальоны морской пехоты и другие подразделения (всего более 9,5 тыс. моряков) сражались на сухопутных фронтах против немецко-фашистских захватчиков. В период войны с Японией в 1945 флотилия (6 МН, 11 КЛ, 7 МКА, 52 БКА, 12 ТЩ, 36 КАТЩ и вспомогательные суда) обеспечивала оперативные перевозки высадку десантов, форсирование рек Амур, Уссури, Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии. Впоследствии флотилия была расформирована.

Флотилией командовали: Г. Г. Огильви (декабрь 1917 — сентябрь 1918), В.Я. Канюк (май 1920 1920-июнь 1921), Н. В. Третьяков (август — октябрь 1921), Н. П. Орлов (октябрь 1921 — январь 1922), Е. М. Воейков (ноябрь 1922 -январь 1923), П. А. Тучков (январь -декабрь 1923), С. А. Хвицкий (декабрь 1923 — апрель 1926), В. В. Селитренников (май — сентябрь 1926), Я. И. Озолин (сентябрь 1926 -ноябрь 1930), Д. П. Исаков (ноябрь 1930 -октябрь 1933), И. Н. Кадацкий-Руднев (октябрь 1933 — март 1938), Ф. С. Октябрьский (март 1938 — февраль 1939), Д. Д. Рогачев (1939, врио), А. Г. Головко (июль 1939 — июль 1940), П. С. Абанькин (июль 1940 -июнь 1943; март — сентябрь 1944), Ф. С. Октябрьский (июнь 1943 -март 1944), Ф. С. Седельников (сентябрь 1944 -июнь 1945), Н. В. Антонов (июнь — декабрь 1945).

В 1941 году в виду опасности вступления в войну против Советского Союза империалистической Японии с Запада СССР на Восток перебрасывали личный состав и технику. Амурская флотилия, не смотря на высокую боевую готовность, была укомплектована процентов на 80, что и вызывало озабоченность Сталина.

Так сталось, что судьба забросила моего отца, уроженца Кубани, в первые же месяцы войны на Дальний Восток, в Краснознаменную Амурскую флотилию. В своих редких рассказах о войне папа вспоминал далекие Хабаровск и Харбин.


Старая фотка. 1926 год. ст. Медведовская, Краснодарский край.
Отец с мамой, Марфой Емельяновной Шакун.


Дед мой, Иван Алексеевич Шакун, погиб на Кубани в середине 20-х прошлого века.
В этой связи все свои письма с фронта отец адресовал маме, моей бабушке.

1918. Деду 22 года.

Лето 1941 года. Отец с мамой (моей бабушкой) сделали карточку на память
перед его отправкой на фронт.


Подпись на карточке:
Весна 1942 года, АКФ. "Матушке на память от сына и его друга".
К сожалению фамилия друга не указана.






Иван Иванович Шакун в возрасте двадцати лет. АКФ, 01.04.1942 года.

АКФ, 14 апреля 1943 года.

Обратная сторона предыдущей карточки.
АКФ, 14 апреля 1943 года.

Слева Иван Иванович Шакун.
Имени второго моряка не знаю.
17.12. 1944 года.


Военный совет:)
1944 год.
Отец третий слева.


Конец 1945 года.
Верхний ряд - Алексей Шакун и Иван Шакун.
Дедов после 20-х годов в нашей семье не осталось,
в этой связи с фронта пришедших встречали жены, матери и тёти.
Семейная фотография.
Моя бабушка, нижний ряд в центре, после смерти своего мужа в период коллективизации,
так и не вышла замуж.
Доложу я вам, женщина была добрая но жесткая. Царство ей Небесное.


Отца я похоронил 22 августа 2002 года. Он прожил чуть больше 80 лет. Духом был очень крепок.

1964 год.
Мама, старший брат Игорь, тетя Люся (сестра мамы, учасница обороны Ленинграда, зенитчица) и отец.
Меня в ту пору ваще не было. Я родился в 1968. Уж и не знаю.... Респектуха бате.
Отец прожил несколько жизней.


Сухие факты:

Военные моряки в освобождении Северо-Восточного Китая

В разгроме Квантунской армии и освобождении Северо-Восточного Китая от японских захватчиков вместе с советскими войсками на Дальнем Востоке приняли активное участие военные моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. Успеху Маньчжурской операции 1945 г. во многом способствовали успешные боевые действия Тихоокеанского флота и войск 1-го Дальневосточного фронта по овладению в короткие сроки основными портами и военно-морскими базами противника на Ляодунском полуострове (Порт-Артур и Дальний) и в Северной Корее, что привело основные силы Квантунской армии к полной изоляции от собственной метрополии, лишило их возможности переброски резервов и эвакуации.

Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача - обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.

Следует заметить, что р. Амур - крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти па всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки - Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

В Сунгарийской операции, которой руководил командующий 15-й армией генерал-лейтенант К. С. Мамонов, успешно действовали 1, 2 и 3-я бригады речных кораблей (их командиры соответственно - капитан 1-го ранга В. А. Кринин, капитан 1-го ранга Л. Б. Танкевич и капитан 2-го ранга А. В. Фадеев).

9 и 10 августа 1945 г. войска 15-й армии и 5-го отдельного стрелкового корпуса успешно форсировали реки Амур и Уссури, захватили все острова на Амуре и очистили от противника противоположные берега этих рек в 120-километровой полосе от устья р. Сунгари до устья р. Хор и овладели городами Лубэй, Тунцзян, Фуюань, а также узлами сопротивления Сунгарийского укрепленного района. В результате была создана возможность нашим войскам стремительно продвигаться на харбинском направлении.

Большую роль сыграли личный состав и боевые корабли Краснознаменной Амурской флотилии.

В короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой техники и различного военного имущества. Вместе с воинами армий моряки-амурцы мужественно сражались с врагом. Они шли в авангарде наступающих войск, метким артиллерийским и пулеметным огнем кораблей подавляли огневые точки противника на берегу и прокладывали путь десантникам.

В бою за г. Фуюань отличились личные составы канонерской лодки "Пролетарий" (командир старший лейтенант И. А. Сорнев) и бронекатеров - под командованием старшего лейтенанта К. С. Шнянина, лейтенанта П. С. Семеняка и младшего лейтенанта С. Ф. Якушенко. Под огнем противника они быстро высадили десант на берег и меткой стрельбой с кораблей обеспечили успешное выполнение десантниками захвата города.

В этом бою героический подвиг совершил старшина 1-й статьи коммунист Николай Голубков. Участвуя в десанте вместе с солдатами 630-го стрелкового полка, при атаке одного из объектов противника он уничтожил гранатами вражескую огневую точку. Тем самым создалась возможность быстрого продвижения вперед нашими десантниками. Но при этом он был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н. Н. Голубкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Тепло встречали своих освободителей жители г. Фуюаня. Толпы их шли к набережной, где стояли наши корабли, их лица светились радостью. Они горячо приветствовали и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских колонизаторов.

На памятнике, сооруженном в Фуюане местными жителями в память о погибших советских моряках, была сделана глубоко символическая надпись: "Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины-освободители".

Каждый советский воин, вступив на китайскую землю, хорошо знал, что он выполняет высокий интернациональный долг, борется за освобождение китайского народа от японских угнетателей, и это находило благодарный отклик в сердцах китайских тружеников.

Упорные бои развернулись за овладение фунцзиньским укрепленным районом и г. Фунцзинь. Утром 11 августа под прикрытием огня корабельной артиллерии к причалам на полном ходу подошли бронекатера 1-й бригады речных кораблей, быстро отшвартовались и высадили штурмовую роту. Вслед за ними с монитора "Сунь Ятсен" (командир капитан 3-го ранга В.Д. Корнер) был высажен 3-й батальон 364-го стрелкового полка. Одновременно с мониторов были направлены корабельные десанты для прикрытия с тыла наступающих войск.

Бой был напряженным. Японцы встретили десант мощным огнем артиллерии, минометов и пулеметов. Враг яростно сопротивлялся, неоднократно переходил в контратаки, но выдержать натиск советских войск не смог. Героизм советских воинов был массовым. Каждый старался как можно лучше выполнить поставленную ему боевую задачу.

Наши боевые корабли-мониторы, вооруженные 130-мм пушками и реактивной артиллерией, имели преимущество перед японской артиллерией, калибр которой не превышал 75 мм. Против их огня не могла устоять ни одна из огневых точек неприятеля. Например, монитор "Сунь Ятсен" уничтожил и подавил 5 дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей, уничтожил склад с боеприпасами и большое число японских солдат и офицеров.

Большую помощь десантникам оказывали и бронекатера, которые подходили вплотную к берегам и в упор расстреливали огневые точки и живую силу противника.

Наши корабли не давали передышки отступавшим войскам противника. 16 августа при их активной поддержке наши войска овладели г. Цзямусы, за что получили благодарность Военного совета 2-го Дальневосточного фронта. Ликвидируя очаги вражеского сопротивления, корабли флотилии продолжали успешно двигаться вверх по Сунгари на соединение с высадившимся 18 августа в Харбине воздушным десантом.

В пути от Саньсина до Харбина население сел и деревень, завидев наши корабли, толпами собиралось на берегу с красными флагами и тепло приветствовало советских моряков. Утром 20 августа корабли Краснознаменной Амурской флотилии прибыли в Харбин. Набережная Харбина на многие километры была заполнена людьми. Тысячи китайцев с цветами, транспарантами и флагами приветствовали своих освободителей. Вскоре на центральной площади состоялся парад советских моряков. Отряды амурцев четким шагом прошли по улицам города под бурные овации жителей. День вступления советских моряков в Харбин превратился в большой народный праздник.

Активно действовали военные моряки и в Сахалинской наступательной операции. В течение 10 и 11 августа с кораблей Зее-Буреинской бригады (командир бригады капитан 1-го ранга М. Г. Воронков) успешно были высажены десанты войск 2-й Краснознаменной армии (командующий генерал-лейтенант танковых войск М. Ф. Терехин) в районе городов Сахалян, Айгунь и Цикэ. Таким образом на правом берегу Амура были созданы три крупных плацдарма, и дальнейшее развитие операции зависело от того, насколько быстро сюда будут переброшены основные силы армии. Эта задача была возложена на моряков Краснознаменной Амурской флотилии, и они с честью ее выполнили.

С 10 августа по 1 сентября корабли флотилии и суда Верхне-амурского пароходства перевезли из Благовещенска в Сахалин 22845 человек, 1459 автомашин, 161 танк, 116 бронемашин и тягачей, 429 орудий и минометов, свыше 4 тыс. т различных грузов.

За это же время через другую переправу из села Константиновка в Хадаган (110 км ниже Благовещенска) было перевезено 64861 человек, 460 орудий и минометов, 3800 автомобилей и тягачей, 14 330 т различных грузов.

Все это способствовало стремительному продвижению армии в центральные районы Маньчжурии.

Население освобожденных городов сердечно встречало советских воинов. В Сахалине, когда наши корабли подошли к пристани, к ним устремились тысячи китайцев. Многие из них несли в руках красные флаги и флажки. Стихийно возник митинг. Выступивший на митинге капитан 1-го ранга М. Г. Воронков сказал, что советские войска пришли к ним не как завоеватели, а как друзья, чтобы помочь им освободиться от японского господства. Выступление было выслушано с большим вниманием. Митинг сопровождался бурным ликованием и приветственными возгласами в честь советских воинов-освободителей.

В боях с японскими интервентами солдаты и офицеры Краснознаменной Амурской флотилии показали высокую боевую выучку, дисциплинированность, мужество, высокое понимание освободительной миссии.

В ходе операции корабли были единственным средством, обеспечивающим высокий темп продвижения сухопутных войск. Они постоянно находились в авангарде наступающих частей и за 12 суток прошли с боями от Фуюаня до Харбина 930 км, из них свыше 700 км по Сунгари.

Боевые действия флотилии получили высокую оценку советского командования. Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М. А. Пуркаев в приказе отметил: "Краснознаменная Амурская флотилия, выполняя приказ Верховного Главнокомандования, в тесном взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта содействовала решительной победе над империалистической Японией. Корабли флотилии, являясь авангардом войск 2-го Дальневосточного фронта, форсировали такие водные преграды, как реки Амур, Уссури и Сунгари, и тем самым ускорили захват сильных опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии".

За боевые заслуги в войне против империалистической Японии 3315 матросов, старшин и офицеров флотилии были награждены орденами и медалями. Контр-адмиралу Н. В. Антонову, капитану 1-го ранга М. Г. Воронкову, капитану 3-го ранга В. Д. Корнеру, капитан-лейтенанту И. А. Сорневу и И. А. Хворостьянову, капитану С. М. Кузнецову и старшине 1-й статьи Н. Н. Голубкову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Все четыре бригады речных кораблей флотилии были награждены орденами и получили почетные наименования: 1-я Харбинская Краснознаменная, 2-я Амурская Краснознаменная, 3-я Уссурийская ордена Нахимова и 4-я Амурская ордена Ушакова.

На заключительном этапе Маньчжурской операции вслед за воздушным десантом армейских частей в Дальний и Порт-Артур под командованием генерал-лейтенанта авиации Е. Н. Преображенского были высажены с морских самолетов типа "Амфибия" десанты военных моряков Тихоокеанского флота.

Советских солдат и военных моряков китайское население Дальнего и Порт-Артура встретило очень дружелюбно. В эти дни улицы городов заполнили тысячи оживленных и радостных людей. Китайцы старались оказать всяческое содействие нашим частям. Так, например, при посадке первых самолетов па воду в портах Дальний и Порт-Артур китайцы быстро подали катера и шхуны для высадки на берег. Повсюду раздавались приветственные возгласы в честь Советской Армии и Военно-Морского Флота. А когда вскоре в Порт-Артур пришли наши боевые корабли, город буквально преобразился. Весть о прибытии советских военных кораблей молниеносно облетела город. В порт стали стекаться толпы китайцев с флагами и транспарантами. Они бурно приветствовали советских солдат, матросов и офицеров - своих освободителей от японских колонизаторов.

В первые же дни нашего пребывания в Порт-Артуре командование созданной в городе военно-морской базы (командир базы контр-адмирал В. А. Ципанович) установило с местной администрацией и китайским населением самые дружественные отношения. Учитывая нужду населения в продуктах питания и товарах широкого потребления, командование базы пошло навстречу просьбам местных властей и безвозмездно выделило из своих запасов значительное количество продуктов питания, тканей и различных материалов.

В городе и в клубах базы постоянно организовывались совместные концерты художественной самодеятельности, выступления советских и китайских артистов, просмотр советских кинофильмов. Систематически проводились спортивные игры и соревнования.

Мне хорошо запомнилось, как население Порт-Артура, полное чувств признательности и благодарности Советской Армии и Военно-Морскому Флоту за свое освобождение, приняло горячее участие в праздновании 28-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

В эти дни китайцы не работали, всюду чувствовалось праздничное настроение. 7 ноября на площадях города собралось большое количество людей в праздничных одеждах, с красными повязками на рукавах. Всюду были вывешены советские и китайские флаги. Не прекращалось массовое шествие но улицам города. Непрерывно раздавались приветственные возгласы в честь советского народа, его армии и флота.

В Дальнем и Порт-Артуре на судоремонтных предприятиях и в различных мастерских и учреждениях армии и военно-морской базы работало значительное число китайских рабочих. За свой труд они получали такую же оплату, как и советские рабочие. При разговорах с нами китайские рабочие благодарили советских людей за предоставленную им работу, за братское к ним отношение. Надо было видеть, какими радостными, приветливыми улыбками светились их лица.

Маньчжурская операция, проводившаяся в период 9 августа – 2 сентября 1945 г. советскими и монгольскими войсками против японской Квантунской армии и вооруженных сил марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Результатом этой операции, которую иногда называют «блицкригом по-советски», стала полная ликвидация военного присутствия Японии на Азиатском континенте.

БОЕВОЙ СОСТАВ И ЗАДАЧИ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ

Краснознаменной Амурской военной флотилии , опера­тивно подчиненной командующему 2-м Дальневосточным фронтом, в Маньчжур­ской операции предстояло обеспечить форсирование сухопутными силами Амура и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Кроме того, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и узлы сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

Амурская военная флотилия включала четыре бригады и Сретенский отдельный диви­зион речных кораблей, Уссурийский и Ханкайский отдельные отряды бронека­теров. Всего Амурская флотилия насчитывала 126 кораблей, 68 самолетов и 12,5 тыс. человек личного состава.

Сунгарийская военная флотилия про­тивника, входившая в Квантунскую ар­мию, состояла из 26 кораблей, трех пол­ков морской пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 десантными моторными лодками. Соотношение сил на реках было явно в пользу Амурской флоти­лии.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВД И ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ

Географические условия позволяли кораблям действовать на трех оператив­ных направлениях: сунгарийском, сахаляно-цицикарском и приханкайском. Сунгарийское было главным, так как выво­дило войска Красной Армии к централь­ным районам Маньчжурии. Противник создал мощную систему обороны вдоль советских границ. Из 17 укрепленных районов на территории Маньчжурии 8 находились на направлениях действий Амурской флотилии. В нижнем течении Сунгари они включали около 950 сооружений.

Взаимодействие флотилии с сухопут­ными войсками было подчинено дости­жению главной цели: обеспечению высо­ких темпов наступления войск вдоль реки. Артиллерию флотилии планирова­лось использовать совместно с фронто­вой. Она осуществляла артиллерийскую подготовку, обеспечивала форсирование реки, захват и расширение плацдармов, поддерживала стрелковые соединения и части при отражении контратак против­ника.

Моряки изучили опыт ведения боевых действий речных флотилий в войне с фашистской Германией. При подготовке отрабатывались посадка, форсирование рек, высадка десантов, совместные дей­ствия с сухопутными войсками при за­хвате узлов сопротивления врага. Боль­шое внимание уделялось дооборудова­нию театра. Дополнительно строились пункты снабжения и ремонта техники. Отрабатывалось совместно с армейски­ми частями быстрое наведение мостов, фашин и т. п. для подхода войск к пе­реправам и пунктам посадки, заготавли­вались плоты и паромы. Согласовывались вопросы взаимодействия десантов с корабельной артиллерией и авиацией. Личный состав кораблей прошел подго­товку для действий в десантах. Моряки тренировались в подрыве дотов и дзотов, проводились соревнования истреби­телей танков и снайперов.

В феврале - марте 1945 г, в ходе двусторонней оперативной игры «Содей­ствие наземным войскам в наступатель­ной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением «флотилии про­тивника» отрабатывалась организация управления силами, для мобильности которой был создан командный пункт на корабле.

ДЕЙСТВИЯ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ

Войска 2-го Дальневосточного фронта в ночь на 9 августа 1945 г. форсирова­ли крупные водные преграды, противо­положный берег которых был сильно укреплен. Предварительно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. Так, передо­вой батальон 361-й стрелковой дивизии, предназначенный для захвата о. Татар­ский (отсюда противник контролировал вход в Сунгари), погрузился на корабли 1-й бригады, используя темную ночь и проливной дождь, высадился на остров и к утру взял его. Таким образом, вы­ход Сунгарийской флотилии в Амур в самом начале боевых действий был от­резан.

10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу.

9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и не­сколько малых переправ. Успешная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества.

В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу.

Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко.

В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари.

После овладения устьем реки войска и корабли устремились вперед. Маршал Советского Союза К. А. Мерецков пи­сал: «По Сунгари, становившейся как бы осью действий фронта, поднималась Амурская флотилия, а по обоим берегам реки продвигались ударные наземные со­единения».

1 …правильнее сказать, по бывшей базе КАФ, ибо сама Краснознаменная амурская флотилия, начало которой было положено еще в 1908 году, несколько месяцев не дожила до своего девяностолетия (если отбросить те периоды, когда часть расформировывалась, чтобы вновь быть воссозданной).
На снимке можно видеть ядро сил дивизиона пограничных кораблей в обширной гавани между правым берегом Амура и островом Заячьим (его также называют полуостровом из-за насыпной дамбы) в северной части Хабаровска. Подробный рассказ об истории флотилии и о боевых судах я оставлю на долю будущей прогулки, так как вчера и погода не слишком располагала к фотосъемке, и экипировку я продумал слишком слабо, и времени оказалось маловато.

2 С удивлением увидел в гавани ахаичного вида колесный пароход. Вроде бы до конца прошлого века такие дожили в Осиповском затоне в количестве трех единиц (после чего два из них порезали на металл), но я ни разу их еще не видел. Впрочем, слово «дожили» не вполне корректно - как можно видеть, этот пароход наполовину затоплен. Над поверхностью воды находятся только надстройка с рубкой и дымовой трубой, а также едва намечены обводы носа и кормы судна.

3 Похоже, что это «Кемь», спущенная на воду в 1930-х годах заводом в поселке Кокуй на Шилке. Коль это так, пароход успел даже повоевать - с него высаживались десанты в Сунгарийской операции летом 1945 года.
За вырезами в надстройке слева внизу явно скрывается гребное колесо. Стоит отметить, что колесные пароходы в СССР перестали строить только в 1950-х, дольше всех, правда, продержались не пассажирские и грузовые суда, а буксиры (они имели преимущество перед традиционными винтовыми судам при трогании с места и работе на мелководье).

4 Насколько я понял, этот пароход был затерт льдами и затонул в этом затоне в самом конце 1990-х (по крайней мере в середине того деятилетия он еще находился на ходу). Вспомнили о нем в 2008 года, когда увидели капитанскую рубку и трубу, показавщиеся на поверхности во время особенно низкого уровня воды. Предполагалось даже частично восстановить раритет и установить его у городской набережной. Судя по всему, финансирование на эти цели так и не нашли. Чертовски жаль...
Кстати, говорят, чуть в стороне на дне лежит еще один пароход, но в куда худшем состоянии - тот затонул еще в советское время.

5 Огромные, зияющие черными пастями ангары слева предназначались для стоянки судов на воздушной подушки (в частности для «Мурен»), откуда те спускались на воду своим ходом. Впрочем, как мне рассказывали, на практике «Мурены» обычно почему-то стояли под открытым небом, а ангары пустовали.

6 Суда, неспособные передвигаться по суше, поднимали из воды по этим рельсам-слипам при помощи специльных лебедок. Кран же вроде бы служил для разгрузки железнодорожных платформ - на остров заведена специальная ветка.

7 Первый этаж совершенно разоренного здания гидрографической части. Раньше именно ее личный состав занимался разметкой фарватеров на Амуре, установкой гидрографических знаков, предупреждающих о мелях и т.д. Сейчас здание потихоньку разбирают, утаскивая кирпичи, а то и целые плиты. Кто этим занимается - местные жители или же не в меру предприимчивые коммерсанты - сказать сложно.

8 Административный корпус судоремонтного завода №179. Сам завод, насколько мне рассказывали, если ремонтом кораблей сейчас и занимается, то на ничтожную часть своей мощности. По большей же части предприятие простаивает. Впрочем, на его территории производят примитивную мебель, что-то еще. В целом же на территории предприятия царит слабо прикрытая разруха.
На переднем плане можно видеть крутую лестницу, ведущую к заводу с возвышенности, на которой стоит вся северная часть города. В местном фольклоре эта лестница известна как потемкинская.

9 Неприметный вход в бомбоубежище в склоне холма близ главных ворот завода.

10 Подземные переходы и залы тянутся очень далеко, причем в нескольких уровнях. Даже прямой удар внешней вспышки полной мощностью вырвал из тьмы новые и новые дверные проемы, теряющиеся вдали в кромешном мраке. Нижние этажи затоплены, полы завалены мусором. Далеко от входа я уходить не стал.

11 На расстоянии сотни метров от верхней площадки «потемкинской» лестницы стоят два памятника. Этот посвящен павшим в Великой Отечественной войне работника судоремонтного завода, призванных в армию и погибших далеко от Дальнего Востока.

12 А это свидетель более ранних событий - Гражданской войны. Могила (или кенотаф?) революционера Стефана Сусс-Андриевского (1892-1919), согласно надписи, зверски замученного белогвардейцами и интервентами. Про него я ничего не знаю.

13 Так сейчас выглядит то, что некогда являлось воротами парка ДОФ (дома офицеров флота) - забор давно растащили на металл. Вообще-то до судоремонтного завода отсюда буквально рукой подать, но из-за неважного состояния дорог я предпочел сделать изрядный крюк через улицу Руднева.
В старом здании на заднем плане располагается детско-юношеская спортивная школа «Самбо-90». Раньше там была средняя школа, еще раньше вроде бы находилась гражданская поликлиника. Первый этаж здания явно был построен еще до революции, а второй надстроили, как мне кажется, где-то во второй половине 1930-х.
На площадке перед школой еще на закате советской эпохи стояли разнообразные аттракционы, включая карусели.

14 Моряки-амурцы считались в прежние годы завидной партией, и у многих молодых хабаровчанок пользовалась популярностью эта крытая танцплощадка, давно уже пребывающая в состоянии разрухи.

15 Нет, это не пулеметные амбразуры. К танцплощадке пристроена будка киномеханика, и помещение использовалось также как летний кинотеатр. Сейчас же оно привлекает разве что молодежь, предпочитающую шуметь подальше от дома, да любителей городских игр вроде «Энкаунтера».

16 Жилой дом командующего базой. В частности, в нем проживал флагман I ранга Иван Николаевич Кадацкий-Руднев, командовавший флотилией в 1933-1937 годах. Как нетрудно догадаться из последних цифр, был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Стоит отметить, что командующий флотилией - должность очень высокая, близкая по значению к командующему военным округом, так что дом занимался высшим офицером КАФ полностью, с семьей и соответствующей рангу прислугой.
Уже в более поздние времена здание занимал роддом №3, недавно ставший филиалом городского роддома №1. Некоторое время он стоял законсервированным, но в связи с капитальным ремонтом «единички» филиал временно ввели в строй. Недавно ремонт завершился, и, видимо, медучреждение тут вновь закрывается.
Кстати, тут к нам с уважаемым drtr0jan (который, кстати, и устроил эту экскурсию по базе, за что ему огромное краеведческое и просто человеческое спасибо) прицепились фигурирующие на снимке ухари, таскающие что-то из здания в автофургон. Мол, это федеральный объект, снимать его запрещено, вроде бы даже камеру угрожали отнять. Ясно дело, что это были обычные моськи, ходячие синдромы вахтера, пытающиеся изобразить из себя влиятельных особ, от воли которых может зависеть жизнь и смерть сограждан.

17 Вообще архитектурно западная часть улицы Ильича ничуть не менее интересна, чем восточная, которую я уже показывал в альбоме , посвященному прогулкам в кварталах, прилегающих в базе КАФ.
На снимке фигурирует гинекологическое отделение роддома.

18 Удивило состояние деревянных бараков постройки, скорее всего 1930-х годов. Они, в отличие от своих однотипных собратьев из других уголков города (да той же базы КАФ, только иных кварталов), до сих пор выглядят вполне молодцевато, даже кронштейны козырьков у них шикарные - кованные.
Впрочем, жить в таких домах все равно не слишком приятно, несмотря на то, что они благоустроены (вроде бы есть даже горячая вода) - сырость никуда не девается. Примечательно, что в территории городка существуют даже капитальные трехэтажные кирпичные здания постройки начала XX века, в которые за целое столетие не провели даже банальную канализацию.

19 А в этом доме, стоящем в другой части района, проживал тот самый Николай Гаврилович Хорошев, что возглавлял оборону железнодорожного вокзала Хабаровска от японцев 5 апреля 1920 года. Он пал в том бою со всем своим взводом, но дал возможность вывезти со станции вагоны с боеприпасами на левый берег Амура. Кстати, одно время около первого каменного здания вокзала стоял небольшой монумент в память о том сражении. При строительстве второго здания в 1960-х невысокий памятник заменили табличкой, висевшей справа от главного входа, а в ходе полной реконструкции 2000-х годов исчезла и она (подсказывают, что табличка появилась на новом здании со стороны перрона в ноябре 2008 года, но я еще хочу это проверить).
Кстати, до 1998 года в запечатленном на фотографии здании находилось управление тыла флотилии. В настоящее время здесь располагается общежитие военнослужащих-пограничников части 2492 - по сути дивизиона пограничных кораблей. Номинально упомянутая часть расквартирована в селе Казакевичево прямо напротив китайской территории, однако в последние годы явно наметился перевод оттуда всего, что только можно, в Хабаровск.

20 Еще одно интересное дореволюционное здание, возможно, из числа наиболее старых - камбуз флотилии. Состояние его, увы, оставляет желать лучшего.

На этом завершаю рассказ о вчерашней прогулке по территории базы КАФ в северной части города. Я показал лишь часть уведенных и снятых мною объектов, но обстоятельное повествование, как уже было сказано выше, последует позднее, так как не все было исследовано в свете упомянутых негативных факторов. Кстати, хмурое пасмурное небо к числу таковых можно отнести лишь отчасти - оно стало подходящим настроенческим фоном к прогулке по руинам некогда обширной базы грозной Краснознаменной амурской флотилии.

К концу 20-х годов XX века Советский Союй реально имел лишь Амур-скую военную флотилию. В 1928 г. в составе советского ВМФ появился новый класс кораблей — мониторы. К ним отнесли все амурские башен-ные канонерские лодки, за исключением «Вихря».

В 1927 г. начались работы по их перевооружению и ремонту. На всех четырех кораблях, с ноября 1928 г. переведенных в класс мониторов, сно-ва установили башни, но произвели перевооружение: на «Ленине» (быв-ший «Шторм»), «Красном Востоке» («Ураган») и «Сунь-Ятсене» («Шквал») установили по 8 120-мм орудий в четырех башнях (вместо прежних двух 152-мм в одноорудийных и четырех 120-мм в двухорудий-ных), а на «Свердлове» — 4 152-мм в одноорудийных башнях. Переход на единый калибр облегчил управление огнем. На каждый корабль уста-новили по 2 76-мм, или 40-мм зенитных орудия Виккерса, а взамен обыч-ных мачт — треногие с размещенными на них постами управления ар-тиллерийским огнем.

В 1928 г. флотилия пополнилась авиаматкой «Амур», переоборудован-ной из канонерской лодки «Вихрь» Для этого с него сняли надстройки и все вооружение, тем более что исправной артиллерии на все корабли не хватало. На верхней палубе корабля соорудили большой ангар, в котором размещались 4 гидросамолета МР-1 (поплавковый вариант Р-1), а также не-обходимые ремонтные мастерские и склады. Плавбаза гидроавиации «Амур» имела жилые помещения для команды и летного состава. Откиды-вавшаяся задняя стенка ангара служила для спуска самолетов на воду.

К 1929 г. отремонтировали и ввели в строй мониторы «Свердлов» (быв-ший «Вьюга»), «Красный Восток» (бывший «Ураган»), «Сунь-Ятсен» (быв-ший «Шквал»), «Ленин» (бывший «Шторм»), а также канонерские лодки «Бурят», «Беднота» (бывший «Вогул»), «Пролетарий» (бывший «Вотяк») и «Красное Знамя» (бывший «Сибиряк»). Правда, состав вооружения мо-ниторов изменился. Отчасти это было связано с тем, что в свое время снятая артиллерия на флотилию так и не вернулась. В результате — арт иллерия мониторов стала однородной. Поскольку в наличии оказалось только 4 152-мм орудия, то их установили на «Свердлов», но до 1928 г. эти пушки находились за щитами, так как исправных башен не имелось. «Ле-нин», «Красный Восток» и «Сунь-Ятсен» получили по 4 спаренные 120-мм башни. Кроме этого каждый монитор вооружили двумя 76,2-мм зенит-ными орудиями или 40-мм автоматическими пушками Виккерса.

Изменилось вооружение канонерских лодок «Пролетарий» и «Бедно-та» — на них вместо снятых ранее 120-мм орудий Канэ установили 102-мм пушки с длиной ствола в 60 калибров. Кроме этого они получили вместо 122-мм гаубиц 76,2-мм зенитки Лендера, а «Красное Знамя» — полевую 76,2-мм пушку образца 1902 г. на судовой установке системы лейтенанта Макарова.

В состав Амурской флотилии входили уже известные нам бронекате-ра «Копье» и «Пика», а также «Барс». Последний представлял собой быв-ший моторный катер длиной 17,5 м, построенный в 1908 г. и вооружен-ный 1 37-мм автоматической пушкой системы Маклена и пулеметом. В 1930 г. его разобрали на металл. Бронекатера имели 8-мм бронирование борта, палубы и боевой рубки.

В таком составе Амурская военная флотилия приняла участие в пер-вом после Гражданской войны крупном вооруженном конфликте в 1929 г. на КВЖД. Во время боев советские моряки участвовали в разгроме Сунгарийской военной флотилии. Высаженные с кораблей войска при поддержке корабельной артиллерии завладели городами Лахасусу и Фугдин. За успешные боевые действия Амурская флотилия в 1930 г. удостои-лась ордена Красного Знамени.

Эти события, во-первых, подтвердили необходимость усиления Амур-ской флотилии, так как в том приграничном районе она являлась самой мощной и мобильной группировкой. Во-вторых, помогли командованию ВМФ найти понимание и впоследствии некоторую поддержку у руковод-ства РККА в отношении начала строительства новых речных кораблей. Может быть, именно поэтому при обсуждении кораблестроительных про-грамм вопросов по ним обычно не возникало.

В 1931 г. началось восстановление законсервированных мониторов. Через год два первых из них — «Триандафиллов» («Смерч») и «Вострецов» («Тайфун»), позднее переименованные в «Киров» и «Дзержинский», — всту-пили в строй. Их вооружение также видоизменилось и состояло из 4 130-мм орудий в одноорудийных башнях. В 1934 году вошел в строй последний мо-нитор этого типа — «Дальневосточный комсомолец», некоторое время вы-полнявший роль авианесущего корабля («Амур»). Для его ремонта комсо-мольцы Дальнего Востока собрали 4 млн руб.

При монтаже броневого пояса использовались броневые плиты и обо-рудование с однотипного корабля «Гроза», погибшего во время ледохода в 1921 г. В двухорудийных башнях от 120-мм орудий пришлось размещать по 1 новому 130-мм, что потребовало заделки двух амбразур и устройства одной в центре. Водоизмещение мониторов увеличилось, поэтому для сохранения прежней скорости двигатели заменили более мощными.

Дальнейшее усиление Амурской флотилии шло путем ввода в начале 30-х г. в строй оставшихся 3 мониторов типа «Шквал»: «Дальневосточ-ный комсомолец» (бывшая плавбаза «Амур»), «Дзержинский» (бывший «Тайфун») и «Киров» (бывший «Смерч»). Так как для монитора «Киров» штатной артиллерии не досталось, его вооружили четырьмя 130/55 од-ноорудийными башнями. В 1932 г. вступили в строй отремонтирован-ная канонерская лодка «Монгол» и первые советские бронекатера «Тре-вога» и «Партизан» (во время войны с Японией они будут называться БК-91 и БК-92).