Первое упоминание о церкви Воскресения в Молодях встречается в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, при описании битвы русских войск под предводительством князя Михаила Воротынского с войском крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Как описывает Н.М.Карамзин, битва произошла «1 августа, в пятидесяти верстах от столицы у Воскресения в Молодях» (Том 9, гл.4). С тех времён существовал деревянный храм. В середине XVII века церковь Воскресения Христова стояла на погосте в Молодях. В 1646 году деревня принадлежала новокрещённому Федоту Измет-ильдееву, сыну Резанову, и приближённому к царской семье дворянину Прокофию Фёдоровичу Соковнину. При Соковниных погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В это же время владельцами села выстроено новое деревянное здание церкви. Новый храм располагался рядом с их усадьбой, по-видимому недалеко от современного храма.
После смерти Прокофия Соковнина вотчина с селом Молоди перешла во владение его четверых детей. Дочери – Феодосия (боярыня Морозова) и Евдокия (княгиня Урусова) – вошли в историю, как ревнительницы старой веры, сочувствующие бунтарскому духу старообрядческих общин, несогласных с церковными реформами патриарха Никона. Бывали ли сёстры в селе Молоди, доподлинно не известно. Можно лишь предполагать, что часть своего детства, они провели в подмосковной вотчине своих родителей.
В 1699 г. царём Петром I Молоди было пожаловано выдающемуся деятелю русской истории петровского времени боярину Фёдору Алексеевичу Головину.

В 1703 г. началось строительство каменной церкви. 14 мая 1706 г. по благословению митрополита Стефана (Яворского), патриаршего местоблюстителя, был выдан антиминс к освящению вновь построенного храма. Следующая крупная перестройка, после которой церковь приобрела современный вид, проведена в 70–80-х годах XVIII века, по-видимому, помещиком Алексеем Ивановичем Салтыковым. По проекту неизвестного архитектора размеры храма были значительно увеличены.

В трапезной разместились два новых придела, были вновь отстроены две башни-колокольни. С северной и южной части здания появились два одинаковых притвора с фронтонными завершениями. Внутри церковь вновь расписали масляными красками. После смерти хозяина села Молоди А.И. Салтыкова, в конце 1770 годов у ограды храма с восточной стороны, в нескольких метрах от алтаря, была построена усыпальница. Кирпичное, прямоугольное здание с невысокой шатровой кровлей в виде пирамиды стало последним прибежищем помещика. Новый владелец села Молоди Степан Егорович Коротков в честь своего небесного покровителя устроил в Воскресенской церкви придел «Во имя святого Стефана Сурожского Чудотворца».

В дальнейшем с середины XIX до середины XX века в храме проводились лишь ремонтные работы и незначительные перестроения. В середине XIX века селом владела А.Д.Бестужева. Последним владельцем был А. И. Бородин. В 1913-1916 годах в его запущенной усадьбе семья художника Л. О. Пастернака снимала дачу.
После Октябрьской революции 1917 года священнослужители, проводившие богослужения в уцелевших храмах, постоянно подвергались опасности быть арестованными и расстрелянными. Именно такая судьба постигла священника Михаила Рыбина, уроженца села Молоди. Родился он в 1877 году в семье крестьянина Федора Рыбина. В зрелом возрасте с 1919 года Михаил Федорович стал служить псаломщиком в храме. В 1925 году был рукоположен в сан священника. Последним местом служения отца Михаила стала церковь Воскресения Христова в его родном селе Молоди. 25 января 1938 года, по сфабрикованному обвинению в антисоветской агитации, священник Михаил Рыбин был арестован. 2-го февраля того же года «тройка» НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на подмосковном Бутовском полигоне. Память священномученика Михаила совершается в день его мученической кончины – 17 февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской – 7 февраля.

После ареста настоятеля храма священника Михаила Рыбина церковь Воскресения Христова в селе Молоди была закрыта и использовалась как зернохранилище. По окончании войны, в 1946 году, по настоятельным просьбам верующих, в стенах храма вновь начались богослужения.

Последним священником, служившим в советское время в Воскресенском молодинском храме, стал Василий Михайлович Лебедев (ныне находящийся на покое архиепископ Мелхиседек). Отец Василий родился в 1927 году в крестьянской семье в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области. В 1946 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен во священника. В феврале 1955 года был назначен настоятелем храма Воскресения Христова в селе Молоди, где положил немало трудов, восстанавливая приходскую жизнь. В 1961 году отец Василий был переведён настоятелем в церковь Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево и назначен благочинным церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии. Однако с уходом настоятеля богослужения в молодинском храме прекратились.

19 июня 1961 года местная власть вынесла постановление об изъятии здания церкви у общины верующих. Храм закрыли, и вся церковная утварь, иконы и иконостасы были бесследно утрачены. К южному приделу пристроили кинобудку, а к северному – котельную с кирпичной трубой. Пространство храма приспособили под сельский клуб. Надгробия, находившиеся рядом с храмом, куда-то вывезли, а церковную ограду сняли.

Воскресенский храм был вновь передан верующим в 1991 году. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новым настоятелем назначался священник Константин Лебедев – сын своего предшественника по месту служения архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Отцу Константину пришлось немало потрудиться, чтобы возродить жизнь прихода, вернуть храму былую красоту и величие. При отце Константине были проведены масштабные ремонтные работы, воссоздано внутреннее убранство, восстановлены церковная ограда и усыпальница.

Петропавловский придел Воскресенского храма тщанием отца Константина стал первым после многолетнего перерыва в Московской епархии, где совершено великое освящение престола тремя архиереями: митрополитом Ювеналием, архиепископом Мелхиседеком и епископом Григорием. Воскресенский храм стал одним из центров возрождения православия в южном Подмосковье. В 2012 году протоиерей Константин преставился ко Господу, прослужив в Воскресенском храме 21 год.
Ныне, милостью Божией, молитвами и трудами верующих продолжается восстановление былого благолепия Воскресенской церкви, развивается приходская жизнь. Храм открыт ежедневно. Действует воскресная школа для детей, проводятся еженедельные занятия по изучению Священного Писания для взрослых. Богослужения совершаются в выходные и праздничные дни.

Село Молоди.

Издревле стоял на р. Рожае погост, что на Молодях. 1 августа 1572 г. воевода М.И. Воротынский с 20-ю тысячами московских ратников ударил "у Воскресения на Молодях" на 120-тысячное войско крымского хана Девлет-Гирея и разгромил его.

Вот как описывает битву Н.М. Карамзин: «Воротынский, ... ринулся за неприятелем, гнал его по пятам, настиг, остановил, принудил к битве 1 августа, в пятидесяти верстах от столицы, у Воскресения в Молодях. У хана было 120000 воинов: наших гораздо менее. Первым надлежало победить и для того, чтобы взять Астрахань с Казанью, и для того, чтобы спастися или открыть себе свободный путь назад, в отдаленные свои улусы; а россияне стояли за все, что еще могли любить в жизни: за Веру, отечество, родителей, жен и детей! Москва без Иоанна тем более умиляла их сердца жалостию, восстав из пепла как бы единственно для нового разрушения.

Вступили в бой на смерть с обеих сторон. Берега Лопасни и Рожая облилися кровию. Стреляли, но более секлись мечами в схватке отчаянной; давили друг друга; хотели победить дерзостию, упорством.

Но князь Воротынский и бился и наблюдал: устроивал, ободрял своих; вымышлял хитрости; заманивал татар в места, где они валились грудами от действия скрытых им пушек - и когда обе рати, двигаясь взад и вперед утомились, начали слабеть, невольно ждали конца делу, сей путом и кровию орошенный воевода зашел узкою долиною в тыл неприятелю...

Битва решилась Россияне победили: хан оставил им в добычу обозы, шатры, собственное знамя свое; ночью бежал в степи и привел в Тавриду не более двадцати тысяч всадников, как уверяют. Лучшие князья его пали; а знатнейший храбрец неверных, бич, губитель христиан, Дивий мурза ногайский, отдался в плен суздальскому витязю Алалыкину. Сей день принадлежит к числу великих дней воинской славы: россияне спасли Москву и честь; утвердили в нашем подданстве Астрахань и Казань; отметили за пепел столицы и если не навсегда, то по крайней мере надолго уняли крымцев, наполнив их трупами недра земли между Лопаснею и Рожаем, где доныне стоят высокие курганы, памятники сей знаменитой победы и славы князя Михаила Воротынского».

Чтобы понять значение этой победы, нужно вспомнить, что всего лишь годом раньше опричные военачальники пропустили татар к Москве , Девлет-Гирей захватил и сжёг её, похвалясь в следующий приход взять в плен самого царя. Набеги крымских татар и прежде много раз тревожили русское государство, особенно чувствительны они стали в период Ливонской войны.

Ослабленная войной и опричниной страна была поставлена в тяжелейшее положение.

М.И. Воротынский отличился ещё при взятии Казани, за что был особо отмечен царем. На протяжении долгих лет он нёс пограничную "береговую" службу в городах-крепостях Коломне , Кашире , Калуге , Серпухове .

В 1562 г. царь подверг его опале и сослал на Белоозеро.

Но в 1566 г. опала была снята, хотя царская нелюбовь и подозрительность не рассеялись. В сражении у Молодей Девлет-Гирей был обращен в бегство. Гонимая и опальная земщина сделала то, на что оказались неспособными опричники. После возвращения Ивана Грозного в Москву опричнина была "отставлена", но в 1573 г. Воротынский снова подвергся опале и казнён.

В начале XVII в. на погосте была деревянная церковь Воскресения Христова, построенная "клецки, образа, книги строение приходских людей". Около погоста - д. Головино, Мининотож.

В 1646 г. деревня принадлежала новокрещёну Федоту Измет-Гильдееву сыну Резанову и Прокофию Фёдоровичу Соковнину (ум. 1662).

В 1624-1626 г. Прокофий Фёдорович Соковнин - воевода на Мезени и в Кевроле.

В 1627-1640 гг. дворянин московский.

В 1631 г. был отправлен посланником в Крым, откуда возвратился в 1633 г.

В 1635 - 1637 гг. воевода в Енисейске.

В 1642 г. Соковнин участвовал в работе земского собора, по вопросу, удержать ли за Россией взятый донскими казаками Азов, или возвратить его туркам.

В 1641-1646 гг. он заведовал Каменным приказом, который должен был стараться об увеличении числа каменных зданий в Москве.

В 1963 г. вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры, пострижен в монашество с именем Мельхиседек, и направлен на послушание в Троицкое Патриаршее подворье, что в Переделкине. По окончанию 3-го курса Московской Духовной академии иеромонах Мельхиседек призван к епископскому служению на Вологодской кафедре.

15 июня 1965 г. митрополит Ленинградский и Ладожский Никсдим (Ротов) возвел иеромонаха Мельхиседека в сан архимандрита, а 16 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры было совершено наречение архимандрита Мельхиседека во епископа Вологодского.

17 июня того же года была совершена хиротония архимандрита Мельхиседека во епископа Вологодского.

В 1967 г. преосвященный Мельхиседек был назначен епископом Венским и Австрийским, в 1970 г. переведен на Пензенскую кафедру, с 1976 г. - архиепископ, с 1978 г. - экзарх Средней Европы, с 1984 г. - архиепископ Свердловский, 1993 г. переименован во архиепископа Екатеринбургского и Веротурского, в 1994 г. переведен на Брянскую кафедру, в 2002 г. уволен на покой.

Церковь была закрыта в 1961 г. и разорена, в ней устроен кинотеатр. Погибло её внутреннеее убранство. В наше время возвращена верующим.

При Домашневых же возведён двухэтажный усадебный дом. В его отделке применены белокаменные детали, выделяющиеся на красном фоне стен. Привлекает внимание расположение служебного корпуса (конец XVIII - начало XIX вв.) и амбара (XIX в.), поставленных позади дома и образующих вместе с ним своеобразную архитектурную панораму. Служебный корпус декором скромен, нижний этаж его, как и у главного дома, покрыт рустом. Кирпичный амбар интересен деревянными террасами вдоль главного фасада. Позади церкви находится усыпальница (конец XVI11 в.) - небольшое кубическое сооружение, увенчанное невысокой пирамидой и украшенное белокаменными двухколонными дорическими портиками и угловыми рустованными пилястрами.

Большой усадебный парк имеет сравнительно редкое лучевое расположение аллей. Интересно использован рельеф местности, парк украшен системой прудов на трёх уровнях.

В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала Марфе Яковлевне Кротковой.

В середине XIX в. селом владела действительная статская советница Александра Дмитриевна Бестужева.

Последним владельцем был губернский секретарь Александр Иванович Бородин. Он сдавал помещения в усадебном доме поддачи.

В 1913-1916 гг. в его запущенной усадьбе семья художника Леонида Осиповича Пастернака (1862-1945) снимала дачу.

Дом теперь в руинах. Сохранился запущенный пейзажный парк.

Молоди - село в Чеховском районе Московской области, относится к сельскому поселению Любучанское. Расположено примерно в 10 км южнее Климовска , на старом Симферопольском шоссе, западнее современной трассы М2 М2 («Крым»).

Население - 860 человек (2006).

История села и усадьбы

Село Молоди широко известно с первой половины XVII в. В 1646 г. его приобрёл П. Ф. Соковнин. Путём выгодных брачных союзов Соковнины выбиваются «из грязи в князи» и занимают высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича.

В 1699 году Пётр I жалует вотчину Фёдору Головину . Граф Головин (1650-1706 гг.) - адмирал и генерал-фельдмаршал, участник Великого посольства и главный руководитель российской внешней политики. При нём в Молодях разворачивается каменное строительство в соответствии с тогдашними представлениями о загородной резиденции знатного вельможи (каменный дом со службами, церковь, парк с регулярной планировкой и всевозможными затеями: павильонами, беседками, гротами). Что удалось воплотить Головину в жизнь - нам не известно, но несомненно: барочная Воскресенская церковь была поставлена при нём. После смерти графа усадьба передавалась из поколения в поколение по родственной линии ещё почти 80 лет.

C 1736-1786 гг. Имением владеют Салтыковы.

1775-1778 гг. - новый строительный период, когда был обновлён весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, выстроена родовая усыпальница.

После Салтыковых, в 1786 году имение перешло к С. Г. и И. Г. Домашневым. Тогда к храму типа «восьмерик на четверике» пристраиваются приделы и парные колокольни в классическом стиле. Стоит отметить своеобразные пирамидальные завершения церкви, отвечающие скорее западным архитектурным тенденциям, чем российским.

В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала Марфе Яковлевне Кротковой, которая очень много жертвовала на храмы и монастыри.

В середине XIX в. селом владела А.Д.Бестужева.

Последним владельцем был А.И.Бородин. В 1913-1916 гг. в его запущенной усадьбе семья художника Л.О.Пастернака снимала дачу.

Достопримечательности

  • Пейзажный парк XVIII века с остатками лучевых аллей и многочисленными прудами в трёх уровнях довольно обширен и живописен.

Историческая роль

В 1572 году у села Молоди произошла знаменательная битва при Молодях, ставшая поворотной точкой в многовековом противостоянии Русского государства и самого непокорного осколка Золотой Орды, вассала Османской империи - Крымского ханства. В 1572 русские войска под командованием М. И. Воротынского (см. Воротынские) разгромили войско крымских татар и турок. Воспользовавшись отвлечением сил России в Прибалтику (см. Ливонская война 1558-83), Турция и Крымское ханство усилили свою агрессию с Ю. В 1572 Турция и Крым организовали поход на Москву; их 120-тыс. армию возглавил хан Девлет-Гирей I. Битва началась 26 июля недалеко от впадения реки Лопасни в Оку. Несмотря на то что русских было всего около 60 тыс., Воротынский, умело маневрируя, в ряде отдельных сражений разбил войско Девлет-Гирея, завершив его разгром 3 августа внезапным ударом своего резерва в тыл татарско-турецкой армии.

17 июля, в сороковой день после кончины архиепископа Мелхиседека (Лебедева), в Воскресенском храме села Молоди Чеховского района митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и панихиду по новопреставленному архипастырю. У врат храма Владыку митрополита встречал глава Чеховского района С. В. Юдин. Перед богослужением Его Высокопреосвященство возложил цветы к могиле новопреставленного архиепископа Мелхиседека. Владыке Ювеналию в этот день сослужили благочинные церковных округов Московской епархии: Одинцовского - архимандрит Нестор (Жиляев), Щелковского - протоиерей Андрей Ковальчук, Подольского - протоиерей Олег Сердцев, Чеховского - священник Константин Александров, духовенство Московской и Брянской епархий. За богослужением молился епископ Великолукский и Невельский Сергий.

После сугубой ектении Владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине. Затем была совершена заупокойная ектения по почившему архиепископу Мелхиседеку.

По окончании Божественной литургии Владыка митрополит обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие возлюбленные братья и сестры!

Сорок дней тому назад преставился Высокопреосвященнейший архиепископ Мелхиседек. И мы на третий день после его кончины совершили его погребение здесь, где он с 1955 по 1961 годы был настоятелем. Жизнь Владыки Мелхиседека очень многому учит каждого из нас: и архиереев, и священнослужителей, и мирян. На всех этапах своей жизни он был верным сыном Святой Христовой Церкви и нашего Отечества. Рожденный в Московской области, он много лет совершал в разных храмах пастырское служение, а призванный на архиерейское служение, показал ревность в исполнении своего епископского долга, совершая богослужения и управляя епархиями в нашем Отечестве и за его пределами. Когда ему исполнилось 75 лет он, по состоянию своего здоровья, представил Святейшему Патриарху и Священному Синоду прошение о почислении на покой - и опять на территории Московской области он смиренно продолжал свою жизнь в молитве и благочестии. Господь сподобил его дожить до девяноста лет, показывая, что человек, живущий в молитве и благочестии, получает и долголетие. Я повторяю, что его жизнь и служение многих нас назидает, и я очень рад, что в сороковой день по его кончине мы в этом храме совершили Божественную литургию, за которой горячо молились о упокоении его души. Нашу молитву мы завершим совершением панихиды. Перед этим мне хотелось бы поблагодарить всех, кто почтил память Владыки. Особенно я благодарю отца Александра Ганабу, который в течение многих лет духовно и материально опекал Владыку, а в эти скорбные для нас, но святые дни он принял на себя все заботы и попечения о упокоении Владыки и молитвы о нем. Храни Вас всех Господь, дорогие возлюбленные братья и сестры. В этот воскресный день я поздравляю всех вас с праздником, а причастников и причастниц - с принятием Святых Христовых Таин».

Затем Владыка Ювеналий совершил панихиду, а на месте погребения архиепископа Мелхиседека, за алтарем Воскресенского храма - заупокойную литию по новопреставленному архипастырю.

Село
Молоди
55°16′30″ с. ш. 37°30′31″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Субъект Федерации Московская область
Муниципальный район Чеховский
Сельское поселение Любучанское
История и география
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ↘ 676 человек (2010 )
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 142390
Код ОКАТО 46 256 816 031
Код ОКТМО 46 656 416 201
Прочее
Почётное звание Населённый пункт воинской доблести

Население

Битва при Молодях

В 1572 году у села Молоди произошла знаменательная битва при Молодях , ставшая поворотной точкой в противостоянии Русского государства и самого западного осколка Золотой Орды , вассала Османской империи - Крымского ханства .

В 1572 русские войска под командованием князя М. И. Воротынского разгромили войско крымских татар и турок. Воспользовавшись отвлечением сил России в Прибалтику , Крымское ханство при поддержке османского султана усилило свою агрессию с юга. В 1572 Крым организовал поход на Москву; 120-тыс. армию возглавил лично хан Девлет-Гирей I .

Битва началась 26 июля недалеко от впадения реки Лопасни в Оку. Несмотря на то что русских было всего чуть более 20 тыс., Воротынский, умело маневрируя, в ряде отдельных сражений разбил войско Девлет-Гирея, завершив его разгром 3 августа внезапным ударом своего резерва в тыл татарско-турецкой армии.

Усадьба Молоди

Село Молоди широко известно с первой половины XVII в. В 1646 г. его приобрёл П. Ф. Соковнин . Путём выгодных брачных союзов Соковнины занимают высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича.

В 1699 году Пётр I жалует вотчину своему сподвижнику Фёдору Головину . При нём в Молодях разворачивается каменное строительство в соответствии с тогдашними представлениями о загородной резиденции знатного вельможи (каменный дом со службами, церковь, парк с регулярной планировкой и всевозможными затеями: павильонами, беседками, гротами). После смерти графа усадьба передавалась из поколения в поколение по родственной линии ещё почти 80 лет.

В 1736-1786 гг. имением владеют Салтыковы . Алексей Иванович Салтыков (брат первого князя Салтыкова), тамбовский наместник, и его жена Екатерина Борисовна (урождённая княжна Голицына) в 1775-78 гг. полностью обновили весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, родовую усыпальницу.

После смерти бездетного Салтыкова имение в 1786 году перешло к Сергею Домашневу и его брату Ивану. Тогда к храму типа «восьмерик на четверике » пристраиваются приделы и парные колокольни (классицизм). Стоит отметить своеобразные пирамидальные завершения церкви, отвечающие скорее западным архитектурным тенденциям, чем российским.

В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала Марфе Яковлевне Кротковой, которая очень много жертвовала на храмы и монастыри, а в середине XIX в. селом владела А. Д. Бестужева.

Последним владельцем был А. И. Бородин. В 1913-1916 гг. в его запущенной усадьбе семья художника Л. О. Пастернака снимала дачу (см. очерк