Сначала я не понимала, откуда берутся все эти стереотипы про учителей, а потом вспомнила свои школьные годы чудесные, и всё-всё стало ясно! И меня, и моих родителей, и моих бабушек учили педагоги советской школы, идеально подходящие по всем параметрам портрету идеального учителя.

У меня за всю школьную жизнь было всего два мужчины-учителя: ОБЖшник и физрук. Молодыми можно было назвать 5-10% моих учителей, у нас в школе было не принято брать на работу выпускников педагогических вузов, ведь гимназия — это почётно и ответственно, а опыт можно приобрести и в обычных общеобразовательных школах.

Думаю, что у половины школьников страны и по сей день такая ситуация в их школах. Молодой учитель — это страшно и это риск для многих родителей. За несколько лет преподавания я слышала много аргументов, почему молодость — это не самая сильная сторона педагога. Вот список главных родительских страхов:

1. Молодой учитель будет мягким, бесхарактерным и распустит детей

Мягкость характера — это не из-за возраста, а из-за особенностей личности. И в школе, и в университете у меня были педагоги, которые не умели поддерживать дисциплину в аудитории, и это было никак не связано с их возрастом.

Дети начинают себя плохо вести, кривляться, болтать, нарушать порядок, когда им неинтересно, о чём говорит учитель. Если педагог смог увлечь темой занятия, то в классе будет дискуссия, ученики вовлечены в процесс и им не до телефонов, записок и посторонней болтовни.

Большинство молодых учителей это прекрасно понимают, ведь они сами недавно вышли из-за парты, поэтому стараются делать уроки максимально интересными. А там, где есть вовлечённость, там есть и дисциплина.

Источник фото: pixabay.com

Совет родителям. После первых занятий с молодым педагогом поинтересуйтесь у ребёнка, было ли ему интересно, какая атмосфера была в классе. Обменяйтесь с учителем телефонами. Предупредите, что в случае, если ребёнок будет опаздывать, мешать на уроке, неуважительно относиться к одноклассникам или учителю, вы бы хотели об этом знать, чтобы поговорить дома и помочь решить возникшую проблему.

Кстати, неуважительное отношение к молодому педагогу часто возникает из-за того, что родители дома обсуждают учителя при ребёнке, старайтесь избежать этого.

2. У такого молодого специалиста нет опыта подачи материала

Этот страх оправдан. Вполне может быть, что молодой учитель ещё не совсем знаком с особенностями школьной программы, а опытный педагог из года в год спокойно и размеренно проходит одни и те же темы. Но! Молодые учителя обычно более открыты к нововведениям, они с удовольствием учатся сами, и у них ещё не пропал интерес к предмету.

К сожалению, если одни и те же темы в одной и той же последовательности преподавать ежегодно, то и глаза уже не будут так гореть. Дети — это самая честная в мире аудитория, и они всегда видят, владеет ли педагог нужными знаниями


Источник фото: pixabay.com

А ещё в каждом классе есть отличники и дети, крайне заинтересованные в предмете. Такие ученики обычно задают вопросы, хотят узнать предмет глубже, обычно в такие моменты и становится понятно, обладает ли учитель необходимым опытом и компетенцией.

Совет родителям. Если вы сомневаетесь в опыте и компетентности молодого педагога, вы можете попросить ребёнка рассказать, что они проходят на занятиях (хотя бы изученные темы), как ребёнок оценивает подачу материала (сложно, непонятно, просто, слишком легко и тому подобное). Если сомнения вас всё же мучают, лучше посетить один из уроков, заранее согласовав это с педагогом.

3. Дети будут болтать на посторонние темы с педагогом вместо того, чтобы учиться

В моей гимназии была преподавательница по английскому вполне солидного возраста. Видимо, болтать с нами ей было гораздо интереснее, чем вести предмет. Мы обсуждали фильмы, книги, даже нашу личную жизнь, а нам ставили отличные оценки.


Источник фото: mel.fm

Опять же, склонность поболтать на посторонние темы с учениками — это проблема, касающаяся не только молодых педагогов. Другой вопрос, что детям обычно очень интересно узнать о том, чем кроме работы живёт учитель. Это нормальный интерес, но для таких разговоров есть перемена, и, если учитель ценит учебное время, он обязательно оставит посторонние разговоры за его пределами.

Совет родителям. Не забывайте напомнить ребёнку о субординации, когда он идёт на первый урок к молодому учителю. Стоит бить тревогу в том случае, если дети рассказывают дома, что на занятии они большую часть времени говорили о жизни, а не о предмете.

4. Учительница выйдет замуж, уйдёт в декрет, бросит наших детей

Вполне логично, что если в класс пришла молодая учительница сразу после вуза, то есть все шансы, что выпускаться класс будет не с ней. Но такой же риск есть и в случае, если педагогу за 35. А учитель в возрасте может уйти на пенсию.

Ни один педагог не может дать стопроцентной гарантии, что именно в этой школе, именно в этом классе он до пенсии. Жизнь — крайне непредсказуемая вещь.

Совет родителям. Отнеситесь к этому страху философски. Если педагог талантливый, нравится детям, умеет заинтересовать предметом, то даже за год он сможет привить любовь к предмету и заложить крепкий фундамент знаний.

У многих родителей сложился вполне чёткий образ идеального учителя: интеллигентная, опытная женщина с доброжелательным характером и в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». Но реальность преподносит сюрпризы.

Представьте себе чувства родителей, когда они видят не просто молодую, а бессовестно молодую учительницу. Учительницу, которую легко можно спутать с девятиклассницей. А теперь на минутку поставьте себя на место учительницы, слышащей гул в толпе родителей, из которого можно отчётливо расслышать некоторые фразы: «Это ОНА будет учить наших детей?!», «А классы уже окончательно сформировали?», «А директор сегодня вообще принимает?». Согласитесь, ситуация с обеих сторон непривлекательная.

Чего же боятся родители? Отчего такое недоверие к молодым педагогам? Причин множество. Более того, некоторые из них не лишены оснований.

Во-первых, многие ставят знак равенства между понятиями «молодой» и «бесхарактерный». «Да в этом классе будут постоянные проблемы с дисциплиной!», «Да никакой информации дети получать не будут!», «Да с детьми надо строже, а она так не умеет!» — вот что я часто слышала о себе и ВСЕХ остальных молодых педагогах, начинающих карьеру. Бесспорно, дисциплина на уроке — один из ключевых факторов правильного усвоения материала. Однако «бесхарактерность» не имеет к возрасту никакого отношения, здесь основную роль играют особенности личности. И потом, родители очень часто не понимают, насколько много зависит от них самих. Я лично недолго вела класс, в котором за два года сменилось три молодых учителя. Если предыдущий учитель уволился, а нового ещё не нашли, то уроки вели любые свободные в школе взрослые: от завуча до уборщицы. Как думаете, какая в классе была дисциплина? Идеальная! Дети мало того, что не «распустились» от такого круговорота учителей, но ещё и обнаруживали весьма недурное владение материалом. Почему же так получилось? Да потому что воспитательные функции целиком и полностью взяли на себя родители. Дети хотели учиться.

Во-вторых, многие родители боятся, что молодой педагог легко может, не выпустив класс, уйти в декретный отпуск. Да, это правда. Может. Но, что бы ни говорили об этой щекотливой теме, но от декретного отпуска на 100% не застрахованы ни молодые, ни опытные педагоги.

В-третьих, родители понимают, что молодой учитель может просто «не выдержать». Уволиться как раз в тот момент, когда это будет для класса наименее удобно. Что ж, да. От этого тоже никто не застрахован. Многие родители не могут спокойно по школьному коридору пройтись, настолько их раздражает детский крик и шум. А педагог — точно такой же человек, как вы, и регулярный шум от оравы детей — это лишь капля в море педагогического труда. Но и в этом вопросе очень много зависит от родительской общественности. Бывают классы, из которых не хочется уходить, как бы трудно ни было. И если вы поможете педагогу обучать вашего ребёнка, то поверьте, вам не захочется переводить его ни в какой другой класс в школе.

Итак, что же делать родителю, чтобы процесс обучения у молодого педагога не был таким волнительным?

1. Поймите волнение учителя

Помните ли вы свои ощущения в тот момент, когда впервые сели за руль автомобиля? Теоретически вы всё знаете. Сцепление, газ, тормоз… Передачи вот так переключаются… А всё равно страшно трогаться с места. А теперь представьте, что за эту машину вы ещё и ответственность несёте, и любое ваше неверное движение может привести к плачевным последствиям. Волнение усилилось? А теперь представьте, что в ближайшие 9 месяцев вы не сможете отказаться от управления машиной без ущерба для совести. Ещё страшнее? А ещё за вами постоянно наблюдают. Камеры смотрят во все уголки салона, а мнение 60 человек о вашей первой поездке постоянно транслируется по радио. Стало совсем жутко? Вот примерно такие чувства испытывает педагог, начиная работать в школе. Он совсем недавно сел в эту машину и очень надеется на ваше понимание.

2. Не пытайтесь сменить учителя без веских оснований

Видела случаи, когда после первого родительского собрания часть особо инициативных родителей шла на аудиенцию к директору, прося сменить всему классу учителя, приводя единственный аргумент: «Ну она же молодая!». Поймите, ваш класс никому, кроме вас и этого учителя не нужен.

Да и какой нормальный педагог согласится работать в классе, где на педагога пожаловались после первого же собрания и по такому смехотворному поводу? Вы можете перевести ребёнка в другой класс, если хотите. Но сделайте это под другим предлогом, чтобы и со следующим учителем не возникло проблем.

3. Окажите педагогу посильную помощь

Учительский труд, становится гораздо легче, если родительский комитет помогает в устройстве образовательного процесса. Изготовление наглядных пособий, школьных плакатов и украшений в класс, сбор денег на билеты в театр — что-то из этого могли бы с лёгкостью сделать вы.

А чем больше у учителя освобождается времени, тем лучше он готовится к вашим урокам. Мне довелось работать с заслуженным учителем России. Классы, которым она преподавала, всегда были сильнейшими в школе. В чём секрет? Она была единственным в школе учителем, занимавшимся исключительно педагогическим трудом. Любая работа, не касающаяся непосредственно обучения детей, выполнялась инициативными родителями.

4. Старайтесь не разжигать конфликты

Очень часто «с лёгкой руки» одного из родителей в классе может начаться скандал. В ваших силах помочь учителю уладить конфликты. Чтобы этот заголовок стал понятнее, приведу пару примеров.

Пример первый. Школьная библиотека выдала на класс учебники старого образца (без пометки ФГОС). Не менее информативные, чем новые, но тем не менее. Родители стали справедливо возмущаться этим фактом, и чуть было не пошли со скандалом к школьной администрации, пока не взяла слово одна из родительниц: «Вы хотите пойти ругаться? Хорошо. А вы подумали, что будет дальше? Учебники вам уже не заменят, следующую закупку сделают только следующим летом. Зато директор и завучи будут корить педагога за то, что она «не умеет работать с родителями». И она уволится, вот увидите! Кто тогда будет вести уроки у ваших детей? Нового учителя найти в середине года непросто. Хотите, чтоб математику у вас вёл физрук — идите скандальте». Скандала в тот день так и не вышло. Как и в остальные 4 года.

Пример второй. Та же школа. Те же учебники. Но другой родительский коллектив. Разразился скандал, в котором, по старой доброй школьной традиции, был виноват учитель. Как думаете, хотелось ли педагогу работать после этого? С радостью ли она готовилась к урокам? Увы, нет. А дальше всё по описанному выше сценарию. Поэтому не идите на поводу у большинства. Порой даже один человек может в корне изменить ситуацию.

5. Не обсуждайте молодого специалиста с другими учителями

В любой сфере, где есть взаимодействие людей, возможны конфликты. И молодой педагог действительно может ошибаться. И к таким конфликтам тоже нужно быть готовым.

Но, если вас что-то не устраивает в работе учителя, то пойдите и поговорите об этом с учителем. В большинстве случаев любой конфликт можно решить без постороннего вмешательства. Если ситуация окажется действительно сложной, молодой педагог сам пойдёт советоваться к более опытному. Но ни в коем случае не идите к стороннему педагогу разбираться с молодой учительницей, особенно если это педагоги одной школы.

Школа — мирок маленький и тесный. Остальные учителя непременно об этом узнают и подумают: «Если эта мама про неё такие слухи распускает, где гарантия, что про меня не говорят того же?». И строить работу с вашим ребёнком будут уже иначе.

6. Почаще интересуйтесь у учителя успехами своего ребёнка

Родители должны интересоваться успехами и слабостями своего чада. Но есть в этом простом действии и другая, не столь очевидная сторона. Не только вы узнаёте об успехах ребёнка, но и педагог лишний раз анализирует его работу. И в следующий раз, вызывая ребёнка к доске, он будет лучше помнить о лично его «пробелах» и невольно подбирать задание именно для него.

Индивидуальный подход должен быть на каждом уроке, но очень трудно постоянно держать в памяти особенности обучения 150 учащихся. Кроме того, спрашивая совета, вы лишний раз проявляете заботу к ребёнку и уважение к педагогу.

7. Обеспечьте своего ребёнка всем необходимым

Тоже, кажется, очевидные вещи. Но фраза посреди урока «Я забыл тетрадь» может приостановить урок на 1-3 минуты. А если через 5 минут выясняется, что он ещё и ручку забыл… 5 минут в масштабе урока — очень ценное время. И если ваш ребёнок всегда готов к уроку и никогда не отнимает на подготовку лишнего времени, то учитель вам уже крайне признателен. Это мелочи, но именно из таких мелочей и складывается учебный процесс.

8. Всегда отзывайтесь о педагоге уважительно

Многие мамы удивляются безобразному поведению детей в школе. А между тем забывают, что авторитет учителя крайне важен для успешного развития ребёнка.

Когда вы, болтая с подругой за чаем, говорите при ребёнке: «Ой, у Алёшеньки учительница такая молодая-зелёная… Ну, лет 15 на вид, что она может соображать вообще?» — учтите, что и ребёнок будет относиться к учительнице как к молодой и неопытной. А зачем её такую слушать? Зачем вообще выполнять то, что она говорит?

А потом начинаются разговоры «в советское время учителя были другие». Другие. Но и родители, и дети были другие. Общество в целом было другое. Его составляли наши мамы и папы, бабушки и дедушки. А сейчас это самое общество составляем мы с вами. И не от советских учителей, а от каждого из нас зависит то, каким это общество будет.

И, наконец, помните о преимуществах молодого педагога перед педагогом опытным. Как правило, молодой педагог очень активен. У него много жизненной энергии и задора для самых смелых начинаний. В поход с классом? Новогодняя дискотека? Видеоролик о школьной жизни? Да легко! Просто помогите учителю развиться. Если учитель и родитель работают сообща, результат не заставит себя долго ждать.

Андрей Хуснетдинов, выпускник МГТУ им. Баумана, вернулся в свою школу в качестве учителя математики и рассказал нам о том, что там изменилось.

Как стать учителем

В школе я был самым успевающим в классе по математике, она мне очень нравилась. Несколько лет ездил в лагерь в качестве вожатого. Работать с детьми мне было в кайф и поэтому захотел стать учителем. Год назад в местной школе, где я сам учился какое-то время, скончался учитель математики, освободилась вакансия. Педагогического образования у меня пока нет, но я проходил курсы учителей математики для формирования какого-то базового знания о преподавании математики. Скорее всего, в этом году буду поступать в универ, чтобы получить педобразование.

Мне дали пятые классы и на первых порах в одном из них не удавалось установить порядок, но школьный психолог поработал с особенно буйными школьниками и всё пришло в норму. В первый день в школе я боялся, что дети будут вести себя шумно, а мне не удастся их успокоить, но от одного опытного преподавателя услышал фразу "Они тебя боятся гораздо больше, чем ты их". Я действительно это понял.

В первые две недели я усиленно запоминал лица и имена: активных и разговорчивых было запомнить в разы легче, чем тихонь, которые сидели себе ровно и молча писали. Также стало понятно, как много времени занимает проверка тетрадей и подготовка уроков. На меня свалилась разработка общего календарного плана на год и ещё куча разных отчётов. Учась в школе, я думал, что намного проще готовиться к уроку учителю, чем ученику - это не так.




Как справляться с учениками

Поведение учеников разных классов бывает совсем разным. В одном классе внимательно слушают и действительно хотят получить знания, в другом хотят пообщаться и пошутить, забив на учёбу. Старшеклассники ведут себя спокойно. Пожалуй, не было такого случая, когда именно старшие хотели вывести меня из себя. Старшеклассницы хихикают и переглядываются на моих уроках, но я не связываю это с собой, а каких-то явных проявлений интереса ко мне с их стороны нет. С учениками у меня не было очень серьёзных конфликтов. Если возникает недопонимание и они начинают вести себя шумно, то остаток урока превращается в проверочную работу и все получают оценки в конечном счёте.

В учительской

По сравнению с тем временем, когда я сам был школьником, почти ничего не изменилось. Классы оборудованы лучше, нет теперь дневников, журналы только в электронном виде. В целом, всё те же знакомые лица, что и лет 10 назад, среди преподавателей, но и немало молодых учителей. В основном, в педсоставе женщины за 50, а всех мужчин можно пересчитать по пальцам: трудовик, физкультурник и я. В учительской в основном можно слышать разговоры о каких-то учениках и разных отчётах, которые нужно сдать в срок. В общем, скучновато.

У каждого учителя "за 50" свой взгляд на нынешних школьников. Кто-то говорит, что не бывает плохих классов, а кто-то наоборот, что "раньше было лучше" Но в целом все прекрасно понимают, что школьная программа меняется с течением времени, как и увлечения учеников. Сейчас принято учить и развивать личностные качества ребёнка, а не просто вбивать в голову материал, как это часто бывает.

Современный школьник

Мне кажется, что примерно 85% школьников не расстаются со своими телефонами в принципе и с большой неохотой откладывают их на время урока. Пятые классы играют во что-то, а те, кто постарше, переписываются в мессенджерах и фоткают свои мордашки в инстаграм. В принципе, мне показалось, что сейчас ученики стали более аморфными и ленивыми. Но если начну говорить, что это факт, то меня закидают помидорами и причислят к тем, кто говорит: "Вот в наше время было лучше". Есть, конечно, талантливые ребята, которые на лету схватывают материал, а ещё и просят добавки к д/з, но их очень мало, да и не в каждом классе такие есть.

Как и везде, весь народ делится на какие-то группы по интересам. Кто-то ходит на туризм, кто-то в музыкалку, а кто-то любит футбол. Но говорить о том, что существует какое-то одно огромное движение, я бы не стал. Несмотря на школьную форму есть те ребята, которые "на стиле". Футболку с принтом под пиджак, модные джинсы и полетел ловить популярность. Такие обычно любят выкрикнуть шуточку на уроке, но вот с оценками не очень у них хороши дела.



Дети богатых родителей обычно популярны, ведь приносят какие-то технологические новинки или то, что в тренде, и делятся этим. Например, iPhone X появился у одного моего ученика, как только вышел. И это в пятом классе. Ну и само собой это приковало к себе внимание, даже со стороны некоторых учителей. Серьёзные конфликты случаются. Например, недавно один парень сломал другому ногу - толкнул парту, которая как раз на ногу и упала. Или ещё раньше парень славянской внешности устроил словесную перепалку с татарином, которого называл киргызом. Но по итогу все эти конфликты идут прямиком в руки школьному психологу, который общается с детьми, родителями и учителями. И в итоге находит выход из ситуации. Проблема именно нашей школы в том, что в ней всего один психолог, хотя по количеству учащихся психологов должно быть как минимум два.

В социальных сетях меня вычислили в первую неделю работы и начали добавляться. В вк я добавил всех, кто просился. Там иногда ребята задают вопросы, связанные с учёбой, а порой лайкают фото или какие-то записи на стене. Но вот в другие соцсети никого не пускаю.

Что слушают?

Если говорить о музыке, то есть у меня занятия в 4 классах и в одном из них постоянно одна девочка напевает разные композиции. Сначала было "Розовое вино", а потом на каком-то из занятий она поехала в магазин Gucci в Санкт-Петербурге. О следующей строчке песни тактично умолчала, сказав, что её не помнит. Вообще очень многие школьники слушают именно рэп. Но при том у каждого он свой, за исключением общеизвестных хитов.

Под Новый год в школе было одно мероприятие в актовом зале, что-то вроде конкурса песни. И там звучал трек Post Malone "Rockstar". Такого дружного хора голосов из всего зала я, пожалуй, до этого не слышал. Ещё удалось заглянуть на школьную дискотеку: точно помню, что были треки Элджея, Макса Коржа и T-Fest. Из того, что я слышал в школе: Face, ЛСП, Miyagi, Хованский, Pharaoh и Макс Корж. Также многих разных зарубежных исполнителей: Yung Lean, Kendrick Lamar, Drake. И многих малоизвестных исполнителей, ну или не известных конкретно мне. Но в основном что-то ритмичное с мощным битом. Не из рэпа очень популярны Время и Стекло, Ленинград.

Я сам пока не определился, оставаться ли работать учителем или нет. Платят не очень много, но мне нравится работать с детьми, видеть их успехи и знать, что играю действительно важную роль в их развитии. Да и перспективы в принципе есть, хоть и не особенно большие. Существует перспектива работы репетитором - c помощью индивидуальных занятий можно зарабатывать в разы больше, чем сейчас. Также из простого учителя можно выбиться в заместители директора, что помимо увеличения количества обязанностей влечёт за собой увеличение зарплаты. Плюс стаж и повышение квалификации тоже пойдёт в плюс заработку.

Зарплата зависит от количества часов, которое ведёшь свой предмет. Плюсом к ней идёт разная внеурочная деятельность. Ещё прибавляются так называемые стимулирующие выплаты. Поэтому зарплата молодого учителя в селе может колебаться где-то от 16 до 50 тысяч в среднем, в зависимости от графика и количества сделанных дел. В Москве же можно смело придя из университета получать 70 тысяч рублей.

Молодой учитель часто становится персонажем «Ералаша» или фильмов. Молодой, неопытный, не умудренный сединами и полувековым стажем. Или наоборот: креативный, современный, многое знающий и умеющий? Выпускники педагогических вузов в школу приходят разные. Но одно у них общее: всем предстоит период адаптации не только с учениками, но и со взрослыми коллегами.

Интересно : Когда-нибудь задумывались о возрасте среднестатистического педколлектива? Больше всего (35%) учителей от 40 до 50 лет. Почти четверть — старше 50 лет. 17% педагогов — пенсионеры. Выходит, что на возрастную категорию учителей младше 40 лет приходится лишь 23%.

Почему они все против меня?

Главные причины недовольства вчерашним выпускником педвуза:

  1. Мало опыта. У выпускника педвуза есть только опыт педагогической практики. И все. Но даже заслуженный педагог когда-то начинал, и у всех было первое рабочее место. Не стоит об этом забывать родителям и опытным учителям.
  2. Скоро уйдет в декрет. Родители и коллеги опасаются, что молоденькая учительница не доведет класс до конца учебного года, покинет учеников в разгар семестра. Но от этого не застрахована и учительница в 40 лет. Дети, декрет — весомая часть жизни.
  3. Не успел заработать авторитета. Опытные педагоги и активные родители сетуют на молодого классного руководителя за торопливость и дружеские отношения с учениками. Но возможно именно такой подход дает хорошие результаты.
  4. Несерьезно выглядит. Что начинается, если у молодого педагога разноцветные волосы, нестандартная стрижка, татуировки или пирсинг. Или слишком юный вид. Сколько одновременно поводов для пересудов! И сразу забывается, что внешность — это не характеристика личности и специалиста.
  5. Преподает по другим методикам. «Какие еще веб-квесты и ленты времени? Лучше бы детей погонял по датам и карте». Вот так примерно реагируют коллеги на новинки от молодого учителя на уроках. Но опытные педагоги забывают, что подготовка учителей сейчас и 10, 20, 30, 40 лет назад отличается. Сегодня отечественная педагогика перенимает положительный зарубежный опыт. И от этого никуда не деться.

Важно : Многие родители опасаются молодого классного руководителя или учителя по профильным предметам. Но такой педагог имеет веские преимущества над учителями старой закалки:

  • не боится современной техники, владеет инструментами ИКТ;
  • на одной волне с вашими детьми. Понимает, что их волнует, интересует;
  • не успел устать от учительской работы, он полон энтузиазма, юношеского максимализма и запала.

Так может родителям и взрослым коллегам не стоит паниковать и нагнетать ситуацию, а дать шанс человеку нормально работать?

Что волнует молодого учителя?

Сами выпускники педвузов и начинающие педагоги отмечают, что им в первые недели и месяцы работы в школе приходится несладко. На что жалуются молодые учителя на форумах и в социальных сетях?

Иван, 27 лет, учитель информатики:
«Я и классный руководитель, и капитан школьной команды КВН, наладчик школьного сайта, верстальщик методичек и буклетов о школе, дизайнер плакатов на спортивные, развлекательные, образовательные мероприятия для учителей и педагогов. Еще и в нагрузку системный администратор. На выходных частенько налаживаю компьютерную технику коллег. Был случай, что и утечку труб помогал ликвидировать слесарю с завхозом. А жить-то когда?»

2. Маленькая зарплата

Дмитрий, 28 лет, учитель английского языка:
«Выпускник педуниверситета на первом рабочем месте получает копейки. Нет стажа, других надбавок. Да и классное руководство мало кто из директоров готов дать новичку. А чего стоят бои за часы в классах. Вроде бы английский язык преподается с 1 по 11 класс, и нагрузка на всех учителей-предметников должна быть равномерной. По факту, заслуженной учительнице-пенсионерке — побольше, потом идут педагоги категории 50+, а потом крохи собираем мы. Смешно было наблюдать недоумение администрации, когда подавал заявление на увольнение. Я же семью обеспечивать должен».

3. Пренебрежительное отношение коллег

Диляра, 25 лет, учитель биологии и географии:
«Интересно выходит. К коллегам я обращаюсь по имени и отчеству даже в учительской и наедине. А они мне: «Деточка, Диляра». Да и еще при детях. Ну разве так можно?».

Правила выживания для молодого педагога в школе

Если вы только начинаете работать в школе, воспользуйтесь советами бывалых коллег, кадровиков и психологов.

  1. Быть дипломатом. При общении с коллегами, учениками, родителями, администрацией. Спокойно выслушивайте замечания, помня, что критикуют не вас, как личность, а работу.
  2. Не казаться лучше. Старания и конкуренция — хорошо, но не старайтесь в первые месяцы работы обойти заслуженного учителя, взвалить на свои плечи всю работу.
  3. Чувство юмора как основа. В общении с родителями, взрослыми педагогами, учениками помните, что оптимизм, положительный настрой и уместная шутка способны быстрее и эффективнее достучаться до человека, чем тирада на 40 минут.
  4. Школа — не ссылка. Это просто место работы с плюсами и минусами.
  5. Не стойте на месте. Хотите получить авторитет среди коллег и подопечных? Станьте хорошим учителем. Посещайте развивающие бесплатные мероприятия, изучайте новые тенденции в педагогике, подпишитесь на «Школу талантливого учителя» , чтобы смотреть вебинары и проходить онлайн-курсы. Хотите быть лучше? Так станьте лучше.
  6. Быть личностью. Ваши хобби, увлечения и взгляды на жизнь никто не отменял. Рок на звонке мобильного, фотографии с туристических или театральных походов в социальных сетях только добавят вам очков в глазах учеников и коллег.

Вам слово: Мы уверены, что и молодым и опытным педагогам есть, что сказать по теме. Именно ваши комментарии помогут учителям разных поколений найти общий язык. Дерзайте!

Чего боится молодой учитель?

Волков Евгений Борисович,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска
Если бы не страх, нас давно бы на свете не было, поскольку он помогает избежать опасных ситуаций и предотвратить их возникновение. Поэтому бояться в каком-то смысле полезно. Нормальный, естественный страх не является чрезмерным, он управляем с помощью разума и логики. Но в психологической и медицинской литературе много говорится о фобиях, которые поражают своим разнообразием. Фобии кардинально отличаются от нормального страха тем, что их крайне сложно (иногда, даже совсем невозможно) контролировать. Существуют разные трактовки понятия «фобия». Так, в словаре практического психолога под ред. С.Ю. Головина фобия определяется как болезненное навязчивое неадекватное переживание страхов конкретного содержания . Иное определение дается в словаре конфликтолога: «фобия - сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего- либо» . Наконец, в философском словаре под фобией понимается навязчивый страх, связанный с некоторыми объектами или действиями . Обобщая всё вышесказанное, предлагаем следующее определение фобии: фобия - это чрезмерная и беспричинная степень страха, запускаемого воздействием или ожиданием особого объекта или обстоятельства. Нормальный уровень тревоги и страха необходим в любой деятельности, так как он сопутствует росту и развитию специалиста. Но если страх становится неуправляемым и существенно ограничивает деятельность, то он превращается в фобию. В предлагаемых размышлениях мы несколько отступим от классического понимания фобии как нервного расстройства и рассмотрим педагогические фобии как боязнь определенных педагогических явлений или действий, приводящую к избеганию некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности. Описывая педагогические фобии начинающих преподавателей, мы придерживались классификации предложенной М. Мазниченко и Ю. Тюниковым . Итак, начнем с фобии несостоятельности. Она присуща молодым учителям, которые не уверены в своих силах или же наоборот, переоценивают их. Порой ученики в открытую заявляют, что не понимают педагога, делая вывод, что он сам не разобрался в преподаваемой теме. Не будем исключать возможность того, что в подобных ситуациях учащиеся могут быть правы, но преподаватель боится это признать. Фобия несостоятельности существенно ограничивает деятельность начинающего учителя: он не обращается к новым методикам обучения, испытывая трудности в их реализации, не стремится приглашать на свои занятия коллег, боясь их критики, не желает организовывать на практических и семинарских
занятиях дискуссию, поскольку сомневается в возможности ею управлять и т.п. С фобией несостоятельности связана фобия превосходства учащихся. Общеизвестным является факт, что хороший педагог – тот, ученики которого превосходят его, но многие преподаватели, особенно начинающие, подсознательно боятся превосходства учеников. Эта боязнь выражается в том, что преподаватель ограничивает возможности учащихся: предъявляет невыполнимые требования; не зная ответа на вопрос, который был задан учащимся, предлагает ему ответить самому, написав при этом реферат или доклад; придирается к мелочам, пресекает инициативу и т.п. С указанными выше фобиями связана и фобия доверительного (неформального) общения с учениками. В этом случае начинающий педагог не стремится помочь учащемуся в решении каких-либо проблем, отказывается быть классным руководителем, ограничивается формальным общением с классом, делая при этом «протокольное» лицо, постоянно держит дистанцию, надевает маски «холодности», «строгости», «неприступности» и т.д. Здесь можно упомянуть и фобию сотрудничества с учениками, при которой молодой педагог ставит себя выше учащихся. Отчасти понять начинающего преподавателя можно, поскольку он пытается таким образом самоутвердиться и завоевать уважение учеников. Но если мы воспитываем профессионала, то должны считать ученика своим коллегой, выстраивать с ним отношения сотрудничества, т.е. те самые субъект-субъектные отношения, о которых в последнее время много говорят и пишут педагоги и психологи. Что может помочь построить такие отношения? Совместное выполнение какой-либо деятельности: разработка учебного проекта, факультатива, внеучебного мероприятия и др. Одной из самых распространенных фобий является фобия юмора, так как зачастую преподаватели убеждены в том, что веселый настрой в аудитории – существенная помеха процессу обучения. Но именно отрицательное отношение к юмору существенно ограничивает деятельность молодого педагога и, таким образом, негативно сказывается на образовательном процессе. Начинающий преподаватель, страдающий фобией юмора, избегает шуток над собой, поскольку боится оказаться в смешном положении, а если это всё-таки случается, начинает сильно нервничать. Также он слишком строго относится к ученикам, искусственно пытается выглядеть суровым. На наш взгляд, умелое использование юмористической информации позволяет лучше усвоить изучаемый материал и повышает авторитет самого преподавателя. Если молодой учитель избегает конфликтных ситуаций, постоянно уступает учащимся и стремится выполнить любое их желание или требование во избежание конфликтов, не умеет на просьбу ответить отказом, - можно говорить о фобии конфликтов. Как правило, этой фобией страдают начинающие педагоги с заниженной самооценкой. Говоря о фобии обратной связи, отметим, что педагог не интересуется, понятно ли его объяснение учащимся, есть ли у них проблемы в усвоении
изучаемого материала и т.д. Согласимся с М. Мазниченко, который считает, что педагог боится обратной связи потому, что она может выявить недостатки в его профессиональной деятельности . Очень важно преодолеть эту боязнь, поскольку обратная связь на занятии – это своеобразное общение преподавателя и ученика, порою поистине обогащающее и познавательное. Начинающий преподаватель, который постоянно перекладывает ответственность за качество обучения на администрацию школы или самих учеников, придерживаясь принципа «не бывает плохих учителей – бывают плохие ученики», приобретает фобию ответственности. Страдающему этой фобией педагогу трудно признать, что низкое качество знаний учащихся по его дисциплине связано не только с их ленью, но и с тем, что он не использует новейшие методики обучения, непонятно объясняет материал, а возможно и потому, что сам абсолютно равнодушен к своему предмету. Фобия ответственности может проявляться и в отказе от участия в общественной работе и др. Психологи отмечают, что, приобретая фобию, человек избавляется от чего-то неприятного. Таким образом, фобия служит своеобразной психологической защитой. Молодой учитель, постоянно испытывающий перегрузки, будет стремиться облегчить свою деятельность, избавиться от негативных переживаний, так как ему это не только выгодно, но и удобно, комфортно. Исходя из этого, именно начинающие педагоги чаще других приобретают педагогические фобии, которые не позволяют им содержательно расширить свою профессиональную деятельность. На это указывают и психологи, отмечая, что страх сильно «помолодел». Сегодня больше всего боятся молодые люди до 30 лет. Объем статьи не позволяет в полной мере рассмотреть все педагогические фобии и их влияние на профессиональную деятельность начинающего преподавателя. Тем не менее, можно смело утверждать, что определенная доля страха в педагогической деятельности полезна. Важно уметь управлять этим страхом и не доводить его до абсурда.
Литература
1. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. – (Б-ка практической психологии). – 568 с. 2. Словарь конфликтолога / сост. А.И. Шипилов, А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с. 3. Жюлия Д. Философский словарь / Дидье Жюлиа: [пер. с фр. Н.В. Андреевой]. - М.: Междунар. отношения, 2000. – 537 с. 4. Мазниченко М., Тюников Ю. Педагогические фобии и мании: классификация и преодоление // Народное образование. - 2004. - № 7. - С. 233-239.