Вероучение Католической Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга.

Хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, «Отец», «Сын», «Дух Святой» – это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

  • природа (или сущность, существо, естество),
  • лицо (иначе, личность или ипостась),
  • внутренние межличностные отношения.

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями. «Все едино в Боге «там, где речь не идет о противостоянии отношения».» Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением соотношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну.

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество».» Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. «Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом.» (Катехизис Католической Церкви, 253)

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын. Святой евангелист Иоанн называет Сына Божьего Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео-Константинопольский Символ веры:

Верую «и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено.»

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский Символ веры выражает это словами: «И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава». Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын – Отца.

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

«Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием… И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, – все за исключением Своего Отцовства, – постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден».» (Катехизис Католической Церкви, 246)

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они – один Бог. «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне».» (Катехизис Католической Церкви, 255)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,11); «Я и Отец – одно» (Ин 10,30); «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин 12,45).

День Святой Троицы - один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Праздник посвящен прославлению Святой Троицы, литургические чтения и проповеди в этот день раскрывают христианское учение о тройственности Бога.

Троица-2018: когда празднуют

День Святой Троицы или Пятидесятницу отмечают на 50-й день после Пасхи. В 2018 году православные празднуют Троицу 27 мая.

В Украине День Святой Троицы считается важным церковным праздником, поэтому в этот день объявлен государственный выходной. Поскольку праздник попадает на воскресенье, понедельник, 28 мая, следующий за ней, тоже будет выходным. То есть в конце мая у украинцев будет : 26, 27 и 28 мая 2018 года.

В католической традиции Пятидесятница и Троица разделены. Праздник Троицы отмечают на 7 день после Пятидесятницы (57-й после Пасхи). Однако 2018 году День Святой Троицы у католиков и православных совпадает.

Значение праздника Троицы

Считается, что праздник в честь Святой Троицы решили установить апостолы, которых еще называют учениками Иисуса Христа. Таким образом они хотели закрепить в памяти людей событие, произошедшее на пятидесятый день после Вознесения Господня. Именно в этот день на святых апостолов сошел Святой Дух, который и символизирует тройственность Бога, то есть существование трех Лиц единого по существу Бога - Отца, Сына и Святого Духа.

Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков и дал им способность говорить на разных языках, чтобы нести учения Христа всем народам. Огонь же в данном случае символизирует силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Пятидесятница также считается днем рождения христианской церкви.

Традиции праздника Троицы в Укрине

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа.

Уже много веков сохраняется традиция на Троицу украшать храмы и дома свежескошенной зеленью, ветками и цветами, которые символизируют обновление души. По этой причине в народе праздник часто называют Зеленое воскресенье.

По случаю праздника принято готовить блюда из яиц, молока, свежей зелени, домашней птицы и рыбы. Пекут караваи, пироги, блины. На праздничный обед приглашают близких людей и родственников.

По народным традициям, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

В народе праздник Троицы всегда был любим молодыми девушками. В этот день принято плести венки, опуская их в реку для гадания. Затем девушки шли в лес гулять. Каравай, испеченный по случаю праздника, раздавали в лесу незамужним девушкам. Эти кусочки сушили и хранили до свадьбы, замешивая потом сухари в тесто для свадебного каравая. Считали, что они принесут им в новую семью благополучие и любовь.

Суббота перед Пятидесятницей считается поминальным днем. Люди в храмах ставят свечи за упокой умерших родственников и убираются на кладбищах.

Троица в Католической Церкви

С XIV века праздник Троицы в Католической Церкви стал называться день, когда наступало первое воскресенье после Пятидесятницы.

Согласно христианским представлениям, Троица представляет собой следующее: Бог, который представляет собой единую сущность, но его бытие является личностным отношением трех ипостастей.

Первая ипостась: Отец, который представляет собой безначальное Первоначало.

Вторая ипостась: Сын – абсолютный Смысл, который воплотился собой в Иисусе Христе.

Третья ипостась: Дух Святой, или Святой Дух, которая представляет собой животворящее начало.

Согласно доктрине католиков, а именно, западных христиан, Третья ипостась исходит от Первой ипостаси и Второй, а по доктрине православных христиан – от Первой ипостаси.

День Святой Троицы, или в сокращении Троица, Пятидесятница, Неделя Святой Пятидесятницы, иногда этот праздник еще называют Духов день – это один из наиболее главных, важных и значимых христианских праздников.

Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы, который наступает на пятидесятый день после Пасхи – именно от этого Великого христианского праздника ведет свой отсчет. Праздник Святой Троицы входит в число и состав двунадесятых праздников.

В западно-христианской традиции, а именно, в католической, в этот день отмечают Пятидесятницу или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно праздник Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье, который приходится на пятьдесят седьмой день после Пасхи.

Событие, когда произошло Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) было рассказано и описано в Деяниях святых апостолов, а именно, в Деян. 2:1-18. В пятидесятый день после того, как произошло Вознесение Иисуса Христа, а именно десятый день после Его вознесения, апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4)

В этот день в городе в честь праздника находились иудеи, которые прибыли из различных городов и стран. Они услышали шум, собрались перед домом, в котором находились апостолом, и так как каждый услышал то, как апостолы говорили его наречием, все очень сильно удивились. Однако, и тут нашлись скептики в то время, утверждая, что те напились сладкого вина. В ответ на реакцию тех, кто сомневался «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».

Первое свое название праздник получил в честь такого событие, как сошествие Святого Духа на апостолов, которое было обещано Иисусом Христом – Спасителем нашим перед тем, как произошло Его вознесение на небеса. Сошествие Святого Духа(Духа Святого) доказало таким образом тройственность Бога. По этому поводу известный и выдающийся религиозный деятель Иоанн Златоуст приводит следующие мысли: «И наполнил весь дом. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь - с апостолами; а с пророками - иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну».

В католической традиции существует соответствующий текст – молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.

Новый Завет не содержит в себе упоминание о том, что Богоматерь была вместе с апостолами в момент, когда произошло сошествие Святого Духа. Традиция, которая заключается в изображение ее присутствия в иконописных изображениях этого события основана на том, что есть такое указание в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

В богослужебных книгах фигурирует такое название: «Неделя святыя Пентикостии». В этот день во многих храмах, церквях и костелах Минска совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году.

Перед праздником, в субботу вечером, происходит служение праздничного всенощного бдения, а на Великой вечерни читается три паремии. В первой паремии рассказывается и повествуется о том, что Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете. Во второй паремии и третьей паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу.

Также, на данном служении, впервые после Великого поста поется на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, что становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв.

На утрене служится полиелей, а также читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало, а на утрени поются два канона этого праздника. Первый канон был создан Космой Маюмским, а второй канон написал Иоанн Дамаскин.

В сам праздник в храмах, костелах и церквях города Минска служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, третье зачало, а также читается составное Евангелие от Иоанна, двадцать седьмое зачало.

После того, как было произведено служение литургии, происходит служение девятого часа и великая вечерня, во время которой поются стихиры, которые, в свою очередь прославляют сошествие Святого Духа,во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз - три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

В славянской традиции существует такой уклад: пол храма, а также полы в храмах верующих в этот день устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет, в который необходимо облачаться – зеленый. Почему именно зеленый? Потому что зеленый цвет изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа, однако в других православных церквях применяются также облачения белого и золотого цветов. На следующий день, а именно, в понедельник, в самом начале неделе, отмечается День Святого Духа.

В католической церкви, а также в лютеранской традициях празднование Пятидесятницы, а именно Сошествие Святого Духа и день Святой Троицы разделено. День Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В «цикл Пятидесятницы» входят День Святой Троицы (воскресенье, седьмой день по Пятидесятнице), Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, одиннадцатый день по Пятидесятнице), Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, девятнадцатый день по Пятидесятнице), а также Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, двадцатый день по Пятидесятнице).

Праздники, которые происходят в момент Сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре самый высокий статус – статус торжества. Цвета, в которые облачаются в свои одеяния священники в день Пятидесятницы – красные, которые напоминают о «красных огненных языках», которые сошли на апостолов, а в День Святой Троицы – в белые, как и в другие великие христианские праздники.

В день сошествия Святого Духа происходит служение двух месс по различному чину – месса навечерия (в субботу вечером) и месса днем, а именно в воскресенье днем.

В католических храмах Минска существует традиция украшать храм ветвями деревьев, а именно ветвями такого дерева, как береза.

Иконография праздника берет свое развитие с шестого века нашей эры, его изображения появляются в лицевых Евангелиях, а именно в Евангелие Рабулы, мозаиках и фресках. По традиции, на иконах изображается Сионская горница, в которой, по книге Деяний Апостолов собрались апостолы. В их руки иконописцы помещают книги, свитки и рисуют кисти их рук и их пальцы в благословляющем жесте, который исторически является жестом оратора или же проповедника.

Традиционными и каноническими персонажами сцены сошествия Святого Духа являются следующие: двенадцать апостолов, и что интересно вместо Иуды Искариота обычно изображается не Матфий, а Павел. Иногда также фигурирует такой персонаж, как Богородица, которая известна уже по миниатюрам шестого века, после чего она исчезает в восточной традиции, однако она сохранилась в западной, и снова появляется на иконах с семнадцатого века.

Пустующее место, которое находится между Петром и Павлом, если это не композиции с изображением Богородицы, напоминает о том, что существует Святой Дух, или Дух Святой, который отсутствует на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Обычно, апостолы, как правило, изображены и расположено подковообразно, что также близко по своей иконографии приближено к иконе «Христос между учителями». Эту же композицию, которая связана с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, так как их задача заключается в том, чтобы выражать идею о соборности, общности и единстве, которая так удачно выражена здесь.

В верхней иконы части обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь - основанный на библейском описании способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня.

В нижней же части, внутри подковообразной композиции оставлено темное пространство, которое обозначает и представляет собой первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло это событие. Оно также может оставаться пустым и незаполненным, представляя таким образом собой пустую гробницу Христа и будущим воскресением мертвыммёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа.Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иолия, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Каноническим и традиционным, пусть же и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращается евангельская проповедь и который представлен правителем государства. В руках царь Давид держит растянутое покрывало, на нем же разложено двенадцать свитков, которые символизируют апостольскую проповедь, или же, по другому толкованию и трактовке – совокупность народов империи. В этой связи, рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись, которая читается как «космос», а переводится как мир, по которой образ царя получил такое название, как «Царь-Космос».

Как считает философ Евгений Трубецкой, образ царя на иконе представляет собой символ Космоса, а именно, Вселенной. В своем научном труде, философской работе «Умозрение в красках» он писал: «…внизу в подземелье, под сводом томится пленник - «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот».

Эта трактовка, которая основана на расширенном толковании греческого слова «космос» встречается и у большого количества авторитетных в научном сообществе искусствоведов. В церковной среде используется и такая дефиниция, как Царь-Космос, однако в значения мира, а именно Вселенной, без трактовок, которые присущи светской философии.

В Италии существует такая традиция: в память о чуде схождения огненных языков, был установлен такой обычай, как разбрасывание лепестков роз с потолка церквей, а в этой связи данный праздник на Сицилии и в иных местностях Италии называется Пасха Роз. Другое название, также пришедшее из Италии, происходит от красного цвета, в который облачаются священники в честь такого праздника, как Троица.

Во Франции же, во время богослужения, было принято дуть в трубы, которые по своему звуку напоминают звук сильного ветра, который в свое время сопровождал сошествие Святого Духа.

На северо-западе Англии в Троицу, а иногда на Духову пятницу, которая идет после Троицы, проводятся церковные и часовенные шествие, которые имеют свое название, а именно Духовские прогулки. Обычно, в такого рода подобных шествиях принимают участие духовые оркестры и хоры, представительницы женского пола облачаются во все белое. Также традиционно проводятся «Духовские ярмарки», которые иногда называются «Троицкими элями». С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, орга а также организовывать и проводить так называемые «сырные гонки», и турниры, которые проводятся и проходят среди лучников.

Финская поговорка гласит, что если не найти себе «вторую половинку» до Троицы, то весь следующий год можно остаться одиноким.

В славянской же народной традиции, а именно, в Минске, день называется Троицей, или же Троицыным днем, и отмечается как праздник либо в один день, а именно, в воскресенье, или же три дня, которые длятся с воскресенья по вторник, а в целом же период праздников в честь празднования Троицы включает Преполовение, Вознесение, Семик, которая предшествует Троице неделю, саму собственно троицкую неделю, отдельные дни недели, которые следуют за троицкой которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста берет свое начало новый сезон, а именно - летний сезон.

Учение о Троице

Центральным догматом Католической церкви является догмат о Троице. Согласно учению Церкви, единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Большое значение для понимания Троицы Западной церковью имели идеи Тертуллиана, а относительную завершенность учение о Троице принимает у Августина, который дал «психологическую» интерпретацию Троицы как вечного божественного самопознания и любви. Учение о Троице имеет для Церкви важнейшее практическое значение. «Единосущность» и «ипостасность» лиц Троицы обосновывает единство и равную значимость трех источников Откровения – Ветхого Завета, Нового Завета и Священного Предания и тем самым авторитет Церкви как хранительницы Откровения, вне которой невозможно обрести спасение. В этом причина непримиримой борьбы Церкви с антитринитарными учениями.

Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей Иванович

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

3.1.2. Учение Оригена о Троице Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство доникейских отцов по своим тринитарным взглядам были оригенистами.Учение

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Учение о Троице и о Христе Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец; и

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Учение о св. Троице В своем учении о св. Троице Ориген прежде всего исходит из идеи Бога как единства или монады? термины, заимствованные из неоплатонического словаря. Помимо этого он пользуется термином Троица и, описывая отношения между Лицами Троицы, впервые

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Учение о Троице Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он? один против всех? мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и

Из книги Святые отцы и учители Церкви автора Карсавин Лев Платонович

Учение о Святой Троице Свою книгу «О Троице» Августин написал в конце жизни. В ней суммируется все его понятие о Боге. Эта книга стала впоследствии основой классического западного, «психологического» понимания Святой Троицы. Так пребывает Троица: разум, любовь, знание;

Из книги Православная философия и богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Учение о Троице Центральным догматом Католической церкви является догмат о Троице. Согласно учению Церкви, единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Большое значение для понимания Троицы Западной церковью имели идеи

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Учение о Боге, Святой Троице Учение блаженного Диадоха о Боге неразрывно соединено с его учением о Святой Троице.Бог непостижимо отличен от всей твари и неизмеримо превосходит ее. Он не ограничивается ни местом, "ни стенами не задерживается". Он "есть везде и во всем, и вне

Из книги Иисус, прерванное Слово [Как на самом деле зарождалось христианство] автора Эрман Барт Д.

Учение о Святой Троице В борьбе с арианством святитель Амвросий решительно становится проповедником догматического вероопределения I Вселенского Собора. Поэтому в его тринитарной схеме центральное место занимает учение о Втором Лице, о Его Божестве. Подчеркивая

Из книги Учение Оригена о Святой Троице автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Догматическая система святого Григория Нисского автора Несмелов Виктор Иванович

РАЗДЕЛ IV. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ (ТРИАДОЛОГИЯ) Тема 8. Христос в евангелии ПРОГРАММАСмысл евангельского расказа о Христе. Разница текста сакрального и эпического. Событийная структура Евангелия. Феномен Христа. Историчность Иисуса. Смысловой центр проповеди