Провести границу между терминами специальность и специализация оказалось достаточно сложно. В основе обоих слов лежит один и тот же латинский корень «спец – species» - род, вид, разновидность.

Специальность

это слово является у нас синонимом слова «профессия». Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Значение слова профессия

Слово профессия имеет латинскую основу: лат. proficuo, proficiat; анг- profit, фр. – profit и означает доход, прибыль, выгоду. То есть профессия – это деятельность, которая приносит доход, является источником существования.

Итак, специальность – разновидность трудовой деятельности или рода занятий, являющейся, как правило, источником дохода. Однако это определение не устанавливает четких границ, а лишь указывает самые общие направления этой самой трудовой деятельности. Например: врач, инженер, строитель, военный, моряк, летчик, преподаватель, электрик…

Специализация

Более узкое направление деятельности в рамках какой-то специальности. Специализация – это специальность в рамках специальности.

И тут будет уместным определение, данное незабвенным вождем и учителем В.И. Лениным по этому вопросу: "…специализация общественного труда...по самому существу своему, бесконечна - точно так же, как и развитие техники" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 95).
Поэтому деление на более узкие направления и уровни может идти бесконечно. При этом верхний из таких уровней будет по отношению к нижнему играть роль специальности, а нижний – специализации.

Например:

Специальность – врач.
Специализация – терапевт, хирург, уролог, дантист, травматолог, невропатолог…

В свою очередь:
Специальность – хирург
Специализация – нейрохирург, полостной хирург, сердечный, легочный, и тд…

Еще пример . У всех на слуху такая специальность, как журналистика. Каждый день мы видим, слышим и читаем журналистов. У этой специальности существуют такие узкие специализации, как тележурналистика, радиожурналистика, периодическая печать, фотожурналистика, военная журналистика, судебная, спортивная, международная и т.д. журналистики.

Разделение современного высшего образования в России на бакалавров и магистров трактует бакалавров как общих специалистов, получивших базовые знания по определенному направлению, а магистров – как более узких и более квалифицированных специалистов.

Кратко для запоминания

Специальность

вид или род деятельности (профессия), приносящий доход.

Специализация

более узкое деление в рамках специальности, (специальность внутри специальности).

Интересно, что все профессии и специальности в Российской Федерации подробно расписаны в так называемом ЕТКС – Едином Тарифно-Квалификационном Справочнике. Трактовка в ЕТКС является основой для составления штатного расписания предприятия и внесения записей в трудовую книжку.

Пусть узнают про это и ваши друзья:

Похожие материалы

Наверняка почти все студенты, которые получают сегодня высшее образование в Украине или за ее пределами, понимают, кем они станут после окончания ВУЗа. Я имею в виду не уровень профессиональных компетенций, а получаемую специальность. Хотя и тут могут возникать вопросы:

  • что такое "специальность"?
  • специальность и профессия - одно и то же?
  • что такое "направление подготовки", "специализация"?

Возможно, что ответы на эти простые, казалось бы, вопросы, приблизят Вас к ответу на другой, один из важнейших в трудовой деятельности любого человека, вопрос:

  • как выбрать профессию?

Business man (Flickr)

Немного о Болонском процессе

Национальный университет, в котором я прежде работал, в свое время одним из первых в Украине отреагировал на Болонский процесс и дополнил традиционную систему оценивания знаний кредитно-модульными показателями. Таким образом, по каждому предмету в зачетных книжках у студентов появлялось три характеристики:

  • национальная система (привычные "3", "4", "5" баллов);
  • внутренняя система (от 60 до 100 баллов);
  • единая кредитно-трансферная система (баллы ECTS "A", "BC", "DE", которые аналогичны нашим "5", "4", "3" баллам, соответственно).

Как правило, студенты приходили к нам на кафедру начиная с третьего курса, два года до этого готовясь к специализации. Так вот парадокс ситуации был в том, что за время моей работы в университете (10 лет) ни один из них так и не смог дать вразумительный ответ на вопрос:

а что это за кредиты ECTS у вас в зачетках?

То есть два года студент учится, сдает зачеты и экзамены, проходит разного рода практики, а десятки преподавателей вписывают в его документы какие-то неведомые ему цифры...

Приходилось, конечно, объяснять, что согласно Болонской системе, один кредит - это накопленные студентом в университете знания, численно равные 36 часам его работы. Если учебная дисциплина состоит, например, из 72 часов (48 часов лекций и 24 часа семинаров), то получаем 2 кредита (72 = 2 x 36). К слову, кредит может быть дробным.

Характерно, что в отличие от национальной (постсоветской) системы оценивания знаний, кредиты со временем могут изменяться. Эта парадигма образования выражает идею того, что человек на протяжении своей жизни может совершенствовать свои знания и навыки (как это принято сейчас называть, "прокачиваться"). Например, получив в базовом ВУЗе какую-то часть кредитов по определенной дисциплине, студент может продолжить обучение в другом ВУЗе, имеющим связь с Болонской системой, и все его кредиты будут суммироваться.

К чему я это?

Эта преамбула призвана донести простую мысль: мы путаемся в терминах и понятиях, и не знаем элементарных вещей, с которыми имеем дело. Стоит отметить, что большинство материалов для школьников, абитуриентов, студентов и других соискателей в Интернете написаны крайне "сухим" научным языком, малопонятным обывателю.

Данная статья - попытка исправить эту ситуацию. Давайте разбираться и становиться профессиональнее!


Bologna University Students (Flickr)

Общая иерархия понятий

В системах высшего образования большинства стран СНГ обычно используется такая структура:

  1. Отрасль знаний
  2. Направление подготовки
  3. Специальность
  4. Специализация

Знания, которые студенты получают в ВУЗах, подаются в строгом соответствии с этой структурой. В некоторых странах отдельные ступени иерархии могут отсутствовать или иметь другое название (например, Украина недавно отказалась от направлений подготовки), но принципиальной роли это не играет.

Ниже каждая ступень этой структуры рассмотрена более подробно.

Отрасли экономики

Говоря о работе и подготовке кадров для одной из глобальных отраслей, следует иметь в виду отрасли экономики конкретного государства. Например, экономика Украины опирается на такие основные отрасли:

  • Производство основных видов промышленной продукции
  • Химия и фармацевтика
  • Машиностроение
  • Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность
  • Товары легкой промышленности
  • Горно-металлургический комплекс
  • Энергоносители
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
  • Пищевая промышленность
  • Транспорт, связь, информатизация
  • Туризм
  • Образование и наука

Приведенная классификация не претендует на полноту, но, в целом, отражает реальную картину. Таким образом, перед тем как заняться выстраиванием собственной карьеры, следует еще до поступления в ВУЗ (это важно!) располагать хотя бы минимальной информацией о положении дел в той или иной отрасли. Ведь некоторые из них являются трендовыми, а некоторые - откровенно убыточны .

Здесь Google в помощь, как говорится.


India Students (Flickr)

Высшее образование

Образовательно-квалификационный уровень

Государственные учебные заведения Украины готовят будущих специалистов в соответствии с так называемым ОКР (образовательно-квалификационным уровнем). Список доступных ОКР от года к году меняется, но общая тенденция такова:

  • бакалавр (4 года обучения)
  • специалист (+ 1 год к бакалаврату, итого 5 лет обучения)
  • магистр (+ 1 год к бакалаврату или специализации, итого 5 или 6 лет обучения)

Для некоторых отраслей предусмотрены дополнительные формы образования (например, интернатура в медицине). Научная деятельность оперирует своими циклами подготовки:

  • аспирантура (3 года обучения)
  • докторантура

Отрасли знаний

Каждый ОКР соответствует конкретной отрасли знаний. Например, Вы можете получить бакалавра в отрасли "право" или в отрасли "металлургия и материаловедение". Списки отраслей знаний и соответствующих им специальностей утверждаются на уровне министерства образования: вот одна из редакций этого закона в Украине (актуальность я не гарантирую).

Отрасли знаний тесно связаны с отраслями экономики страны, но могут затрагивать и специфические сферы человеческой жизни (например, богословие или военное дело). Каждая отрасль знаний состоит из набора определенных направлений подготовки и/или специальностей.

Направление подготовки

Если представить отрасль знаний в виде области на территории государства, то направление подготовки - город, принадлежащий этой области. В одной отрасли знаний может быть несколько направлений подготовки. Как правило, направление подготовки охватывает и бакалавров, и специалистов, и магистров.

Например, отрасль знаний "Машиностроение и обработка материалов" может содержать такие направления подготовки:

  • производство двигателей
  • тяжелое машиностроение
  • сварочное производство и т. д.

Специальность

Как правило, ни отрасль знаний, ни направление подготовки Вы не найдете в современном дипломе (возможно, только в приложении к нему). Зато там будет указана Ваша специальность.

Специальность может принадлежать либо определенному направлению подготовки, либо отрасли знаний, например:

  • специальность "Оптико-электронные приборы и системы" относится к направлению "Оптотехника" в РФ;
  • специальность "Компьютерная инженерия" принадлежит отрасли знаний "Информационные технологии" в Украине.

Сути это не меняет: специальность является главным вектором в системе высшего образования и подготовки профессиональных кадров на государственном уровне, поэтому и закрепляется в дипломах национального образца.

Специализация

Счет специальностей в наши дни идет на сотни, поэтому человечество придумало еще одну ступень в иерархии понятий - специализацию. Это понятие более "тонко" характеризует Вас как работника той или иной сферы. Например, Вы можете быть инженером-строителем по специальности, но специализироваться на строительстве искусственных сооружений (иметь специализацию "мосты и транспортные тоннели").

В идеале, именно специализация должна наиболее тесно перекликаться с Вашей будущей профессией и теми должностными обязанностями, которые Вам предстоит исполнять. Но на деле зачастую происходит так, что специализация остается "за бортом" внимания работодателей.

Хорошо это или плохо - сложно сказать. В любом случае, знать то, что записано в официальных документах о Вашем высшем (или другом) образовании, думаю, не будет лишним.

Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.

Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.

Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии - токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия - учитель, специальности в рамках данной профессии - учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия - учитель и педагог. Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения: «Учитель - лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле - должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» .

«Педагог - общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» .

На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по педагогическим специальностям - это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени), - бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека?

2. Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей?

3. Какие типы школ произвели на вас наибольшее впечатление, почему?

4. Кто такие педагоги, жрецы, дидаскалы, педономы, педотрибы, грамматики (литераты)? Что между ними общего, что различного? Представьте себя на месте педагога (жреца, педонома, педотриба и пр.), представьте себе то образовательное учреждение, в котором он работал, опишите предполагаемую вами деятельность педагога.

5. Напишите небольшое сочинение на тему «Один день дидаскала».

6. Когда в России стали сознательно подходить к подготовке педагогов?

7. Какие современные педагогические профессии вам известны?

| В НАЧАЛО документа |

| ▲ Содержание книги | Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.

| ▲ Содержание книги | Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.

В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо определиться с будущей профессией. Некоторым этот выбор дается просто, другие не так легко могут подобрать занятие, которому могут посвятить основное свое время. При поступлении в высшее учебное заведение на определенную профессию перед студентами встает еще один выбор — специальность.

Чтобы получить желаемую должность в организации, необходимо учесть также требования к работнику, который претендует на эту должность. Максимальное соответствие им гарантирует положительный результат.

Что такое профессия?


Определение профессии дано в учебниках по психологии труда. Этот курс помогает будущему психологу помочь с выбором профессии подрастающему поколению. Знания о том, что такое профессия и специальность, могут помочь быстрее определиться с подходящими вариантами.

Профессия — это род занятий человека или вид его трудовой деятельности, которая характеризуется определенными профессиональными навыками, приобретенными посредством получения специального образования или в процессе работы.

Правильно выбранная профессия доставляет не только финансовую прибыль, но и моральное удовлетворение. Говорят, что лучшая работа — это хобби. И это действительно так. Стоит только посмотреть на людей, которые занимаются любимым делом и получают за это деньги.

Чем отличается специальность от профессии?

Специальность — это узкая направленность в определенной профессии. То есть в одной профессии можно выделить несколько специальностей. Показательным примером выделения узких специализаций является профессия врача. В ней можно выделить несколько направлений. Например:

  • хирургия;
  • гинекология;
  • терапия;
  • стоматология и т. д.

Именно правильно выбранная специальность позволяет стать мастером своего дела. Быть специалистом в одном направлении намного перспективней, чем уметь все, но понемногу. Универсальность в профессии не является залогом незаменимости сотрудника.

Но стоит учесть, что руководители организаций ценят в сотруднике желание развиваться и осваивать новые горизонты. Стать более ценным кадром может помочь освоение смежных профессий. Именно они позволяют расширить свои возможности и приобрести новый опыт.

Как выбрать профессию?

Что такое выбор профессии и какое он имеет значение в жизни человека? Ответы на эти вопросы могут помочь не совершить непоправимых ошибок.

Ответственность за выбор своей профессии будет нести только тот человек, которому предстоит работать. Поэтому нельзя доверять кому-либо столь ответственное решение.

Неправильный выбор профессии может повлечь за собой нереализованность интересов человека и его талантов. Сменить профессию можно, но чем старше человек, тем труднее это сделать.

При правильном понимании того, что такое профессия, можно сделать удачный выбор. Выбор профессии основывается на нескольких факторах, которые касаются не только личных предпочтений человека, но и приоритетов государства, в частности, приоритетных областей развития экономики.

Связь между профессией и должностью

Прежде всего, выбор профессии должен основываться на личных интересах человека. Для того чтобы понять, как подобрать работу по своим предпочтениям, необходимо рассмотреть, что такое профессия и должность, и определить, какая связь существует между ними.

Должность — структурная единица в организации. Для того чтобы занять определенную должность, нужно иметь подходящее образование и соответствовать требованиям, предъявляемым к соискателю. То есть, имея профессию учителя, занять должность электрика вряд ли удастся.

Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Основные аспекты выбора профессии

Основывать выбор профессии только на величине заработной платы не стоит. Не имея расположенности к работе, человек быстро разочаровывается в денежном преимуществе.

Это не значит, что интересная работа - неприбыльная. Труд хорошего специалиста в своем деле должен быть оплачен достойно.

Второй распространенный способ выбора профессии — семейные предпочтения. Например, в семье родители — преподаватели, и ребенок также выбирает профессию учителя. Но если он не обладает данными для этой профессии, то работа не будет приносить ему удовольствия.

Некоторые люди, только поступив в университет и проучившись несколько лет, понимают, что выбранная профессия им не подходит. Но им становится жаль потраченного времени, и они решают доучиться и идти работать по специальности. В молодом возрасте легче переучиться, так что сменить нелюбимую профессию стоит незамедлительно.

В каком возрасте осуществляется выбор профессии?

Будущая профессия может определиться даже у ребенка в раннем возрасте. Наличие определенных талантов упрощает этот выбор.


Уже в детском саду дети узнают, что такое профессия. Для детей очень важны знания о том, какие бывают основные профессии и кто чем занимается. Это формирует сознание ребенка и помогает быстрее выявить его предпочтения. Изучение профессий должно проходить в форме ролевых игр. Например, дети обожают играть в больницу или магазин. Именно такие игры помогают понять, какая деятельность характерна для той или иной професии.

Возрастных ограничений для смены деятельности не существует. Но то, что людям в зрелом возрасте тяжелее перестраиваться, остается фактом. Большое значение также имеет характер человека и его готовность меняться. Некоторым довольно сложно сменить род деятельности и начать выполнять нехарактерную для него работу.

Помощь в выборе профессии

Что такое профессия, изучают психологи. Именно они могут помочь сделать трудный выбор. На основании данных об интересах человека и его личных качествах делается подборка наиболее подходящих для него профессий.

Психологические тесты для определения профессии можно пройти не только в кабинете психолога. Множество таких тестов находятся в свободном доступе в сети. Но отдавать предпочтение стоит все-таки профессионалу. Ведь психолог делает выводы не только по результатам теста, но и по поведению человека, его манере общения.

Например, для некоторых профессий большое значение имеет коммуникабельность человека. Психолог оценивает готовность человека к новым знакомствам и то, насколько легко он находит общий язык с чужими людьми. Важно и умение доступно донести до людей ту или иную информацию.

Приобретение профессии

Что такое профессия и что она может дать человеку?


В первую очередь, возможность самореализоваться. Получение профессии состоит из нескольких этапов. Сначала нужно определиться с будущей специальностью, потом получить соответствующее образование и, наконец, приобрести навыки работы по специальности. Все перечисленное становится трудно реализовать, если не знать, что такое профессия. Определение будущего занятия становится главной задачей выпускников школы.

Некоторые должности не требуют получения специального образования. Но опыт работы и наличие определенных навыков приветствуются в любой организации. Именно получение опыта делает человека профессионалом в своей сфере и дает наиболее детальное представление о том, что такое профессия.

Приобретение профессии может заключаться не только в получении образования. Некоторые профессии его не требуют. Например, в торговой сфере наличие диплома редко имеет значение, но приятная манера общения, опрятная внешность и навыки продаж незаменимы во всех сферах торговли.

Что такое смежная профессия?

Понятие смежной профессии часто путают с повышением квалификации. На самом деле это разные вещи. При прохождении курсов повышения квалификации работник приобретает новые знания по своей специальности и в итоге может выполнять более сложную работу.

Приобретение смежной профессии состоит в прохождении определенных курсов, обычно краткосрочных, которые дают возможность расширить свои трудовые навыки и выполнять работу на другой должности. Что такое профессия смежного характера, проще понять, рассмотрев примеры.

Если человек освоил строительную профессию и работает на должности штукатура, то прохождение курсов маляра позволит ему выполнять дополнительные функции. Получение смежных профессий делает работника более ценным кадром для организации, так как в случае необходимости он может заменить другого сотрудника.

Профессия (от лат. professio - официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки п опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей (профессия - врач, специальность - врач-терапевт, хурург, окулист; профессия - учитель, специальность - учитель географии, истории, математики) может быть представлена в шести основных аспектах социальных отношений, шести ее основных компонентах: 1) область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности; 2) общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезный характер; 3) подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; 4) деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально; 5) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение; 6) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус. Узнать новости звезд шоу бизнеса на сайте all-stars.

Специальность (от лат. species - род, вид) - вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся па родственный вид дисциплин (например, профессия - врач, специальность- терапевт, педиатр; профессия - учитель, специальность - математика, физика); необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения сил человека, позволяющая ему, с одной стороны, воплощать своп профессиональный потенциал, с другой - получать необходимые средства существования и возможности развития.

Квалификация - уровень развития специальных способностей субъекта (работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник н которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную кв&ппфикацию - уровень мастерства, который человек действительно может проявлять.

Должность - наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией ("младший научный сотрудник"), с временными обязанностями (п. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).


Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка.
Подготовительный этап условий формирования социально – психологического типа личности. На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частны...

Социальный стереотип как психологическое явление. Определение понятия
Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующими...

Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Наблюдение 1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта...