В северо-восточной части Сицилии расположен богатый и многолюдный город Мессина.

Прямо против него, по другую сторону Мессинского пролива, лежит берег Апеннинского полуострова - юго-западная его окраина огородом Реджио. В этой местности, и по ту и по другую сторону пролива, не раз случались землетрясения. Но никогда еще не происходило такой катастрофы, которая разразилась в декабре 1908 года.

Рано утром 28 декабря, когда большинство жителей еще беспечно спало, произошло землетрясение, которое в несколько минут превратило в развалины Мессину, Реджио и целый ряд других соседних местечек.

Мы не будем подробно описывать самое землетрясение. Оно происходило так же, как и многие другие. Вследствие сотрясения морского дна образовалась громадная волна, которая. как и в Лиссабоне, нахлынула на берег, смыла и уничтожила все, что еще оставалось неповрежденного землетрясением. Также провалились в море часть берега и набережная. Тотчас вслед за землетрясением начались в разных концах пожары, которые сжигали не только оставшееся имущество, но и живых людей, заваленных обломками зданий и не имевших возможности выбраться оттуда без посторонней помощи. На бедственной судьбе этих несчастных, израненных и искалеченных, погребенных под развалинами своих домов, мы и остановим теперь наше внимание. Воспользуемся рассказом очевидца, который попал в Мессину тотчас после землетрясения и участвовал в раскопках и оказании помощи пострадавшим.

«Утром 28 декабря, в 5 часов 25 минут, большой пароход подходил к Мессинскому проливу. Вдруг пароход задрожал, весь затрясся, и его бросало из стороны в сторону, как будто у него сразу сломалась машина. Это длилось несколько мгновений. Никто из находившихся на пароходе не понял, в чем было дело. Войдя в пролив, пароход был принужден остановиться: ехать дальше не было никакой возможности. Весь пролив был загроможден изломанными барками, баржами, бочками, опрокинутыми лодками, досками, мебелью, между которыми кое-где едва виднелись человеческие фигуры; они кричали, молили о помощи. Вдали, там, где должна была находиться Мессина, в темноте видны были только красные извивающиеся языки пламени. Красное зарево трепетало в небе.

Рассветало, когда я с матросами парохода подъехал на лодке к Мессине. Много трудов стоило нам пробраться между плавающими досками, разбитыми барками и другим скарбом. У самого берега наша лодка сильно стукнулась дном о что-то твердое. Мы объехали это место и причалили. По берегу мы подошли к тому месту, где стукнулась наша лодка, и увидели в прозрачной морской воде целый ряд товарных вагонов. Они находились на той части набережной, которая опустилась в море.

Вошли в первую улицу. Вместо домов лежали груды обломков такими же правильными рядами, как стояли прежде дома. Во всем городе осталось не более 30 домов, но и в них входить было очень опасно: в стенах и в потолках зияли страшные трещины.

С трудом пробирались мы через груды развалин. Кое-где возвышались четырех-, пятиэтажные стены, уцелевшие от домов; некоторые из них сильно наклонились и грозили смертью проходившим мимо. В одном месте среди развалин одиноко торчал вверх угол шестиэтажного дома. Длина каждой стены была не более одного метра; часть пола уцелела в каждом этаже. На внутренних стенах угла виднелись картины, фотографии, на полках - тарелки и чашки. В третьем этаже остались прислоненное к стене небольшое пианино и письменный стол.

Мы шагали дальше. От груд развалин уже стало трудно определять направление прежних улиц. Не было домов. Нет улиц! Нет Мессины! Две большие собаки, увидев нас издали, бросились бежать - они поедали раздавленную лошадь… А груды обломков, которые нас окружали, не были мертвы: они жили ужасной жизнью - жизнью, пахнущей смертью. Они кричали на тысячи голосов, вопили о помощи. Со всех сторон неслись к нам стоны, крики… Шел дождь… Это была агония Мессины. Утихавший огонь кое-где сверкал среди развалин, и оттуда уже не слышно было криков,

Земля легонько содрогнулась. Этого было достаточно, чтобы с громом посыпались треснувшие, накренившиеся дома и стены. Вопли и крики сильней раздались из-под развалин. На груде обломков, около которой стояла небольшая часть каменной стены, мы увидели полуодетых людей, которые кучкой сидели молча под одним зонтиком. Это была целая семья - отец, мать и двое детей. «Идемте с нами, - пригласил их матрос, - мы вам дадим одежду и еду. Идемте!» - «Нет, - резко ответила мать. - Мы не хотим оставить дом, где засыпаны два моих сына. Хотим погибнуть здесь».

Она не плакала, говорила не пошевельнувшись, не глядя на матроса; глаза ее бессмысленно смотрели куда-то в сторону. Матрос что-то хотел возразить, но его прервал отец семьи. В ночном белье вскочил он на ноги и дико крикнул: «Пусть все умрут! Зачем теперь всем жить? Здесь сейчас умирают мои два сына». И он снова опустился на прежнее место. Мы хотели попытаться разрыть детей руками, но, как только подошли к груде камней и щебня, опять вскочил отец и с силой бросил в нас большущим камнем, но промахнулся. Он был сумасшедший. Жена и дети его не шевелились - так сильно поразил их пережитый ужас. Мы отошли, а они молча, кучкой, сидели на остатках своего дома под одним зонтиком.

Дождь стал тише. Мы подошли к развалинам, откуда неслись стоны, и начали руками раскидывать тяжелые камни. После четырехчасового труда нам удалось извлечь оттуда двух мужчин и одну девушку. У них были переломлены ноги, руки… Взвалив их на плечи, мы двинулись молча назад, к нашей лодке. К берегу подъезжало много лодок с русскими и английскими матросами. Ехавшие мимо военные суда спустили лодки на берег, чтобы помочь мессинцам.

Закипела работа. Матросы лопатами выкапывали зарытых. Работали до вечера. В первый же день было выкопано до тысячи раненых. Не было времени, не было сил закапывать в землю всех мертвых. Их клали прямо на улицах и торопились освободить из-под развалин живых. Какие-то люди тихо бродили среди этого ужаса, руками рылись в грудах обломков, искали золотых вещей и денег, обшаривали мертвых, раненых, которые не могли подняться.

Лил дождь. Начало темнеть. Работать, раскапывать было почти невозможно. Собаки стаями бегали по развалинам; они ели мертвых, оставленных прямо на улицах. Дождь ускорял разложение трупов. Уже слышался трупный запах. Пахло гарью. Работали всю ночь. Оставшиеся в живых мессинцы наскоро сколотили себе небольшие сараи на площадях, посреди улиц, и там расположились со своими семьями.

На другой день утром небольшая толпа голодных мессинцев напала на палатку, где был сложен солдатский провиант, и отбила его. Кроме этого пищи не было совершенно во всей Мессине. Только к вечеру второго дня прибыл пароход, который привез хлеб. Днем поднялся ветер. Морские волны, точно желая усилить ужас, мерно и с шумом бились о берег и выкидывали на него изуродованные человеческие тела, взятые ими накануне. По улицам непрерывной цепью тянулись солдаты с носилками на плечах - переносили на пароходы раненых.

Из-под развалин все еще неслись ужасные крики, но их стало меньше: некоторых вырыли, другие умерли.

Вдруг из-под одной кучи обломков мы услыхали слабый детский голос: «Выройте меня! Я уже давно здесь! Я умру! Выройте скорее!»

Начали раскапывать. «Ой! Вы мне больно делаете!» - кричал мальчуган, ясно выговаривая слова; очевидно, он не был сильно ранен. Начали копать с другой стороны. Скоро откопали маленькую ножку в деревянном башмаке, а потом и всего мальчугана. Он сейчас же вскочил на ноги, отряхнулся и заплакал, прося есть. Он даже не был ранен. Над ним случайно упали доски, так что внизу осталось пространство, где мальчик мог свободно дышать и где он пробыл почти два дня. Его увели на пароход. За эти дни на пароходах увезли несколько тысяч человек в разные города Италии.

Раскапывая одну груду развалин, мы вдруг услыхали детские голоса, точно там, под этой кучей камней, ссорились маленькие ребята. Начали копать осторожнее и скоро вырыли изломанный шкаф, которым были накрыты два маленьких мальчугана трех и пяти лет и одна девочка шести лет. Они прожили здесь три дня. Вместе с ними в шкафу были сахар, фиговые ягоды и апельсины. Апельсины у них только что все вышли, и они спорили из-за последнего в то время, когда их вырыли. Ни один из них не был ранен.

Шли дни, и жили под каменными обломками люди кричали, стонали они, но не доходили голоса всех до слуха работавших, и многие умирали от голода или просто задыхались в своих могилах. Многих удалось вырыть живыми после шести-семидневного пребывания под кучами камней, без крошки хлеба, на мокрой от дождя земле.

Мессинское землетрясение по своим жертвам было одним из самых ужасных, какие только известны на памяти людей. Число погибших от него достигало 150 тысяч.

Землетрясение случилось ранним утром, когда большинство жителей еще спало и потому не успело выскочить из домов. Большую роль сыграла также легкая разрыхленная почва, на которой был построен город Мессина. Такая почва, как мы увидим дальше, особенно способствует тому, что построенные на ней большие, многоэтажные здания рассыпаются впрах при первых же сотрясениях земли.

Одновременно с Мессиной погиб и город Реджио, лежавший на противоположном берегу Италии. В группе Липарских островов, расположенных недалеко от Мессины, два маленьких острова совершенно исчезли во время этого землетрясения, провалившись в море. К счастью, оба эти островка были необитаемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .







Мессина является прекрасной жемчужиной в короне городов Италии. Он имеет древнюю историю – первые упоминания об этом поселении датируются 730 годом до н.э. Расположившись на береговой линии Мессинского пролива, город стал не только торговым центром, но и ядром всего сельскохозяйственного района, специализирующегося на выращивании цитрусовых культур.

В истории города было много событий, которые приводили к его упадку, но Мессина восстанавливалась и расцветала вновь. Одним из таких трагических для города событием было землетрясение, происшедшее 28 декабря 1908 года. Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки.

После завершения русско-японской войны, в результате которой был обескровлен российский военно-морской флот, перед властью остро стоял вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. С этой целью весной 1906 года был сформирован особый отряд судов, в который входили два линкора – «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командование отрядом было поручено контрадмиралу В.И. Литвинову. На кораблях разместились практиканты: 135 выпускников морского корпуса Петра Великого, 23 механика, 6 выпускников инженерного института и несколько человек учеников квартирмейстеров Балтийского флота. Перед походом отряд посетил Государь Император, который призвал моряков вести себя в заморских странах подобающим образом, поскольку они являются посланниками своей Родины.

В октябре 1908 года корабли вышли в Финский залив и направились в Средиземное море, согласно плану учений.
После выполнения учебных задач похода 15 декабря 1908 года отряд прибыл в итальянский порт Аугуста, расположенный на восточном побережье Сицилии на расстоянии около 70 миль от Мессины.

Утром 28 декабря в Мессине произошли подземные толчки, которые привели к смещению участков дна Мессинского пролива. Огромные волны, внезапно обрушились на утренний город. Одновременно произошло три сильных подземных толчка, что стало причиной обрушения зданий почти в двадцати населенных пунктах, расположенных в прибрежной полосе Сицилии и Калабрии.

Моряков русской эскадры разбудил мощный гул, а затем, все услышали удары по корпусу корабля. Огромная волна ворвалась в бухту порта, развернув стоявшие в ней на якоре корабли на 180 градусов. Через несколько минут ситуация нормализовалась, лишь на водной глади наблюдалось небольшое волнение.

Вечером этого же дня к командиру отряда обратились капитан порта и российский консул А. Макеев с просьбой оказать помощь населению Мессины, оказавшемуся, практически, в эпицентре землетрясения. Направив информацию о случившемся в Петербург, командир отряда приказал судам готовиться к отплытию в Мессину.

Во время перехода моряки отряда готовились к оказанию экстренной помощи пострадавшим: формировали подразделения спасателей, группы снабжались инструментами, продовольствием и водой. Лазареты подготавливались для приема пострадавших. Руководил медиками опытный врач А. Бунге, прошедший хорошую практику работы в экстремальных условиях Заполярья.

Когда корабли прибыли на рейд Мессины, моряки увидели огромные разрушения: уничтожены все дома, портовые сооружения. Оставшиеся в живых жители, обезумевшие от горя, боли, потери близких, просили о помощи. Из-под завалов доносились крики раненных, в городе наблюдались многочисленные очаги пожаров.

Российские моряки начали расчистку завалов. Работа осложнялась еще тем, что подземные толчки продолжались, обрушения в завалах угрожали жизни моряков, разбирающих остатки зданий.




Вот,что пишет Гаральд Карлович Граф: << крейсер,Адмирал Макаров, первым поднял пары и вышел в море. Мы снялись с якоря ещё не имея достаточно паров во всех котлах и по этому шли средним ходом, но потом подняли до полного. Все только и говорили об этой катастрофе, но не представляли грандиозности разрушений и гибели такого количества людей. Во время перехода командир приказал докторам собрать все наличные перевязочные средства и со всем медицинским персоналом приготовится к съеду на берег. Кроме того, было приказано двум ротам надеть рабочие платье и высокие сапоги и приготовить верёвки, ломы, кирки и лопаты. Скоро на горизонте показались высокие столбы дыма, и чем ближе мы подходили к Мессине, тем ярче вырисовывались пожары и разрушения. В нескольких местах вырывалось пламя. Фактически весь город был разрушен.Всюду виднелись полуразрушенные дома. В гавани затонуло несколько пароходов, и их стенки покосились и дали трещины. Кое где на набережной виднелись люди, которые махали руками и что-то кричали. Очевидно звали на помощь. Перед командиром встал вопрос отдать ли якорь на рейде или войти в гавань. Если встать на рейде,далеко от берега, то нельзя оказать быструю и интенсивную помощь, а войдёшь в гавань- подвергнешься большому риску, так как несомненно,что её дно деформировалось… и тогда там застрянем. Но командир не долго колебался и решил рисковать и войти в гавань…Увидя входящий крейсер, на набережной стала собираться толпа обезумевших от пережитых ужасов жителей. Все кричали и размахивали руками, разобрать,что они кричат, мы не могли. Во всяком случае, они с большой готовность помогали нам завести швартовы и притащили большую сходню…
Наша помощь оказалась особенно ценной, потому что мы первыми пришли к месту катастрофы. Уговаривать нас не пришлось. На берег немедленно сошли обе роты, доктора, фельдшеры и санитары. Последние немедленно открыли санитарный пункт. А роты разделились на маленькие группы и начали раскопки, по указанию местных жителей. Встала задача искать живых. Но этим помощь моряков не ограничилась. Раненых брали на крейсер, оказывали им первую помощь, готовили к отправке в Неаполь. Весть о русских спасателях быстро распространилась по городу, изо всех районов в порт, к крейсеру, Макаров, стали доставлять тяжелораненых, их размещали на палубе и в каютах. Но прибывали всё новые и новые тысячи пострадавших средств не хватало… из семьи русского консула в Мессине в живых осталось одна жена, тяжело раненная, она была отправлена на броненосце,Цесаревич, в Сиракузы. А меж тем оставшиеся на берегу моряки, рискуя каждый момент жизнью, под угрозой новых обрушений, продолжали раскапывать завалы. Раздававшиеся из под руин стоны заставляли спешить, забывая усталость и страха за свою жизнь. Мольбы родных, чьи близкие оказались под обломками зданий,только усиливали колоссальный стресс, в котором наши матросы и офицеры вели свои спасательные работы. Когда вечером пришла команда возвращаться на крейсер, многие поначалу ослушались приказа, продолжая опасную и тяжёлую работу, от которой тогда зависела жизнь сотен и сотен мессинцев. >>

В развернутых в кратчайшее время перевязочных пунктах оказывалась медицинская помощь. Как потом оказалось, многим жителям это благодеяние спасло жизнь. Впоследствии к российским спасателям присоединились экипажи прибывшей английской эскадры.

Yи докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.

Группы спасения работали круглосуточно. Российскими моряками из завалов было извлечено более двух тысяч пострадавших.

Раненых, больных, детей и стариков на российских кораблях отвозили в ближайшие города Италии, которые не пострадали от стихии: Неаполь, Палермо и Сиракузы. Возвращаясь в Мессину, суда доставляли закупленную провизию, перевязочные материалы и средства для дезинфекции.

По имеющейся информации в результате мессинского землетрясения погибло около 44% жителей населенных пунктов, которые приняли на себя самые сильные удары стихии. 100 тысяч жизней унесло это самое мощное европейское землетрясение.

В последствие, итальянские медики написали российскому морскому министру благодарственное письмо, в котором отметили самоотверженный труд моряков и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.

Итальянское правительство наградило орденами врачей и командование кораблей.

За участие в спасении людей правительством Италии 1910 году были награждены:

контр-адмирал Владимир Литвинов - Большим Крестом ордена Итальянской Короны,
флагманский врач Балтийского отряда Александр Бунге - Большим офицерским крестом ордена Итальянской короны,
командорским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены: флаг-капитан капитан 2 ранга Казимир Погребенский, командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Павел Любимов, старший врач линейного корабля «Цесаревич» Николай Новиков, командир линейного корабля «Слава» капитан 1 ранга Эдуард Кетлер, старший врач линейного корабля «Слава» Е.Емельянов, командир крейсера «Богатырь» капитан 1 ранга Николай Петров 2-й, старший врач крейсера «Богатырь» Ф. Гласко, командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга Владимир Пономарев, старший врач крейсера «Адмирал Макаров» Ю.Каружась,
офицерским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены младшие врачи: линейного корабля «Цесаревич» - Адам Шишло, линейного корабля «Слава» - Евгений Каллина, крейсера «Богатырь» - Петр Бачинский, врач канонерской лодки «Кореец» Николай Востросаблин,
командорским крестом ордена итальянской короны были награждены: младший врач крейсера «Адмирал Макаров» - Владимир Лубо, командир канонерской лодки «Гиляк», капитан 2 ранга Петр Патон-Фантон-де-Веррайон, командир канонерской лодки «Кореец» капитан 2 ранга Федор Римский-Корсаков, врач канонерской лодки «Гиляк» Владимир Госс.

Орден Итальянской короны (степенями не заморачивался)



Маврикий и Лазарь

В спасательной операции принимали участие более 6 тысяч военных и 300 врачей. Только 3 января местные власти, поблагодарив российских военных, уведомили их, что теперь в состоянии справиться собственными силами. Отряд российских кораблей продолжил свой путь: сначала в Аугусту, а затем в Александрию.

Мессина не забыла своих спасителей. Через два года, на собранные жителями Мессины деньги, была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий.
Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в Мессинскую гавань в марте 1911 г.


До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.

Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.

В 1910 г. правительство Италии приняло решение о награждении участников спасательной операции. Королевским декретом от 5 июня 1910 года, награждались:
- командир отряда - орденом и золотой медалью;
- командиры кораблей - орденами и большими серебряными медалями с надписью «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии»;
- Российский флот - большой золотой медалью;
- корабли - большими серебряными медалями;
- все участники без исключения - малыми серебряными медалями с надписью «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».
Такие же награды предназначались и другим экипажам иностранных кораблей, принявшим участие в спасении жителей Мессины.
Так как необходимое количество медалей не было готово, вручение их было перенесено на 1911 г.
Крейсер «Аврора», совершавший в 1910-1911 гг. практическое плавание, в это время находился в Средиземном море. Командование поручило командиру крейсера капитану 1 ранга II.Н. Лескову посетить порт Мессина и принять награды и подарки.
1 марта 1911. г. крейсер «Аврора» прибыл в Мессину. На следующий день на борту корабля состоялась торжественная церемония, на которой итальянская делегация вручила П.Н. Лескову:
- большую золотую медаль и художественно выполненный благодарственный адрес русскому флоту;
- большие золотую и серебряную медали для В. И. Литвинова;
- большие серебряные медали для командиров кораблей;
- большие серебряные медали и дипломы для кораблей;
- серебряные медали для всех участников спасательной операции;
- многочисленные подарки.

По данным Главного морского штаба, в спасательных работах в Мессине принимало участие следующее количество моряков Российского флота:

– с кораблей Балтийского отряда: 113 офицеров, 164 корабельных гардемарина, 42 кондуктора и 2559 нижних чинов;

– с канонерских лодок "Кореец" и "Гиляк", присоединившихся к кораблям Балтийского отряда: 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

Русским морякам были вручены серебряные шестистрочные медали в память мессинского землетрясения.

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 629.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: На принятие отчеканенных. Итальянским Правительством медалей в память бедствия, постигшего в конце 1908 года Мессину и Калабрию:

Золотых:
ИМПЕРАТОРСКОМУ Российскому Флоту
Бывшему Начальнику Балтийского Отряда, ныне Члену Адмиралтейств-Совета, Вице-Адмиралу Литвинову

Серебряных:
Линейным кораблям:
"Слава" и бывшему командиру его, ныне отставному Капитану 1-го ранга Кетлеру "Цесаревич" и
бывшему командиру его Капитану 1-го ранга Любимову
Крейсеру "Богатырь" и командиру его Капитану 1-го ранга Петрову-Чернышеву
Канонерским лодкам: "Кореец" и бывшему командиру ее, капитану 1-го ранга
Римскому-Корсакову 2-му
"Гиляк" и бывшему командиру ее Капитану 1-го ранга Паттону-Фантону-де-Веррайону,

с тем, чтобы пожалованные лица носили означенные медали, пожалованная Флоту – хранилась в Морском Корпусе, а пожалованные судам хранились на судах, до исключения их из списков, а затем были передаваемы для дальнейшего хранения в Морской Корпус.
На подлинном рукою Морского Министра написано: "Высочайше соизволено. В Царском Селе, Мая 16 дня 1911 года. Морской Министр Вице-Адмирал Григорович".

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 650.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: на принятие и ношение серебряных медалей.
Командиру отряда, командирам кораблей, офицерам, чиновникам, гардемаринам и нижним чинам – 3029 человек.
Разрешено: 4 октября 1911 г.

ОТНОШЕНИЕ ВТОРОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ.
21 сентября 1911 г., № 11677.
Препровождая у сего в двух запечатанных ящиках 3170 итальянских серебряных медалей, пожалованных лицам, оказавшим помощь пострадавшим во время землятресения в Сицилии и Калабрии в 1908 г., Второй Департамент имеет честь покорнейше просить Главный Морской Штаб не отказать передать 3163 из них чинам Морского Ведомства, поименованным в списках, приложенных к отношениям Главного Морского Штаба от 1 Апреля 1909 г. за № 6594 и от 3 Апреля того же года за № 6818, благоволив об исправном получении медалей уведомить Департамент, с возвращением остальных 7 медалей для передачи таковых Департаментом по принадлежности.
Вместе с тем Департамент препровождает 143 удостоверения, подлежащие выдаче, поименованным в них лицам, присовокупляя, что гардемаринам и нижним чинам удостоверения Итальянским Правительством изготовлены не будут и что пожалование таковых медалей награжденным лицам должно быть удостоверено подлежащим начальством.
Медали, которые, по каким-либо причинам, не представляется возможным вручить лицам, которым они пожалованы, Департамент, по ходатайству Итальянского Министерства Иностранных Дел, покорнейше просит возвратить,
Участвовало в спасении жителей Мессины:

Офицеров:
Балтийского отряда 113, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 20, итого 133
Корабельных гардемарин:
Балтийского отряда 164, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 0, итого 164
Кондукторов:
Балтийского отряда 42, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 4, итого 46
Нижних чинов:
Балтийского отряда 2559, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 260, итого 2819
Всего:
Балтийского отряда 2878, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 284, итого 3162



Носили русские моряки мессинские медали как на пятиугольных колодках, так и на треугольных - кто как мог и хотел.

Русская пятиугольная колодка с шестистрочной мессинской медалью








Матрос с "Богатыря" с медалью за Мессину на треугольной колодке





В чем разница между мессинскими медалями?

Было несколько разных наград, у каждой из которых имелись свои разновидности:
- по металлу
золото-серебро-бронза у четырехстрочных и серебро-бронза у памятных шестистрочных;
- по размеру
40мм для юридических лиц (корабли, организации) и 35мм (четырехстрочка) и 32мм (шестистрочка) для физических лиц, людей.

I. Четырехстрочная
Medaglia di benemerenza per il terremoto calabro-siculo

Медаль заслуг во время землетрясения в Калабрии и Сицилии 28 декабря 1908
Учреждена в Риме 6 мая 1909 года в двух видах:
Диаметр
4 см для учреждений
3,5 см для людей
Степени: золото, серебро, бронза

Надпись на реверсе в четыре строки «Terremoto 28 dicembre 1908 in Calabria e in Sicilia»

Кроме этого, были различия в ленте медали. С 6 мая по 21 октября лента была зелёной с красными полосками 6 мм по краям. Королевским указом № 719 от 21 октября 1909 года вводился указ о том, что цвет кантов становится белым.

Малое золото получили командиры российских кораблей, большое золото флот и корабли.

Плюс командирам кораблей было вручено памятное шестистрочное серебро (см. ниже).

II. Шестистрочная памятная.
Более поздняя La medaglia commemorativa per il terremoto calabro-siculo
«Медаль в память землетрясения в Калабрии и на Сицилии» была учреждена Королевским указом № 79 от 20 февраля 1910 года, чтобы отметить работу наградить за ликвидацию последствий стихийного бедствия, в местах, опустошенными землетрясением 28 декабря 1908 года. Медаль выдавали бесплатно, за счет государства, иностранцам [в т.ч. офицеры и матросы Российского императорского флота с кораблей «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров», «Богатырь» и канонерских лодок «Гиляк II» и «Кореец II»], для солдат королевской армии и военно-морского флота, стражам правопорядка города и членам Ассоциации Красного Креста Италии, участвующим в ликвидации последствий землетрясения 28 декабря 1908 года в Калабрии и Сицилии.

Медаль была изготовлена в единственном размере из серебра и бронзы диаметром 32 мм.
Памятной шестистрочной награждали только людей.



Надпись на реверсе в шесть строк : «Medaglia commemorativa - Terremoto calabro-siculo 28 dicembre 1908»

С лентой у этой медали всё тоже не совсем просто.
Медаль носилась на левой груди на шелковой ленте синего цвета шириной 33 мм, с вертикальной белой полосой в центре шириной 11 мм.

Королевским указом № 497 от 7 июля 1910 лента была изменена. Теперь она стала зелёного цвета, шириной 36 мм, с тремя вертикальными белыми полосами, шириной по шесть мм. Этот вариант является самым распространённым.

Русские моряки получили малое памятное серебро - шестистрочную мессинскую медаль.





Автор серебряных шестистрочных мессинских медалей Луиджи Джиоржи (итал. Luigi Giorgi, 1848-1912) - золотых дел мастер, главный гравер Королевского монетного двора в Риме и первый директор-профессор Школы медальерного искусства.
Шестистрочная бронза, показанная выше, в обрезе шеи S.J. (фирма S.Johnson) - Стефан Джонсон, Милан.

А вот итальянцы могли получить и носить сразу две медали - непосредственно за участие в ликвидации - четырехстрочную и памятную шестистрочную, и серебро и бронзу.
Первой наградой у итальянца орден Итальянской короны.

Землетрясение, потрясшее юг Италии в 1908 году, явилось одним из длинной вереницы событий такого рода, но отличалось особой разрушительной силой.

Располагаясь в области столкновения евразийской и африканской литосферных плит, Италия подвержена частым землетрясениям. Год за годом африканская плита медленно продвигается на север. Имеются сведения о серьезных землетрясениях, происходивших еще во времена Римской империи, и больше всего обычно страдал юг страны. Предполагаемое число жертв землетрясения 1693 года составило на Сицилии и в Неаполе 150 000 человек. В 1783 году жизнь примерно 50 000 жителей оплакивали после землетрясения в Калабрии, в том районе, что образует юго-западный «носок» итальянского «сапога». Позднее в этом же месте произошло землетрясение 1905 года, разрушившее 25 деревень и ставшее причиной гибели около 5000 человек.
Серьезность ущерба, нанесенного землетрясением 1908 года, объясняется тем, что его эпицентр находился в Мессинском проливе, разделяющем материк и остров Сицилия, ширина которого в самой узкой части равняется 3 км. Побережье по обеим сторонам пролива представляло собой хорошо развитые и густо населенные районы.

Северо-восточную часть Сицилии занимает город Мессина, насчитывавший ко времени землетрясения 150 000 жителей. На материке по другую сторону пролива находится город Реджо-ди-Калабрия, где в то время проживало 45 000 человек. Кроме них, по обеим сторонам пролива располагалось много других портов, больших и малых.

Захваченные врасплох во время сна
Эта природная катастрофа силой 7,5 баллов по шкале Рихтера разразилась в 5 часов 20 минут утра 28 декабря. Спавшие люди были захвачены врасплох, и многие погибли под обломками собственных домов. Зафиксировали два толчка: предварительный, слабый, продолжавшийся приблизительно 20 секунд, и основное колебание, которое длилось без перерыва 30 секунд.

В Мессине ушел под землю рыбный рынок, был разрушен до основания железнодорожный вокзал, от собора на большой площади остались одни руины. В Реджо-ди-Калабрия также обрушилось бессчетное количество домов, а на побережье Калабрии в полосе протяженностью 40 км не уцелел ни один дом. За толчками последовала приливная волна. В Мессине она не превысила 2,7 м, а в других местах достигала 12 м. Разрушение было полным, сообщение с внешним миром прекратилось. Но землетрясение и приливная волна пощадили несколько судов в порту Мессины. Когда стихия успокоилась, капитан корабля «Серпенте» повел свой корабль на поиски места, где не были повреждены телеграфные линии. Ему пришлось пройти 70 км на север, и только в курортном местечке Марина-ди-Никотера на побережье Калабрии он смог послать сигнал бедствия.

Отправленные на помощь корабли прибыли в район бедствия через двое суток. По рассказам моряков, они с трудом ориентировались, так как береговая линия изменилась до неузнаваемости. Во многих местах скрылись под водой обширные участки суши. Тем временем выжившие горожане и сотрудники местного филиала Красного Креста занялись организацией пунктов первой помощи и начали собирать тела погибших. На одном из кораблей из Рима прибыл король Виктор-Эммануил III и, потрясенный увиденным, отправил взволнованную телеграмму: «Разорение полнейшее: повсюду пожары, кровь и смерть; шлите корабли, как можно больше кораблей!»

Со временем корабли начали приходить не только из Италии, но и из других стран Европы и США. Было эвакуировано десять тысяч жителей, многие из них больше не вернулись в эти места. Так, например, произошло с несколькими тысячами сицилийцев, которые отправились на борту грузовых судов в Америку. Но кое-кому не суждено было туда добраться: их корабль «Флорида» столкнулся недалеко от Нью-Йорка с другим судном. Паника охватила 850 беженцев, и трое из них утонули. К счастью, к остальным помощь подоспела вовремя.

Извержения в последующие годы
После землетрясения Мессина и Реджо были отстроены заново. С тех пор стихийные бедствия обходили их стороной, но неспокойное состояние земной коры продолжало ощущаться. В 1968 году Сицилия вновь пережила землетрясение, в результате которого погибло 400 человек и был до основания разрушен город Джибеллина. В 2002 году землетрясение произошло в окрестностях Палермо, причинив некоторый ущерб, но на этот раз обошлось без человеческих жертв. Толчок ощущался на всей территории острова, и тысячи людей в панике выбежали из своих домов, не обращая внимания на позднюю ночь.

Землетрясения не дают покоя не только Сицилии и Калабрии. В 1915 году погибло 30 000 человек и был полностью разрушен город Авеццано в центре Италии. В 1976 году подземная стихия проявила себя в области Фриули, где погибло около 1000 человек. В 1980 году от землетрясения пострадал город Эболи, расположенный к югу от Неаполя, там количество жертв превысило 2700 человек. Серия землетрясений произошла в 1997 году в области Умбрия, в результате которых лишились крова 40 000 человек и 13 погибло. Была сильно повреждена всемирно известная базилика Св. Франциска в городе Ассизи.

Тем не менее за последние десятилетия итальянцы больше подготовлены к возможным землетрясениям и извержениям вулканов. Непрерывно ведутся исследования, касающиеся причин этих явлений, совершенствуются системы раннего предупреждения, а при строительстве дорог, жилых домов и офисных зданий учитывается опасность подземных колебаний. И все же в последние годы ведутся многочисленные споры по поводу планов строительства подвесного моста через Мессинский пролив. Для такого сооружения, длина которого будет составлять более 3 км. потребуются опоры с обеих сторон высотой с Эйфелеву башню. Конструкции моста должны, по плану, выдерживать землетрясение до 7,1 балла по шкале Рихтера, вопрос только в том, хватит ли такого запаса прочности. После многолетних дискуссий итальянский парламент одобрил план в 2005 году и предложил тендер на его реализацию с бюджетом в 4 млн евро Международному строительному консорциуму.
Новая администрация, пришедшая к власти в 2006 году, пока отложила реализацию этого проекта.

Памятник русским морякам в Мессине

Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию

Землетрясение в Мессине

Мессина – очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. Одним из самых страшных бедствий в его истории стало мощное , случившееся утром 28 декабря 1908 года. В спасении Мессины и тысяч жизней её обитателей самое деятельное участие приняли моряки русского флота, корабли которого, по счастью, оказались неподалёку от места жуткой трагедии.

Гардемаринский отряд

После окончания Русско-японской войны (1904-1905 гг.) остро встал вопрос о возрождении Российского военно-морского флота. Наряду со строительством кораблей, проводилась подготовка личного состава и будущих командиров флота. Для этой цели в мае 1906 года на Балтике сформировали Особый отряд судов, предназначенный для плавания с корабельными гардемаринами, куда вошли линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Командовал соединением контрадмирал Владимир Иванович Литвинов .

15 (28) декабря 1908 года отряд, после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб, стал на якорь в порту Аугуста (восточное побережье , в 70 милях к югу от Мессины). Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда на 360 градусов.

Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение ещё некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, сыграли отбой.

Вечером из Катании к командиру отряда, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе произошло сильное землетрясение с эпицентром в Мессинском проливе. Портовый начальник вручил Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, приказал кораблям готовиться к походу.

Страшная катастрофа

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. В корабельных лазаретах развернули приёмные пункты для раненых, обеспеченные перевязочным материалом и медикаментами. Руководил этим флагманский врач отряда А. Бунге , в прошлом известный полярный путешественник.

На следующее утро корабли прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина. От некогда цветущего и благополучного города с населением свыше 160 тысяч человек остались одни дымящиеся руины. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении...».

Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Тут же организовали перевязочные пункты, на которые стали переносить раненых. Через некоторое время к русским морякам присоединились экипажи с кораблей английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалёку от бедствующего города.

Подвиг русских моряков

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий. Смена команд происходила через шесть часов, но многие отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!» .

Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, и Палермо. Линкор «Слава» с 550 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.

Позже итальянские врачи написали морскому министру России:

«Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили... Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии... Да здравствует !!!».

Постепенно в пострадавшем городе установился относительный порядок. Здесь было сосредоточено более 6 тысяч войск, 40 военных кораблей и собралось до 300 врачей. На запрос командира отряда – нужна ли ещё помощь русских моряков, морской министр Италии ответил, выразив при этом глубокую признательность нашим соотечественникам, что теперь итальянские власти обойдутся собственными силами. 3 (16) января 1909 года линкоры «Слава» и «Цесаревич» ушли в Аугусту, а ещё через два дня отряд перешёл в Александрию.

Русские корабли были восторженно встречены итальянцами, проживавшими в . К приходу отряда здесь была выпущена листовка, где говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!» .

По официальным данным, русские моряки извлекли из-под развалин и спасли более 2 тысяч человек . Итальянское правительство наградило врачей и командование кораблей итальянскими орденами. Контр-адмирал Литвинов получил золотую медаль и «Большой крест Итальянской короны», командиры кораблей и врачи – большие серебряные медали и «Командорские кресты». Кроме того, все моряки без исключения были награждены малыми серебряными медалями «В память содружества».

Благодарная Сицилия

По прошествии двух лет со дня катастрофы, итальянский комитет помощи пострадавшим в Мессине собрал средства на отливку золотой памятной медали, а скульптор Пьетро Куфереле выполнил очень выразительную скульптурную композицию, изображающую русских моряков, спасающих из-под развалин пострадавших от землетрясения жителей Мессины.

Золотой медалью решено было наградить , а большими серебряными медалями – экипажи русских кораблей, отличившиеся при спасении жителей пострадавшего города.

1 (14) марта 1910 г. в мессинскую гавань под звуки оркестра вошёл крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нём были строки.

Русские моряки спасают итальянцев


Снова Италия пострадала от землетрясения.
Владимир Путин предложил помощь для спасения людей.


Предлагаю вниманию читателя повествующую о землетрясении главу из книги «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота» (С.Петербург, типография Т-ва Суворова – «Новое время», 1914 год; авторы - мичман А.С. Манштейн и капитан 2-го ранга А.В. Домбровский).


15 декабря 1908 года страшное бедствие постигло цветущую Италию и остров Сицилию. Разразилось внезапно землетрясение, стершее с лица земли целые города и унесшее сотни тысяч человеческих жизней. Вот тут, в этом бедствии чуждого нам народа, наши моряки показали себя достойными быть поставленными в ряды прославляемых военных героев. Слава об их подвигах человеколюбия и самоотвержения облетела весь мир. Оценил их и русский народ: он простил морякам их военные неудачи, сознал, что не одни они в них виновны, и вернул флоту свое прежнее доверие, и на развалинах погибшей Мессины совершилось воскресение потерянной в войне нашей морской силы.


Балтийский отряд, назначенный в зимнее заграничное плавание с корабельными гардемаринами и учениками унтер-офицеров, уже месяц был в Средиземном море. Из России отряд под командой контр-адмирала Литвинова ушел в первых числах октября, в составе трех судов: линейных кораблей «Цесаревича» и «Славы» и крейсера «Богатырь», а в середине ноября, во время стоянки в Бизерте (французский военный порт в Тунисе), к отряду присоединился и четвертый товарищ, только недавно законченный отделкой, крейсер «Адмирал «Макаров».


Учебная программа, выполняемая за зиму отрядом, была очень обширна, и адмирал счал за лучшее посвятить ей, главным образом, первую половину плавания, чтобы вторую иметь в запасе, на случай, если бы что-нибудь помешало. За границей нелегко найти место, где с удобством и без допломатических неприятностей можно было бы производить учебные артиллерийские и минные стрельбы.


Все кругом дышит миром, спокойствием и ничто, кажется, не в состоянии этот мир нарушить. Только Этна сильно, необычно курится, и дым с паром густыми клубами вырывается из кратера и стелется по вершине горы, сливаясь с плывущими мимо облаками.


В ночь с 15-го на 16-ое декабря все было спокойно на отряде. После трудового дня отдыхала команда. Давно уже разошлись по каютам офицеры, и бодрствовали только вахтенные. Чудная южная ночь, которую знают у нас разве только на Черном море, витала над Сицилиейю В воздухе царила тишина.


Как вдруг, около трех часов, послышался какой-то отдаленный гул и удар, точно где-то вдали взорвалась огромная мина; скоро после него – второй, а вслед за ним – третий. Через несколько времени в бухту вошла какая-то особенная мертвая зыбь, раскачавшая корабли. Все было настолько странно и неожиданно, что первое время не могли разобраться, что такое случилось. Ясно было, что произошло что-то необычное и в недалеком расстоянии; должно быть, Этна готовит какой-нибудь сюрприз.


На утро дело разъяснилось. Из Катании к адмиралу прибыл наш вице-консул Макеев и привез ужасную весть: произошло страшное землетрясение в Южной Италии и Сицилии. Города Мессина, Реджио и многие другие сильно пострадали; оказалось много погибших; местные власти были бессильны и просили помощи у нашего адмирала. О размерах бедствия можно было отчасти судить по силе ударов; вероятно, оно было огромное, и необходима была немедленная широкая помощь.


Адмирал тотчас же собрал к себе командиров и объявил, что вечером отряд снимется с якоря, чтобы к рассвету уже быть в Мессине. Это решение было восторженно встречено на судах. Трудно описать чувства, наполнявшие всех в эти моменты. Тут была и глубокая жалость, и искреннее желание помочь, насколько хватит сил, несчастным итальянцам, гостеприимством которых теперь пользовался отряд.


К вечеру выяснились подробности несчастия. Оказалось, что Мессина и некоторые другие города разрушены до основания и почти все жители их погребены под развалинами. Известия эти презвошли все самые мрачные предположения.


От порта Августы до Мессины – около 80 миль. Отряд, делая 11-12 узлов, мог придти к проливу часам к четырем утра. Эту ночь на судах далеко за полночь продолжалось необычное оживление; не до сна было. В кают-кампаниях офицеры обсуждали порядок работ и распределяли обязанности: разбивали команду на группы, расчитывали на них шанцевым инструмент, который впервые после войны мог сослужить действительную службу, и составляли общий план действий.


В лазаретах работа кипела. «Мобилизованы» были все медицинские силы, вытаскивались их подшхиперской «неприкосновенные запасы», готовились компрессы, бинты, мази, промывания, словом, врачи и их помощники всех званий перешли на военное положение, предвидя большую и серьезную работу.


В помещениях гардемарин тоже царило сильное оживление. Забыты были на время все житейские неудобства м служебные неприятности, нередко омрачавшие безмятежное настроение этой славной молодежи. Повседневные интересы отошли на задний план, уступив место одному чувству, чувству юношеского нетерпения и порыва к великому делу человеколюбия.


С рассветом открылись берега Мессинского пролива, подернутые еще утренней дымкой. Даже в прекрасные морские бинокли нельзя еще ничего разобрать на земле. Но море уже гораздо раньше дало подтверждение ужасов, о которых сообщали полученные вечером телеграммы.


В бинокль кое-где можно уже рассмотреть рухнувшую крышу или стену или покосившуюся колокольню.


Чем ближе к Мессине, тем более зловещий вид открывается перед глазами. На итальянском берегу раскинулся город Реджио. Солнце еще не вышло из-за гор Калабрии, и город тонет в тени. Однако в нем уже заметно разрушение; видны, правда смутно еще, настоящие развалины.


Впереди, над Мессиной, в воздухе высоко плывут столбы дыма. Сам город еще прячется за мысом.


Какой ужасный контраст представляла теперешняя Мессина с той, которую знали раньше!


Издали еще трудно было вполне судить о том, что произошло с городом; фасады дворцов на набережной почти все стояли целые, кое-где только заметно было, что с домов исчезли крыши, да в одном месте, как раз посередине набережной, вместо здания была огромная бесформенная куча чего-то серого. Чем ближе, тем виднее становилось, что бедствие действительно велико; начали показываться, как прежде в деревушках, обвалившиеся стены, упавшие купола церквей, провалившиеся крыши и рухнувшие целые дома. Местами город горел.


На набережной, здесь и там, виднелисьнебольшие кучки народа, как-то странно жавшиеся к самому берегу. В гавани стояло несколько пароходов. Один, должно быть, был выброшен на стенку; он вылез из воды и сильно накренился.


В порту и городе царила жуткая тишина.


Отряд медленно приближался к назначенным по диспозиции местам. На суда как будто передалось молчание города: не слышно было даже обычных команд и интер-офицерских дудок – все говорилось вполголоса и исполнялось безмолвно; даже лотовые, выкликавшие глубину, как-то особенно серьезно отчеканивали свои сажени. Многие снимали фуражки и крестились; чувствовалось, что много людей, только вчера наслаждавшихся благами жизни, сегодня нуждаются лишь в последней молитве об успокоении их душ.


Сейчас же после постановки на якорь первые партии отправились на берег, туда, где виднелись люди.


С моря представлялась сотая доля того, что увидели на берегу; это было полное разрушение. Дворцы и отели на набережной, казавшиеся издали вполне сохранившимися, на самом деле были пости все совершенно разрушены: держались одни лишь фасады, а остальное – крыши, потолки, полы и частью стены, - все обвалилось и образовало внутри груду ужасных бесформенных обломков, под которыми были погребены все, кого застало в домах землетрясение.


Улицы были загромождены камнями и целыми стенами, упавшими поперек. Множество домов обратилось в кучи серого мусора, из которого торчали обломки стропил, балок и мебели. У некоторых зданий отвалилась одна стена, а остальные три и часть полов и потолков сохранилась, так что видна была, как на сцене театра, вся обстановка комнат в трех и четырех этажах.


Собор вблизи набережной раскололся пополам: часть купола провалилась, а другая осталась стоять, угрожая ежеминутно падением.


В другом месте, в узеньком переулке, стены двух домов, собиравшиеся рухнуть, прислонились одна к другой, образовав над переулком арку, готовую от малейшего сотрясения упасть и похоронить под собой всякого, кто осмелится под ней пройти.


Среди этих сплошных развалин никого не было видно; все, кто мог двигаться, выбрались из них и столпились на набережной. Больно было глядеть на этих несчастных. Все они одеты были в чем попало: что первое схватили, выбегая из домов, в том и оставались.


Выражение ужаса и страдания, или отчаяния было написано на лицах у большинства. Иные, как будто окаменелые, сидели или стояли на одном месте с неподвижными, бессмысленными лицами. Некоторые, видимо потерявшие рассудок, что-то бормотали, жестикулировали и то рыдали, то хохотали. Немного было таких, которые сохранили некоторое присутствие духа и старались помогать наиболее беспомощным.


Все это бросилось в глаза в первую минуту, но сейчас же забылось, - некогда было останавливаться над этим.


Отряд наш первым пришел в Мессину, и ему первому приходилось подавать помощь несчастным, заживо погребенным, да и уцелевшие нуждались в уходе за собой.


Подготовил для публикации Николай Сологубовский


Мессина. Подвиг русских моряков


Заявка на сценарий документального фильма
«Мессина. Подвиг русских моряков»



28 декабря 2016 года исполнится сто восемь лет подвига моряков и гардемаринов Балтийского отряда Военно-морского флота России во время землетрясения в Калабрии и Сицилии (15-16 декабря по старому стилю 1908 года), которое полностью разрушило итальянский город Мессина. Пострадали и другие города Италии.
Спасение жителей Мессины превратилось в крупнейшую международную гуманитарную операцию двадцатого века. В ней первыми приняли участие русские моряки четырех военных кораблей Балтийского отряда, которые тогда оказались у берегов Сицилии.
Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь пострадавшим итальянцам. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем доставляли в Неаполь. Так русские военные корабли "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Докторов и санитаров не хватало, и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными.
На спасательных работах русские моряки трудились с таким воодушевлением, с таким пренебрежением к опасности, что пострадавшие жители запомнили их навсегда. О самоотверженности русских моряков они рассказывали своим потомкам, которые сохранили эти рассказы и передают их из поколения в поколения. (У автора сценария есть видеозаписи интервью с итальянцами, сделанные в декабре 2008 года в Мессине).
Среди русских моряков был гардемарин Александр Сергеевич Манштейн, который со своими товарищами опубликовал в 1914 году книгу «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота». В ней они подробно описывают пережитые события, рассказывают о том, как русские моряки спасали мессинцев. (Тексты книги Александра Сергеевича находится в руках автора сценария).
Его дочь, Анастасия Александровна Манштейн, жила в Бизерте, на севере Туниса, откуда рукой подать до Сицилии. (У автора сценария есть видеозаписи встреч с ней, во время которых она вспоминает то, что ей рассказывал отец о подвиге русских моряков в Мессине).
Предлагается сопровождать кадры кино- и фотохроники землетрясения и спасательные работ, которые имеются у автора сценария, цитатами из книг Александра Манштейна Максима Горького, Александра Блока, Сергея Чахотина. Имеются также свидетельства других гардемаринов и офицеров их письма, которые можно использовать в фильме. (Эти книги находятся у автора сценария).
Зачитывают высказывания и мнения о катастрофе два ведущих фильма: российский морской офицер и итальянская девушка. Они встречаются в Мессине, записываются их рассказы-цитирование в Мессине.
Отсняты уже на видеокассеты (в декабре 2008 года в Мессине):
Театральное представление «Гибель Мессины»,
Церемонии, посвященные столетию землетрясения,
Мессина и ее памятники и достопримечательности.
Имеются записи сицилийской музыки, любезно представленные итальянским композитором.
Имеются видео и фото, отснятые по фотографиям и картинам Мессины до и после землетрясения.
Предлагается доснять для фильма современную Мессину. В нынешней "большой Мессине" есть новые районы, в каждом из них есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят «русские» названия: «Улица российских героев-моряков 1908 года», «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Бaлтийcкoй эcкaдpы». Открыт новый памятник российским морякам.
Предлагается включить в фильм интервью современников, российских и итальянских историков, российских и итальянских морских офицеров, с их мнениями о подвиге русских моряков.
Кадры кинохроники, воспоминания Александра Сергеевича Манштейна и других гардемаринов, офицеров и моряков, историков предлагается сопровождать бегущей строкой телеграмм Санкт-Петербургского телеграфного агентства, которое оперативно освещало события в Италии и помощь русских моряков.
Предлагается также включить в фильм свидетельства итальянской прессы.
Вот одно из них: «Вы видели их, бросающихся не щадя своей жизни в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь другим, невзирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что вечны наша благодарность и признательность к тем, кто показал великолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь».
Выпуску 1908 года гардемаринов Петербургского Морского корпуса, которые находились на борту русских кораблей, было присвоено название «Мессинский выпуск».
Предлагается снять эпизоды в Санкт-Петербурге с гардемаринами Морского корпуса, которые продолжают славные традиции Русского флота (вечер памяти русских моряков-мессинцев).
Есть интересные факты, которые будут освещены в фильме. Приведу некоторые из них.
Покидая отечественные воды Финского залива в сентябре 1908 года, гардемаринский отряд удостоился посещения императором Николаем II. В своей речи император призвал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями России: "Ведите себя достойным образом, чтобы поддержать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить».
Итальянский король и итальянское правительство в 1910 году наградили всех участников спасения. Контрадмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все гардемарины, в том числе Александр Манштейн, получили серебряную "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года».
В спасательных работах принял участие русский писатель Максим Горький. В статье «Горький о Мессине» Блок пишет: «Просто нужно быть слепым духовно, незаинтересованным в жизни космоса и нечувствительным к ежедневному. Александр Блок 30 декабря 1908 выступает в Религиозно-философском обществе с докладом "Стихия и культура", навеянном Мессинским землетряcением в Сицилии, которое Блок воспринимает как предвестие грандиозных социокультурных потрясений.
От землетрясения пострадали Сергей Чахотин, русский ученый, работавший в Мессине, и его семья. Его книга-дневник «Рассказ заживо погребенного» находится у автора сценария.
Катастрофическое землетрясение 1908 года навечно запечатлелось в памяти жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, которые первыми пришли на помощь и, рискуя своими жизнями, спасали людей. Подвиг русских моряков вошел почетной страницей в историю Русского военно-морского флота.
Фильм делается в двух вариантах: на русском и на итальянском языках.
Н.Сологубовский, автор сценария и оператор
https://www.