«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», - всем знакома эта цитата из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Сатирики, а вместе с ними и читатели, вдоволь посмеялись над недалёкой и неразвитой, но чрезмерно самоуверенной и наглой Эллочкой, все интересы, мысли и эмоции которой легко укладывались в тридцать слов. Между тем, принимаясь за написание текстов, многие, сами того не замечая, превращаются в людоедку Эллочку. О чём бы они ни хотели написать, из-под пера выходит всё то же «Хо-хо!» и «Хамите, парниша!». В этом уроке мы с вами поговорим о том, как избавиться от проблемы людоедки Эллочки, расширить свой словарный запас. А в следующем уроке мы узнаем, как научиться пользоваться им правильно.

Словарный запас

Словарный запас (словарь, лексикон ) - это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный.

Активный словарный запас - это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас - этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Проверить свой пассивный словарный запас вы можете на этом сайте .

Обычно объём пассивного словарного запаса превышает объём активного словарного запаса в несколько раз. При этом объёмы активного и пассивного словарного запаса - подвижные величины: человек постоянно узнаёт новые слова и в то же время забывает или перестаёт пользоваться словами, которые он уже выучил.

Какими же должны быть объёмы активного и пассивного словарного запаса? Неожиданно оказалось, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Объём словаря В.И. Даля насчитывает двести тысяч слов, академического словаря современного русского литературного языка - около ста тридцати тысяч, последнее издание толкового словаря Ожегова - семьдесят тысяч слов. Очевидно, подобные значения превышают словарный запас даже самого эрудированного человека. К сожалению, точных научных данных о том, каким в среднем является активный и пассивный словарный запас взрослого образованного человека, нет. Оценки активного словарного запаса разнятся от пяти тысяч до тридцати пяти тысяч слов. Что касается, пассивного словарного запаса, то разброс составляет от двадцати тысяч до ста тысяч слов. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Разумно предположить, что активный словарный запас взрослого человека достигает примерно пятнадцати тысяч слов (как известно, активный словарный запас такого мастера слова как Пушкин был порядка двадцати тысяч слов), а пассивный словарный запас - сорока-пятидесяти тысяч слов (сложно представить себе обычного человека, который знал бы все значения слов из словаря Ожегова).

Существует простой способ, помогающий примерно оценить объём пассивного словарного запаса. Возьмите толковый словарь, например, тот же словарь Ожегова, откройте его на произвольной странице, посчитайте, сколько из определяемых слов вам известно. Будьте честны с собой: если слово кажется вам знакомым, но его значение вы точно не знаете, то это слово считать не нужно. Далее умножьте эту цифру на количество страниц. Конечно, нужно учитывать, что такой результат приблизителен: вы должны допустить, что все страницы содержат одинаковое количество статей, из которых вы знаете одинаковое количество слов. Для чистоты эксперимента можно повторить эти действия несколько раз. Однако точного результата вы всё равно не получите.

Если вам лень возиться со словарём и подсчётами самостоятельно, вы можете воспользоваться нашим тестом .

Способы расширения словарного запаса

При написании текстов очень важно, чтобы используемые слова были как можно более разнообразны. Это, во-первых, позволяет наиболее точно выразить свою мысль, а во-вторых, делает восприятие текста более лёгким для читателя. Существует несколько правил, помогающих расширить свой словарный запас. Они были разработаны прежде всего для людей, изучающих иностранные языки, но могут также эффективно использоваться и для родного языка.

Пассивный словарный запас

Читайте как можно больше. Чтение - это один из основных источников поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня - не важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они используют разнообразную лексику, а главное - употребляют слова корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные способы их употребления.

Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос никогда не покажется ему смешным.

Пользуйтесь словарём. Полезно иметь дома набор академических словарей и энциклопедий, к которым вы можете обратиться при первой необходимости. Естественно, хорошие словари недешёвы, часто издаются маленькими тиражами и занимают много места на полках. К счастью, с развитием интернета, проблема доступа к словарям решена. Сейчас можно найти словари и энциклопедии практически по любой тематике. Довольно удобны в использовании порталы: slovari.yandex.ru и www.gramota.ru .

Активный словарный запас

Приведённые выше советы помогают расширить, прежде всего, пассивный словарный запас. Однако главная тема наших уроков - это эффективное написание текстов. Поэтому цель состоит не только в том, чтобы узнать новые слова, но и научиться активно их использовать в письменной речи. Вот несколько упражнений, направленных на перевод слова из пассивного лексикона в активный:

Метод записок. Нужно взять карточки, листочки или цветные стикеры. На одной стороне вы пишите слово, которое хотите запомнить, на другой - его значение, синонимы, примеры употребления. Такие карточки можно перебирать дома, в транспорте, на работе. Быстро, удобно и эффективно!

Тетрадь синонимов. Можно взять простую тетрадь или создать электронный документ, куда вы будете записывать слова и ряды синонимов к ним. К примеру, возьмём слово результат. Ряд синонимов к нему: следствие, последствие, след, плод, сумма, итог, вывод, заключение. Нужно помнить, что сюда можно присоединить не только синонимичные слова, но и целые конструкции: таким образом, итак, отсюда можно сделать вывод, мы пришли к тому, что и т.д. Также в подобную тетрадь можно вносить пометки о характере того или иного слова: устаревшее, высокое, просторечие, пейоративное. Если вы пользуетесь электронным документом, то слова на одну тематику можно объединять в отдельные блоки. Кроме того, подобную тетрадь можно также дополнить антонимами.

Тематические карточки. Их удобно использовать, если вы хотите запомнить и перевести в свой активный словарь сразу несколько слов, связанных общей тематикой. Запишите их на одну карточку и прикрепите на видное место. В итоге, если вы вспомнили хотя бы одно слово из карточки, вам неминуемо придут в голову и остальные.

Метод ассоциаций. Старайтесь сопровождать запоминание слов ассоциациями: образными, цветовыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, моторными. Наличие подобной ассоциации поможет гораздо быстрее вспомнить нужное слово. Более того, вы можете зарифмовать важное для вас слово в какой-нибудь короткий стишок или вставить его в глупое и не имеющее смысла, но запоминающееся высказывание.

Изложения и сочинения. Мы привыкли, что изложения и сочинения - это школьные упражнения, и, закончив школу, к ним можно никогда не возвращаться. Между тем, они помогают существенно улучшить писательские навыки и расширить свой активный словарный запас. Изложения подходят для ситуации, когда вы прочитали текст, в котором вам встретилось много незнакомых, но полезных слов. Сделайте краткий письменный пересказ этого текста, используя эти ключевые слова, и они останутся в вашей памяти. Что касается сочинений, то не нужно писать длинные трактаты, достаточно короткого рассказика в пять предложений, в который вы вставляете новые слова.

Календарь памяти. Это график повторения слов, которые вы хотите перевести в активный словарь. Он основан на исследованиях работы человеческой памяти. Учёные давно выяснили, что через неделю человек забывает восемьдесят процентов всей полученной новой информации. Однако этот процент можно значительно сократить, если повторять материал через определённые промежутки времени. Тогда он попадает в долгосрочную активную память. Для этого был разработан так называемый режим рационального повторения. Для удобства приведём таблицу:

  • Первое повторение. Сразу после окончания чтения
  • Второе повторение. Через полчаса
  • Третье повторение. Через день
  • Четвертое повторение. Через два дня
  • Пятое повторение. Через три дня
  • Шестое повторение. Через неделю
  • Седьмое повторение. Через две недели
  • Восьмое повторение. Через месяц
  • Девятое повторение. Через два месяца

Для достижения максимально эффекта желательно не отклоняться от графика. Также лучше всего не пытаться одновременно запомнить большой массив слов. Лучше разбивать слова на маленькие тематические группы и для каждой группы создавать свой календарь повторений.

Кроссворды, языковые игры и головоломки. Отличный способ совместить полезное с приятным: попрактиковать выученные слова и поиграть! Вот несколько наиболее распространённых языковых игр: скрэббл (в русском варианте - эрудит, балда), анаграммы, антифразы, буриме, метаграммы, шляпа, контакт.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

О том, как увеличить словарный запас, сказано и написано немало. Об этом регулярно задумывается большинство образованных людей, даже если их деятельность не связана напрямую с риторикой или ораторским мастерством. Русский язык, богатый и красивый, позволяет людям, владеющим им, излагать свои мысли выразительно, изысканно и разнообразно. Хорошее владение родным языком является серьезным преимуществом в работе, отношениях, в любых коммуникациях с окружающими.

Как пополнить свой словарный запас, какие методики и занятия будут наиболее эффективны? Давайте попробуем разобраться.

Разновидности лексикона

Когда мы задумываемся о том, как расширить словарный запас, важно понимать, что в первую очередь речь идет об увеличении активного словарного запаса.

Активный словарный запас – это те слова, которые мы с вами употребляем в повседневной жизни, общаясь с друзьями, родными, коллегами. Мы произносим их легко и естественно, они прочно встроены в устную и письменную речь. Нам не требуется особенных усилий для того, чтобы подобрать подходящее слово.

Пассивный словарный запас – это слова, значение которых в целом нам понятно и известно, но мы их практически не применяем. Возможно, это неуместно в нашем кругу общения, либо есть еще какие-то причины. Тогда, чтобы вспомнить какое-то слово, нам приходится приложить некоторые усилия.

Внешний словарный запас – это узкоспециализированные термины, значение которых нам не до конца известно. Обычно это слова, которые используются в профессиональной среде, среди небольшого круга людей.

Как правило, у большинства людей активный словарный запас весьма ограничен: хорошо, если сотая часть от всего объема используется в речи. Поэтому когда встает вопрос о том, как пополнить свой словарный запас, это значит, что нужно в первую очередь пополнять запас постоянно употребляемых слов.

Учимся говорить заново

Что мы делаем, когда делимся своими впечатлениями с друзьями или звоним в службу поддержки и не можем подобрать подходящего названия или точно описать свои эмоции или ощущения?

Но мы же с вами договорились, что будем думать о том, как повысить запас слов, верно? Тогда начинаем развивать осознанность:

Рецепт, на самом деле, весьма прост: чтобы научиться красиво говорить, нужно… говорить. Это правда. Учитесь говорить в непосредственном общении. Рассказывайте истории, сюжеты книг или фильмов, новости или впечатления. Старайтесь использовать новые слова, которые не употребляли прежде. Включайте их в свою жизнь осознанно.

  • Пишите письма

Решить задачу о том, как повысить количество употребляемых слов, поможет и письменная речь. Пишите письма. Пишите на форумах или в соцсетях. Пробуйте писать статьи или эссе. Ведите дневник.

Тщательно подбирайте слова и речевые обороты, ищите синонимы – в этом деле важна практика и еще раз практика.

  • Выступайте с речью

Очень хорошо обогатить речь помогают публичные выступления и ответственные разговоры. Сделайте набросок на бумаге заранее. Тренируйтесь, ищите разные варианты, наиболее точно и полно отражающие вашу точку зрения. Если вам предстоит выступать перед большой аудиторией, пусть речь будет яркой и насыщенной, нежели тусклой и безэмоциональной.

  • Учите стихи

Учите наизусть стихи, пересказывайте тексты. Важно не просто рассказать текст, но сделать это максимально близко к стилистике автора, обращая внимание на новые слова и фразеологизмы. Рассказывайте эмоционально, с выражением, тогда и запоминаться новые слова будут легче.

  • Постоянно пополняйте активный и пассивный словарный запас: важно и то, и другое. Слушайте аудиокниги, разгадывайте кроссворды, смотрите полезные образовательные передачи и общайтесь с образованными развитыми людьми.
  • Чтобы лучше запомнить новое слово или оборот речи, создавайте яркий образ, визуализируйте его внутри себя. Слова хорошо запоминаются в связке с другими, в предложениях, а не сами по себе.
  • Записывайте понравившиеся цитаты и выражения. Употребляйте их в своей речи. Главное, чтобы это было уместно.
  • Не употребляйте жаргонных словечек и мата: подходите к вопросу творчески, ищите красочные яркие замены.
  • Не заполняйте кратковременную память бесполезной информацией.
  • Изучайте иностранный язык. Любой. Как ни странно, это позволяет параллельно пополнить активный и пассивный словарный запас родного языка тоже.

Как активировать пассивный набор слов

Пассивный словарный запас пополняется у нас постоянно. В основном это происходит в двух случаях: в то время, когда мы слушаем и когда читаем. Так что его наполнение начинается в самом детстве. Целенаправленно заучивать слова при этом не имеет большого смысла: они так и останутся пассивными.

  • Подбирайте синонимы к словам

Очень хорошо помогает активировать пассивный запас подбор синонимов. Есть целая серия интересных игр, когда какое-то явление или предмет нужно описать словами, исключая употребление привычных и часто употребляемых слов из списка. Можно устроить такие игры в дружеской компании или потренироваться в одиночку.

Полезно составлять списки синонимов. Например, словарь чувств. Выпишите в столбик все известные вам чувства и постарайтесь рядом написать как можно больше синонимов к ним. Конечно, важно не только написать их, но и использовать в своей разговорной и письменной речи.

  • Сочиняйте истории

Еще одно полезное и развлекательное упражнение: сочиняем рассказ при помощи одних только существительных. Или глаголов. Или – самое сложное – прилагательных. Помните? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Как можно продолжить?

Сюда же – прочие варианты: сочинить историю, где слова начинаются на каждую букву алфавита по порядку. Или все слова только на одну букву. Важно при этом, чтобы история была связанной.

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона - свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени - слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение - богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы - везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие - ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.

Всем известная Эллочка из романа «12 стульев» легко обходилась тридцатью словами русского языка, но, судя по всему, большого успеха в жизни так и не добилась. Сколько же слов нам нужно знать на английском, чтобы общаться на бытовые и профессиональные темы? По подсчетам исследователей, около 40 слов составляют необходимый минимум для 50% понимания и говорения в повседневных речевых ситуациях, 400 слов должно хватить для 90% случаев, а 1000 слов обеспечат вам успешную коммуникацию на 95%. Носители языка используют в среднем от 3000 до 20 000 слов, это зависит от образованности каждого конкретного человека и типичных ситуаций, в которых ему приходится общаться. Практика показывает, что для изучающих английский достаточно усвоить 1500-2000 слов, чтобы чувствовать себя уверенно в разговоре. Что касается профессиональных терминов, то они обычно не вызывают затруднений, потому что в большинстве случаев это — интернациональная лексика. Но самое главное — это понимать, что слова должны быть не просто выписаны на красивые карточки и развешаны по всему дому, они должны стать вашими рабочими инструментами. Давайте посмотрим, какие шаги помогут вам прочно усвоить необходимый вокабуляр, то есть запас слов.

1. Читаем внимательно и делаем выводы

Что бы вы ни читали — художественную литературу , новости рынка ценных бумаг или блог по садоводству — обращайте внимание на то, как именно употребляются слова, какие сочетания они составляют. Выделяйте, выписывайте, копируйте то, что кажется вам полезным. Например, вот отрывок из статьи «How to Become an Early Riser» (by Steve Pavlina):

It seems there are two main schools of thought about sleep patterns. One is that you should go to bed and get up at the same times every day. It’s like having an alarm clock on both ends - you try to sleep the same hours each night. This seems practical for living in modern society. We need predictability in our schedules. And we need to ensure adequate rest.

Как мы можем проанализировать то, что прочли?

  • «It seems» — кажется, по-видимому. Просто берем себе на вооружение как вводное слово.
  • «This seems practical» — это кажется практичным. Понимаем, что после «seems» используется прилагательное , и теперь можем говорить по аналогии: «This seems interesting», «This seems stupid», «Your ideas seem nice».
  • «Predictability» — предсказуемость. Если мы знаем, что «predict» означает предсказывать и «ability» — способность, то можем вычислить значение и этого слова.

2. Смотрим видео с субтитрами и без

Ту же самую работу можно проделывать и при просмотре любимых фильмов, сериалов и телепередач . Если вы используете субтитры, вам будет удобнее выписать понравившуюся фразу, если нет — то тренируйте слуховое восприятие, ставьте на паузу и повторяйте вслед за говорящим. Можем порекомендовать отличный ресурс , который предоставляет возможность смотреть сериалы в оригинале с суперполезными субтитрами: при наведении курсора на слово появляется русский перевод. Очень экономит время и улучшает запоминание.

3. Поем любимые песни

Мы уже обсуждали, как песни могут помочь нам в изучении английского. Расширение словарного запаса — одна из задач, где песни могут применяться особенно успешно. Всегда гораздо легче запомнить то, что нравится и что связано с положительными эмоциями. В сети можно найти массу сайтов с текстами песен, например:

Прослушивая любимые песни и подпевая исполнителям, вы усваиваете целые фразы легко и с удовольствием.

4. Берем пример со знаменитостей

Наберите в поиске что-нибудь вроде «Brad Pitt interview» или «chat show with celebrities» и вы получите массу материала для самостоятельной работы. Прочитав или прослушав фрагменты интервью, вы наверняка заметите, что определенные слова употребляются чаще. Например, «amazing» — очень популярное прилагательное для выражения восторга:

  • «You look amazing!»
  • «The film was amazing!»
  • «It was an amazing experience».

5. Осваиваем типичные фразы для стандартных ситуаций

Если вы любите путешествовать, вам наверняка пригодится набор определенных фраз и выражений, которые могут понадобиться в аэропорту , на таможне, в отеле, в магазине и т.д. Как известно, особенным разнообразием такие беседы не отличаются, поэтому для большей уверенности можно выучить несколько мини-диалогов на нужные темы. В этом вам помогут различные интернет-ресурсы, где собраны аудиозаписи и тексты, а также представлены задания к ним. Например, вы можете начать с этого сайта

6. Изучаем слова по темам

Гораздо проще запоминать новые слова, которые связаны между собой по смыслу. Если, например, вы изучаете тему «Food», вам просто необходимо выучить названия разных продуктов, готовых блюд, прилагательных для их описания и т.д. Обсуждая задания с преподавателем, вы сможете активизировать эти слова, т.е. перевести из пассивного запаса в набор «рабочих инструментов». Изучение будет более эффективным, если вы используете разные виды памяти: смотрите картинки, слушаете произношение и повторяете сами. Воспользуйтесь, например, таким ресурсом , который поможет вам сделать все вышеперечисленное и усвоить новые слова с легкостью.

7. Используем словари

В наш век информационных технологий бумажные словари уже непопулярны, а их онлайн-версиями охотно пользуются даже школьники. Начиная с уровня Pre-Intermediate рекомендуется использовать так называемые «English-English dictionaries», то есть не переводить незнакомые слова, а искать их определения на английском. Кроме того, словари могут снабдить вас запасом синонимов, антонимов и идиом, в которые входит данное слово. Согласно Википедии, следующие словари являются самыми полезными и надежными источниками информации:

8. Играем в словесные игры

Кроссворды, «виселица», «Scrabble» и другие игры тоже могут помочь вам обогатить свою речь, потому что благодаря им вы в увлекательной форме вспомните правописание известных вам слов. Кроме того, во многие словесные игры можно играть в веселой компании, совмещая полезное с приятным: изучение английского с дружеским общением. Совет для любознательных: попробуйте поиграть в «Scrabble» с открытым словарем.

9. Вооружаемся девайсами и гаджетами

Писать слова на карточках долго, составлять предложения некогда, а вот смартфоны, айфоны и прочие устройства у нас всегда под рукой. Когда появляется свободная минутка, можно заняться изучением новых слов, и при этом не нужно носить с собой какие-то листочки, распечатки, учебники. Если не знаете, какое приложение выбрать — воспользуйтесь советами от экспертов British Council .

10. Use it or lose it!

Самое главное в освоении лексики — использовать ее в своей речи. Пассивный словарный запас хорош для чтения и слушания, то есть для узнавания слов. Для говорения и письма нам нужно научиться извлекать слова из памяти очень быстро, а это достигается только практикой. По подсчетам исследователей, чтобы слово стало активным в речи, его необходимо употребить в различных контекстах около 17 раз. Поэтому перед занятием ставьте себе задачу говорить больше, чем преподаватель и обязательно использовать новые слова.

Большая и дружная семья EnglishDom

1. Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения крайне желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Я выписываю для себя список новых слов-фраз и потом часто повторяю их в течение следующих уроков. Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

2. Словообразование : суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.
Глаза-глазки-глазик-глазищи.
Кот-котик-котище.

Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

3. Со словообразованием полезно играть, и тогда оно превращается в словотворчество . Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова:
«Сначала я обсупился,
А дедушка насупился.
Потом я обтворожился,
А дедушка встревожился.
А после я обчаился,
А дедушка отчаялся...»

4. Работать со словарём в картинках. О ткрываем словарь, придумываем задание и листаем в поисках подходящих слов. Например, можем спасти заколдованную принцессу. Для этого нам надо приготовить волшебное снадобье. Котёл есть, ложка есть, осталось найти ингредиенты. Что положим в котёл?

5. Правило Монтессори. Д аже малышей надо поправлять: «Это не птичка, это кукушка». «Червяк не идёт, он ползёт». Я знаю, что с этим правилом многие не согласны и считают неадекватным требовать от ребенка конкретики, но правило работает, даже на билингвах.



6. Контролировать взаимозаменяемость слов. Дети никогда не пойдут по пути наибольшего сопротивления. Поэтому одно выученное слово предпочтут использовать вместо пяти других, близких по значению. Есть разница между «мусоркой» и «помойкой». Есть разница между «грустный» и «хмурый». Всё это можно мягко исправлять.

7. Чтение : рассказы, письма, записки. На любом уровне изучения языка. О том, как приучить ребенка к ежедневному чтению, можете почитать з

8. Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото, благо детское лото в 90% случаев как раз основано на такой лексике.

9. Пословицы и поговорки. Их можно специально не запоминать. Достаточно, если они будут регулярно повторяться в родительской речи. Всё как обычно: выбираем на неделю-две всего пару поговорок, вешаем себе напоминалку на видное место, и в подходящий момент не забываем эти поговорки использовать.

10. Подбор однокоренных слов. Включая глаголы и прилагательные.
Стол-столик-столовая-столешница.
Глаз-глазик-глазище-глазеть-глазастый-гл азной.