Врач-эпидемиолог это специалист, занимающийся изучением эпидемий, то есть массовых заболеваний, и мер противодействия им.

В обязанности эпидемиолога входят: анализ эпидемиологической ситуации в отдельно взятом регионе, исследование очагов заражения, разработка мероприятий, направленных на подавление эпидемии и их профилактику в дальнейшем.

Эпидемиологи выполняют контроль над предприятиями общественного питания, работой очистных сооружений и других учреждений, чья деятельность может нанести ущерб здоровью и жизни населения.

В эпидемиологии выделяют шесть направлений:

  1. Эпидемиология инфекционных заболеваний – важнейшая часть общей науки, возникшая одной из первых еще во времена Гиппократа. Занимается изучением путей распространения бактерий и вирусов, в том числе особо опасных, и организует противоэпидемические мероприятия, а также разрабатывает методы профилактики инфекционных заболеваний. Всем известная вакцинация, поставившая заслон эпидемиям особо опасным инфекций – это результат работы специалистов данного направления;
  2. Эпидемиология неинфекционных заболеваний – сферой действия этого направления является изучение и выработка мер противодействия болезням, которые принимают масштаб эпидемий, но не вызываются инфекционными агентами. В качестве примера можно привести сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, рак;
  3. Военная эпидемиология – обеспечивает противоэпидемические меры в отношении армии в военное и мирное время;
  4. Ландшафтная эпидемиология – изучение массовой заболеваемости в каком-либо регионе, связанной с особенностями местности, в том числе обитающих там переносчиков заболеваний. Примером заболевания, которым занимаются ландшафтные эпидемиологи, является клещевой энцефалит;
  5. Экологическая эпидемиология – изучает случаи массовых заболеваний людей, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой. Например, изучается влияние фабричных выбросов на заболеваемость раком легких в определенном населенном пункте;
  6. Фармакоэпидемиология – наука, образованная путем слияния фармакологии и эпидемиологии. В области ее интересов влияние фармакологических препаратов на большие группы людей, оптимизация распределения фармацевтических средств, формирование списков средств первой необходимости и рекомендаций по их применению в зависимости от эпидемиологической обстановки в определенном районе.

В каких случаях обращаются к эпидемиологу?

Врач-эпидемиолог работает с большими массивами информации, не контактируя непосредственно с пациентом. Образно говоря, если врачи других специальностей спасают людей, то эпидемиологи спасают целые популяции.

Наиболее часто в повседневной жизни люди сталкиваются с результатами работы эпидемиологов, проводя вакцинацию – будь то плановая вакцинация детей или антирабические прививки (от бешенства). Но и в этом случае пациент с врачом-эпидемиологом непосредственно не сталкивается.

Эпидемиологическая диагностика объединяет в себе методы изучения процесса распространения заболеваний, факторов, этому способствующих и оценки эпидемической ситуации в определенном районе. Это очень важная задача, поскольку итогом эпидемиологической диагностики является прогноз эпидемической ситуации и разработка мер для противостояния возможным или существующим эпидемиям.

Применяются следующие методы эпидемиологической диагностики:

  • Описательно-оценочные;
  • Анализ информации;
  • Экспериментальные (выдвижение определенных гипотез и их проверка);
  • Прогноз.

Результатом проведенной работы являются:

  • Рекомендации относительно поведения в определенной эпидемиологической обстановке;
  • Выработка мер противостояния массовым болезням (выработка свода правил для врачей относительно лечения того или иного заболевания, принявшего массовый характер);
  • Профилактика эпидемий (включая иммунизацию населения и санитарное просвещение).

Кому-то работа эпидемиолога может показаться скучной и не такой важной, как скажем, работа хирурга, но это далеко не так. Человечество на протяжении своей истории несколько раз буквально стояло на грани вымирания из-за эпидемий – вспомним страшные эпидемии чумы, «черной смерти», выкашивающие целые страны. Для того чтобы это не могло повториться, чтобы не вернулись эпидемии холеры, оспы, дифтерии, трудятся врачи-эпидемиологи.

Новые времена формируют новые вызовы, не давая останавливаться на достигнутом. Победить туберкулез, остановить эпидемию СПИДа, справиться с бичом нашего времени – сердечно-сосудистыми заболеваниями – вот неполный список задач современной эпидемиологии.

Задачи эпидемиологии сводятся к следующим :

  • определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
  • изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
  • выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
  • разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
  • разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс

Предметом эпидемиологии являются:

  • процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции);
  • состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

Эпидемиологический метод - специфическая совокупность приёмов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).

Эпидемиология инфекционных болезней

Эпидемиология инфекционных болезней - это система знаний о закономерностях эпидемического процесса и методах его изучения, а также совокупности противоэпидемических мероприятий и организации их проведения с целью предупреждения заболеваемости инфекционными болезнями отдельных групп населения, снижения показателей заболеваемости совокупного населения и ликвидации отдельных инфекций. По мнению некоторых авторов (Беляков В. Д., Яфаев Р. Х., 1989 г.), предметом изучения эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс , закономерности его развития и формы проявления.

Эпидемиология неинфекционных болезней

Эпидемиология неинфекционных болезней - это наука, изучающая причины и условия возникновения и распространения неинфекционной заболеваемости среди населения для разработки и применения профилактических мероприятий. В эпидемиологии неинфекционных заболеваний выделяются, в зависимости от временной протяженности причинно-следственных связей, обуславливаемых реактивностью и компенсаторными механизмами, пространственное (хорологическое) и пространственно-временное (хронологическое)направления. Эти направления достаточно существенно отличаются своими аналитическими системами и используемыми показателями. Пространственное направление эффективно используется в онкологии, сердечно-сосудистой патологии, эндокринологии и др. сферах. Хроноэпидемиологическое направление как методология и метод фазовопространственного анализа впервые разработано и использовано в психиатрии (В. П. Исхаков, 1972-2010).

Фармакоэпидемиология

В последнее время получила развитие область знаний, происшедшая от объединения фармакологии и эпидемиологии - фармакоэпидемиология . Последняя наука является теоретической и методической основой фармаконадзора, проводимого в РФ, в ЕС и США, а также по всему миру.

Военная эпидемиология

Военная эпидемиология - это раздел эпидемиологии и военной медицины, изучающий вопросы теории и практики противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время. Военная эпидемиология изучает особенности возникновения и развития эпидемического процесса в организованных воинских коллективах с учётом своеобразия их комплектования, возрастного состава, деятельности и быта, разрабатывает методы эпидемиологических обследований и систему войск. Военная эпидемиология тесно связана с общей эпидемиологией, организацией и тактикой медицинской службы, военной гигиеной и военно-полевой терапией (Акимкин В. Г.).

Цель военной эпидемиологии - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск.

Задачи военной эпидемиологии:

  • предупреждение заноса инфекционных заболеваний в войска;
  • предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск;
  • предупреждение выноса инфекционных заболеваний из войск;
  • биологическая защита войск.

Разделы военной эпидемиологии:

  • учение об эпидемическом процессе и особенностях его развития среди личного состава войск;
  • средства и методы противоэпидемической защиты войск;
  • эпидемиологическая диагностика (ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, эпидемиологическое обследование очагов инфекционных заболеваний, санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение);
  • организация мероприятий по противоэпидемической защите войск в мирное и военное время;
  • частная эпидемиология;
  • биологическое оружие и защита от него.

Экологическая эпидемиология

Экологическая эпидемиология - это отрасль общественного здоровья, изучающая экологические условия и опасности, представляющие риск для здоровья человека.

Экологическая эпидемиология:

  • выявляет и измеряет воздействие экологических загрязнителей, проводит оценки рисков и связи;
  • обеспечивает медицинское обследование и наблюдение неблагоприятных для здоровья последствий,
  • также научно обосновывает уровни воздействия таких загрязнителей.

По мнению ряда авторов (Олейникова Е. В., Зуева Л. П., Нагорный С. В., 2009) термин «экологическая эпидемиология» сформулирован в последние два десятилетия на Западе, вначале - как ветвь эпидемиологии неинфекционных заболеваний, затем - как особое научное направление, посвященное изучению, анализу и доказательству зависимости здоровья населения от состояния окружающей среды под названием «environmental epidemiology ».

Предметом экологической эпидемиологии являются массовые экологически обусловленные болезни среди населения. Следовательно, экологическая эпидемиология являются частью науки эпидемиологии, а не «самостоятельной наукой», и не «методологией гигиены» или «экологии», или «общественного здравоохранения», как формулируют её ряд авторов (Ревич Б. А. и др., 2004; Привалова Л. И. и др., 2003).

Ландшафтная эпидемиология

Одним из современных направлений эпидемиологии является ландшафтная эпидемиология (Landscape epidemiology).

Античность

Основоположником науки эпидемиологии считается Гиппократ . До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др. В. А. Башенин в своём учебнике по общей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа». Со времен Гиппократа, то есть около 2400 лет назад, под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы.

Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Ещё в древности возникли две теории развития эпидемии. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ - миазмов , находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии , при которой невозможно проследить заразность больного - непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).

Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum». По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при имевших в те времена широкое распространение нозоформах, таких как чума , оспа и некоторые другие.

Возрождение и Новое время

В эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо . Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни - сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий. Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович (1724-1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий.

Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. Разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.

Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории послужила основой дальнейшего развития науки.

Микробиологические исследования

Следующим, причём решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в., которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук , 1632-1723). Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т. д.).

Английский врач Джон Сноу известен своим расследованием причин эпидемии холеры в XIX веке.

Целью эксперимента, проведённого Сноу, было выяснение путей передачи холеры. Он обратил внимание, что две разные компании снабжали водой один и тот же район Лондона. Обе водопроводные компании забирали воду из Темзы в тех местах, которые могли подвергаться заражению из городской канализации.

Но в 1892 г. после эпидемии холеры, одна из этих компаний, «Ламбет компани», перенесла свою водоочистительную систему выше по течению, туда, где не было лондонской канализации. Другая, «Саутуорок энд Воксхолл компани», оставила всё как было. Обе компании поставляли питьевую воду в один и тот же район города. Часто отдельный дом пользовался источником водоснабжения, которым не пользовались соседние дома. Между людьми, получающими воду из источников различных компаний, нет никакой разницы ни в положении, ни в профессии.

Данные эксперимента оказались грандиозными. Не менее 300 000 людей обоих полов, всех возрастов и профессий, всех уровней и общественных положений - от знати до самых бедных слоев - были разделены на две группы без их ведома и воли.

Одна группа получала воду с примесью лондонской канализации и со всем, что могло попасть в неё от больных холерой, другая же группа получала воду, совершенно свободную от такого загрязнения. Нужно было только выяснить источник снабжения водой каждого отдельного дома, в котором могла произойти фатальная вспышка холеры. Выполнение этой задачи требовало свести воедино информацию двух типов: случаи холеры и источник водоснабжения.

Смертность в домах, обслуживаемых «Саутуорк энд Воксхолл компани», оказалась в девять раз выше, чем в домах, обслуживаемых «Ламбет компани». Более того, последующие эпидемии холеры чётко подтвердили значимость питьевого источника.

В России

Первая мировая война , последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до тех пор распространению различных эпидемий. Так, по далеко не полным данным, заболеваемость (инцидентность) только сыпным тифом в 1919 г. составила 2743, в 1920 г. - 2550 на 100 000 населения.

Эпидемиологии- это наука, которая изучает причины возникновения и распространения любой патологии (или складывающегося состояния здоровья) в популяции, а также разрабатывает в соответствии с полученными данными необходимые адекватные мероприятия. Первоначально предметом эпидемиологии считались любые массовые заболевания - эпидемии,но сейчас Предметом эпидемиологии стал эпидемический процесс, т. е. возникновение и распространение любых инфекционных заболеваний, независимо от количественных показателей этого распространения.

Наряду с этим в соответствии с естественным развитием науки стало формироваться представление о том, что предметом эпидемиологии может быть любая нозологическая форма, независимо от внутренней ее сущности (т. е. не только инфекционная), которая получает распространение среди людей. При такой оценке науки она как бы трансформировалась в методическую основу для всей медицины.

Таким образом, эволюция медицинской науки привела к сознанию, что эпидемиологические исследования являются венцом доказательства причин развития любых патологических процессов среди населения.

Итак, предметом эпидемиологии являются:

Процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции),

Состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

Современная эпидемиология имеет следующие цели:

изучение распространения популяций возбудителей, распределения и масштабов распространения болезней в человеческих популяциях;

получение данных, необходимых для планирования, проведения и оценки мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями (для резкого снижения одних и полной ликвидации других на определенных территориях и в глобальном масштабе);

идентификация этиологических факторов в патогенезе болезней;

Основные задачи эпидемиологии:

изучение распространения заболеваемости в группах населения, установление причинно-следственных связей между заболеваемостью и индивидуальными, временными и территориальными параметрами, т.е. выявление: а) групп риска; б) времени риска; в) территорий риска; планирование, проведение и оценка эффективности профилактических мероприятий по недопущению возникновения инфекционных заболеваний или противоэпидемических для локализации и ликвидации их в случае возникновения, а также для полной ликвидации некоторых из них на определенных административных территориях и во всем мире; определение существующих и будущих потребностей в службах здравоохранения;

разработка критериев, которые могут быть использованы в виде показателей для оценки качества работы служб здравоохранения; определение надежности эпидемиологической информации.

2 Развитие эпидемиологии в стране.Вклад отеч ученых в развитии эпидемиологии.Достижения и проблемы эпидемиологии в борьбе с инфек заболеваниями.

Эпидемиология - наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики. С древних времен существовало 2 теории возникновения заболеваний: Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий

является проникновение в организм людей неких веществ - миазмов,находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах, Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович(сторонник 2-ой теории), Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы.Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. К. сожалению, разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.

Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д)

Существенный вклад в изучение эпидемий и в борьбу с ними внесли отечественные медики. Это было обусловлено историческими особенностями развития общества в России: частые войны на территориях с природной очаговостью, низкий экономический уровень и даже нищета значительной части населения - неизбежно вели к возникновению и распространению эпидемий многих заразных заболеваний.

В 1920 г. В Одессе была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организатор Д. К. Заболотный, который осуществил неоднократные, причем весьма успешные экспедиционные исследования в очагах чумы. Ему принадлежит открытие наличия природных очагов этой болезни. Д. К. Заболотный написал первый учебник по эпидемиологии, создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский,М. Н. Соловьев. Заболотный по праву считается основоположником советской эпидемиологии.

Громашевский, сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи. Е. Н. Павловский создал теорию природной очаговости ряда

инфекционных заболеваний, согласно которой обеспечивается стойкое сохранение

возбудителя.

В. А. Башенин (1882-1977), соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпидемиологию как науку, предназначенную для изучения всех заболеваний, а не только инфекционных. А. А. Смородинцев открыл очаги японского энцефалита в стране, руководил изучением этиологии, клиники и эпидемиологии геморрагической лихорадки с почечным синдромом в очагах, впервые обнаруженных в стране, установил вирусную природу заболевания, доказал роль мышевидных грызунов как источников инфекции. Кроме того, он создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого и японского энцефалитов, кори, паротита,краснухи. В. М. Жданов сформулировал стройную систему понимания эволюции заразных заболеваний, значительны его успехи в эпидемиологии вирусных инфекций. В. Д. Беляков(1921-1997) создал теорию саморегуляции эпидемического процесса.

В настоящее время в России в отношении многих нозоформ сложилась благоприятная ситуация, хотя проблем еще достаточно. сравнительно высокая заболеваемость острыми кишечными инфекциями, гриппом и ОРЗ, вирусными гепатитами В и С, отдельными природно-очаговыми нозоформами, ВИЧ-инфекцией.

эпидемиология, которая изначально сформировалась как наука об эпидемиях, т. е. массовом распространении заболеваний, постепенно трансформировалась в науку об эпидемическом процессе , т. е. она стала изучать не только эпидемии, но и выяснять причины возникновения единичных или небольшого числа заболеваний.

Если ранее основное внимание уделялось острым инфекционным заболеваниям, то в последние годы оно все более смещается в сторону хронических болезней (хронические вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, остеопороз и т. д.).

Наряду с этим, в последние десятилетия интенсивно развивается популяционный подход во многих частных медицинских науках. Популяционный подход означает изучение болезней (патологических состояний) среди людей. Именно эпидемиологические популяционные исследования продемонстрировали связь между воздействием ионизирующей радиации и определенными формами рака, между употреблением больших доз кофе и развитием ишемической болезни сердца, между курением и развитием рака легкого и т. п.

  • Эпидемиология (др.-греч. ἐπιδημία - имеющая всенародное распространение; λόγος - учение) - общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость - совокупность случаев болезни на определённой территории в определённое время среди определённой группы населения.

    За весь период развития после бактериологических открытий эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах ликвидации его и его профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных заболеваний. Наиболее представительным эпидемиологическим исследованием, которое оценивает эпидемиологию как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, является проводимое под эгидой Всемирной организации здравоохранения исследование Global Burden of Disease. В настоящее время завершается его очередной этап, позволяющий оценить встречаемость, распространённость и летальность основных групп заболеваний во всем мире и отдельных регионах за период 1980-2010 гг.

    Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними.

    Задачи эпидемиологии сводятся к следующим:

    определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;

    изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);

    выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;

    разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

    Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, закономерности его развития и формы проявления.

    Предметом эпидемиологии являются:

    процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции);

    состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

    Эпидемиологический метод - специфическая совокупность приемов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (от греч. epidemia-эпидемия и logos-учение), учение об эпидемиях, наука, ставящая своей задачей изучение законов возникновения, развития и угасания эпидемий. В этом смысле слово Э. полностью вытеснило старое слово «лоймология», обозначавшее прежде в более широком понимании учение о заразных б-нях, а в более узком-учение о чуме. На основе изучения законов движения эпидемий Э. делает определенные практические выводы, заключающиеся в разработке рациональных мер борьбы с распространением заразных б-ней. Э. подобно другим наукам возникла и развилась исторически из непосредственных практических мероприятий, предпринимавшихся людьми в целях борьбы с заразными б-нями. Все эти практические мероприятия, до тех пор пока они не были систематически критически обработаны современной наукой, в соответствии с различными представлениями о сущности заразных б-ней, господствовавшими в разные исторические эпохи, в большинстве случаев были или просто нелепы (сжигание «ведьм», мистические таинства, жертвоприношения) или носили сугубо эмпирический, мало рациональный характер (напр. прививки человеческой оспы детям с целью предохранения от заболевания ею в более позднем возрасте, применявшиеся с давних пор в Китае, древнееврейское законодательство, запрещавшее употребление в пищу отдельных видов мяса для устранения нек-рых связанных с ними б-ней, средневековые 40-дневные карантины для недопущения завоза чумы в Европу и пр.). Среди всего материала этого периода мы лишь редко встречаемся с правильными эпидемиологическими взглядами, сохранившими свое значение до наших дней. Революция в области Э. произошла лишь во второй половине 19 в., в связи с установлением и научным подтверждением того взгляда, что в основе заразного (инфекционного) заболева- ния всегда лежит проникновение в организм человека или животного специфического возбудителя этого заболевания. С этого момента открылась впервые возможность поставить борьбу с заразными б-нями на рациональную почву, причем богатейший опыт крайне успешного развития противоэпидемических мероприятий в сравнительно короткий срок дал возможность сделать ряд ценнейших обобщений и открыть ряд законов, вскрывающих сущность развития эпидемий отдельных инфекционных б-ней, а путем обобщения этих частных законов установить еще более общие законы данной науки. Наряду с этим Э. накопила чрезвычайно богатый фактический материал, касающийся как вопроса о передаче инфекции от индивидуума к индивидууму, так и условий массового (эпидемического) распространения инфекционных б-ней. В результате мы имеем возможность говорить уже в наст, время об общей Э. как той части науки, к-рая изучает наиболее общие законы эпидемий, и о частной, или специальной Э., которая занимается особенностями эпид. распространения отдельных заразных б-ней. Как та, так и другая часть науки в свою очередь подразделяется на 2 отдела: один, изучающий собственно законы эпид. развития (теоретический), и другой,-на основе установления этих законов вырабатывающий наиболее рациональные меры противоэпидемической борьбы (практический). Еще почти до конца 19 в. в Э. пользовалась большой популярностью т. н. локалистическая школа, во главе к-рой стоял один из крупнейших гигиенистов второй половины 19 в. Пет-тенкофер. Отдельные элементы его учения, б. или м. приспособляемые к современным взглядам, еще и до сих пор поддерживают немногочисленные ученые (см. Почва). Хотя сущность этого учения, пытавшегося свести эпидемиологические законы к местным свойствам почвы, и оказалась по всеобщему почти признанию ошибочной, тем не менее в свое время учение Петтенкофера сыграло большую полезную роль в деле оздоровления условий жизни множества городов Зап. Европы, поскольку под его влиянием города эти получили удовлетворительные условия их благоустройства, канализации и водоснабжения. По мере развития микробиол, взгляда на природу заразных б-ней все более и более укреплялась другая научная эпидемиологическая школа, идейным вдохновителем к-рой по праву считается другой крупнейший германский гигиенист, Р. Кох. Это учение, в общем исходившее из правильного по существу взгляда об этиологической (причинной) связи момента проникновения микроба в человеческий организм и факта заболевания последнего, приняло однако несколько упрощенную схему данного процесса. Получившее название контагионистского, учение Коха считало, что проникновение возбудителя в человеческий организм является не только обязательным предварительным условием, но и вполне достаточным моментом, чтобы вслед за этим неизбежно наступило заболевание. Углубленное изучение развития инфекционного процесса в человеческом организме в связи с ответными реакциями последнего на проникновение в него возбудителя и условий массового (эпидемического) распространения инфекционных заболеваний среди человеческого населения при разных условиях хотя и подтвердили в основном первоначальную установку Коха, но значи- тельно уточнили понимание этого процесса, внеся в него целый ряд дополнительных, ранее совершенно не учитывавшихся моментов. Изучение вопросов восприимчивости и иммунитета, открытие явлений бацилоношения и роли высших животных (в частности грызунов) и насекомых в распространении заразных б-ней, современное понимание значения соц. моментов в деле распространения эпидемий, открытие ряда «новых» (до того неизвестных) заразных б-ней, наряду с перспективами и даже реальными достижениями на путях ликвидации ряда других,- все эти вопросы, проработанные за последние 3-4 десятилетия, представляют ряд животрепещущих проблем, открывших перед данной наукой совершенно исключительные горизонты как теоретические, так и практические.- Ставя своей.задачей изучение законов распространения эпидемий заразных болезней и разработку мер борьбы с их распространением, Э. по своему характеру, содержанию и методике значительно отличается от большинства общеизвестных практических «медицинских», в прямом смысле этого^ слова (т. е. лечебных), дисциплин. В то время как эти последние имеют дело с индивидуумом, Э. всегда имеет в виду коллектив, к-рому грозит распространение в его среде эпидемии, причем устранение этой угрозы достижимо лишь мерами, охватывающими весь коллектив и в значительной степени направляемыми на окружающую его среду. Эти особенности Э. заставляют квалифицировать ее как науку: ^профилактическую, т. е. преследующую цель предупреждения, и 2) организационную, т.е. использующую в качестве основного метода своей работы приемы организационного характера. В процессе своей организационной деятельности Э. применяет и целый ряд специальных, ею разрабатываемых технических противоэпидемических приемов, куда относятся напр. дезинфекция, прививочное дело, изоляция б-ных, обезвреживание здоровых носителей инфекций и пр. Как практическую, так и теоретическую свою часть Э. разрабатывает при содействии ряда смежных дисциплин, среди к-рых наибольшую роль играют микробиология, клиника и пат. анатомия заразных б-ней (см. Инфекционные болезни), но наряду с ними огромную роль в разработке эпидемиологических проблем играет также санитарная статистика. Соответственно указанному Э. использует довольно широко основные методы, применяемые при научном исследовании вообще. Экспериментальный метод нашел чрезвычайно широкое и плодотворное применение при разрешении громадного количества частных вопросов, правильное разрешение к-рых чрезвычайно содействовало прогрессу Э. Этот метод в основном применяется в форме единичного лабораторно-бактериологического эксперимента на животных, в отдельных случаях и на людях, в последнем случае обычно экспериментаторами на самих себе или на своих сотрудниках и других лицах, добровольно предоставляющих себя для этой цели. При разрешении нек-рых вопросов применяются также эксперименты физического (напр. при изучении процессов т. н. «капельной» и «пылевой» инфекции) или химического (напр. при изучении дезинфекционных процессов) характера и пр. За последнее время рядом авторов (Топлей, Вебстер, Флекснер, Нейфельд и др.) был разработан новый метод массового лабораторного эксперимента на животных, получивший методологически ошибочное название «экспериментальной эпидемиологии». Само собой понятно, что основное явление, к-рое служит объектом изучения Э., а именно эпидемия, т. е. массовое распространение заразной б-ни среди человеческого населения, никак не может быть воспроизведено в форме эксперимента. Потому Э. наряду с экспериментальным методом широко использует также метод наблюдения во всех тех его формах, в которых его можно применять к процессам соц. порядка, какими в значительной степени являются эпидемии, развивающиеся в человеческом обществе. Сюда относятся: 1) статистический метод, особенно в его современной разработке (вариационная статистика) достигший весьма большой точности; 2) метод непосредственного наблюдения, в свою очередь применяемый в форме наблюдения за ходом эпидемии в целом, в форме эпидемиологического обследования очага и наконец в форме наблюдения за отдельными случаями заражения. Только совместное использование всех перечисленных методов обеспечило Э. тот громадный прогресс и практические достижения, к-рые характеризуют историю этой науки за последние десятилетия. Но отсюда понятно также, насколько беспомощными при разрешении очередных эпидемиологических задач оказываются те исследователи, которые пытаются основывать свои выводы, относящиеся к процессам эпидемиологического порядка, на изолированном применении лишь одного метода (б. ч. это наблюдается в форме исключительного использования или одного экспериментально-бактериологического или статистического метода)." Несмотря на значительные успехи Э. и развитие ее в самостоятельную обширную и практически важную дисциплину, она до сего времени не нашла себе полноправного места в программе высшей медицинской школы. В заграничных мед. факультетах Э. часто преподается в виде необязательных приват-доцентских, иногда доцентских курсов; лишь в некоторых американских мед. школах организованы кафедры Э. В СССР первая кафедра Э-была организована в Одессе в 1920 году, первым заведующим этой кафедрой был в течение 1920-22 гг. академик Д. К. Заболотный. Кафедра эта разработала подробную программу курса и методику преподавания Э. С организацией в СССР сан.-проф. факультетов в учебный план последних Э. вошла в качество обязательного предмета. Распространенность Э. как практической дисциплины, находящей себе применение в системе органов здравоохранения, довольно широка как в других странах, так и в СССР. Врачи-эпидемиологи являются неотъемлемым звеном в каждой сколько-нибудь развитой сан. организации; элементы эпидемиологической практической работы в форме прививочного, дезинфекционного дела и т. п. должны составлять неотъемлемую часть работы каждой, даже самой примитивной, ячейки здравоохранения, а внедрение эпидемиологического, т.е. активно-действенного и основанного на данных современной науки, оздоровительного направления в работу всех бактериологических и лечебно-профилактических учреждений (стационарных и амбулаторных лечебно-профилактических учреждений, лабораторий, малярийных и пастеровских станций и пунктов и пр.) составляв"]" общепризнанную и важную очередную задачу. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________* __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 523ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ534 Органами научно-исследовательской работы в области эпидемиологии в СССР служит сеть специальных институтов (подробнее см. Бактериология): Центральный ин-т эпидемиологии и микробиологии в Москве и свыше 35 аналогичных институтов на периферии в пределах РСФСР, 6 ин-тов того же характера в УССР, 3 и ЗСФСР, 2 в БССР и по одному в Узб. ССР, Туркм. ССР и Тадж. ССР.-Периодическая литература, специально занимающаяся вопросами Э., представлена в РСФСР тремя журналами: 1) «Журнал эпидемиологии и микробиологии», выходивший в Москве с 1932 г. и являвшийся продолжением эпидемиологической части журнала «Гигиена и эпидемиология», выходившего по 1931 г., с 1935 г. стал ивдаваться под наименованием «Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиоло-гии>; 2) «Вестник микробиологии, эпидемиологии и паразитологии», выходящий в Саратове; 3) Журнал «Медицинская паразитология и паразитарные болезни», в Москве, занимающийся гл. обр.вопросами малярии и гельминтологии; является продолжением б. «Журнала тропи-ческоймедицины».ВУССРвыходитжурнал«Про-филактическаямедицина»(с 1929 г.наукр. яз.). Из остальных журналов многие уделяют место отдельным эпидемиологическим статьям. (См. также данные о периодической литературе в статьях Бактериология и Инфекционные болезни.) Лит.: ГотштейнА. иДобрейцер И., Учение об эпидемиях, М., 1933; Громашевский Л., О преподавании эпидемиологии на медфакультетах, Прсфил. мед., 1928,^9-10;он же, К построению программы курса общей эпидемиологии, Журн. эпидемиол. и микробиол., 1932, ■№ 3-4; Заболотный Д., Основы эпидемиологии, ч. 1, Л., 1927; Мюллер П., Лекции по общей эпидемиология, II., 1917; Сталлибрасс К., Осноеы эпидемиологии, М.-Л., 1936 (лит.); Abel К., tjberblick uber die geschichtliche Entwieklung der Lehre von der Infection, Immunitat und Prophylaxe (Hndb. d. patho-genen Mikroorganismen, hrsg. v. W. Kolle, R. Kraus u. P. TJhlenhuth, B. I, Jena-В.-Wien, 1927); Dopter et tie La vergn e V., Epidemiologie (Traite d"hygiene, eons la dir. de L. Martin et G. Brouardci, f. XIX-XXI, P., 1925-27); G111C, Genesis of epidemics, L., 1928; Gottstein A., Die Lehre von den Epidemien, В., 1929; H ii b e n e г Е., Allgemelne Epidemiologie und Immunitat (Wevl"s Handbuch der Hygiene, hrsg. v. A. Gartner, B. VІII, 1. Abt., Lpz., 1918); Kisskalt K., Allgemeine Epidemiologie (Handbuch d. pathogenen Mikroorganismen, herausgegeben v. W. Kolle, R. Kraus u. P. Uhlenimth, B. Ill, Jena-Berlin-Wien, 1928, лит.); Seligmann E., Seuchenbekampfung, В., 1928; V a u -gb an V., Epidemiology and public health, v. I-II, L., 1922-23.Л. Грпмаше,»". r.mi.