Чтобы перевозить тяжелые грузы, была выведена едва ли не самая массивная порода лошадей, получившая название – тяжелоупряжная, а в просторечье именуемая «тяжеловоз». По задумке селекционеров, владимирская тяжеловозная порода лошадей должна была усовершенствовать другие виды, однако ее качества оказались настолько уникальными, что она заняла свою нишу и в ряду пород, и в практическом применении. В крестьянском хозяйстве тяжеловоз пришелся весьма «ко двору».

Исторические факты

Владимирских тяжеловозов вывели во Владимирской и Ивановской областях, что находятся к северо-востоку от столицы Российской Федерации, выводили животных на основе клейдесдалей. Желая добиться в итоге отличного качества тяжелой и рабочей лошади, из Великобритании и Франции завезли специальным образом для процесса скрещивания с местными кобылами, жеребцов разной породы.

Аграрная промышленность начала ХХ века своей продуктивностью во многом обязана именно этой породе. До «железного коня, пришедшего на смену крестьянской лошадке», тяжелоупряжная была незаменима везде, где требовалась сила для перевозки тяжелых грузов. Хотя в дальнейшем, тотальное внедрение промышленных технологий и машин подвинуло тяжеловоза с его привычного лидерства в грузоперевозках, все же он повсеместно остается довольно востребованным по своему прямому назначению.

Самое огромное влияние на возможность выведения новых владимирцев, оказали клейдесдали Глен Альбин, Лорд Джеймс и Бордер Бранд. В итоге процесса по скрещиванию возникла довольно-таки пригодная порода лошадок. Уже в 1946 году, породу лошади владимирского тяжеловоза, стали считать настоящей породой. Основным преимуществом владимирских тяжеловозов является факт раннего взросления жеребцов. Ведь уже к трем годам эти красавцы, целиком и полностью готовы к процессу размножения.

И они довольно-таки плодовиты, а так же способны отличным образом вести свою главную работу. Однако есть и то, что считается недостатком прекрасной породы. И это, именно невероятно длинная спина, коей обладают некоторые лошади. Она ничуть не оказывает положительного влияния на увеличение силы. К тому же, плоская грудная клетка с боков, что в противоположность хорошей крутореброй, способной обеспечить работу легких, что была бы с максимальным уровнем отдачи.

Владимирский тяжеловоз

Характеристика

Лошадь владимирский тяжеловоз представляет собою наиболее крупную породу из всех существующих Российских тяжеловозов. Интересно, что вес жеребцов составляет приблизительно 758 кг. И в обхвате груди они достигают целых 207 сантиметров! Кобылы не так уж сильно отличаются собственными параметрами. Обхват груди равняется 196 см, а вот вес их – 685 кг. Самой распространенной является именно гнедая масть. Но могут быть так же, рыжими либо вороными.

А еще они бывают с белоснежными отметинами на голове и ногах. Представители владимирских тяжеловозов обладают горбатым профилем, длиннющей крупной головой, длинной и мускулистой шеей, ярко выраженной холкой, длинной и широкой спиной, широкой грудью, длинным и наклонным крупом, а так же длинными ногами. В 1952 году имели честь быть зарегистрированными еще две иных породы русских тяжеловозов. Одну из них вывели примерно сто лет назад на основе арденов.

А вот вторая, была выведенной на основе местных кобыл и брабансонов. Две породы лошади данные отличает их удивительное долголетие и скорый темп роста. Их ранее называли русскими арденами (то есть схожими, с одними из самых лучших тяжеловозов в мире).

Внешний вид

Основная особенность владимирской, как породы, - это ее довольно большие габариты. Вес этой лошади около 900, но может достигать и 1200 кг. Высота в холке (рост) достигает 175 см. Обхват грудной клетки – около 2 метров. Пясть, как для тяжеловоза длинная, до 30 см.

Массивный череп выпуклого профиля, длинная, полная шея. Широкое туловище с косыми лопатками и развитыми длинными ногами снабжен великолепной мускулатурой, явственно выделяющейся на спине и крупе лошади.

Среди преобладающего гнедого и рыжего окраса, попадаются тяжеловозы бурой и вороной масти. Внизу ног внешний вид этой породы подчеркнут широкими белыми «чулочками».

Среди заводчиков тяжеловозов Владимирская порода лошади очень ценится и считается весьма престижной для разведения. Основное преимущество этой породы, конечно же, в силе, о чем красноречиво говорит его внушительный экстерьер. Однако достоинства гиганта не ограничиваются лишь этим.


Хорошие физические данные

Вобрав в себя лучшие параметры других пород, Владимирская тяжелоупряжная являет собой сочетание усердия и энергичности с изысканностью и грациозностью. Универсальной эту породу делает огромная физическая мощь наряду с красотой хода, достойной элитных скакунов.

Недостатки

Наряду с плюсами, конечно же, не без минусов. Основные из которых – мягкая спина неглубокого корпуса и плоские ребра, что не сместит эту породу, наряду с Суффолькским и Шайром, с мирового лидерства по физическим кондициям.

Учитывая размеры, Владимирский тяжеловоз должен был бы иметь такие недостатки, как небольшую скорость и неповоротливость. Но преодоление за пять минут, с нагрузкой в 1500 кг двух километров, говорит об обратном.

Конечно, владимирская тяжелоупряжная порода лошадей не сможет конкурировать по скорости с чистокровной Английской или Ахалтекинцем, но совокупность всех ее качеств делает эту породу гораздо достойней.

На примере Владимирской породы коня можно сказать, что по внешнему облику лошади не стоит судить о ее нраве. Внушительный и грозный вид никак не отображает спокойный, покладистый характер что кобыл, что меринов. Обычно не возникает трудностей ни в общении с хозяином, ни в запряжке, кроме случаев плохого обращения человека с лошадью.

Большим плюсом породы лошади является быстрая адаптация к среде проживания и рабочим условиям. В силу энергичности породы, молодняк иногда может показывать норов, не слушая хозяина, но доброе отношение и ласка поправят дело. Подружившись, лошадь проявит себя, как добрый и преданный работяга.


Покладистый характер

Особенности

Время года и капризы погоды никак не влияют на отношение «Владимирца» к работе.
Он будет одинаково усерден и в снег, и в дождь, и в жаркий полдень.

Такой уникальный вид коня закономерно используют для селекции, в результате которой Владимирский тяжеловоз стал прародителем других пород тяжелоупряжных лошадей. Он передал им свои лучшие качества – огромный рост с горой мышц, неустанность и усердие в работе, большую физическую силу наряду с энергичностью. Селекционеры задумываются о выведении на основе Владимирской – идеальной лошади, которая воплотила бы в себе лучшее от всех пород чистокровных лошадей.

В наше время физические и психологические особенности «Владимирца» привлекают эту лошадь в самые разнообразные сферы деятельности. Сила, уверенность, проворство позволяют использовать его даже в охоте.

Основной пункт содержания лошади всякой породы – ежедневный уход за ней. Это подразумевает правильное кормление, чистку, отдых. И для каждой породы – свои особенности ухода.

Тяжеловоз, учитывая его физические кондиции и объем работы, для которой он создан, особенно остро нуждается в зерне и витаминах, как дополнении к основе его меню – свежей и сушеной траве. Чтобы не навредить желудку, с зерновыми нужно быть умеренным, но и здесь владимирская тяжелоупряжная порода лошадей вынуждена потреблять в полтора раза больше зерна, чем иные породы. Также и с витаминами, которые во избежание заболевания лошади, поддерживают крепкий иммунитет и нужное количество необходимых веществ в организме. Чистый воздух в большом количестве – еще один немаловажный аспект ухода за тяжеловозом и составляющая его плодотворного труда.

А труд – его главная ипостась, поэтому «Владимирец» чаще, чем другие, должен осматриваться медиком. Не реже пяти раз на год.

Что касается водных процедур, то зима - это время, когда мойка – табу. Лошадь нужно тщательно чистить. Летом же, после работы, умеренный «душ» нехолодной водой просто необходим. Красота, сила, многогранность и уравновешенность – то, что выделяет из ряда пород владимирскую тяжелоупряжную.

Масть: рыжая, гнедая, вороная
Происхождение: Россия
Высота в холке: 1,55 - 1,65 м

Владимирская порода была зарегистрирована в 1946 году. Она была создана в ходе работы Гаврилово-Посадского племенного рассадника лошадей.
Владимирская тяжеловозная порода была выведена в результате скрещивания местных пород с шайрами и клейдесдалями. Главную роль в формировании новой породы сыграли клейдесдали, из которых самыми знаменитыми были Бордер Бренд, Лорд Джеймс и Глен Албин, которые стали родоначальниками породы.


Владимирская порода лошадей отличается плотной конституцией подвижностью, легкими движениями на рыси и шагу, энергичным темпераментом. Масть в основном гнедая, реже вороная, зачастую с крупными отметинами на голове и ногах. Хвост, грива и челка пышные, густые.


История создания породы.
На землях Владимирского ополья издревле славились хорошие рабочие лошади. В таких крупных промышленных городах, как Москва, Ярославль, Владимир, был большой спрос на крупную тягловую лошадь, а для работы на достаточно плодородных, но тяжелых почвах она должна была быть выносливой и сильной.


В первой четверти XVIII в. в Гаврилово-Посаде был основан государственный конный завод, в котором стали выращивать тяжело упряжных лошадей. Улучшению местного поголовья поспособствовало создание Гаврило-Посадской государственной заводской конюшни (ГЭК) в 1886 году. Изначально она была укомплектована жеребцами рысистого и верхового направления.


Потом начали поступать жеребцы тяжелоупряжных пород - першероны, ардены и суффольки. Но с 1901 года их вытеснили клейдесдали, с 1910 года - шайры. Жеребцами этих пород покрывали местных крестьянских кобыл.


С этого периода на 98 совхозных и колхозных конефермах начата племенная работа по закреплению признаков полученного нового вида тяжеловозной лошади путем воспроизводительного скрещивания. Итогом работы стало выведение новой тяжело упряжной породы лошадей, получившей название владимирский тяжеловоз.


Современные представители владимирской породы отличаются довольно крупным ростом, гармоничным телосложением, крепкой конституцией, хорошо развитой мускулатурой и энергичным темпераментом. Голова длинная, с выпуклым профилем, мускулистая шея, длинная, хорошо выраженная холка, длинная широкая спина и круп.


Ноги у них правильно поставленные, хорошо развиты суставами. Промеры жеребцов (см): косая длина туловища - 173, обхват груди - 207, высота в холке -165, пясти - 24,5; их живая масса 760 кг.


Владимирские тяжеловозы очень выносливы и неприхотливы, от других тяжеловозов они отличаются значительной энергичностью и подвижностью. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный владимирским тяжеловозом, является также абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород.


Для тяжелых полевых и хозяйственных работ, а также перевозки крупных грузов была специально выведена массивная порода лошадей, которая получила название тяжелоупряжная. В народе таких животных именуют "тяжеловозами" и самая известная из них - владимирская гнедая. Этот конь обладает уникальными природными данными и отличительными внешними чертами, его универсальность используют в сельском хозяйстве и других отраслях.

Владимирский тяжеловоз - история появления отечественной породы

Во времена российской империи встал вопрос о необходимости выведения особенной породы лошадей, которая будет справляться с большими нагрузками. В этот период всю тяжелую работу выполняли в основном обычные, хоть и выносливые и сильные виды этих животных, и все они происходили преимущественно из Владимирской области, а именно в Гавриловом Посаде.

В конце 18 века там же начали активно заниматься разведением тяжелоупряжных коней. Для этого из Европы завезли соответствующие породы - бельгийских арденов, французских першеронов, английских суффольков и шайров. Чуть позднее в селекции стали применять и шотландских клейдесдалей. Вся работа специалистов сводилась к скрещиванию этих иностранных видов с местными, беспородными кобылами, которые и сами отличались мощными физическими данными и выносливостью.

Однако, селекция на протяжении десятилетий носила несистемный и несколько хаотичный характер, появлялись интересные помеси, но полноценной породы вывести не удавалось. Произошло это уже во времена Советского Союза, когда Гавриловский Посад был переименован в Госплемрассадник, и перед новыми учеными поставили четкую задачу по систематизации и типизации имеющихся в архиве наработок. И вот в 1946 году была официально зарегистрирована новая порода - Владимирский тяжеловоз.

Эти лошади на долгие годы стали незаменимыми помощниками в сельском хозяйстве и армии. Особую роль они сыграли и в восстановлении страны в послевоенные годы, в то время, когда катастрофически не хватало тяжелой техники, тракторов и машин. И хотя в 60-е началась активная механизация всех отраслей, массивные и в то же время грациозные животные использовались по прямому назначению до начала 70 годов, а в некоторых хозяйствах они присутствуют и по сей день.

Характеристика и описание тяжелоупряжной лошади

Внешне это животное практически не отличается от своих иностранных прародителей. Они крупные, мощные, высокие, и описание их габаритов превосходит абсолютно все другие тяжелоупряжные породы, которые также были выведены во Владимирской, Ивановской, Смоленской и других областях страны.

Рост и высота в холке в среднем 165-167 см. Обхват груди от 190 до 210 см. Вес взрослых жеребцов достигает 760-780 килограммов, кобылки весят 585-600 кг. Для лошадей характерна крупная голова, выпуклый профиль, мощная шея и длинная спина с широкой поясницей. Основной отличительной чертой породы являются мощные, костистые ноги с почти идеальной и грациозной постановкой. А пышная растительность в нижней части конечности говорит об активном применении при селекции шотландских и английских пород.

Абсолютное большинство владимирских тяжеловозов относят к гнедой масти, хотя ранее встречались и представители вороных и рыжих коней. Шерсть животных очень густая, особенно на гриве и хвосте, при этом довольно короткая, на вид лошади словно большие плюшевые игрушки, такие ассоциации часто возникают у тех, кто их впервые увидел.

Все «владимирцы» активные и энергичные, при этом в характере преобладает дружелюбие и покладистость. Несмотря на огромные размеры, созревают жеребцы быстро и к 3 году жизни полностью готовы к размножению. К этому же возрасту их уже используют на сельхозработах или в качестве надежного гужевого транспорта.

Обзор характера и рабочих данных животных

Такой вид животных выводят исключительно для тяжелых физических работ. Согласно официальным и зарегистрированным данным, тяжеловоз легко преодолевает рысью расстояние в 2 километра с грузом 1,5 тонны за 5-6 минут. Тот же километраж она проходит с 4,5-тонной повозкой с помощью шага за 12-13 минут.

Эти показатели экспериментальные, рядовых лошадей не подвергают столь значительным нагрузкам, хотя их потенциал и возможности очевидны. Еще одной особенностью является упорство и преданность этих животных своему хозяину. Им безразличны погодные условия, если они получают установку, то перевезут груз и в дождь, и в стужу, и в невыносимый зной.

Но помимо выносливости тяжелые владимирцы отличаются неприхотливостью в уходе, и это также было частью стратегии по их выведению.

Необходимо было вывести не просто крупных животных, но и сделать так, чтобы они спокойно питались низкими по качеству кормами и продуктами.

Несмотря на грозный вид, большинство обладает покладистым и очень спокойным характером. Трудности в общении могут возникнуть только с молодняком, жеребята частенько демонстрируют свой нрав, но ласка и правильное отношение быстро корректируют их поведение.

Преимущества и недостатки породы в различных условиях

Как и любая другая видовая лошадь, владимирский тяжеловоз имеет свои достоинства и недостатки, хотя первых качеств гораздо больше.

Среди наиболее очевидных и характерных плюсов этой породы выделяют такие, как:

  • Высокая работоспособность. Ни одна лошадь другой породы не справится с таким количеством груза и не сможет обработать сложные почвы так, как это делает техника или "владимирцы", которые до сих пор успешно заменяют тяжелые машины в некоторых частных хозяйствах.
  • Выносливость. Конечно, тягаться в скоростных качествах с алхатекинцами или чистокровными жеребцами английских пород эта лошадь не сможет, но по части выносливости она превосходит их в разы. Она легко пройдет вдвое большее, чем остальные расстояние с телегой или санями и сделает это в любых климатических условиях.
  • Неприхотливость в уходе. В сравнении со своими прародителями европейских тяжелоупряжных пород "владимирец" довольствуется низким по качеству кормом и элементарными условиями содержания.

Наряду с рабочими особенностями эти лошади обладают красивым и интересным внешним видом. Пышная грива вкупе с грациозными "кисточками" на конечностях и мощный корпус, который придает этим коням брутальности, а красота хода является дополнительным шармом этих прекрасных животных. Особенно интересно смотрятся тяжеловозы, запряженные в украшенные кареты, с ними очень любят фотографироваться и помещать их образ на открытки.

Среди недостатков коневоды выделяют низкие верховые качества из-за больших габаритов и невысоких скоростных способностей. Но выращивают эту породу совершенно для других целей, и эти минусы с лихвой покрываются вышеперечисленными плюсами.

Правильный уход и содержание лошадей этой породы

"Владимирцы" хорошо адаптируются к условиям проживания и не требуют особенного отношения при содержании. За это их ценят в среде коневодов и любителей. Но чтобы жеребцы и кобылки были здоровыми и преданно выполняли свои функции, им необходимо обеспечить максимально возможный в конкретных условиях комфорт и сбалансированный рацион питания.

Лошади всегда должны быть ухоженными и чистыми. Регулярные прогулки и свежий воздух обязательны при выращивании этой породы. Они очень энергичны и подвижны и изначально создавались для тяжелого физического труда, поэтому им необходимо давать возможность выплеснуть свою энергию под определенными нагрузками. Нельзя, чтобы они, особенно жеребята, застаивались в своих конюшнях.

Если "владимирцев" используют ежедневно для работы, то в летнее время вечером их необходимо купать из шланга или душа, а зимой чистить сухим способом. Периодический осмотр ветеринара в этом случае весьма желателен. Кормят лошадей сеном и травой, но обязательно добавляют в рацион зерновые корма и витаминные добавки.

Именно в зерновых культурах содержится необходимая тяжеловозу энергия для сложных нагрузок. Но и перекармливать животных таким кормом нельзя, так как это приведет к проблемам с пищеварительной системой. Стандартную норму для обычной лошади повышают в 1,5 раза, это и будет оптимальным количеством злаковых для кормления.

Все должно быть сбалансированным. Норму витаминов и чистой воды также увеличивают пропорционально габаритам. Нелишним будет предварительно посоветоваться со специалистом в коневодстве, чтобы сохранить здоровье и работоспособность жеребцов как можно дольше.

Разведение и сферы применения на современном этапе

Этих лошадей до сих пор используют в некоторых частных хозяйствах в различных регионах страны. Однако массовая необходимость тех или иных отраслей в наличии этих поистине «железных» конях давно прошла, что постепенно привело к серьезному снижению численности поголовья.

Работы по селекции и усовершенствованию породы ведутся и сейчас, но чистопородных маточных особей практически не осталось, не более 100-120 маток и 20-30 здоровых производителей. Поэтому многие специалисты бьют тревогу относительно будущего этого отечественного вида лошадей, порода фактически находится на грани исчезновения.

Спасает ситуацию только яркая внешность и атлетичные данные этих животных. Над улучшением именно этих показателей и работают селекционные лаборатории. Владимирский тяжеловоз все активнее используется в туристическом секторе для различных переходов и спортивной охоты.

Еще одна область применения - городские парки и скверы. Эффектная внешность и покладистый характер лошадей позволяют наряжать их и запрягать красивыми каретами, в которых охотно катаются горожане и гости городов и активно фотографируются на их фоне. В последние годы приобретают популярность и спортивные соревнования на тяжелых животных, причем используют их как в дисциплинах по перевозке грузов, так и в скоростных скачках.

Красота в сочетании с высокой силой делает эту породу уникальной и удивительной, поэтому перспективы и далее радовать своих немногочисленных отечественных владельцев у владимирских тяжеловозов определенно имеются.

Лошади Владимирский тяжеловоз, фото и видео которых мы предоставили в нашей статье, являются гордостью российского коневодства. Что же особенного в этой породе и почему ее так славят? Об этом предлагаем узнать вместе с нами.

Владимирский тяжеловоз по праву считается одной из самых ценных и престижных для разведения тяжелоупряжных пород. Глядя на фото этого красавца, тяжело представить весь объем работы, которую он может проделать. А сил у этой лошади действительно немало. В настоящее время используется в качестве тягловой силы в селах и деревнях, а также как подсобное животное в мелких, средних и даже крупных фермерских хозяйствах.

На фото хорошо видно, насколько крепкой конституцией туловища обладают эти лошади. Владимирский тяжеловоз прекрасно сочетает в себе все универсальные характеристики любого отличного коня — силу, красоту, покладистый нрав, трудолюбие и энергичность.

Происхождение

Появился Владимирский тяжеловоз впервые в середине XX века. Лошадь данной породы была получена путем скрещивания Шайров, Клейдесдалей и местных российских крупных лошадей. Занималась скрещиванием и выведением породы Гаврилово-Посадская конюшня и одноименный племенной рассадник коней. Официальная регистрация породы прошла в 1946 году. Родоначальниками породы считаются тяжеловозы английского происхождения — Клейдесдальские кони.

Внешний вид

Владимирский тяжеловоз — крупная красивая лошадь, которая отличается не только отменными внешними признаками, но и замечательными разнообразными окрасами. Живая масса одного среднего тяжеловоза может колебаться в пределах от 900 до 1200 кг. Рост лошади от 165 до 175 см. Грудная клетка в обхвате — до 202 см, пясть в обхвате — около 28 см. Голова массивная, профиль выразительный, выпуклый, шея длинная, средней или большой полноты.

Корпус тела средней широты, лопатки поставлены косо, а конечности длинные, прекрасно развитые. Мускулатурой Владимирский тяжеловоз обладает отменной, она хорошо развита, выразительна, особенно в части крупа, спины. Средняя масса кобылы — 685-700 кг, жеребца — 758-800 кг.

Характер

Как кобылы, так и мерины зачастую имеют спокойный характер. Кони хорошо привыкают к хозяину и хорошо поддаются упряжке. Однако, некоторые особи все же могут взбрыкнуть. К местным условиям приспосабливаются хорошо, быстро привыкают работать, выносливы и неприхотливы.

Погодные условия для этой лошади особо не важны, она без сопротивления будет работать и в снежный день, и в жару. От природы Владимирские тяжеловозы очень энергичны. Молодые лошади могут поначалу не слушаться, однако при хорошем подходе и ласковом обращении вернее помощника вам не найти. На следующем трудится и тянет груженый поддон с сидящим хозяином.

Ход

На удивление, хороши Владимирские тяжеловозы в рыси! На специализированных выставках эти лошади демонстрируют непривычную для таких габаритов грацию и утонченность. Любят выходить в галоп, шаг делают большой и размашистый, с захватом. Такой способ хода высоко ценится у любых пород лошадей, а у крупных — особенно. Фото показывает, как хорош Владимирский красавец на ходу.

Размножение

Плодовитость лошадей данной породы хорошая. Случать кобыл и жеребцов начинают в 3 года. Беременная кобыла обычно приносит на свет одного жеребенка. Кстати, именно у таких кобыл высокая молочность, это результат генетической потребности крупного жеребенка в большем количестве молока.

Сфера деятельности

Лошади данной породы активно используются для обработки земли в глухих селах, перетягивания тяжестей и участия в различных соревнованиях. Популярность лошадиной помощи в качестве тягача резко снизилась за последние несколько десятилетий. Но несмотря на замену этих коней автотранспортом, их продолжают содержать и разводить.

  • Владимирский красавец может пробежать 2 километра за 5 минут, таща на себе груз в 1,5 тонны.
  • Идя шагом, такое же расстояние, но с грузом в три раза больше, лошадь преодолеет за 15 минут.
  • На лошадях данной породы был совершен переход от Владивостока до Москвы.
  • Гаврилово-посадские племенные кони используются для скрещивания с другими породами с целью улучшения продуктивных характеристик.

Фотогалерея

Видео «Презентация владимирских тяжеловозов на выставке»

Ролик показывает, насколько грациозны и одновременно упрямы Владимирские жеребцы. Фото лишь отчасти передают всю мощь животных, а вот видеоролик позволяет получить полное представление об их красоте и характере.