• Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 18. Средневековый город

    Феномен средневекового города .

    В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда """ внутри его.

    Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

    новые города.

    К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.

    Возникновение городов как центров торговли и ремесла .

    Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

    Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

    Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

    Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

    Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

    Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

    С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

    Города и сеньоры .

    Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

    Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисою­зы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

    По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины - коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

    Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

    В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

    Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские

    чиновники.

    Цеховые организации .

    Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха - мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

    По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

    Постепенно ученик становился помощником мастера - подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

    В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

    Противоречия внутри городских общин .

    В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

    При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

    Значение средневековых городов .

    Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

    "

    Древний Рим

    Древний Вавилон

    Древняя Греция

    Египет

    Фенилаланин, триптофан.

    Исходными соединениями для синтеза фенилаланина, тирозина и триптофана у микроорганизмов и растений являются продукты углеводного обмена – эритрозо-4-фосфат и фосфоенолпируват . В результате 7 реакций образуется соединение хоризмат , которое либо за счет нескольких превращений дает фенилаланин и тирозин, либо конденсируется с одной молекулой ФРПФ с дальнейшим првращением в триптофан.

    Объектом учёта была земля и её использование Египет считают если родиной бухгалтерского учёта, то родиной инвентаризации и текущего материального учёта.

    Греки не проявляли большого интереса к практической стороне управления, поэтому теоретическая сторона эконом науки была оторвана от прикладной (бух учёта) и оказалась в своём развитии далеко впереди. Именно эту теоретическую сторону развивает Аристотель. Им вводится понятие «домашнее хозяйство». В конце 5 века до н.э. появляются монеты, возникает денежное обращение и натуральное хозяйство перерастает в товарное производство, появляются банки.

    Вавилонская цивилизация возникла на основе Шумерской. Среди многих достижений Шумеров было развитие учёта. Самым интересным была система оформления документов: здесь начинают применять приходно-расходные формы учёта, учёт затрат на производство и впервые начинают применять расчётные документы.

    Вавилонский царь Хамурапи ввёл первым свод законов, где отразил:

    ñ принцип материальной ответственности

    ñ разделил учёт купцов и храмов

    Рим- мощное государство, которое прошло этапы царской власти, республики и империи. Одно из величайших достижений Рима- римское право. Именно в Риме особо развивается управление частным поместьем (Катон старший).

    Два направления учёта:

    1. Камеральное (объект учёта- касса, доходы и расходы заданы)
    2. Простая бухгалтерия (задана касса и чёт имущества, искомыми являются доходы и расходы)

    Именно в период Средневековья публикуется трактат Луки Пачёли. В этот же период в разных странах проходит развитие учёта и складываются свои школы учёта, так в Италии 2 направления:: юридическое и экономическое, а в Германии школа балансоведения.

    Развитие бухгалтерского учёта в России.

    Считается что бух учёт в России возникает во 2 половине 19 века

    Особый этап это бухгалтерский учёт в СССР:

    1. Эпоха военного коммунизма,
    2. бух учёт в довоенный и послевоенный период,
    3. современный бух учёт 92 год- по настоящее время.

    Современны бух учёт в России (92 год-по настоящее время)

    1998 -принимается первая программа реформирование бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности

    2001 - принимается новый план счетов бух учёта

    2004 -принимается концепция развития бух учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010)

    Бухгалтерский учёт как элемент системы управления организацией.

    15 января 2001 года .
    В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Не так» .
    В гостях — историк Александр Каменский.
    Эфир ведет Сергей Бунтман.

    С.БУНТМАН: Добрый вечер. Задавали вопросы по Интернету, я надеюсь, что будут еще на пейджер. Вот тут такой основополагающий вопрос из Пскова к нам пришел от Максима Копытова: «Чем обусловлена сама постановка вопроса о том, к какой эпохе относится 18-й век?» Я напоминаю, что тема Средневековье или Новое время в России 18-й век? «Какие критерии позволяют судить, допустим, о том, что эпоха становления Российской империи все еще Средневековье?» Я думаю, что от него и можно оттолкнуться.
    А.КАМЕНСКИЙ: Да, конечно. Собственно, об этом мы и будем сегодня говорить. И мне кажется, вообще этот разговор может быть особенно интересен и актуален именно в связи с тем, что мы вступили в 21-й век, и пройдет, наверно, совсем немножко времени, когда появится новое поколение историков, которых будут называть специалистами по 21-му веку. Потому что историки вообще делятся обычно на специалистов по какому-то веку. И 18-й век это сердцевина нашего сегодняшнего разговора, а по сути дела речь пойдет вообще о периодизации, о периодизации нашей отечественной истории. Если мы вспомним, как мы все учились в школе и чему нас там учили, то мы вспомним, что существовали на самом деле две параллельно существовавшие схемы периодизации. Одна, основополагающая, основывалась на естественном формационном подходе. То есть вся история делилась на периоды в соответствии с общественно-экономическими формациями. Соответственно, была первобытная эпоха, феодальная, капиталистическая
    С.БУНТМАН: Нет, рабовладельческая, феодальная
    А.КАМЕНСКИЙ: Простите. Вот Вы, Сережа, лучше меня помните. Надо сказать, что, конечно, в течение целых нескольких поколений студентам и школьникам эта схема казалась вполне логичной, стройной и сомнений никаких не вызывающей. Но на самом деле при ближайшем внимательном рассмотрении оказывалось, что наиболее продуктивно она работает применительно к всеобщей истории. Применительно к отечественной истории она работает со скрипом некоторым. В общем, это, конечно, не случайно, потому что такие базовые понятия, как феодализм, капитализм, это все-таки понятия, которые были почерпнуты из западной науки. Там они родились. Но что касается русской истории, здесь сразу возникали проблемы. Во-первых, советские историки так и не сумели договориться о том, когда в России начинается капиталистическая эпоха. Проблема генезиса капитализма была дискуссионной проблемой на протяжении многих десятилетий, и собственно говоря, она так окончательно решена и не была, существуют разные точки зрения на этот счет. Была большая группа историков, которые отталкивались от ленинской фразы о том, что 17-й век это новый период в русской истории, и отсюда считали начало зарождения капитализма. Были такие историки, которые находили элементы капитализма чуть ли не в Новгородской республике еще. Однако при этом существовала еще одна большая группа историков, которая все-таки считала, что по-настоящему можно говорить о развитии капитализма в России в 18-м веке и лучше всего к концу 18-го века, а то и в 19-м. И надо сказать, что, в общем-то, формально если посмотреть на структуру наших и вузовских кафедр, и академических институтов, то 18-й век так или иначе всегда попадал все равно в феодальную эпоху, а уж с 19-го века начинался капитализм. Так, будто только где-то в марте 1801 года Павла I убили — и сразу начался капитализм.
    С.БУНТМАН: И провозгласили начало капиталистической эпохи
    А.КАМЕНСКИЙ: Да. Вот параллельно с этим существовала вторая схема периодизации, в основе которой лежат понятия Древнего мира, Античности, Средних веков, Нового времени и Новейшего времени. При этом тоже схема не в недрах нашей отечественной науки родившаяся, а тоже позаимствованная с Запада, но приспособленная к марксистскому учению. И у нас были четкие представления. Средние века у нас четко заканчивались в 1649 году с английской буржуазной революцией. Тут, если призадуматься, возникала некоторая проблема. Во-первых, было непонятно все-таки: Средние века закончились у них в Европе, а у нас в России они тоже закончились или они дальше продолжаются? Об этом в школьных учебниках прочитать было нельзя. Если при этом вспомнить, что 1649 год в России отмечен появлением Соборного уложения, которое окончательно утвердило крепостное право, то, естественно, сомнений становилось еще больше. Опять же, применительно ко всеобщей истории, Новая история делилась на 2 части, граница пролегала в 1870-м году, а с 1917 года начиналась Новейшая история. Опять же, вроде бы логика определенная есть и тоже эта схема на уровне школьников, безусловно, по крайней мере не вызывала никаких вопросов серьезных. Между тем, на самом деле, на Западе, где собственно эта схема родилась, принято считать было всегда, что Средние века оканчиваются примерно в 15-м веке, на рубеже 15-16-го века.
    С.БУНТМАН: Даже 1492 год давали очень часто.
    А.КАМЕНСКИЙ: Да, и связано это с Возрождением, прежде всего. И здесь, конечно, сразу мы видим принципиальную разницу в подходах. Потому что Возрождение конечно же, явление, никак не связанное с изменением производительных сил, производственных отношений и т.д.
    С.БУНТМАН: Это из надстройки Возрождения, не из базиса.
    А.КАМЕНСКИЙ: Ну и тут, соответственно, когда мы теперь отказались от марксистского подхода, у нас сразу все вопросы, которые я назвал, и многие другие, что называется, повылезали наружу. При этом надо заметить, что в советское время старалось избегать применения к отечественной истории таких терминов, как «Средневековье», «Новое время» и т.д., по возможности старались избегать. Например, это характеризует, что издавался сборник Академии Наук «Средние века». Там печатались материалы только по европейской истории, исключительно. По русской истории никогда там ничего не было. Но естественно, что если теперь мы от этой схемы отказались, у нас и возникает проблема: как нам теперь поступить с периодизацией русской истории. Вроде бы, на первый взгляд, мы можем позаимствовать, взять эту схему, применяемую ко всеобщей истории, и перенести на русскую историю. Но тут сразу первый вопрос. Средние века Если вспомнить само происхождение этого словосочетания, то Средние века это середина между чем-то и чем-то, между античностью и Новым временем. Античности на Руси не было. Некоторые специалисты, но их явное меньшинство, считают возможным говорить о каких-то элементах Возрождения на Руси, скажем, связывают его с именем Андрея Рублева и т.д. Но я думаю, что совершенно очевидно, что даже если Андрея Рублева с определенными оговорками, может быть, можно поставить вровень с каким-то деятелями Возрождения европейского, то, так или иначе, это все равно единичная фигура. Он одинокая фигура, а все-таки когда мы говорим о европейском Возрождении, то это эпоха достаточно массовая, оно связано с сущностными изменениями в сознании больших масс людей.
    С.БУНТМАН: И причем осознанное как возрождение и обращение к каким-то образцам античным в позднем особенно Возрождении. То есть это какой-то возврат и другое осознание своей истории. У Рублева совершенно иные подходы, никто не говорит, что лучше, что хуже, а вот это совершенно иные подходы. Он может где-то совпадать по восприятию мира, по духовному восприятию с кем-то совпадать, а здесь нет, посыл не тот.
    А.КАМЕНСКИЙ: Совершенно верно. И мы вспомним, что вообще в центре того явления культурного, которое мы называем Возрождением, Ренессансом, находился человек, человеческая личность. Изменилось место человека в мире, статус человеческой личности, и вот это чрезвычайно важно. Ничего подобного, я думаю, все-таки мы не наблюдаем в России 15-го 16-го века и значительно позже. Да и сам термин «Средние века», собственно говоря, и родился в эпоху Возрождения, потому что деятели Возрождения ощущали, что наступил какой-то рубеж, какое-то новое время. «Новое время», кстати сказать, — это словосочетание впервые появляется у Петрарки, одного из титанов Возрождения. И при этом Средние века они осознавали как какую-то темную эпоху, как упадок культуры.
    С.БУНТМАН: Провал между тем временем и новым?
    А.КАМЕНСКИЙ: Да, как бы безвременье, я бы сказал. И, в общем-то, при этом при всем можно порассуждать немножко иначе. В конце концов, ладно, может быть, Средние века, Новое время — это понятия, которые можно соотнести с какими-то временными отрезками и в этом смысле с определенной условностью, но все-таки употреблять, говоря о русской истории. Такой подход, в принципе, конечно же, тоже возможен. Но если мы с вами его приняли, естественно, мы должны ответить на следующий вопрос: а эти временные отрезки во всеобщей истории, в европейской, прежде всего, истории и в русской — они совпадают? То есть тогда у нас тоже на рубеже 15-го и 16-го века начинается Новое время. И наш 16-й и 17-й и далее века это новое время? Или у нас Средневековье длится дальше? Всю эту картину сильно усложнил французский историк Жак Ле Гофф, который ввел понятие «долгого Средневековья», говоря при этом отнюдь не только о России, а о Европе, ибо по Ле Гоффу, Средневековье продолжается и в 18-м, и даже в начале 19-го века. И вот это серьезный аргумент или дополнительный еще один аргумент, который тоже заставляет задуматься и усомниться в том, как правильно мы употребляем эти понятия в связи с русской историей.

    С.БУНТМАН: Я бы хотел, чтобы мы ответили на два вопроса, один пришел из Таллинна, другой из Москвы. Это относится к новой хронологии, работам Фоменко. Андрей Светлов из Москвы спрашивает, не навредят ли они истории как науке, не приведет ли это к деградации и виноваты ли СМИ в том, что подхватили идею? Тут же примерно вопрос более нейтральный: «Как Вы относитесь к хронологии, предложенной Фоменко?» от Виктора Абрамова из Таллинна.
    А.КАМЕНСКИЙ: Я бы сказал, что отношусь я, конечно, отрицательно, это понятно, я думаю. Что касается навредит не навредит, я думаю, что нет. Это две несоприкасающиеся плоскости, и к науке это отношения в принципе вообще никакого не имеет.
    С.БУНТМАН: Но поскольку новая хронология Фоменко, считают, что она оперирует на полях науки, то пока и до того, как наступит эпоха толерантности и уважения чужого мнения, то и с научной точки зрения она должна подвергаться критике, и чему будут посвящены программы «Не так!», где будут выступать историки, астрономы, математики, и лингвисты раз в месяц примерно мы это собираемся делать. А собственно очень ярко была теория Фоменко представлена Гарри Каспаровым, большим апологетом этой теории. Так что после ее изложения можно приступить к достаточно долгой и по пунктам критике. А мы возвращаемся к нашим темам. Здесь еще один был вопрос, который я хотел бы вам задать. Михаил Щербаков из Москвы сегодня спросил по Интернету: «Если Средневековье возможно в 18-м веке, то нет ли его у нас в 21-м?» Давайте так и посмотрим. Жак Ле Гофф говорил о «долгом Средневековье», которое в Европе вплоть до начала 19-го века. А давайте попробуем подумать, все-таки у нас сейчас осталось Средневековье или Вы считаете, что мы полностью из него вышли?
    А.КАМЕНСКИЙ: Итак, переходя к 18-му веку, мы должны вспомнить еще одну очень важную вещь, а именно: что все-таки в исторической науке понятие «Средневековье», когда речь идет о Западной Европе, к тому же еще связывается и с понятием феодализма так, как это было, собственно говоря, и в марксистской исторической науке. Проблема заключается в том, что сегодня очень многие историки, занимающиеся Россией, ставят под сомнение возможность употребления применения к русской истории этого понятия, понятия феодализма. Собственно говоря, в западной исторической науке, в зарубежной исторической науке никогда подобный вопрос и не стоял, у наших зарубежных коллег никогда не вызывало сомнения, что в России, собственно говоря, по-настоящему феодализма и не было никогда.
    С.БУНТМАН: То есть они уверены были, что был?
    А.КАМЕНСКИЙ: Нет, не было никогда у нас того, я бы сказал, что понимают под феодализмом.
    С.БУНТМАН: Итак, у нас не было феодализма, то есть не было того, европейского.
    А.КАМЕНСКИЙ: Не было того европейского феодализма. И вот теперь, говоря о 18-м веке На рубеже 17-18-го веков и далее в первой четверти 18-го века в России произошли радикальные перемены, связанные с петровскими реформами, реформы, которые связывают часто с понятием модернизации. И вот вроде бы это событие нас подталкивает к тому, чтобы сказать, что 18-й век это абсолютное начало нового периода русской истории и мы вправе говорить об этом периоде как о Новой истории. Средневековье заканчивается где-то в это время, начинается Новое время. Надо сказать, что наблюдения современных историков над некоторой эволюцией мышления, ментальности русских людей этой эпохи подтверждают это наблюдение. Но дело ведь в том, мы прекрасно это знаем, что, по существу, петровские реформы носили верхушечный характер, они, по существу, затронули только узкий слой русского общества.
    С.БУНТМАН: То есть мы прикинули только одежду Нового времени?
    А.КАМЕНСКИЙ: Мы прикинули одежду, мы создали учреждения, которые по-новому назывались, изменился образ жизни элиты, радикально изменился, абсолютно изменился. Но только, как я сказал, узкого слоя людей. Основная масса населения продолжала жить по-прежнему. Более того, ведь петровские реформы, как известно, закрепили ту особенность социально-политического развития России того времени, которая ее так отличала от ее европейских современниц крепостное право.
    С.БУНТМАН: Во Франции в начале 14-го века оно было отменено.
    А.КАМЕНСКИЙ: В разных странах по-разному, и в Восточной Европе известно такое явление, как второе издание крепостничества. Но оно все равно носило более мягкие формы, чем это было в России, и уже в 18 веке следов этого не осталось. И вот возникает опять же вопрос. Можем мы говорить в таком случае о том, что 18 век это Новое время? Но это только один взгляд. Мы можем сказать, что да, реформы затронули и изменили жизнь только узкого слоя людей, элиты. Но ведь это была не просто элита, не просто узкий слой людей, это был тот слой людей, который фактически определял историю страны. Это был тот слой политически, социально активных людей, которые воздействовали на политику, которые создавали то, что мы с вами знали как русскую культуру. Понятно, что сначала Ломоносова, потом Сумарокова, а дальше Пушкина и т.д. не было бы без петровских реформ, без вот этой европеизации и модернизации.
    С.БУНТМАН: То есть они могли вообще не быть другими, скажем так, а вообще такого понятия не было?
    А.КАМЕНСКИЙ Это уже гадательный момент.
    С.БУНТМАН: Вообще не было той функции, которая
    А.КАМЕНСКИЙ: Совершенно верно. И опять, это только один аспект. С другой стороны, оказывается, что такие новации петровского времени, как, скажем, подушная подать, рекрутская повинность, всякого рода трудовые мобилизации, распространение промышленности, хотя и основанной на крепостном труде, в общем, затрагивали гораздо более широкие слои населения, затрагивали в том числе и широкие слои крестьянства. Крестьянство это все больше втягивалось в торгово-промышленную деятельность, расширялись масштабы такого явления, известного всем, как отходничество, массовый характер стали носить внутривотчинные всякие кредитно-денежные, ростовщические отношения и т.д. Крестьяне участвовали в строительстве городских домов и дворянских усадеб, для которых была характерна совершенно иная архитектура, принципиально иная архитектура. То есть они втягивались, хотя и не в массовом порядке, но все-таки втягивались в какие-то новые формы деятельности. Оказывается, что крестьяне довольно неплохо знали законодательство в 18 веке. То есть система, созданная государством для информирования о появлении новых законодательных актов (их читали в церквях, прежде всего), оказывалась достаточно эффективной.
    С.БУНТМАН: То есть такая информированность это тоже признак Нового времени?
    А.КАМЕНСКИЙ: Конечно.
    С.БУНТМАН: Это, в общем-то, юридическая грамотность.
    А.КАМЕНСКИЙ: Это некоторая юридическая грамотность. Кроме этого, оказывается, что в крестьянской среде были довольно распространены слухи разного рода, конечно, искаженные слухи, но, тем не менее, слухи о политических событиях, которые происходили в Петербурге, например.
    С.БУНТМАН: Сейчас мы ответим на вопрос, дадим статистику. Средневековье у нас в 21-м веке, которому от роду 15 дней, — есть оно или нет у нас в России? Подавляющее большинство из 556 человек, которые позвонили, считают, что есть 87%. 13% считает, что его не осталось. Мы потом поговорим с вами, еще два слова скажем, хорошо это или плохо и вообще что это такое или это констатация, или это природный пессимизм из того, что считают, что Средневековье это заведомо плохо и отсталость, и поэтому так считают. Спасибо всем тем, кто позвонил. Ну что же, насколько глубоко все это было?
    А.КАМЕНСКИЙ: Прямо ответить на вопрос, насколько глубоко это было, естественно, невозможно, потому что нет такого измерительного прибора, которым это можно было бы померить. Но, так или иначе, понятно, что эти реформы, в общем-то, модернизационного характера по большому счету затрагивали все население. Рекрутская повинность ведь касалась всего населения, подушная подать касалась всего населения, из разных регионов страны крестьян сгоняли еще в петровское время в Воронеж строить корабли, в Азов и т.д. И речь ведь идет об изменениях, которые связаны именно с модернизационными процессами. То есть картина оказывается достаточно неоднозначной. И если идти по этому пути, то ответы на главный вопрос о том, чем был 18 век, был ли он Средневековьем или Новым временем, мы, наверно, не получаем какого-то однозначного ответа. И вот здесь, чуть-чуть уйдя в сторону, наверно, самое время сказать о том, что вообще периодизация истории это все-таки не нечто такое, что можно потрогать руками, это все-таки нечто придуманное. Потому что, может быть, когда-нибудь, через 100-200 лет люди скажут, историки напишут, что на рубеже 20 и 21 века произошла смена эпох и начался какой-то, уж я не знаю, как его назовут, но принципиально новый период. Мы с вами пока этого не знаем, мы этого не чувствуем. Люди, которые жили на рубеже 15-16 веков в Западной Европе, в общем, не знали, что Средневековье в это время переходит в Новое время, потому что эпоха Возрождения это тоже не 2 года, это достаточно продолжительная все-таки эпоха. Точно так же, естественно, и с 18-м веком, и так далее. Итак, любая периодизация это нечто искусственное, это, в конце концов, только некий инструмент, который историк создает для того, чтобы ему было удобнее изучать прошлое. Но наши головы устроены таким образом, что как только мы усваиваем какую-то периодизацию, усваиваем, что там существовали какие-то периоды, у каждого из них была какая-то характеристика, то как только мы сказали Предположим, мы решим с вами, что 18-й век — это Средневековье. У Средневековья есть какие-то свои характеристики. И сразу у нас в голове как будто включается механизм, щелчок, тумблер, и мы как бы автоматически, невольно, подсознательно переносим на рассматриваемое нами время эти характеристики, которые где-то записаны, где-то как неписаный закон существуют. Вот в этом опасность большая, поэтому-то эта периодизации оказывается такой важной. Потому что вроде бы без периодизации трудно, не то чтобы совсем уж нельзя, конечно, но трудно, а как только создали периодизацию, она начинает оказывать такое негативное подчас воздействие.
    С.БУНТМАН: Мы можем сказать, что нет такой ясной для всех стран и вообще для всемирной истории периодизации.
    А.КАМЕНСКИЙ: Вот и проблема. С одной стороны, мы можем так сказать, и по большому счету так оно и есть, безусловно. Потому что ведь мы с вами все время сегодня говорим о России, а есть еще ведь и Азия, и Африка, и Америка. Например, один из крупнейших наших историков отечественных Игорь Михайлович Дьяконов в одной из своих работ пишет, что на самом деле, как он считает А он по специальности востоковед, и он считает, что на самом деле настоящий феодализм был не в Англии и не во Франции, а только на Востоке.
    С.БУНТМАН: А с другой стороны, наоборот, академик Конрад говорил: «Какое возрождение в Японии? Возрождение чего?»
    А.КАМЕНСКИЙ: Совершенно верно. Все зависит только от угла зрения на самом деле. И, возвращаясь к 18-му веку, есть еще один подход в науке, который, появился недавно и был предложен одной нашей коллегой. Он связан с изменением корпуса источников, характера исторических источников. Ужасно соблазнительный подход. Действительно, корпус источников меняется радикальнейшим образом. И это вроде бы такое основание считать, что да, 18-й век это Новая история. Но с другой стороны, мы понимаем с вами, что источники это только вторичное нечто, это продукт, причем письменные источники — это продукт той же самой элиты.
    С.БУНТМАН: То есть просто она его интенсивнее стала производить, этот продукт, и разнообразнее?
    А.КАМЕНСКИЙ: Она его разнообразила, да, но при этом ведь в тех же источниках сохранились многочисленные архаичные формы, восходящие к предшествующим векам. Мне думается, что на самом деле здесь возможны два подхода. Один подход связан на самом деле с тем, что мы изучаем. Если мы изучаем экономическую историю, может быть, возможен один поход. Если мы с вами изучаем историю ментальности, то, вероятно, вполне оправдан другой. И, наконец, возможно, как мне кажется, связать эту проблему с вопросом об эволюции традиционного общества в современное общество. Традиционное общество с его признаками, с тем, что для ментальности средневекового общества характерны в основном религиозные мифологические представления, ментальность того времени связана с ориентацией не на научное знание, а метафизическое знание. Сознание носит коллективистский характер, отсутствует выделенная личность и т.д. Вот связать периодизацию с процессом эволюции традиционного общества в современное. И если мы попытаемся это сделать, то наверно, у нас окажется, что все-таки в корне, в результате мы придем к той проблеме, которая была действительно для России самой главной и которая определяла в значительной мере ее развитие к проблеме крепостничества. И мы вынуждены будем тогда сказать, что этот тип сознания и этот тип общества в России сохраняется, наверно, по крайней мере, до 60-х годов 19-го века, когда в результате реформы Александра II действительно происходят радикальные изменения и радикальные изменения прежде всего в социальной структуре.
    С.БУНТМАН: А на мой взгляд, слушатели правы в том, что ничто никуда никогда не исчезает, и нельзя сказать, что то же самое Средневековье, каким бы мы его себе не представляли экономическим или просто мечами и доспехами рыцарей или воинов, — оно никогда никуда не исчезает.



























    1 из 26

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Средние века... При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры - весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководствовались в своем поведении? Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением - с другой. Говоря об отсталости, бескультурье, бесправии, прибегают к выражению “средневековый” . “Средневековье” - чуть ли не синоним всего мрачного и реакционного. А ведь именно в этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки, образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках (идея ценности человеческой жизни, представление о том, что безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многое другое). Современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Роль религии и католической церкви в средневековой культуре велика. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования. В монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, кумир средних веков Аристотель. Школы первоначально имелись только при монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Практически вся средневековая культура носила религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ею. Церковь выступала проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы поведения всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения. Феодальная собственность и натуральное хозяйство сформировали рыцарскую культуру. Одновременно формировалась городская культура. В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам. В Средние же века христианство распалось на: православие, католицизм, протестантизм. С утверждением монотеизма (веры в единого Бога) связаны формы художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаика, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.).

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Господствующий класс светских феодалов - рыцарство в широком смысле слова - выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры - публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже циклы военных песен превращались в целые поэмы. Наиболее знаменитой из них была «Песнь о Роланде», возникшая в Северной Франции в XI в. Сюжетом ее были походы Карла Великого в Испанию, представленные в идеализированном виде. Такой же героической поэмой с чертами прославления народного героя была «Поэма о Сиде», появившаяся в XII веке в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба испанских народов против арабов. Третьей наиболее крупной поэмой, созданной в Германии в начале XIII века, была «Песнь о Нибелунгах» , в которой сказочные элементы переплетались с историческими преданиями (Брунегильда, Аттила и др.) и рыцарским бытом более позднего времени (XII-XIII вв.).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    В XII веке появились рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения, по мере того как рыцари разных стран Европы познакомились более друг с другом и обогатились впечатлениями от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток. Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии. Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Англия, 1190 год. Самый темный период британского Средневековья. Король Ричард Львиное Сердце сражается в Крестовом походе, чтобы освободить Святую землю от иноверцев. Знать во главе с принцем Джоном Безземельным, оставшаяся присматривать за порядком в стране, держит простых крестьян в ежовых рукавицах, выжимая из них все до капли и силой оружия удерживая их в повиновении. Только один человек отважился бросить вызов произволу, возглавив небольшой отряд отверженных. Народ знает его под именем Робина Гуда. После долгого отсутствия Робин Локсли вернулся в Англию из Крестового похода. Безрадостным было его возвращение в страну, которой он не узнал. Некогда родина свободы, она стала вотчиной угнетателей-норманнов, где каждый, кто осмеливался поднять голову, тут же терял ее на плахе или обнаруживал на ней петлю. Даже саксонская знать не была свободна от притеснений: отец Робина, лорд Локсли, скончался, и все его владения присвоил себе шериф Ноттингемский, объявив, что Робин пал в бою. Робин подался в Линкольн просить помощи у своего родственника, но сэр Годвин загадочно исчез. Лишенный родового владения, объявленный вне закона, Робин скитался, пока не повстречался с группой крестьян, бежавших от поборов в лес и живших грабежом. Он спас их и благодарные крестьяне объявили Робина своим главарем. Поначалу Робин ограничивался мелкими налетами на сборщиков налогов принца Джона, отбирая у них все золото и раздавая его обнищавшим крестьянам. Но когда он узнал о том, что короля Ричарда держат в плену, а принц Джон не намерен платить за него выкуп, наш герой решил поднять восстание. Так началась легенда Шервуда. Легенда о Робине из Локсли по прозвищу Гуд, верном королю преступнике, который грабил богатых и помогал бедным. Через глубь времен до нас дошли многочисленные легенды о романтическом разбойнике, чье имя сейчас, как ни странно, более на слуху, чем при его жизни.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Гербы городов средневековой ЕвропыГорода строились по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков. Практически любой город окружен стенами. Вокруг городских стен - сады и огороды горожан. Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете. В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом или замок правителя. От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы. Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше - дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах - трущобы. Недалеко от городских ворот - купеческие подворья. Около порта - портовый (речной, морской, рыбацкий) квартал.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    № слайда 12

    Описание слайда:

    № слайда 13

    Описание слайда:

    № слайда 14

    Описание слайда:

    «Каролингское возрождение» Расцвет культуры, относящийся к эпохе первого императора Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв.), которая ознаменовалась реформами в административной, судебной и церковной сферах, а так же возрождением античной культуры. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Самым значительным сохранившимся сооружением является капелла императорской резиденции в Аахене, пример монументальной основательности каролингской архитектуры, следовавшей ранним христианским образцам. Нововведением можно считать западный придел – паперть с этой стороны церкви, окруженную башнями. После значительного расширения при Карле Великом (742 - 814 годы), Аахен становится центром франкской империи, а после причисления Карла к лику святых в 1165 году - одним из самых значительных центров паломничества в Европе. Внутренний интерьер дворцовой капеллы в Аахене, построенной при Карле Великом

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. На церковную архитектуру этого периода оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. Оттоновское искусство оказало большое влияние на все европейское искусство и явилось основой для романского стиля.Гернрод Церковь св Кириака

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Романский стиль - художественный стиль Европы в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к другим видам искусства. Это стиль, который сформировался одновременно во Франции, Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проемами окон, что придавало облику зданий величественность.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Дух воинственности пронизывает романские храмы, восходящие к раннехристианской базилике. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (“нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерть, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. Проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Иногда в романских соборах вход устраивали не с запада, а в севера. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Композицию в средневековье понимали буквально, как складывание, составление нового из готовых форм. Романский собор кажется как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий. Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении. Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме Германия XI-XIIвекаСобор Нотр-Дам ла Гранд XII век, Пуатье ФранцияСобор в Вормсе 1181 -1234 гг.

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. С 12 века зарождается городская культура. В средневековом рыцарском замке формируется новый тип культуры – светский. Жизнь в седле, постоянные набеги и сражения наложили свой отпечаток на архитектуру рыцарского средневекового замка-крепости, сооружавшегося в хорошо защищенных местах, чаще всего на возвышенности. Основной постройкой в замке - жилищем сеньора - являлся донжон (башня посреди двора). Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на втором этаже (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Однако жить все время в башне было неудобно и в XII веке все чаще рядом с донжоном строится отдельный дом феодала. Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Это были целые дворцы. Отапливаемые жилые комнаты называли тогда caminata (по каминам, там устраивавшимся).

    Описание слайда:

    Пизанская башня Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью…Ничего подобного. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе и является его колокольней.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Знаменитый соборный ансамбль в Пизе - шедевр средневековой итальянской архитектуры. Создание его началось в 1063 году. На зеленом лугу были заложены здания беломраморного пятинефного собора, колокольни и баптистерия-крещальни. Так на удаленной от городского центра площади Пьяцца деи Мираколи ("Поле Чудес") образовалось одно из выдающихся произведений средневековья. Композиция собора восходит к идеям византийской архитектуры V века. Это выдающийся романский собор, производящий удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Он знаменит своими размерами. Соборный комплекс в Пизе не имеет себе равных в мире. Три здания комплекса - Собор, Баптистерий и Падающая башня - изготовлены из сверкающего белого мрамора.

    № слайда 24

    Описание слайда:

    Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса. Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма. Внутри собор огромен и светел. Иконы, мозаика и барельефы наряду со скульптурой делают собор похожим на большой тончайшей отделки корабль, уплывающий к неведомым благодатным берегам. Существует легенда, что, наблюдая за качанием кадила (лампы) собора, Галилей открыл закон изохронности колебаний маятника. Сейчас лампа неподвижна. С веками многое становится неподвижным... – но ценности открытий это не умаляет, не правда ли?

    № слайда 25

    Описание слайда:

    Известна и еще одна легенда, связанная с Галилеем. Она повествует об эксперименте, в котором Галилей сбрасывал объекты разной массы с вершины Пизанской башни и позже описал их падение, чтобы доказать, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Сооружение колокольни было начато в 1173 г., но из-за зыбкой илистой подпочвы башня стала клониться набок сразу после возведения первого этажа. Строительство приостановили до 1275 г., когда гениальный зодчий Джованни ди Симоне попытался выпрямить колокольню, возводя каждый следующий этаж с соблюдением вертикали. "Падающая башня" стала одной из достопримечательностей в мире. Высота башни - 60 м, отклонение от перпендикуляра на 5 м. Наклон башни после 1945 г. стал увеличиваться. Башню опоясали металлическими поддерживающими "поясами", последний из который стало возможным убрать в июне 2001 г. Посещения башни вновь разрешены, но только строго указанным образом. Тургруппа из 40 человек может подниматься на 294 ступени каждые 40 минут. Когда по ним поднимаешься, буквально дух захватывает - кажется, что башня вот-вот завалится вместе с тобой. Помимо официальных версий "падения" башни, существует легенда: архитектор Пизано взялся построить колокольню для собора. Она была красивой, как кружево, и прямой, как стрела. Венчали ее семь колоколов. Но, когда работа была завершена, архитектору отказались заплатить за работу. Что-то не понравилось в этой колокольне местному герцогу. Тогда мастер подошел к башне, погладил третью справа от входа колонну и сказал: «Иди за мной!». И она наклонилась. Архитектору тут же заплатили, но башня так и осталась стоять – наклоненной туда, куда позвал ее создатель...

    Обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие Средних веков (латинское medium aevum, буквально - средний век) появилось в 15-16 веках у итальянских историков-гуманистов, считавших предшествующий Возрождению период истории «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист 15 века Флавио Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, в исторической науке термин «Средние века» утвердился после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). Келлер разделил всемирную историю на античность, средневековье, новое время; считал, что средневековье длилось со времени разделения Римской империи на Восточную и Западную (395) и падения Константинополя (1453). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков - медиевистика.

    Понятие Средних веков

    В науке Средние века датируются концом 5 века - второй половиной 15 века Условной датой начала средних веков считается крушение Западной Римской империи в 476 году, а дату окончания Средних веков связывают с падением Константинополя в 1453 году, с открытием Америки Х. Колумбом в 1492 году, Реформацией 16 века. Сторонники теории «долгого средневековья», основываясь на данных об изменениях в жизни простого народа, связывают окончание Средних веков с Великой французской революцией. Марксистская историография, сохранила традиционное трехчленное деление истории на древнюю, средневековую, новую - так называемая «гуманистическая трихотомия». Она рассматривала Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма. В рамках теории смены общественно-экономических формаций марксисты связывали окончание Средних веков с временем Английской революции середины 17 века, после которой в Европе начал активно развиваться капитализм. Термин «Средние века», возникший применительно к истории стран Западной Европы, употребляется и по отношению к другим регионам мира, особенно к истории тех стран, у которых существовал феодальный строй. При этом временные рамки средневековья могут отличаться. Например, начало Средних веков в Китае принято датировать 3 веком н.э., на Ближнем и Среднем Востоке - с распространения ислама (6-7 века). В истории России выделяется период Древней Руси - до монголо-татарского нашествия. Следовательно, начало Средних веков на Руси относится к 13-14 векам. Окончание средневекового периода в России связано с петровскими реформами. Разногласия в хронологии и невозможность применения однозначного применения термина «средневековье» ко всем регионам мира подтверждает его условный характер. В этом плане разумным представляется рассмотрение средневековья одновременно, как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свои хронологические рамки.
    В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к истории Западной Европы и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической, политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета , доминирование церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, епископы-феодалы), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - готики. Европейское средневековье условно делится на три периода: раннее средневековье (конец 5 - середина 11 веков), высокое, или классическое, средневековье (середина 11 - конец 14 веков), позднее средневековье (15-16 века).