Это символ Великой Британии.

Где и когда появился парламент в Англии? В данной статье будет представлена краткая история создания этого органа власти, хотя занимает она довольно длительный период развития государства. Но прежде разберемся в происхождении самого термина.

Определение слова «парламент»

Прежде чем выясним, где и когда появился парламент в Англии, попробуем определить значение слова «парламент». Основных теорий происхождения термина - две. По первой из них английское «parliament» получилось благодаря соединению 2-х латинских слов:

  • «parium», обозначающее «равные» или «паритетные»;
  • «lamentum» - «плач, жалоба».

То есть, парламент - это место, где можно выставить жалобу равным по статусу людям.

По второй теории термин «parliament» получается из 2-х французских слов:

  • «parler» (переводится, как «разговор»);
  • «ment», означающее «суждение».

Выходит, что парламент - это место, где обмениваются мнениями, ведут беседу, высказывают свою точку зрения.

В связи с вышеописанными различиями в происхождении термина ученые до сих пор спорят о времени возникновения 1-го парламента в Англии. Поэтому однозначного ответа на вопрос, где и когда появился парламент в Англии, можно сказать, нет.

По сути своей парламент - это один из распространенных избирательных органов власти многих демократических стран. Причем называться он может по-разному. К примеру, в России это Дума, в Германии - Бундестаг, в Израиле - Кнессет. История появления такого органа власти в разных странах происходила практически по одним и тем же законам.

О предпосылках

На примере Британии попробуем коротко рассказать о том, где и когда появился парламент. В Англии первые предпосылки зарождения выборной системы прослеживаются с того момента, когда из этих мест стали отступать римские легионеры. Очень медленно проходили этапы становления государственности, а власть королевская была довольно слабой. В связи с развитием городов возродился новый класс - буржуазия, пытавшаяся отстаивать свои интересы, так же как и крупные землевладельцы на уровне государства. Хроники некоторых графств Англии представляют некоторые доказательства того, что благородные рыцари по решению шерифов местностей отправлялись консультировать королей относительно налогообложения и прочих финансовых вопросов. Естественно, короли не нуждались в мыслях горожан и рыцарей по данному поводу, полное согласие с его мнением было неукоснительным. Но иногда ему приходилось соглашаться с предложениями подданных. В таких условиях в Западной Европе стали возникать представительные собрания, оказывающие определенное сдерживающее воздействие на растущие аппетиты монархов. Один из них и парламент в Англии.

История Англии тесно связывает происхождение такого органа власти с именем влиятельного лица того времени - Симона де Монфора.

О версиях возникновения парламента в Англии

Те, кто в большей степени придерживается французской версии происхождения названия органа власти, считают, что первым парламентом Англии являются собрания, созывавшиеся Альфредом Великим в конце IX-го столетия. Но противоречат им представители, придерживающиеся версии «автохтонной». По их мнению, происхождение парламента в Англии тесно связано с борьбой между королем и баронами с одной стороны и рыцарями и горожанами с другой. А произошло это событие намного позже первого - во 2-ой половине XIII-го столетия.

Более правдоподобной на сегодня выглядит последняя теория, она же имеет и большинство сторонников. Выходит, что первый английский парламент возник в XIII веке.

Устройство парламента в Англии

Полноправно как действующий орган власти парламент начал функционировать в средние века, с 1265 года. Представители высшего сословия духовенства и знати титулованной получали документы, причем именные, которые давали им возможность принимать участие в собраниях парламента. Простые горожане и рыцари принимали участие в его работе по общему приглашению.

В устройстве парламента Англии за 900 лет почти ничего не изменилось. И сегодня, как и раньше, он разделен на две палаты. Первая - Палата лордов, включающая потомков тех баронов, участвовавших в «Бешеном совете» (1258 год - собрание английских аристократов в Оксфорде, где Генриху III были предъявлены требования об ограничении власти короля). Сюда входят представители духовной знати и титулованного дворянства. Нижняя палата - это Палата общин. Сюда входят представители наследников тех, кто в те далекие времена принимал участие в собраниях по «общим приглашениям». Это потомки богатых горожан и рыцарей.

На сегодня среди представителей Палаты общин есть и депутаты из местного дворянства, которым народ на местах доверил представлять их интересы в столице.

Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам привели, с одной стороны, чрезвычайно укрепившаяся королевская власть и с другой – стремление английских баронов ее ограничить. К XIII в. английские бароны настолько окрепли экономически, что испытывали потребность в собственных сильных политических позициях. В ходе гражданских войн стабильность и равновесие политических сил, свойственное английскому государству, были серьезно подорваны.

Гражданские войны XIII в. были уже вторым глубоким политическим кризисом в истории Англии. Первый кризис пришелся на правление английского короля Иоанна Безземельного (1199-1216), который начал катастрофически быстро терять английские владения на территории Франции. Этой ситуацией воспользовались бароны, чтобы потребовать от короля предоставления им политических прав и политической независимости. Иоанн Безземельный вынужден был пойти им навстречу, и в 1215 г . он предоставил баронам «Великую хартию вольностей» – первую конституцию английской феодальной монархии.

Еще до начала гражданских войн, в 1258 г. бароны собрались на съезд в Оксфорде. Этот съезд получил название «Бешеного Парламента». «Бешеный Парламент» выработал новую конституцию – «Оксфордские провизии» . Эта конституция утвердила режим баронской олигархии в стране. Вся власть в Англии передавалась «Совету пятнадцати баронов», без согласия с которым король не мог принимать никаких решений. Таким образом, «Бешеный Парламент», не будучи конституционно оформленным Парламентом, уже существенно ограничивал власть короля. Кроме того, «Советом пятнадцати баронов» была создана комиссия для проведения в Англии политических реформ. Все эти события послужили прелюдией к созданию конституционно оформленного английского Парламента.

Первый английский Парламент был созван в 1265 г . На нем присутствовали представители различных социальных слоев – светские и духовные феодалы, рыцари от графств и представители от городов. После окончания гражданских войн в 1267 г. Парламент не был ликвидирован. К этому времени он уже прочно укоренился в государственной системе Англии. С конца XIII в. в Англии окончательно утвердился парламентский конституционный строй.

С учреждением Парламента английское феодальное государство принимает форму сословно-представительной монархии.

При Эдуарде I (1272-1307) Парламент использовался королем как противовес претензиям крупных феодалов. Эдуард I попробовал проводить налоговую политику без Парламента. Это привело короля к конфликту с ним, и король вынужден был издать закон, получивший название «Подтверждения Хартии». Закон подтверждал «Великую хартию вольностей» 1215 г.


В XIV в., помимо функции утверждения налогов, Парламент добивается права издавать законы – билли. С 1343 г. английский Парламент оформляется как двухпалатный: палата лордов, или пэров, и палата общин. В палате лордов заседали крупные светские и духовные феодалы, в палате общин – рыцари и горожане. С каждым веком Парламент все больше набирал силу. Численность палаты общин была с самого начала гораздо большей, чем палаты лордов. Палата общин приобретает в Парламенте сильное влияние – не столько вследствие численного превосходства, сколько благодаря царившему там духу согласия. В палате общин рано сложился союз рыцарей и горожан.

С развитием товарно-денежных отношений, с зарождением элементов капитализма, в палате общин союз рыцарства и горожан все более и более укреплялся, приводя к дальнейшему усилению их политических позиций в Парламенте и в стране.

Феномен английского Парламента вызывает многочисленные споры в английский и в отечественной историографии. Ряд историков утверждает, что Парламент с момента своего возникновения никогда не был национальным представительным органом и не являлся выразителем общенациональных интересов страны. В Парламенте никогда не были представлены низы городского населения и крестьянство.

Английский Парламент в своих конкретных действиях выражал интересы светских и духовных феодалов, поддерживая их антикрестьянскую политику. С развитием капитализма в Англии Парламент принял жесткое рабочее законодательство.

И тем не менее Парламент сыграл существенную политическую роль в истории Англии. Именно он, ограничив власть короля, принес стране на новом историческом этапе политическую стабильность и равновесие, что повлекло за собой стабильность во всех областях государственного бытия – экономике, социальных отношениях, культуре и т.д. Ограничив верховную власть, Парламент способствовал централизации и укреплению централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент – король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.

  • Партия Независимости (2)
  • Барон Стивенс Людгейтский (1)
  • Барон Стоддерт Свиндонский (1)
  • Барон Рукер (1)
  • Баронесса Тонге (1)
  • Лорд Реннард (1)
  • Внефракционные (21)
  • История

    Парламент Шотландии

    Парламент Ирландии

    Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264 году . Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина , известной как Черта.

    Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке . Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Гаттоне семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ. ) , который полностью ушёл под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки », и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

    Современная эпоха

    Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века . В 1909 году , палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии , отклонила этот бюджет . Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия . Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

    Организация деятельности

    Состав

    Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха , «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament ), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей , которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

    Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть - Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».

    Палата общин

    Палата лордов

    Общая парламентская процедура

    Вопросам процедуры в британском Парламенте придается чрезвычайно большое значение, но в отличие от большинства государств единого писаного документа, в котором были бы зафиксированы правила внутренней организации палат, не существует, - его заменяют постоянные правила (англ. Standing Orders ), выработанные многовековой практикой, в том числе сессионные правила, утверждаемые в начале каждой сессии. Следует отметить, что эти правила, действуя в обеих палатах и выступая в качестве аналога парламентского регламента в других странах, не образуют единого правового акта, а представляют собой собрание разнообразных норм, принятых каждой палатой раздельно и в разное время . Кроме того, парламентская процедура регулируется различными неписаными правилами - обычаями (англ. custom and practice ) .

    Созыв и роспуск парламента

    Созыв Парламента является прерогативой монарха, реализуемой по предложению премьер-министра в течение 40 дней после окончания парламентских выборов посредством издания королевской прокламации (англ. Royal Proclamation ). Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце ноября - начале декабря, и продолжаются большую часть года с перерывами на каникулы. Каждая сессия начинается тронной речью монарха (англ. Speech from the Throne ), которая по обычаю составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на предстоящий год. Во время произнесения тронной речи парламент заседает в полном составе.

    Продление полномочий и роспуск парламента возможны также на основании формального волеизъявления монарха. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют премьер-министру в любое время предложить монарху распустить парламент, при этом у монарха не существует каких-либо оснований для отказа .

    После завершения работы парламента проводятся очередные выборы, на которых избираются новые члены Палаты общин. Состав Палаты лордов с роспуском парламента не изменяется. Каждый парламент, собирающийся после новых выборов, имеет свой порядковый номер, при этом отсчёт ведётся с момента объединения Великобритании и Северной Ирландии в Соединённое королевство, то есть с 1801 года . Действующий парламент является уже пятьдесят пятым по счёту.

    Церемониал

    Парламентские заседания

    Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time ) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем - к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.

    Правительственное заявление (англ. ministerial statement ) - устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства - как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.

    Заседания палат в большинстве случаев проходят открыто, но спикер вправе распорядиться и о проведении заседания при закрытых дверях. Для проведения заседания Палате лордов необходимо соблюсти кворум в 3 человека, в то время как в Палате общин он формально отсутствует.

    Заседания парламентских комитетов проводятся при кворуме от 5 до 15 членов в зависимости от их численности. По окончании работы над каким-либо вопросом комитет составляет отчет, который представляется соответствующей палате. 

    Срок полномочий

    Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный акт 1694 года (англ. Triennial Acts ) установил максимальный срок его полномочий в три года. Семигодичный акт 1716 года (англ. Septennial Act 1715 ) продлил этот срок до семи лет, однако Парламентский акт 1911 года (англ. Parliament Act 1911 ) сократил его до пяти лет. Во время Второй мировой войны продолжительность работы парламента была временно увеличена до десяти лет, а после её окончания в 1945 году снова определена равной пяти годам.

    Раньше смерть монарха автоматически означала роспуск парламента, так как он считался caput, principium, et finis (началом, основой и концом) последнего. Однако было неудобно не иметь Парламента в тот период, когда наследование престола могло быть оспорено. Во время правления Вильгельма III и Марии II был принят статут, что Парламент должен продолжать работу в течение шести месяцев после смерти суверена, в случае если он не будет распущен раньше. Акт о народном представительстве 1867 года (англ. Reform Act 1867 ) отменил это установление. Сейчас смерть суверена не влияет на продолжительность работы Парламента.

    Привилегии

    Каждая палата Парламента сохраняет свои древние привилегии. Палата Лордов полагается на наследованные права. В случае с Палатой Общин, спикер в начале работы каждого Парламента отправляется в Палату лордов и просит представителей суверена подтвердить «несомненные» привилегии и права нижней палаты. Эта церемония восходит ко временам Генриха VIII . Каждая палата охраняет свои привилегии и может наказать их нарушителей. Содержание парламентских привилегий определяется законом и обычаем. Эти привилегии не могут определяться никем, кроме самих палат парламента.

    Самая главная привилегия обеих палат - это свобода слова в спорах: ничто из сказанного в Парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации, кроме самого Парламента. Другая привилегия - защита от ареста , кроме случаев государственной измены , тяжких уголовных преступлений или нарушения порядка («breach of the peace»). Она имеет силу во время сессии Парламента, а также на протяжении сорока дней до и после неё. Члены Парламента также имеют привилегию не исполнять обязанности присяжных в суде.

    Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, выпущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание, наложенное любой из палат, не может быть оспорено в каком-либо суде.

    Полномочия

    Законодательный процесс

    Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scots law )), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999 года) законами, принятыми Парламентом Шотландии .

    Новый закон, в его черновой форме называемый биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты - «Биллем частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).

    Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

    • Первый способ - внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
    • Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
    • Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

    Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

    Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

    После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

    После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

    Парламент - распространенный избирательный орган власти в любой демократической стране. Он может называться по-разному. В Российской Федерации это Дума, в Израиле - Кнессет, в Германии - Бундестаг. История возникновения этого органа власти происходила в разных странах по одним и тем же историческим законам. На примере британского правительства попробуем рассказать, где и когда появился парламент в Англии.

    Предпосылки возникновения

    Возможность проследить за зарождением выборной системы на Британском полуострове прослеживается с момента отступления из этих мест римских легионеров. Этапы становления государственности были очень медленными, а королевская власть - слабой. Развитие городов повлекло за собой рождение нового класса - буржуазии, которая пытается отстаивать свои интересы наряду с крупными землевладельцами на государственном уровне.

    В хрониках некоторых английских графств были представлены доказательства того, что шерифы этих мест отправляли благородных рыцарей консультировать королей касательно налогообложения и других финансовых вопросов. Королям, естественно, не нужны были мысли рыцарей и горожан по этому поводу, а требовалось полное согласие с мнением короны. Но с мнением подданных все-таки приходилось считаться. Именно в этих условиях в Западной Европе возникают представительные собрания, которые оказывали сдерживающее воздействие на аппетиты своих монархов - Генеральные штаты Франции, рейхстаг Германии и парламент Англии. История Британии связывает возникновение этого института власти с именем одного из самых влиятельных лиц того времени - Симона де Монфора.

    Королевские амбиции

    Обострение между тремя правящими классами Англии достигло своего пика в начале XIII века. Властью баронов был признан главой Англии сын короля Иоанна Генрих III. Он был слабым и трусливым монархом, который всегда оказывался под чьим-то влиянием. Раздаривая земли и богатства иностранцам, он вызвал возмущение среди всех слоев населения. К тому же ради амбиций собственной семьи Генрих собирался ввязаться в войну за Сицилийскую корону, которая нужна была ему для сына. Для ведения войны он потребовал треть всех доходов страны.

    Первый парламент в Англии к тому времени не был создан, поэтому королю никто не мог оказать твердого и разумного сопротивления. Отрывки из хроник того времени говорят, что бароны были настолько возмущены непомерными аппетитами собственного короля, что у них «звенело в ушах». Нужно было предпринимать решительные меры.

    На вопрос о том, где и когда появился парламент в Англии, ответ можно получить в средневековых хрониках, которые в большинстве своем пылятся в архивах публичных библиотек. В них можно найти упоминания о событии, которое произошло в Оксфорде в 1258 году. Тогда бароны, возмущенные самоуправством своего монарха, собрали королевский совет в этом городе. В историю он вошел под названием «Бешеный (неистовый) совет». Согласно решению баронов, власть иностранцев в стране ограничивалась, владение землями и замками переходило к английским дворянам, а все важные дела король должен был обязательно согласовывать с крупными землевладельцами.

    Рыцарь и революционер

    Добившись уступок от короля, бароны и не подумали позаботиться о простых рыцарях и буржуазии. В стране вспыхнули протесты. Наиболее радикальное крыло мятежников возглавил Симон де Монфор. Поначалу войско короля потерпело поражение, а сам монарх и его сын Эдуард попали в плен. Монфор вошел в Лондон и стал править Англией.

    Представительные собрания

    Монфор понимал, что его власть, не подкрепленная никакими правами, крайне непрочна. Для того чтобы править страной в его положении, нужно было заручиться поддержкой широких слоев общества. Решение Монфора уже отвечает на вопрос о том, с какой целью создан парламент в Англии. Это в первую очередь поддержка общества, получение очередных финансовых вливаний, укрепление королевской власти на местах.

    В 1265 году в Лондоне было созвано собрание трех имущественных классов средневековой Англии. На него были приглашены духовные и светские магнаты, а также представители рыцарства и городской буржуазии. Языком общения благородных господ тогда, как и много лет спустя, был французский, а английской простонародной речью пользовались лишь крестьяне и ремесленники. Поэтому и парламент был назван на французский манер. Корнем этого слова является французское «парлё», что значит «говорить».

    Конец Монфора

    Большинство захватчиков недолго пользуются дарами своих побед. Так и Монфор быстро потерял власть и был убит в борьбе со сторонниками принца Эдуарда. Власть короля была восстановлена, и урок из произошедшего был получен.

    Выборное собрание осталось государственным органом власти даже после Монфора. А вот где и когда появился парламент в Англии после этих событий - совсем другая история.

    Лондон и парламент

    Знать и королевские власти на собственном примере убедились, что без поддержки рыцарей и горожан Англией управлять будет нелегко. Даже после смерти Монфора парламент жил и выполнял определенные функции. Например, дабы избежать новых народных волнений, в 1297 году королем Эдуардом был подписан указ, согласно которому, ни один налог не может быть введен в королевстве без одобрения его парламентом.

    Последний был построен на принципах соблюдения условий договоров - тем самым были заложены принципы современной юстиции. Прозрачные условия сделки между государственной властью и королевскими подданными гарантировали, что соблюдать соглашения будет выгодно и той, и другой стороне. Только форма выборного собрания с тех пор несколько изменилась.

    Как был устроен парламент в Англии

    Как постоянно действующий орган власти, парламент в Англии в средние века полноправно функционировал, начиная с 1265 года. Представители титулованной знати и высшего духовного сословия получали именные документы, позволявшие им принимать участие в работе парламента, а для простых рыцарей и горожан существовало общее приглашение.

    Как был устроен парламент в Англии, можно увидеть и в современном британском правительстве - ведь за 900 лет в устройстве этого органа власти практически ничего не изменилось. Весь парламент разделен на две большие палаты. В первую - Палату лордов - входят потомки тех самых баронов, что участвовали в «Бешеном совете». Это представители титулованного дворянства и духовной знати. В XIV веке духовенство покинуло собрания парламента, но позднее вернулось в его ряды. Нижнюю палату - Палату общин - занимают наследники тех, кому в далекие времена отсылались «общие приглашения». Это потомки рыцарей и богатых горожан. В настоящее время представители включают в себя депутатов из местного дворянства, которым общество на местах доверило представлять свои интересы в столице.

    Возможность напрямую контролировать власть дала толчок развитию местного самоуправления - в различных графствах создавались местные собрания, а городские интересы отстаивались в советах.

    Надеемся, что из этой статьи станет ясно, где и когда появился парламент в Англии. Мы подробно рассмотрели, какое влияние имела выборная система самоуправления на английских королей в средние века.

    Английский парламент является символом Великой Британии.

    Возникновение парламента в Англии приходится на время правления Генриха III. Именно его ошибки во внутренней политике привели к узурпации власти английскими баронами. Власть Генриха III ограничивалась баронским советом (15 человек). Иногда также созывался совет знати, который избирал специальный комитет по реформам, состоявший из 24 человек. Реформы, проводимые баронами, значительно урезали права и привилегии рыцарей и горожан.

    Возмущенный народ в 1259 году выступил против проводимой политики и выдвинули свои требования, главным из которых была защита интересов свободных граждан Англии и равенство всех перед законом. В результате были приняты т.н. «Вестминстерские провизии». Но бароны отказались выполнять их, а король не захотел вмешиваться в конфликтную ситуацию.

    Более того, Генрих III решил воспользоваться ей для укрепления своей собственной власти. Будучи помазанником Божьим на престоле Генрих III получил от папы римского освобождение от всех обязательств перед недовольной частью своего народа. Это был своего рода иммунитет от необходимости разрешать конфликтную ситуацию.

    В результате в стране в 1263 году началась настоящая гражданская война. Против власти баронов и короля выступили рыцари, горожане (торговцы и ремесленники), студенты Оксфорда, крестьяне и даже несколько баронов . Так во главе восставших оказался барон Симон де Монфор.

    Король укрылся в Вестминстерском аббатстве, а его войско возглавил наследный принц Эдуард.

    Активная поддержка горожан позволила восставшим победить. Так, лондонские горожане прислали Монфору 15 тыс. человек. Армия повстанцев взяла города Глостер, Бристоль, Дувр, Сэндвич и др., и пошла на Лондон.

    В мае 1264 г. в битве при Льюисе армия Монфора наголову разгромила королевское войско. Король и принц Эдуард были схвачены и вынуждены были подписать соглашение с повстанцами, по которому для управления страной стало необходимо было привлекать представителей различных сословий.

    В итоге, 20 января 1265 года в Вестминстерском аббатстве было открыто заседание собрания баронов, сторонников де Монфора, высшего духовенства, а также избранных от каждого графства по 2 рыцаря и от каждого большого города Англии по 2 горожанина. Это и был первый английский парламент. Власть в стране отныне начали контролировать представители различных сословий.

    Однако, война продолжалась 4 августа 1265 г. королевская армия разбила войско Симона де Монфора (битва при Ивземе). Сам Монфор был убит. Борьба разрозненных повстанческих групп продолжалась ещё до осени 1267 г.

    Но даже восстановив свою власть над Англией Генрих III, а позднее и его сын и наследник престола Эдуард I не отказались от парламента, хотя и старались использовать его преимущественно для введения новых налогов.