• Вздрагивал ли Ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 нед. жизни?
  • Появляется ли замирание ребенка на голос при звуке чьих-либо голосов? в возрасте 2-3 нед.?
  • Оборачивается ли ребенок в возрасте 1 мес. на звук голоса позади него?
  • Поворачивает ли голову ребенок в возрасте 4 мес. в сторону звучащей игрушки или голоса?
  • Оживляется ли ребенок в возрасте 4 мес. при звуках голоса матери?
  • Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5-6 мес. криком или широко открывая глаза на резкие звуки?
  • Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 мес.?
  • Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 мес.?
  • Замечаете ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета как реакцию на появление родителей?
  • Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
  • Замечаете ли Вы у ребенка в возрасте 8-10 мес. появление новых звуков, и каких?

Применение таких анкет позволяет более точно определить патологию слуха в раннем детском возрасте или даже в период новорожденности, а значит, наметить превентивные мероприятия.

Скрининг слуха

Своевременное выявление аудиологических проблем позволяет рано начать вмешательства, нацеленные на увеличение коммуникативных, социальных и образовательных навыков у этих детей. В течение многих лет ведутся дискуссии о ценности избирательного скрининга слуха и о всеобщем аудиологическом скрининге в период новорожденности.

К сожалению, только половина новорожденных со значительным нарушением слуха идентифицируются с использованием селективной скрининговой стратегии, основанной на присутствии или отсутствии факторов риска нарушений слуха: семейный анамнез нарушения слуха в детстве, наличие в анамнезе врожденных инфекций, анатомических пороков развития головы, шеи или ушей, вес при рождении менее 1500 г, наличие в анамнезе гипербилирубинемии, превышающей критический уровень, тяжелой асфиксии при рождении, бактериального менингита; истории использования ототоксических препаратов; длительная механическая вентиляция; присутствие врожденного/наследственного синдрома или его стигм, ассоциированного с нейросенсорной потерей слуха.

Средний возраст, в котором ребенок со значительными проблемами нарушения слуха идентифицируется, например, в США - 14 мес. Ограничения в технологиях скрининга, которые ведут к противоречиям в толковании теста и высокой частоте ложноположительных результатов, проблемы логистики, связанные с доступностью и выполнением, закончились в США в 1999 году подтверждением политики всеобщего скрининга слуха в период новорожденности с целью выявления новорожденных со значительным нарушением слуха к трехмесячному возрасту так, чтобы начать вмешательство к шестимесячному возрасту. В идеале первый скрининг должен проводиться до выписки из роддома. Новорожденные до 6 мес. традиционно исследуются с использованием тестирования реакции ствола мозга.

Более новая физиологическая методика - тестирование отоакустической эмиссии или вызванных потенциалов мозга - является многообещающей как простая скрининговая методика. Однако проблемы со специфичностью и логистические проблемы с последовательным использованием и интерпретацией этого теста поднимают вопрос относительно введения этого метода для всеобщего скрининга.

Некоторые педиатры являются сторонниками двухшаговой скрининговой стратегии, посредством которой детей, имеющих недостаточность при тестировании отоакустической эмиссии, направляют для скрининга с помощью исследования реакции ствола мозга. Пока оптимальный скрининговый метод не появится, специфическая методология скрининга слуха у новорожденных ограничена этими тестами.

Детей старше 6 мес. можно исследовать с использованием поведенческих, слуховых реакций ствола мозга или тестирования отоакустической эмиссии. Независимо от используемой методики скрининговые программы должны быть способны определять потерю слуха в 30 децибел или более в 500-4000 Гц области (речевая частота) - уровень дефицита, при котором нормальное развитие речи может нарушаться. Если дефицит слуха идентифицируется, ребенка следует своевременно направить для дальнейшего обследования и ранней помощи в виде направленного образования и социализации.

Вдобавок к выполнению грубой оценки слуха и опросу родителей относительно слуховых проблем при каждом диспансерном визите должен проводиться формальный скрининг слуха у всех детей. Факторы риска, обуславливающие необходимость формального скрининга вне периода новорожденности, таковы: беспокойство родителей относительно нарушения слуха и/или задержки развития речи; наличие бактериального менингита в анамнезе; неонатальные факторы риска, ассоциированные с потерей слуха; травма головы в анамнезе, особенно с вовлечением в процесс переломов височных костей; наличие синдромов, ассоциированных с нейросенсорной потерей слуха; частое применение ототоксических препаратов; нейродегенеративные заболевания и инфекционные заболевания типа паротита и кори, которые ассоциированы с потерей слуха.

Нарушения зрения

Наиболее частым видом расстройства зрения у детей является нарушение рефракции. При помощи тщательного сбора анамнеза, обследования и тестирования зрительных функций нарушения зрения могут быть рано выявлены, а их проявления уменьшены или полностью устранены.

Факторы риска развития патологии глаз включают:

  • недоношенность, низкий вес при рождении, наследственные заболевания в семье;
  • BHV-инфекцию, краснуху, герпес и заболевания, передающиеся половым путем у матери во время беременности;
  • диатез, рахит, диабет, заболевания почек, туберкулез у ребенка; офтальмологические заболевания в семейном анамнезе (амблиопия, гиперметропия, страбизм, миопия, катаракта, глаукома, дистрофии сетчатки);
  • заболевания в семейном анамнезе, которые могут повлиять на зрение (диабет, рассеянный склероз, коллагенозы);
  • использование медикаментов, которые могут повлиять на зрение или вызвать задержку в развитии зрения (стероидная терапия, стрептомицин, этамбутол и др.);
  • вирусные инфекции, краснуха, герпес у ребенка.

Скрининг зрения

Рутинный скрининг зрения - эффективный путь идентификации иначе не проявляющихся проблем, которые подлежат коррекции. Так как нормальное развитие зрения зависит от получения головным мозгом ясной бинокулярной зрительной стимуляции, а пластичность развивающейся системы зрения ограничена во времени (первые 6 лет жизни), то раннее определение и терапия различных проблем, нарушающих зрение, необходимы для предотвращения постоянного и необратимого дефицита зрения.

Рутинная возрастная оценка зрения должна проводиться при каждом диспансерном визите врача-педиатра первичного звена, начиная с исследования новорожденных, и в любом возрасте включать обзор адекватной анамнестической информации относительно зрительных проблем и семейного анамнеза, грубую проверку глаз и окружающих структур, наблюдение симметрии зрачков и их реактивности, оценку движений глаз, выявление «красного рефлекса» (для обнаружения помутнения и асимметрии зрительной оси) и возрастные методы оценки предпочтения глаз, регулировки и остроты зрения. Специальные офтальмоскопические исследования проводятся в 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12 и 14 лет, далее ежегодно до 18 лет в рамках ежегодной диспансеризации детей или по направлению педиатра.

У новорожденных состояние глаз, регулировка и острота зрения могут быть грубо оценены путем наблюдения за способностью ребенка визуально следить за объектом. При этом замечаются любые поведенческие признаки предпочтения глаз путем попеременного закрытия каждого глаза при показе интересующего объекта и наблюдения позиции симметрии света, отраженного от роговиц, когда источник света удерживается в нескольких сантиметрах перед глазами (роговичный световой рефлекс). Зрительная регулировка (взгляд обоими глазами) должна постоянно присутствовать к 4 мес. жизни. Особенно важно оценить «красный рефлекс» в период новорожденности. Идентификация отсутствия дефектов или асимметрии «красного рефлекса» являются ключом к своевременной идентификации и лечению помутнений зрительной оси и многих аномалий задней части глаза.

У грудных детей и дошкольников зрительное предпочтение и регулировка также могут быть оценены путем проведения более сложного теста закрытия одного глаза. Он вовлекает закрытие и открытие каждого глаза в то время, как ребенок смотрит прямо перед собой на объект, находящийся приблизительно в трех метрах. Наблюдение любых движений незакрытого глаза, когда противоположный закрыт, или закрытого глаза, когда окклюзор удаляется, свидетельствует о потенциальном нарушении регулировки глаз (косоглазие) и требует обсуждения с офтальмологом плана дальнейшего обследования. Независимо от этиологии косоглазие, которое остается нелеченным, в конечном счете приводит к корковой супрессии зрительных импульсов от недоминантного глаза и отсутствию пространственного зрения, делая раннюю диагностику и терапию критически важными.

К 3-5 годам жизни стереоскопическое зрение может быть оценено при помощи стереотеста или стереоскопических скрининговых аппаратов. Формальное тестирование остроты зрения должно начинаться в трехлетнем возрасте с методик, соответствующих возрасту. Приблизительно 20-25 % детей имеют идентифицируемые нарушения рефракции, обычно предмиопию или миопию (близорукость) к моменту достижения взрослого возраста. Использование картиночных тестов, типа LH-теста, и карточек с картинками Аллена является наиболее эффективным при скрининге дошкольников. К 5 годам жизни большинство детей можно успешно скринировать с использованием стандартных алфавитных карточек, теста с перевертышами.

У школьников, включая подростков, должны проводиться ежегодные проверки остроты зрения. Обследование дошкольников должно продолжаться, если острота зрения любого глаза снижена. У детей 5-6 лет при невозможности прочесть большинство строк необходимо дальнейшее обследование. В любом возрасте различие в измерении остроты зрения между глазами более чем в одну строку требует дальнейшей оценки.

Периодические осмотры органа зрения и проверка зрительных функций должны проводиться семейными врачами с определенной периодичностью: при выписке из роддома; в возрасте 2-4 мес.; в возрасте 1 года; в возрасте 3-4 лет; в возрасте 7 лет; в школе - 1 раз в 2 года. Детей, включенных в группы риска развития патологии глаз, следует осматривать ежегодно. Новорожденных и грудных детей из групп риска осматривают ежеквартально на протяжении двух первых лет жизни.

Стоимость "Тест скрининг Plusoptix" - 150 грн.-без осмотра врача

Стоимость "Тест скрининг Plusoptix" - 175 грн с проф.осмотром врача

Все родители желают своим детям здоровья . Как известно, предупредить развитие заболевания намного проще, чем лечить его. Избавить малышей и их родителей от неприятностей со здоровьем поможет комплексное профилактическое обследование. Именно с этой целью, за первый год жизни ребенка , один раз в месяц необходимо посещать определенных специалистов. И не случайно, ведь первый год – очень ответственный период в жизни малыша, так как именно в это время происходит становление всех органов и систем организма. В нашей государственной системе здравоохранения врач педиатр ежемесячно осматривая ребенка, только при подозрении на какую-либо патологию отправляет на консультацию к профильным специалистам. Но всегда ли можно увидеть проблему «невооруженным глазом»?

Как оказалось не всегда! Речь идёт о развитии и становлении зрительной системы ребенка. В стенах нашей клиники мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда услышав тот или иной офтальмологический диагноз, родители задают вопрос:«Как давно у нас образовалась эта проблема?», и очень удивляются, когда слышат в ответ: «Этой проблеме не три недели, и даже не несколько месяцев, это врожденная патология». И зачастую мы наблюдаем изумленный и растерянный вид пап и мам. А когда начинаем расспрашивать когда же они посещали офтальмолога , получаем множество вариантов ответа, таких как:

-«А зачем это делать до школы?»
-«Мы были – нам сказали с возрастом все пройдет.»
-«Нас уверили, что до 3х лет ребенка невозможно обследовать», и так далее.

Как же проверить зрение ребенку первого года жизни?

Теперь в нашем центре в Харькове, благодаря аппарату "Plusoptix, Gemany" мы можем с высокой точностью проверить зрение (остроту зрения) ребенку до года.


Так происходит процедура проверки остроты зрения:

  • Врач в течении 15-30 сек производит замер аппаратом "Plusoptix"
  • Далее, в зависимости от результата обследования, врач дает дальнейшие рекомендации и выдает пациенту результат обследования .

Почему же так важно пройти консультацию детского офтальмолога в грудном возрасте?

Особенность заболеваний глазок такова, что они не сопровождаются болезненными ощущениями (кроме травм), поэтому ребенок не в состоянии осознать, что он плохо видит и не может сообщить об этом родителям.

Первый визит к офтальмологу необходимо планировать в 3-4 месяца . Именно в этом возрасте устанавливается правильное положение глаз и уже видны возможные патологии. Врач оценивает состояние зрительного нерва и сосудов сетчатки, которые являются показателем тонуса сосудов головного мозга. В этом возрасте видны признаки таких серьезных заболеваний как:

  • врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления),
  • катаракта (помутнение хрусталика),
  • птозы (опущение верхнего века),
  • злокачественные новообразования , требующие срочного оперативного вмешательства.
Если еще добавить паралитическое косоглазие и некоторые аномалии развития рефракции , которые уже можно не только диагностировать, но и достаточно успешно корректировать в возрасте до года, становится очевидно, насколько важен ранний осмотр детского офтальмолога .

Нет сомнений в том, что профилактический осмотр необходим всем малышам. Но существует определенная группа риска, которой показано посещение офтальмолога практически в неотложном порядке.
В каких же случаях визит к окулисту так необходим:

  • беременность проходила на фоне гестоза любой степени тяжести (преэклампсия, эклампсия)
  • случае внутриутробной хронической гипоксии
  • при стремительных или наоборот затяжных родах с длительным безводным периодом
  • кесарево сечение
  • обвитие пуповиной
  • родовые травмы
  • преждевременные роды до 38 недели гестации
  • преждевременная отслойка плаценты
  • оценка по шкале Апгар менее 7-8 балов
  • ЗВУР (задержка внутриутробного развития)
  • TORCH – инфекция (врожденная краснуха, хламидиоз, микоплазмоз, герпетическая инфекция)
  • отягощенный семейный анамнез по офтальмологи: -миопия (близорукость) -гиперметропия (дальнозоркость) -астигматизм -косоглазие -случаи врожденной катаракты, глаукомы, атрофии зрительного нерва.

Подведем итоги:

1) Когда необходим первый визит к офтальмологу? - В 3-4 месяца
2) Что для этого необходимо? - Ребенок должен быть сыт и не хотеть спать
3) Насколько это сложное обследование? - При отсутствии патологии не требует ни дорогой аппаратуры, ни много времени
4) Какая информативность? - 100%, поскольку в 3 месяца ребенок еще не боится врача, хорошо следит за игрушкой и спокоен в течении всего осмотра
5) Что нам это даст в случае обнаружения патологи? - Своевременное выявление проблемы открывает возможность раннего консервативного лечения.
6) Как грудной ребенок сможет носить очки? - Уверяем вас, что дети даже в таком возрасте смогут носить очки, и чем раньше начать решать эту проблему, тем больше шансов, что в школу ребенок пойдет с полностью здоровой и подготовленной к нагрузке зрительной системой.

Ведь многие полагают, что это заболевание может пройти самостоятельно? Любая глаукома, лечение её - это уровень не домашней медицины, а профессиональной.

Да! Это просто необходимо! Свыше полутора миллионов жителей США страдает от проявлений глаукомы. В списке заболеваний, вызывающих слепоту, глаукома занимает устойчивое второе место.

Самое большее распространение (примерно 90% всех случаев) получила открыто-угольная форма глаукомы (ОУГ), отличающаяся постепенным прогрессом вплоть до наступления полной слепоты. Прочие разновидности глаукомы - врожденная, закрытоугольная и вторичная также опасны, но менее коварны.

Разумеется, статистика всегда условна, поэтому, упоминая больных с открытоугольной глаукомой и с плохим зрением, источники утверждают: слепота прогрессирует у 65% лиц на протяжении 20 лет.

Помимо ухудшения остроты зрения ОУГ может провоцировать появление других сопутствующих заболеваний. Частный случай - нарушение периферического зрения.

Глаукома соотносится с преклонным возрастом и расовыми критериями. Так лица европейского происхождения после 50 лет сталкиваются с глаукомой сравнительно редко. Люди пожилые жалуются на нее гораздо чаще, а в преклонном возрасте от нее страдает более 3% от числа всех пациентов офтальмологических клиник. Негры считаются особой группой риска по заболеванию глаукомой, а большинство случаев слепоты у негроидов вызывается именно этим заболеванием.

Причины глаукомы

Помимо возрастных данных и особенностей рассового происхождения, для развития глаукомы имеют особую важность

  • близорукость;
  • сахарный диабет;
  • наследственность, когда кто-то в семье уже имеет глаукому;

Особенности проведения скрининговых тестов на глаукому

Существует много тестов для определения глаукомы, но чаще всего на практике используются тонометрия, офтальмоскопия и периметрия.

Выбор тонометрии как как тестового метода на глаукому целиком возлагается на врача. В ряде случаев лицам, входящим в группу риска (в возрасте под 70) клинически целесообразно обследоваться на глаукому у врача-окулиста.

Для измерения уровня внутриглазного давления применяются различные типы тонометров - аппланационные и импрессионные. При использовании любого тонометра принято считать по определению, что глаза пациентов имеют сходную ригидность, толщину роговицы и одинаковый кровоток. Результаты тонометрии зависят от выбор модели устройства, тяжести заболевания и квалификации врача-офтальмолога.

Проблемы использования тонометрии связаны с свойствами глазного давления. Под этим подразумевается уровень внутриглазного давления, превышающий 21 мм рт. ст. Несмотря на то, что гипотензивность глаз зачастую предваряет сокращение поля зрения вследствие глаукомы и рассматривается как дополнительный фактором риска (глаукома отмечается в 5-6 раз чаще нормального при ВГД, превосходящем 21 мм рт. ст.), небольшая гипотензивность глаз встречается у пациентов, не страдающих глаукомой.

При этом число лиц, страдающих от глаукомы, составляет примерно 1% от общей численности всего населения, что гораздо меньше, нежели чем число больных, имеющих гипотензивность глаз (порядка 15%). Гипотензивность есть у четверти всех лиц пожилого возраста. Гипотензивность не взаимосвязана с глаукомой. Примерно у 80% больных с ГГ глаукома никогда не диагоностировалась и не прогрессировала.

Высокий уровень внутриглазного давления наоборот имеет важное значение для рисков появления глаукомы. Исходное значение в 35 мм рт. ст. гораздо менее чувствительно при прогнозировании глаукомы. Открытоугольная глаукома может прогрессировать у пациентов, имеющих обычный показатель внутриглазного давления.

Офтальмоскопия - второй вид скрининга на открытоугольную глаукому. Офтальмоскопия обязательно присутствует в стандартном осмотре врача-офтальмолога, будучи одним из важнейших компонентов диагностики глазных заболеваний. В ходе этой процедуры при помощи офтальмоскопа возможно осмотреть глазное дно, оценить состояние сосудов глазного дна, диска зрительного нерва и сетчатки.

Также офтальмоскопия дает возможность обнаружить затронутые атрофией участки, способные вызвать образование новых очагов заболевания, найти места разрывов сетчатки и узнать их количество. Исследования могут делаться в прямом и обратном виде, широким и узким зрачком.

Наряду с заболеваниями глаз офтальмоскопия используется в диагностике других патологий, как то: сахарный диабет, артериальная гипертония и пр.

Третий метод обследования на ОУГ - периметрия, процедура, позволяющая определить границы полей зрения. Периметрия характеризуется большей точностью, нежели тонометрия или офтальмоскопия. Объём поля зрения дает возможность определить остроту периферического зрения, оказывающего влияние на состояние жизнедеятельности пациента.

  • глаукома;
  • дистрофия сетчатки;
  • отслойка сетчатки;
  • гипертония;
  • ожоги глаза;
  • онкологические заболевания глаза;
  • излияние крови в сетчатку;
  • травма, ишемия зрительного нерва.

а) Почему скрининговое исследование необходимо в детской офтальмологии? Маленькие дети не могут достоверно сообщить об изменениях зрения одного или обоих глаз. Только ограниченный круг специалистов способны выполнить обследование глаз у детей, и их число неуклонно снижается. По этим причинам многие заболевания глаз у детей выявляются при позднем обращении. Необходимость скрининга стала очевидной после появления данных о выявлении более 50% детских офтальмологических состояний, влияющих на зрение ребенка, как правило, педиатрами или семейными врачами при скрининговой диагностике.

б) Что такое скрининг? «Скрининг - это систематическое тестирование или опрос на предмет выявления лиц с обоснованным риском определенного расстройства с целью повышения эффективности дальнейшего обследования или непосредственных превентивных мер среди пациентов, не обращавшихся за медицинской помощью при симптомах этого расстройства». С помощью скрининга в популяции выявляются субъекты, страдающие тем или иным заболеванием, прежде чем разовьются его симптомы. Кроме того, скрининг может быть использован для обнаружения фактора риска будущего заболевания или его бессимптомного течения.

в) Когда уместно скрининговое исследование? Критерии значимости и целесообразности скрининговых программ разработаны Всемирной организацией здравоохранения. Они делятся на группы:

Действительно ли скрининг выполним и приемлем для тех, кто участвует в исследовании? (критерии 4, 5, 6). Необходимы тесты, выполняемые до развития симптомов болезни, которые помогли бы установить факторы риска заболевания или диагноз на бессимптомной стадии болезни. Такие тесты должны обладать достаточной чувствительностью и специфичностью, чтобы быть полезными, достоверными и безопасными.

Распознано ли заболевание, возможно ли лечение, достигнут ли консенсус кого лечить и как, и хватит ли технических средств для обследования и лечения? (2,3,7,8) Понимание и единодушное мнение в отношении естественного течения заболевания необходимы для оценки вероятности прогрессирования его бессимптомной формы, выявленной при скрининге, в симптоматическую. Лечение должно быть приемлемым, доступным и хорошо согласованным. Скрининг неизлечимого заболевания, особенно у детей, слишком маленьких, чтобы дать согласие, несет риск значительного вреда.

Существует ли программа для повсеместной и непрерывной реализации скрининга? (1) Скрининговое исследование - комплексное, что дает надежду на его пригодность. Различная доступность приводит к исключению из скрининга тех, кому он с наибольшей вероятностью был бы полезен.

Какова полезность затрат программы в целом, включая последующие исследования и процедуры, и как это соотносится с ресурсами, доступными при других заболеваниях? (1,9) Необходим анализ полезности затрат («затраты-польза»). Сопоставление издержек и выгоды (анализ «затраты-выгоды») должно свидетельствовать о превосходстве скрининга над альтернативами - просвещением общественности посредством информационных кампаний, медицинским наблюдением с целью раннего выявления симптомов заболевания или увеличение ресурсов на лечение.

г) Виды скрининга :

1. Первичный скрининг . Опросам, осмотру или тестированию подвергается популяция в целом. Это происходит единовременно или через регулярные промежутки времени. Как правило, проводится в той или иной возрастной группе.
Пример : оценка красного зрачкового рефлекса у новорожденных.

2. Однопрофильный (целевой) скрининг . Тест или исследование предлагается категории лиц с повышенным риском заболевания или осложнений.
Пример : скрининг диабетической ретинопатии.

3. Конъюнктурный скрининг . Тест или исследование предлагается пациенту, посещающему медицинское учреждение по другой причине.
Пример : оценка остроты зрения или исследование сетчатки в ходе оценки врожденной непроходимости носослезного протока.

4. Каскадный скрининг . Тестирование родственников больного, подверженных высокому риску данного заболевания; является основной формой скрининга в клинической генетике.

Значение каскадного скрининга особенно велико для единокровных семей. В других семьях польза скрининга быстро уменьшается по мере удаления тестируемого от пробанда, когда он составляет лишь незначительный процент от общего числа носителей в широкой популяции.
Пример 1 : скрининг мутации у родственников пробанда с ретинобластомой.
Пример 2 : клиническое обследование родственников лица с синдром Марфана на предмет выявления основных и второстепенных клинических симптомов.

д) Скрининг vs активного наблюдения . Когда распространенность основного заболевания при первичном скрининге низка (например, необходимо выполнить сотни исследований красного зрачкового рефлекса у новорожденных, чтобы диагностировать аномалию), рекомендации ВОЗ должны оправдать скрининг. Если вероятность положительных результатов исследования в определенной группе населения высока, вместо скрининга применяется активное наблюдение.


Существует непрерывный спектр от первичного скрининга до клинической помощи отдельному пациенту.
Поскольку у каждой категории медицинского обслуживания свои задачи, необходимо четко представлять, какая из них необходима пациенту.

е) Генетический скрининг . Специфический и изменчивый характер генетического скрининга признан в критериях оценки программы. Как только расходы сокращаются, возникает давление со стороны отдельных лиц, семей, групп поддержки пациентов и коммерческая заинтересованность в тестах для выявления специфических генных нарушений или комплексных признаков генетических маркеров.

Критерии ВОЗ одинаково действительны для генетического скрининга, но они были расширены, чтобы учесть специфические особенности, такие как интересы других членов семьи, которые могут быть носителями генетической аномалии, случайно выявленной во время каскадного скрининга, гарантии полной осведомленности участников об ограничениях анализа и эффектах генетических изменений, а также принять во внимание психологическое воздействие.

ж) Анализ скрининг-теста . Для эффективного скрининга необходим тест, который точно определяет фактор риска или пресимптомный признак, что в свою очередь является предиктором последующего развития заболевания. Тест должен заслуживать доверие экспертов и быть достоверным с течением времени. Оптимальный порог между положительными и отрицательными результатами количественного теста (например, остроты зрения) варьируется от условий; например, высокая чувствительность требуется при скрининге ретинопатии недоношенных ввиду тяжелых последствий каждого ложноотрицательного случая.

В принятии этих решений могут помочь методы описательной статистики, такие как ROC-кривая, позволяющая выяснить оптимальное соотношение чувствительности и специфичности. Анализ предшествующих исследований является необходимым условием до начала программы с последующим ее уточнением при постоянном контроле качества.

з) Подготовка скринингового обследования . Правительственная инициатива в здравоохранении обеспечит финансирование и равный доступ. Ключ к успеху - сложная и тщательная подготовка.

1. Определение целей. Их несколько:
а. Улучшение исходов заболевания.
б. Ограничение вредных последствий скрининга.
в. Расширение внедрения.
д. Информирование участников о реалистичных ожиданиях от скрининга.
е. Ограничение затрат.

2. Расчет необходимых ресурсов. Количественная оценка документируется, охватывая все аспекты скринингового процесса, включая изучение случаев с сомнительными результатами и лечение в случае выявления заболевания.
3. Определение рабочей стратегии. Создаются протоколы, обеспечивающие интегрированное функционирование программы, распределение обязанностей и методов документации.
4. Разработка компьютеризированной системы для идентификации и привлечения пациентов/участников, которая интегрируется с системами, используемыми для управления отбором и обращением. Объясняется, что повлечет за собой приглашение, а также формируется реалистичное представление о возможных результатах, в том числе - ложно отрицательных результатах скрининга.
5. Обеспечение скринингового теста. Определяется способ и место проведения исследования.

6. Обеспечение проведения мероприятий. Клинические ресурсы должны быть доступны до начала выполнения программы, чтобы обеспечить немедленное направление к специалисту и лечение выявленного заболевания.
7. Минимизация сомнительных результатов скрининга. Пациенты с неясными результатами скрининга нуждаются в дальнейшем лечении, нередко поглощающем значительные ресурсы. Правильный выбор скрининг-теста позволяет снизить количество сомнительных результатов.
8. Для проведения скрининговой программы необходимо руководство персоналом, обучением, коммуникация, координация и управление качеством, включая аудит, научные исследования и разработки.

и) Обоснование скрининга . Для оценки достоверности требуется большое число пациентов и строгое соблюдение протокола. Демонстрация пользы скрининга с помощью рандомизированных контролируемых исследований - важная часть подготовки к созданию скрининговой программы.

Польза от программы активного скрининга оценивается с помощью анализа тенденции развития (тренда) временного ряда, в идеальном случае со сбором данных, продолжающимся до начала скрининга. Кроме того, сравнение может проводиться одновременно в группе населения, не подлежащей скринингу, например между странами.

1. Предвзятые результаты . Скрининговые исследования склонны к предвзятости из-за отбора пациентов. Пристрастное отношение к результатам проявляется в поддержке лучших результатов.

Предвзятость самоотбора : лица, принимающие приглашение на скрининг, отличаются от уклоняющихся от него; полностью устранить проблему поможет только рандомизированный контроль.

Предвзятость времени выполнения : раннее выявление случаев путем скрининга создает ложное впечатление более длительного выживания или медленного развития заболевания.

Предвзятость длительности течения : при скрининге с большей вероятностью выявляется медленно прогрессирующее или статическое заболевание, чем быстро прогрессирующие случаи.

Выявление клинически незначимых случаев : не во всех случаях патологические изменения продолжат свое развитие до клинически значимого заболевания и при отсутствии скрининга остаются недиагностированными. Такие случаи могут создать впечатление успешно проведенного лечения.

Неспособность контролировать эти влияния подозревается при недостаточном улучшении популяционных показателей успешности лечения, установленных при анализе тренда временного ряда, несмотря на кажущееся выздоровление пациента на основе результатов скрининга.

2. Варьирование скриниговой практики . Оптимальная скрининговая практика изменяется в зависимости от места и времени. Возраст и вес при рождении у детей, страдающих ретинопатией недоношенных, варьируют между странами и с течением времени, поэтому оптимальные клинические критерии различны для популяций, намеченных для скрининга. Отличия скрининговой политики также связаны с различными убеждениями и ценностями.

к) Скрининг в развивающихся странах . Системы здравоохранения развивающихся стран часто испытывают недостаток в ресурсах, предъявляя завышенные требования к нагрузке персонала, особенно в сельских районах. Семьи, особенно матери, стеснены в вопросах благосостояния и образования и нередко поражены в правах. Голод, засуха, гражданские беспорядки или война могут разрушить систему оказания помощи. Однако адекватный скрининг полезен, если ориентирован на заболевания с высокой распространенностью с низкими затратами на скрининг и недорогим лечением (очки, витамины, основные антибиотики), которое можно начать немедленно.

Когда ресурсы сильно ограничены, анализ полезности затрат облегчит выбор между скринингом и его альтернативами, такими как просвещение, информационные кампании, услуга наблюдения за ребенком, массовая вакцинация (например, против краснухи) или профилактика заболеваний (например оксиметрия для недоношенных детей).

л) Ожидаемый результат . В идеале, в целях достижения наибольшей выгоды скрининговые программы должны использовать объективные доказательства пользы и установления приоритетов ресурсов. Другие факторы, влияющие на скрининговую стратегию, приведены на рисунке ниже. Убеждение в пользе досимптомной диагностики заболевания привела к поддержке со стороны СМИ, общественности, групп поддержки и специалистов некоторых скрининговых программ, не подкрепленных доказательствами.

На приоритетность поддержки скрининговых программ, связанных с эмотивными заболеваниями, со стороны СМИ, общественности, групп поддержки и специалистов оказывают влияние социальные ценности. Коммерческие интересы затрагивают скрининговую политику на различных уровнях.

м) Правовые последствия . Скрининг позволяет выявить только определенный процент случаев. Когда ребенок заболевает, несмотря на предыдущий скрининг, возникает ощутимое недовольство семьи и беспокойство специалистов, даже если не сделано никакой ошибки. В этом видна разница между скринингом и индивидуальным подходом к пациенту; чувствительность любого оптимального скринингового теста меньше чем 100%, что позволяет избежать крайне низкой специфичности, причиняющей вред ненужными исследованиями и лечением.

Устранение подобных проблем начинается перед проведением самого скрининга путем гарантии полной информированности лиц, приглашенных на скрининг, включая тот факт, что выявляется только часть лиц, нуждающихся в дообследовании, и почему это необходимо. В этом случае субъект способен принять осознанное решение, хочет ли он участвовать в программе. Необходимо быть готовым показать ретроспективно, что имело место информированное согласие. Скрининговый сервис должен продемонстрировать контроль качества и результаты, сопоставимые с поставленными задачами и эквивалентными программами.

н) Скрининг зрения у детей . Основной целью большинства скрининговых оценок зрения у детей в развитых странах является выявление амблиопии. Установленный порядок значительно различается, включая три этапа:

Скрининг зрения у дошкольников . Преимущество ранней диагностики амблиопии или факторов риска, которые могут привести к амблиопии, уравновешено относительно низким участием, отсутствием идеального теста, неопределенностью амблиогенных факторов риска и их естественного развития. Скрининг зрения у дошкольников в настоящее время не является общепризнанным, но продолжается изучение критериев, методов и инструментов, которые могут сделать это возможным.

Скрининг зрения в школьном возрасте имеет преимущества расширенного набора и разумного согласия на тестирование и лечение. Видение себя является основным результатом теста, а не обследование на возможные факторы риска. Есть основания полагать, что амблиопия, диагностированная в возрасте около пяти лет, полностью излечима. Однако высказывается предположение, что анизометропическая амблиопия и косоглазие, помутнение мидии и другие причины амблиопии, могли бы выявляться ранее.

Скрининг зрения у школьников наиболее вероятно позволит выявить некорригированные аметропии и может быть оправданным в развивающихся странах, где это служит основной причиной ухудшения зрения. После того как ребенок пошел в школу дальнейший скрининг амблиопии становится неэффективным, поскольку новые случаи амблиопии не развиваются, а состояние становится неизлечимым.

о) Заключение . Скрининг - ценный инструмент для выявления некоторых детских болезней глаз на стадии, когда лечение еще возможно. Однако скрининг представляет собой комплекс противоречивых аспектов. Важно выполнить высококачественные исследования до внедрения скрининговой программы. Нецелесообразность выполнения неподходящего скрининга в интересах пациента и популяции в целом. В нескольких странах созданы Национальные органы с целью оптимизации оптимизировать скрининговую политику в области общественного здравоохранения.


Ретинобластома, диагностированная при скрининге зрения.
В некоторых случаях при скрининге выявляется медленно прогрессирующее или клинически незначимое заболевание, что приводит к появлению необъективных результатов.
Наличие хориоретинальной атрофии и внутриолухолевые кистозные полости предполагают многолетний статический размер или раннюю спонтанную регрессию.
Образование наблюдалось без лечения, и в течение последующих 24 месяцев отмечалась его медленная регрессия.

Блок-схема планирования скрининг-теста.
Скрининг-схема является стандартным средством, с помощью которого планируются ресурсы и протоколы для предполагаемых или действующих программ.
Рассматриваются все возможные пути развития событий наряду с расчетным или фактическим количеством пациентов после каждого этапа.

Отличия в весе при рождении и гестационном возрасте у детей с тяжелой ретинопатией недоношенных в странах с низким, средним и высоким уровнем дохода.
Горизонтальные и вертикальные линии представляют собой обычные критерии для скрининга ретинопатии недоношенных.
Можно заметить, что многие пациенты в странах со средним и низким уровнем дохода не подпадают под эти критерии.

Факторы, влияющие на стратегию скрининга.